Понятие бухгалтерского учета, его основные элементы и объекты учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бухгалтерского учета, его основные элементы и объекты учета



Понятие бухгалтерского учета, его основные элементы и объекты учета

Основные понятия, задачи и принципы БУ

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и капитале организации путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основные объекты БУ:

1. Имущество организации;

2. Капитал организации;

3. Обязательства организации (дебиторская и кредиторская задолженность).

Активный капитал состоит:

1. ВОА:

- НМА;

- ОС;

- Незавершенное строительство;

- Долгосрочные финансовые вложения (ЦБ);

- Доходные вложения в материальные ценности (ОС для передачи в лизинг, аренду, прокат).

2. МА:

- МОС;

- Дебиторская задолженность;

- Краткосрочные финансовые вложения (ЦБ);

- Денежные средства.

Пассивный капитал состоит:

1. Собственный капитал:

- УК;

- Добавочный капитал (переоценка имущества: ОС и эмиссионный доход по ЦБ, которые котируются на организованном рынке);

- Резервный капитал (образуется за счет прибыли);

- НРП;

- Целевое финансирование;

2. Заемный капитал:

- Долгосрочные обязательства;

- Краткосрочные обязательства.

Основные задачи БУ:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении: для внешних и внутренних пользователей БО.

2. Выявление внутрихозяйственных резервов.

3. Предотвращение результатов хозяйственной деятельности.

4. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей БО.

В соответствии с ФЗ «О БУ» выделяются следующие его основные принципы:

1. Принцип денежного измерения – имущества, обязательства и хозяйственные операции отражаются только в стоимостном измерении и в валюте РФ.

2. Принцип обособленного предприятия – на балансе отражается только имущество, являющееся собственностью предприятия, если имущество не принадлежит предприятию, оно учитывается на забалансовых счетах.

3. Принцип непрерывности учета – учет ведется непрерывно с момента регистрации предприятия до его реорганизации или ликвидации.

4. Принцип «двойной записи» - учет имущества, обязательств, капитала и хозяйственных операций ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах.

5. Принцип непротиворечивости – данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

6. Принцип своевременности – все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков или изъятий.

Основные методы ведения БУ

Метод БУ – это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет БУ.

Основными элементами метода БУ являются:

1. Документация;

2. Инвентаризация;

3. Денежная оценка;

4. Калькуляция;

5. Бухгалтерские счета;

6. Двойная запись;

7. Бухгалтерский баланс;

8. Отчетность предприятия.

1. Документация – способ первичного отражения объектов БУ, когда на каждую операцию или группу однородных операций составляются первичные документы.

2. Инвентаризация – систематическая проверка имущества организации на определенную дату и сопоставление его фактического наличия с нормативными данными.

3. Денежная оценка – используется для получения сводных показателей по различным хозяйственным операциям и имуществу организации.

4. Калькуляция – представляет собой определение фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции.

5. Счета БУ – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества, капитала и обязательств организации.

6. Двойная запись – такая бухгалтерская запись в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах БУ дважды по дебету одного и кредиту другого, взаимосвязанного с ним счета.

7. Баланс – обобщает и сопоставляет имущество организации по составу, размещению и источникам образования, выраженные в денежной оценке на определенную дату.

8. Отчетность – единая система данных об имуществе и финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский Баланс

Бухгалтерский баланс – это система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации по состоянию на определенную дату в денежном выражении, представляющее данные о хозяйственных средствах (активах) и их источников (пассивов).

Бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, где левая часть Актив определяет:

1. В каких видах выражены и как размещены хозяйственные средства (Внеоборотные активы, Оборотные активы), каков их состав.

2. Какова их роль в производственно-финансовой деятельности предприятия.

3. Какова сумма по каждому виду хозяйственных средств.

Правая часть Пассив определяет:

1. Из каких источников образованы средства предприятия, в каких формах и кем они представлены или от кого получены.

2. Каково их целевое назначение.

3. Какова сумма по каждому конкретному источнику.

Т. о. бухгалтерский баланс представляет собой остатки по счетам на определенную дату.

