Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как институт гражданского общества.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Различная степень учета структур личности приводит к поляризации статусно-ролевых концепций личности, фиксирующих, прежде всего, "внешнюю" детерминацию поведения индивида и выполняемых им социальных функций (закрепленных в социальных позициях, статусах и ролях индивида), с одной стороны – и диспозиционных концепций личности, исходящих из фактора самодетерминации индивида его диспозиционными (социальные установки и ценностные ориентации) и мотивационными структурами, с другой. Специально становление индивида как социального субъекта (личности), а также формирование личностных структур, рассматриваются в различных концепциях социализации, воспитания и образования. Со своей стороны, статусно-ролевые концепции личности долгое время ассоциировались в социологической и внесоциологической традициях как выражающие саму суть Социализации Личности, т.е. социологического видения и понимания личностной проблематики. Они по-новому переоформили классические установки дюркгеймовского социологизма и европейского рационализма, в соответствии с которыми человек в своем личностном виде трактовался как: а) детерминируемый социальными отношениями, взаимодействиями, условиями и ситуациями; б) принципиально "разумный" (рациональный) при определении стратегии и тактики своего поведения. Откуда предельное основание действий индивида – это следование стратегии реализации социальной функции, вменяемой ему как его социальная позиция в социальной системе и "под которую" он социализирован и адаптирован. Занятие той или иной социальной позиции предполагает способность и готовность индивида к исполнению определенной социальной роли. Таким образом, акцент в способе задания (предписывания) социальной роли индивиду выступает в качестве демаркатора той или иной версии в статусно-ролевом подходе к личности. Каждая социальная роль предполагает наличие ее нормативной структуры и ролевого поведения (стратегии и технологии ее исполнения). В нормативной структуре социальной роли фиксируются ролевые предписания и ожидания, образцы поведения, права и обязанности, система санкций (стимулов и репрессий), отсылки к фондирующим социальную роль ценностям.
Для выбора той или иной версии трактовки сути социального статуса и понимания формирования ролевых систем большое значение в статусно-ролевых концепциях личности имеют еще два понятия: социальный престиж и ролевой конфликт. Под первым понимается объективированная в определенных критериях и шкалах сравнительная и разделяемая социумом, институтом, общностью, группой, отдельными людьми (имеющими на то санкцию в глазах того или иного сообщества) оценка социальной (социокультурной) значимости для социальных целостностей тех или иных социальных позиций, ролей, но прежде всего статусов. Социальный престиж оформляется, как правило, знаково-символическим образом и во многом связан с властными (в самом широком смысле слова) возможностями обладателя того или иного социального статуса. Последний поддается корректировке через формирование определенного имиджа той или иной позиции и роли. Оценки престижности являются мощным регулятором социального поведения, формирования и перестройки ролевых систем индивида. Формирование и перестройка ролевых систем предполагает ситуацию выбора и согласования ролей, провоцирующую возникновение ролевых конфликтов, требующих от личности иных (чем в условиях нормального функционирования) стратегий и технологий действования и поведения. Дальнейшее развитие статусно-ролевых концепций происходило как через акцентирование аспекта ролевого поведения в них (рассмотрение механизмов определения своей роли индивидом, стратегий мотивации и т.д.), так и через универсализацию категориально-понятийных средств подхода для анализа иной тематики и проблематики. Так, расширяется понимание социализации, которая начинает трактоваться не только как усвоение социальных ролей, но и как выработка собственных образцов поведения и поиск референтных групп. Аналитические средства подхода переносятся на анализ социальных групп и институтов, которые начинают анализироваться как организованности социальных ролей и статусов. Рефлексия последних способствовала конституированию различных версий диспозиционных концепций личности, сформировавших иной, чем статусно-ролевой, подход к пониманию личности в неклассической социологии. В любом случае, новое понятие "диспозиционная структура" было призвано обозначить фиксированную в социокультурном опыте личности её готовность воспринимать и оценивать условия своей деятельности. Однако в целом диспозиционные концепции личности, смещая исследовательский интерес на "внутренние" личностные структуры, остаются в рамках основных социологических установок социологии личности и могут быть соотнесены со статусно-ролевым подходом. Таким образом, социология личности, наработавшая за время своего развития разветвленный понятийный и методический аппарат, ставится в современном социогуманитарном знании перед необходимостью критически-рефлексивного обращения к методологическим основам и концептуальным допущениям.
Рекомендуемая литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Под общ. ред. П.С.Гуревича. – М.: Прогресс, 1993. 2. Голосенко Н.А., Козловский В.В. История русской социологии ХIХ-ХХ вв. – М.: Онега, 1995. 3. Горелов А.А. Социология: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2006. 4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная социология. – СПб.: Ольга, 1997. 5. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996. 6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2003. 7. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. 8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987. 9. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 1999. 10. Социологический словарь / Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. – пер. с англ. – М.: Экономика, 2000.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.008 с.) |