ТОП 10:

Взаимодействие социальных отношений и культуры.



Культура, как и любая другая структура, используемая в социуме, имеет свои социальные функции:

а) коммуникативная функция опирается на накопление и трансляцию социального опыта (в том числе межпоколенческого) и связана с передачей сообщений (информации) в ходе совместной социальной деятельности;

б) регулятивная функция связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля над этими действиями в социуме;

в) интегрирующая функция связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейшего условия стабильности социума.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностной и нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства самих социальных систем.

В мире существуют культурные универсалии и многообразие культурных форм, то есть можно отметить элементы культуры, которые свойственны всем странам или общностям.

Культурные универсалии, то есть общие черты, свойственные всем социальным культурам: совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык.

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток - запад", национальной культуры и субкультур (элитарной, народной, массовой). Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм. Существуют две крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм и систем: этноцентризм и релятивизм.

Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родной деревни. Американский социолог У.Саммер назвал такой взгляд на общество этноцентризмом, при котором определенная группа считает себя центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм делает (для нас) нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхчеловек», и в негативных - «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство». Этноцентризм – это всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм – это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Прежде всего, следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. В большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Но периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Но опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Таким подходом считается культурный релятивизм.

Релятивизм говорит о том, что каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм.Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Основное положение культурного релятивизма – это когда определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия именно в данной социальной группе или только в данном обществе.

Откуда самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – это сочетание черт и этноцентризма, и релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование. Это тем более актуально, что в XX веке появился новый феномен – массовая культура (кино, печать, поп-музыка, мода). Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории и потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. И наконец, в последнее время мы все чаще встречаемся с термином «субкультуры». Это те части культуры, которые присущи только определенным социальным группам, или связанны с определенными видами деятельности (молодежная субкультура, например). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия или слэнги. Всё это увеличивает наши межкультурные возможности (свободу) с одной стороны, но накладывает на нас определённые внутрикультурные обязанности (запреты) с другой.

 

 

Тема 9

Личность и общество

1. Личность как социальный тип.

2. Личность как деятельный субъект.

3. Общество как агент социализации личности.

4. Личность как институт гражданского общества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.007 с.)