Баланс
Актив Пассив
Статьи расположены по возрастанию ликвидности Статьи расположены по увеличению срочности
1. НМА 2. ОС 3. Запасы 4. Дебиторская задолженность 5. Финансовые вложения 6. Денежные средства 1. Уставный капитал 2. Долгосрочные заемные средства 3. Краткосрочные заемные средства 4. Кредиторская задолженность

 

Классификация бухгалтерских балансов:

1. По времени составления:

1.1. Вступительный

1.2. Текущий

1.3. Ликвидационный

1.4. Разделительный (Объединительный)

2. По источникам составления:

2.1. Инвентарный

2.2. Книжный

2.3. Генеральный

3. По объему информации:

3.1. Единичный

3.2. Сводный

3.3. Консолидированный

4. По видам деятельности:

4.1. Коммерческой организации

4.2. Инвестиционного фонда

4.3. Банка, страховой компании

4.4. Бюджетной организации

5. По формам собственности:

5.1. Государственного предприятия

5.2. Коммерческого предприятия

6. По объекту отражения

6.1. Самостоятельный баланс

6.2. Отдельный баланс

7. По степени аналитичности:

7.1. Баланс брутто

7.2. Баланс нетто

7.3. Шахматный оборотный баланс

7.4. Уплотненный баланс

Статьи баланса объединены в разделы по признакам относительной однородности экономических элементов:

1. ВОА

Код строк: 11 10 – 11 90

Итого по разделу 1: 11 00

2. ОА

Код строк: 12 10 – 12 50

Итого по разделу 2: 12 00

Валюта баланса по активу = 1+2: 16 00

3. Капитал и резервы

Код строк: 13 10 – 12 70

Итого по разделу 3: 13 00

4. Долгосрочные обязательства

Код строк: 14 10 – 14 50

Итого по разделу 4: 14 00

5. Краткосрочные обязательства

Код строк: 15 10 – 15 50

Итого по разделу 5: 15 00

Валюта баланса по пассиву = 3+4+5: 17 00

 

Выделяют 4 типа изменений бухгалтерского баланса:

Тип изменения Счет актива Счет пассива Валюта баланса
Д-т К- т Д-т К- т
  + -     Не изменился
      - + Не изменился
  +     + Увеличится
    - -   Уменьшится

 

1) Сняты наличные средства в банке по чеку:

Д50 К51 – 100 000

2) Часть чистой прибыли направлена на пополнения резервного капитала:

Д84/1 К82

3) Акцептован счет поставщика за товары:

Д41 К60/1

4) Перечислены денежные средства с расчетного счета в оплату поставщику за приобретенные товары:

Д60/1 К51

План счетов БУ и его назначение

Новый план счетов введен в действие с 1.01.2001 года и представляет собой схему регистрации и группировки хозяйственных средств, обязательств и источников образования хозяйственных средств.

Классификация счетов БУ:

1. По отношению в бухгалтерскому балансу:

1.1. Балансовые счета (А, П, А-П)

1.2. Забалансовые счета

2. По степени детализации получаемых показателей:

2.1. Синтетические

2.2. Субсчета

3.2. Аналитические

3. По экономическому содержанию:

3.1. Счета хозяйственных средств

3.2. Счета хозяйственных процессов

3.3. Расчетные счета (отражают обязательства)

3.4. Счета источников образования средств

4. В зависимости от назначения и структуры:

4.1. Основные счета:

- Инвентарные (имущественные): 01, 04, 10, 41, 43, 51, 52

- Фондовые (капитал): 80, 82, 83, 84

- Счета расчетов: 60, 62, 71, 73, 75, 76, 79

4.2. Регулирующие счета (не имеют конечного сальдо, в балансе их нет):

- Дополнительные (по нормативной с/с): 16, 40

- Контрарные (амортизация): 02, 05

- Контрарно-дополнительные (резервы под обесценение): 14, 59, 63

4.3. Операционные счета:

- Распределительные: 23, 25, 26, 97, 96

- Калькуляционные: 08, 20, 44

- Сопоставляющие: 90, 91

Оборотные ведомости

Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетового или кредитового), суммы оборотом по дебету и по кредиту и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое).

Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.

Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.

В оборотно-сальдовой ведомости должно соблюдаться три пары равенств:

1. Сальдо начальное по дебету = сальдо начальное по кредиту, т.к. итог средств должен соответствовать итогу источников.

2. Обороты по дебету = Обороты по кредиту (принцип двойной записи).

3. Сальдо конечное по дебету = Сальдо конечно по кредиту.

