Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения.
При изучении элективных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Программа элективного курса: «Подготовка к ГИА по химии» способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы.
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
4) помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Распределение времени на каждую тему следует считать условным. Учителю предоставляется право по своему усмотрению изменять количество часов, отводимое на изучение той или иной темы.
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| Форма проведения занятия
| Формы контроля
| Дата
|
Вещество
|
1.
| Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
2.
| Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
3.
| Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
4.
| Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
5.
| Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
6.
| