Общественный строй (устройство) – это совокупность всех общественных отношений на определенном этапе развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный строй (устройство) – это совокупность всех общественных отношений на определенном этапе развития.



То есть в приведенном фактическом значении общественный строй – это то же самое, что и общество, но взятое на протяжении не всей истории своего существования, а на некотором отрезке. В марксизме-ленинизме применительно к 19-20 векам выделяли 2 вида общественного строя, которые противопоставлялись: капиталистический и социалистический. В таком же значении, как и общественный строй, употреблялся термин «общественно-экономическая формация».

Общественный строй=общество=общественно экономическая формация

Основы общественного строя в фактическом значении это ведущие из тех отношений, которые входят в общественный строй. Основы общественного строя в юридическом значении представляют собой главный государственно-правовой институт, который определяет общество в целом и его сферы. Формирование названного государственно-правового института осуществлялось в СССР, чтобы подчеркнуть отличие советского гос. права от западного конституционного права. Дело в том, что западные Конституции регулировали только 2 основных вопроса: права и свободы человека (включая право частной собственности) и статус гос. органов. В них обычно отсутствовали разделы об обществе в целом. В СССР в связи с построением социализма считалось необходимым включать в К. нормы, которые принципиально определяли бы общественную жизнь в целом. Например: раздел об основах общественного строя и политики Конституции БССР 1978 года закреплял сущность государства (общенародное), руководящую роль коммунистической партии, положение общественных объединений, социалистическую собственность, направление гос. регулирования. Социальная структура представлялась как союз рабочих, крестьян, интеллигенции. Норм о правах человека, статусе органов государства в этом разделе не было. Таким образом, институт основ общественного строя посвящался наиболее глобальным общественным отношениям.

Возникновение этого института было связано с возникновением социализма. Суть социализма в том, что всё общее. Выразить это через статус отдельных органов и через право нельзя. Нужен был раздел, который бы закрепил принадлежность всех благ обществу в целом.

В начале 90-х годов, в период распада СССР и коренных изменений основы общественного строя были заменены на институт основ к. строя. Действующая К. Беларуси не определяет, какой общественный строй: капиталистический или социалистический, должен быть у нашей страны. В связи с этим для обозначения первого раздела К. Беларуси избран нейтральный термин «К. строй». Что же касается «общественного строя», то данный термин исключили из-за его политико-идеологической окраски. С общественным строем всегда связывают противопоставление капитализма и социализма. Обозначение к. строй производно от термина «конституция».

К. строй в фактическом значении – это совокупность только тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией.

Следовательно К. строй – всего лишь часть общественного строя. ОКС в фактическом значении представляют собой ведущие из тех отношений, которые входят в К. строй.

Понятие К. строя тесно связано с проблемой реальности К. К. строй есть в той стране, где принята Конституции и она выполняется. В странах с фиктивной конституцией К. строй отсутствует.

Если Конституция это письменный документ, содержащий нормы права (книжечка), то К. строй – реальная жизнь общества (за окном).

Таким образом К. строй включает проведение выборов и референдумов, функционирование главных гос. органов, реализацию гражданами своих прав и выполнение ими обязанностей, деятельность политических партий и других общественных объединений.

Основы конституционного строя в юридическом значении – это главный конституционно-правовой институт, содержащий нормы права, которые закреплены в первом разделе Конституции Беларуси и регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения.

Сравнение советского института основ общественного строя с нынешним институтом ОКС можно провести по нескольким критериям:

По предмету регулирования

В данном случае рассматриваемые институты наиболее похожи, потому что регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Но что касается субъектов данных отношений, то основы общественного строя закрепляли статус только наиболее крупных, коллективных субъектов: государства в целом, народа, социальных классов, партий и других общественных объединений. Основы же К. строя, кроме названных субъектов, определяют еще и положение человека. (ст. 2, 10,11)

По содержанию

Рассматриваемые институты максимально различаются! Почти все принципы основ общественного строя заменены на свою противоположность (раньше был принцип – вся власть советам, теперь разделение властей; раньше господство социалистической собственности, теперь равенство государственной и частной собственности (ст. 13); главная социальная группа – рабочие-крестьяне, теперь любые общности и они равны между собой.)

По объему

ОКС менее объемный институт. Считается, что КП не должно очень широко регулировать общественные отношения, чтобы не ограничивать свободу общества. Советские же ОКС подвергали жизнь общества довольно сильному регулированию и поэтому состояли из значительного количества норм.

Вывод: ОКС – самый главный институт в системе КП, он включает только те нормы, которые содержатся в первом разделе и эти нормы, в отличие от советского времени, регулируют еще и положение человека, провозглашают его высшей ценностью (ст. 2), а не только статусы гос. органов.

 

Понятие РБ. Форма правления

 

Многие нормы института ОКС посвящены государству. Понятие государства используется в широком и узком значении.

В широком государство представлено тремя компонентами:

1. Народ

2. Органы власти

3. Территория

Из перечисленных документов видно, что в состав государства включается и неодушевленная часть (территория), но, несмотря на это, государство считается субъектом, а не объектом конституционных правоотношений.

В узком значении государство отождествляется только со вторым из названных компонентов. Дело в том, что внешне активность государства проявляется в деятельности органов власти, состоящих из должностных лиц.

«РБ» – название нашего государства. Это название введено не Конституцией, а законом, принятым Верховным Советом 19 сентября 1991 года. Согласно закону БССР переименовывалась в РБ, а сокращенно – Беларусь. Таким образом, оба названия, РБ и Беларусь, являются официальными и имеют юридическое значение. РБ – полное название, Б – сокращенное. Термин «Беларусь» употребляется в К, например в ее Преамбуле, в ст. 9, 11, 21.

РБ – составное название, включающее два компонента:

1. Республика указывает на форму правления

2. Беларусь – собственное наименование.

В государствах используются различные подходы для их обозначения:

1. Используется только собственное наименование. (Украина, Япония)

2. Используется составное название, которое наряду с собственным названием указывает на:

a. форму правления (РБ, Итальянская республика, соединенное королевство Великобритания)

b. политико-территориальное устройство (Российская федерация, США, Мексиканские Соединенные штаты)

c. государственно-правовой режим (демократический, авторитарный) (Китайская народная республика)

В К. РБ нет норм, которые прямо были бы посвящены особенностям формы правления. На нее указывает только наименование РБ. Как известно, выделяют 2 формы правления:

1. Республика

2. Монархия

Форма правления позволяет ответить на вопрос, в каком порядке: путем избрания на определенный срок или путем получения власти по наследству формируется глава государства. Следует иметь ввиду, что в республике Президент не всегда избирается непосредственно народом. Например, президент Италии избирается Парламентом. Для современных монархий, в свою очередь, характерно существование наряду с главой государства и выборного органа (Парламент).

Необходимо обратить внимание на отсутствие жесткой связи между формой правления и государственно-правовым режимом. Он бывает либо демократическим, либо авторитарным. И в республике и монархии могут иметь место оба режима. Однако, безусловно, демократическому режиму ближе республика.

Большое практическое значение имеет выделение разновидностей формы правления. В республике есть такие разновидности:

1. Президентская

2. Парламентская

3. Смешанная (полупрезидентская)

Форма правления в РБ не укладывается полностью ни в одну из выделенных разновидностей. РБ можно считать суперпрезидентской республикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.033 с.)