Код счета Наименование счетов Сальдо на начало месяца (тыс. руб.) Оборот за месяц (тыс. руб.) Сальдо на конец месяца (тыс. руб.)
Д К Д К Д К
               
               
               
60/1              
               
               
  Итого:            

 

…….

Счет 01 «Основные средства»

Д К
Сальдо нач. – первоначальная стоимость ОС, принадлежащих предприятию  
- первоначальная стоимость объектов ОС (списывается с кредита 08-3) - переоценка ОС (дооценка) - стоимость списанных объектов ОС - переоценка ОС (уценка)
Сальдо кон. – первоначальная стоимость ОС на конец периода  

Учет ОС

Классификация и оценка ОС

ОС – представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла (если он превышает 12 месяцев).

ВОА принимаются к учету в качестве объектов ОС, если одновременно выполняются следующие условия:

1. Использование в производстве продукции, для управленческих нужд или предоставление за плату во временное владение или пользование.

2. Имущество используется в течение длительного времени (свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.).

3. Организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества.

4. Имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход в будущем через амортизационные отчисления).

Состав ОС:

- здания, сооружения, передаточные устройства;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- измерительнеы и регулирующие приборы;

- вычислительная техника, транспортные средства;

- инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- внутрихозяйственные дороги;

- прочие соответствующие объекты.

К ОС не относятся:

- оборудование, сданное в монтаж;

- предметы (ОС), находящиеся в пути;

- машины, оборудование и другие аналогичные предметы, числящиеся как ГП на складах предприятия.

Порядок учета и движения ОС определяется ПБУ 6.01 «Учет ОС».

Классификация ОС:

1. По функциональному назначению:

1.1. Производственные ОС – используемые в рамках уставной деятельности предприятия.

1.2. Непроизводственная ОС – жилые дома, детские сады, больницы.

2. По принадлежности (наличию права на объекты):

2.1. Собственные ОС – числящиеся на балансе предприятия.

2.2. ОС, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

2.3. Арендованные ОС – полученные в аренду, лизинг, прокат, учитываемые за балансом и эксплуатируемые за определенную плату.

3. По степени использования:

3.1. Действующие ОС – находящиеся в эксплуатации.

3.2. Резервные ОС – находящиеся в запасе.

3.3. ОС находящиеся на консервации (3 мес.)

3.4. ОС находящиеся в стадии достройки, реконструкции (год).

Оценка ОС:

1. Первоначальная стоимость – сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление ОС (без возмещаемых налогов) и приведение их в состояние, пригодное использованию.

2. Остаточная стоимость – разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации. По этой стоимости ОС учитываются в балансе.

3. Восстановительная стоимость – текущая рыночная стоимость, которая должна быть уплачена в случае необходимости замены объекта ОС на аналогичный новый объект.

4. Ликвидационная стоимость – стоимость, которая может быть получена при ликвидации ОС.

Учет выбытия ОС

Выбытие ОС происходит на предприятии в следующих случаях:

1. При списании ОС в связи с их непригодностью к дальнейшей эксплуатации;

2. При реализации по договору купли-продажи (договор мены);

3. При безвозмездной передаче другому предприятию по договору дарения;

4. При передаче в счет вклада в УК;

5. При выявленной недостаче в результате проведения инвентаризации;

6. При ликвидации в результате чрезвычайных ситуаций.

При выбытии ОС должен быть отражен финансовый результат. Для чего отрывается активно-пассивный счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 91

Д К
1) 91.3 – НДС с продаж – 36 000 2) Остаточная стоимость объектов ОС – 180 000 3) Расходы, связанные с выбытием- 10 000 1) 91.1 – Выручка, полученная от выбытия ОС (включая НДС) – 236 000
Сальдо конечное - убыток Сальдо конечное - прибыль

 

Закрытие счета 91:

1. Прочие доходы включены в сальдо прочих доходов: Д91-1 К91-9 – 236 000

2. НДС с продаж включен в сальдо прочих расходов: Д91-9 К91-3 -36 000

3. Остаточная стоимость ОС включена в состав прочих расходов: Д91-9 К91-2 – 180 000

4. Затраты, связанные с выбытием ОС, включены в состав прочих расходов: Д91-9 К91-2 – 10 000

5. Отражен финансовый результат, если сальдо конечное кредитовое – получена прибыль: Д91-9 К99 – 10 000

6. Отражена сумма убытка, если сальдо конечное дебетовое: Д99 К91-9

Бухгалтерские записи, связанные с выбытием ОС:

При безвозмездной передаче ОС:

1. Списывается первоначальная стоимость ОС: Д01-2 К01-1 – 100 000

2. Списана сумма начисленной амортизации: Д02-1 К01-2 – 80 000

3. Отражена остаточная стоимость ОС: Д91-2 К01-2 – 2 000

4. Восстановлен НДС с остаточной стоимости безвозмездно переданного ОС: Д91-2 К68-2 – 3 600

5. Списана сумма дооценки по переданному объекту ОС: Д83 К84-1

6. Списаны прочие расходы при выбытии ОС: 91-2 К10 (70, 69, 76,0 02…)

Продажа объектов ОС:

Д01-2 К01-1

1. Списана первоначальная стоимость объекта ОС: Д91-2 К01-2 – 100 000

2. Списана сумма начисленной амортизации: Д02-1 К91-1 – 80 000

3. Отражена задолженность покупателей за проданный объект ОС: Д62-1 К91-1 – 86 500

4. Начислен НДС с продаж: Д91-3 К68-2 – 13 195

5. Списаны расходы, связанные с продажей ОС: Д91-2 К20 – 7 000

6. Поступили денежные средства от покупателей: Д51 К62-1 – 86 500

7. Отражено списание доходов: Д91-1 К91-9 – 166 500

8. Списаны расходы организации: Д91-9 К91-2 – 107 000

9. Сумма НДС списана на расходы: Д91-9 К91-3 – 13 195

10. Отражен финансовый результат:

Д91-9 К99 – 166 500

Д99 К91-9 – 120 195

11. Начислен налог на прибыль: Д99 К68-4 - 46 305*0,2 = 9 261

12. Отражена величина чистой прибыли по данной операции: Д99 К84-1 – 37 044

13. Перечислены налоги в бюджет:

Д68-2 К51 – 13 195

Д68-4 К51 – 9 261

 

Списание (ликвидация ОС):

1. Списана первоначальная стоимость ОС: Д01-2 К01-1

2. Списана сумма начисленной амортизации: Д02-1 К01-2

3. Списана остаточная стоимость ОС: Д91-2 К01-2

4. Списана сумма дооценки по ликвидируемому объекту ОС: Д83 К84-1

5. Списаны расходы по выбытию ОС: Д91-2 К70 (69, 10, 02, 76..)

6. Оприходованы материалы, полученные от демонтажа оборудования по рыночной стоимости: Д10 К91-1

 

Недостача объектов ОС:

1. Списана первоначальная стоимость ОС: Д01-2 К01-1 – 100 000

2. Списана сумма начисленной амортизации: Д02-1 К01-2 – 80 000

3. Списана остаточная стоимость по недостающему ОС: Д94 К01-2 20 000

4. Величина недостачи списана на виновное лицо: Д73-2 К94 – 20 000

5. Отражена разница между остаточной стоимостью недостающих ОС и рыночной стоимостью, подлежащие взысканию с виновных лиц: Д73-3 К98-4 – 4 000

6. Отражено погашение виновным лицом задолженности по недостачам:

А) путем внесения наличных средств – Д50 К73-2 – 24 000

Б) безналичным перечислением: - Д51 К73-2 – 24 000

В) путем удержания из з/п: Д70 К73-2 – 24 000

7. Разница между остаточной и рыночной стоимостью по мере погашения задолженности включается в текущие доходы: Д98-4 К91-1 – 4 000

8. Списана недостача при отсутствии виновных лиц: Д91-2 К94 – 20 000

9. Восстановлен НДС с остаточной стоимости по недостающему объекту ОС: Д91-2 К68-2 – 20 000*0,18 = 3 600

10. Объект ОС застрахован на 30 000, величина страховых выплат при наступлении страхового случая включается в состав текущих доходов: Д76-1 К91-1 30 000

11. Величина недостачи по застрахованному имуществу включается в состав текущих расходов:

Д91-2 К94 – 20 000

12. Получены страховое возмещение: Д51 К76-1 – 30 000

Учет операций лизинга

Для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в материальные ценности, которая последняя предоставляет за плату во временное пользование другой организации, используется активный счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Материальные ценности отражаются на счете 03 по первоначальной стоимости исходя из фактических затрат на их приобретение (строительство) за исключением возмещаемых налогов. В бухгалтерском балансе они учитываются по остаточной стоимости (счет 03 – 02.3).

К счету 03 отрываются следующие субсчета:

03-1 – Поступление доходных вложений в материальные ценности.

03-2 – Выбытие доходных вложений в материальные ценности.

Начисление амортизации:

02-3 – начисление амортизации по доходным вложениям в материальные ценности.

Учет операций оперативного лизинга

Лизинговое имущество находится на балансе лизингодателя.

Бухгалтерские записи для лизингодателя:

1. Отражены расходы по приобретению имущества для передачи в лизинг: Д08-4 К60-1 (76)

2. Выделен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков: Д19-1 К60-1 (76)

3. Принято к учету имущество для передачи в лизинг: Д03-1 К08-4

4. Оплачены счета поставщиков: Д60-1 (76) К51 (52, 55)

5. Принят к вычету НДС: Д68-2 К19-1

6. Отражена передача имущества лизингополучателю: Д03-2 К03-1

7. Оборудование, переданное в лизинг, учтено на забалансовом счете: Д011

8. Отражены расходы по имуществу, сданному в лизинг: Д91-2 К20 (23, 76- 1)

9. Отражено начисление амортизации по имуществу, сданному в лизинг: Д91-2 К02-3

10. Отражена задолженность лизингополучателя по лизинговым платежам: Д62-1 (76) К91-1

11. Начислен НДС по лизинговым платежам: Д91-3 К68-2

12. Отражено получение лизинговых платежей: Д51 (52, 55) К62-1 (76)

13. Отражен возврат лизингового имущества (возврат имущества по ОСТАТОЧНОЙ стоимости):

Д03-1 К03-2

14. Списано оборудование с забалансового счета: К011

Бухгалтерские записи для лизингополучателя:

1. Поступило имущество по договору лизинга в оценке, предусмотренной условиями договора:

Д001

2. Отражены расходы по лизинговым платежам:

А) если оборудование используется в рамках основной деятельности: Д20 (23, 25, 26, 44) К76

Б) если оборудование используется в рамках прочей деятельности: Д91-2 К76

3. Отражен НДС на основании счета-фактуры лизингодателя: Д19-1 К76

4. Перечислены лизинговые платежи: Д76 К51 (52, 55)

5. Возмещен НДС по лизинговым платежам: Д68-2 К19-1

6. Возвращено лизинговое имущество лизингодателю: К001

Учет операций финансового лизинга

Лизинговое имущество находится на балансе лизингополучателя.

Бухгалтерские записи для лизингодателя:

1. Акцептован счет по приобретению имущества для передачи в лизинг: Д08-4 К60-1 – 100 000

2. Выделен НДС в соответствие со счетами-фактурами поставщика: Д19-1 К60-1 – 18 000

3. Оплачен счет поставщика: Д60-1 К51 – 118 000

4. Возмещен входной НДС: Д68-2 К19-1 18 000

5. Отражена передача имущества в лизинг: Д03 К08-4 – 100 000

6. Отражены расходы, связанные с передачей имущества лизингополучателю: Д91-2 К03 - 100 000

7. Отражена задолженность лизингополучателя по лизинговым платежам в соответствие с условиями договора: Д62-1 К91-1 – 236 000

8. Начислен НДС с суммы лизинговых платежей: 91-3 68-2 - 36 000

9. Отражена разница между фактическими расходами на приобретение лизингового имущества и задолженностью лизингополучателя по лизинговым платежам: Д91-1 К98 – 100 000

10. Признана в составе доходов текущего периода часть доходов будущих периодов по имуществу, переданному в лизинг: Д99 К91-1 – 100 000/n – период получения лизинговых платежей

11. Отражено получение лизинговых платежей: Д51 К62-1 – 236 000

12. Отражены расходы лизингодателя за период лизинговой сделки: Д91-2 К20 (23, 76)

Бухгалтерские записи для лизингополучателя:

1. Отражена договорная стоимость имущества, полученного по договору лизинга: Д08-4 К76 – 100 000

2. Выделен НДС со стоимости лизингового платежа: Д19-1 К76 – 36 000

3. Отражена разница между лизинговыми платежами, НДС по лизинговым платежам и балансовой стоимостью лизингового имущества: Д97 К76 – 100 000

4. Принят на баланс объект лизинга: Д01-1 К08-4 – 100 000

5. Отражено начисление амортизации по лизинговому имуществу: Д91-2 К02-3 – 10 000

6. Отнесена задолженность по лизинговым платежам на текущие расходы: Д91-2 К97 – 100 000/n

7. Перечислены лизинговые платежи: Д76 К51 – 236 000

8. Предъявлен к вычету НДС по лизинговым платежам: Д68-2 К19-1 – 36 000

Текущая аренда ОС

Текущая аренда представляет сдачу арендодателем своего имущества на определенный срок арендатору с обязательным возвратом данного имущества. Права и обязанности собственника на весь срок договора аренды остаются за арендодателем. Перечень имущества, передаваемого в аренду, определен ГК РФ.

При сдаче имущества в текущую аренду последнее не снимается с баланса арендодателя, а у арендатора отражается на забалансовом счете 001.

Арендная плата при текущей аренда включает: сумма начисленной амортизации + прибыль арендодателя + затраты, понесенные арендодателем.

Бухгалтерские записи для арендодателя:

1. Отражено списание имущества, передаваемого в аренду: Д01-2 К01-1

2. Учитывается за балансом имущество, переданное в аренду: Д011

3. Начислена амортизация по имуществу, переданному в аренду: Д91-2 К02-2

4. Отражена задолженность арендатора по арендным платежам: Д62-1 К91-1

5. Отражены суммы НДС по арендной плате: Д91-3 К68-2

6. Поступила от арендатора арендная плата: Д51 К61-1

7. Зачет сметы арендатора за выполненный ремонт ОС, переданных в аренду: Д91-2 К76

8. Отражен НДС со стоимости расходов на ремонт: Д19-1 К76

9. Отражен возврат имущества, переданного в аренду: Д01-1 К01-2

10. Списано ОС с забалансового счета по окончании договора аренды: К001

Бухгалтерские записи для арендатора:

1. Отражено за балансом полученное по договору аренды имущество: Д001

2. Отражена задолженность по арендной плате: Д20 (23, 25, 26, 44, 91.2) К60-1

3. Отражена сумма НДС по арендной плате: Д19-1 К60-1

4. Перечислены арендные платежи: Д60-1 К51

5. Отражена задолженность арендодателя за выполненный капитальный ремонт, выполненный в рамках договора аренды: Д62-1 К91.1

6. Отражен НДС с суммы полученного дохода: Д91.3 К68.2

7. Оплачен арендодателем расходы по капитальному ремонту, выполненному арендатором: Д51 К62-1

8. Отражены затраты арендатора по выполненному ремонту: Д91-2 К23 (76…)

9. Возвращено арендованное имущество по окончании срока договора аренды: К001

 

Учет НМА

 

НМА представляют собой ВОА предприятия не имеющие материально-вещественной формы, но выраженные в денежной оценке, используемые в обороте предприятия больше 12 месяцев, способные приносить доход и обладающие способностью к отчуждению. Порядок учета НМА определяется ПБУ-15/07 и называется «Учет НМА». При принятии НМА к бухгалтерскому учету необходимо единовременное выполнение следующих 7-ми условий:

1. Отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

2. Возможность идентификации (выделения) от другого имущества организации;

3. Наличие надлежаще оформленных документов (получение исключительных прав на НМА);

4. Использование в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации;

5. Использование в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);

6. Организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

7. Способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

К НМА относятся:

1. Исключительное право патентообладателя на:

- изобретение;

- промышленный образец;

- полезную модель;

- селекционное достижение.

2. Исключительное авторское право на:

- программы для ЭВМ;

- базы данных.

3. Исключительное право владельца на:

- товарный знак и знак обслуживания;

- наименование места происхождение товара.

4. Деловая репутация организации:

- Определяется как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию (имущественный комплекс), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу этой организации на дату ее покупки.

К БУ НМА принимаются по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа их поступления в организацию:

1. Приобретение за плату (исходя из фактических затрат на приобретение и доведение НМА до состояния, пригодного к использованию, за минусом возмещаемых налогов).

2. Безвозмездное получение (по рыночной стоимости на дату принятия НМА к БУ).

3. Созданные самим предприятием (исходя из фактической стоимости изготовления НМА).

4. Внесение в счет вклада в УК (по согласованной оценке между учредителями).

5. Получение по договору мены (исходя из стоимости переданных предприятию товаров в обмен на выбывшее имущество).

В бухгалтерском балансе НМА показываются по остаточной стоимости за минусом суммы начисленной амортизации.

 

Учет МПЗ

 

Учет МПЗ осуществляется на основе ПБУ 5/01.

Способ

Материалы учитываются по фактической стоимости их приобретения. В этом случае на счете 10 формируется фактическая стоимости приобретенных МПЗ как сумма всех понесенных расходов с разделением на два элемента:

- Учетная цена – определяется исходя из средневзвешенной договорной стоимости закупок материалов за предшествующие периоды и установленные в расчете на единицу измерения.

- Отклонение – суммы, уплаченные сверх договорной цены и они отражаются на отдельном аналитическом счете и подлежат распределению между остатками материалов на складах и материалами, израсходованными в производстве.

Бухгалтерские записи при поступлении материалов с использованием счета 10:

1. Отражена стоимость приобретенных МПЗ: Д10 К60-1

2. Учет НДС по приобретенным МПЗ: Д19-3 К60-1

3. Отражаются расходы по транспортировке МПЗ: Д10 К60-1

4. Учет НДС по транспортным расходам: Д19-3 К60-1

5. Отражено вознаграждение посреднику: Д10 К76

6. Учет НДС с суммы вознаграждения: Д19-3 К76

7. Начислены % за кредит, использованные на покупку МПЗ до их оприходования: Д10 К66

8. Оплачены счета: Д60-1 (76) К51, 52, 55

9. Поступили МПЗ от учредителей в качестве вклада в УК: Д10 К75-1

10. Оприходованы МПЗ, изготовленные самим предприятием: Д10 К20

11. Приняты к учету МПЗ, оприходованные как неисправимый брак:Д10 К28

12. Поступили МПЗ по договору займа: Д10 К76-5

13. Приобретены материалы на наличный расчет: Д71 К50, Д10 К71

14. Оприходованы излишки МПЗ по результатам инвентаризации: Д10 К91-1

15. Оприходованы МПЗ от разборки ОС: Д10 К91-1

16. Поступили в переработку материалы заказчика: Д003

17. Оприходованы материалы, полученные безвозмездно: Д10 К76, Д76 К98

Способ

Материалы отражаются по нормативной (плановой) стоимости с использованием счетов 15 и 16.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов»

Д К
1. Фактическая стоимость приобретенных материалов.   Сальдо – перерасход МПЗ   1. Нормативная стоимость приобретенных материалов.   Сальдо - экономия МПЗ

 

Отклонения фактической с/с от плановой списывается на счет 16. Процент в стоимости МПЗ (Р) определяется:

Р = (Отклонение факт с/с от плановой на начало месяца + Отклонение факт с/с от плановой на конец месяца)/(Стоимость приобретенных материалов по учетным ценам на начало месяца + Стоимость приобретённых материалов по учетным ценам на конец месяца)

Сумма отклонений, относящихся к израсходованным за отчетный месяц материалам = (Стоимость МПЗ по учетным ценам, израсходованным за отчетный месяц * Р)/100

Бухгалтерские записи с использованием счетов 15, 16:

1. Отражена покупная стоимость материалов: Д15 К60-1

2. Учтен НДС по приобретенным МПЗ: Д19-3 К60-1

3. Списана учетная стоимость МПЗ: Д10 К15

4. Списано отклонение фактической стоимости МПЗ от учетных цен:

А) перерасход: Д16 К15

Б) экономия: Д15 К16

5. Списаны материалы на производство по учетным ценам: Д20 (23, 25, 25, 29, 44) К10

6. Списано отклонение, относящееся к материалам, отпущенным на нужды основного производства: а) перерасход: Д20 К16

Б) экономия: Д20 К16 – сторно

Учет издержек производства

 

Учет брака в производстве

…..

Записи по счету 90 «Продажи» производятся накопительно в течение отчетного года, ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборотов определяется финансовый результат от продажи.

Бухгалтерские проводки при определении выручки от реализации продукции при кассовом методе:

1. Отгружена готовая продукция по фактической с/с: Д45 К43 – 8 000

2. Списаны расходы при отгрузке продукции, которое понесло предприятие-изготовитель:

Д45 К76 – 1 000

Д19-3 К76 – 180

3. Отражена задолженность покупателя за отгруженную продукцию: Д62-1 К90-1 – 23 600

4. Отражена задолженность перед бюджетом по НДС: Д90-3 К76 – 3 600

5. Оплачена продукция покупателем: Д51 К62-1 – 23 600

6. Отражен НДС по оплаченной продукции: Д76 К68-2 = 3 600

7. Списана фактическая с/с отгруженной продукции: Д90-2 К45 – 9 000

8. Возмещен входной НДС: Д68-2 К19-3 – 180

9. Оплачены расходы по транспортировке: Д76 К51 – 1 180

10. Отражены расходы организации: Д90-9 К90-2-3 – 12 600

11. Отражена доходы организации: Д90-1 К90-9 – 23 600

12. Отражен финансовый результат: Д90-9 К99 – 11 000

13. Начислен налог на прибыль: Д99 К68-4 – 2 200

14. Перечислены налоги в бюджет:

А) налог на прибыль: Д68-4 К51 – 2 200

Б) НДС: Д62-3 К51 – 3 420

Бухгалтерские проводки при определении выручки от реализации продукции при методе начисления:

1. Отражена задолженность покупателей за реализованную продукцию: Д62-1 К90-1 – 23 600

2. Выделен НДС: Д90-3 К68-2 – 3 600

3. Списывается фактическая с/с реализованной продукции: Д90-2 К43 – 8 000

4. Отражены коммерческие расходы: Д44 К76 – 1000

5. Входной НДС с коммерческих расходов: Д19-3 К76 – 180

6. Списываются коммерческие расходы: Д90-2 К44 – 1 000

7. Получены средства покупателей: Д51 К62-1 – 23 600

8. Перечислены налоги в бюджет: Д68-4 К51 – 2 200

Д68-2 К51 – 3 420

Учет издержек обращения

Под издержками обращения понимаются затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов в процессе продвижения товара. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, в состав издержек обращения включаются:

- упаковка изделий на складах ГП;

- доставка ГП на станцию отправления;

- погрузка ГП в транспортное средство;

- комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

- затраты на содержание помещений для хранения ГП в местах ее продажи;

- затраты на представительские (4% от ФОТ), рекламные (1% от оборота без косвенных) и другие аналогичные расходы.

Расходы на рекламу, включаемые в состав коммерческих затрат нормируются и составляют 1% от оборота (без НДС) и представительские в размере 4% от ФОТ.

Расходы на продажу учитываются на активном калькуляционном счете 44 «Расходы на продажу». Дебетовое сальдо показывает расходы на продажу, относящиеся к остаткам товаров на начало (конец) отчетного периода.

Для распределения издержек обращения между проданными товарами и остатками на складе на конец месяца делаются следующие расчеты:

1. Определяется средний % издержек обращения:

К = (Ин +Ип)/ (Тп +Ткоп)

И – издержки обращения на начало и за отчетный период;

Т – товары, реализованные за отчетный период и остатки на конец периода.

2. Рассчитываются издержки обращения на остаток товара:

Иот = К (издержки обращения средние) * Ткоп/100

3. Определяется величина издержек обращения, списываемых на финансовый результат:

Ироп = Ит + Иоп – Иот

Бухгалтерские записи по счету 44:

1. Отражается списание МПЗ на издержки обращения: Д44 К10

2. Начислена амортизация по ОС и НМА: Д44 К02(05)

3. Акцептован счет на рекламные услуги: Д44 К76

4. Выделен НДС: Д19-3 К76

5. Начислены налоги, относящиеся на издержки обращения: Д44 К68

6. Начислена з/п работникам, занятым реализацией продукции: Д44 К70

7. Начислены страховые взносы: Д44 К69

8. Отражается списание подотчетных сумм: Д44 К71

9. Производятся отчисления в резервы предстоящих расходов: Д44 К96

10. Списываются издержки обращения на с/с продаж: Д90-2 К44

Понятие бухгалтерского учета, его основные элементы и объекты учета

Основные понятия, задачи и принципы БУ

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и капитале организации путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основные объекты БУ:

1. Имущество организации;

2. Капитал организации;

3. Обязательства организации (дебиторская и кредиторская задолженность).

Активный капитал состоит:

1. ВОА:

- НМА;

- ОС;

- Незавершенное строительство;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.272 с.)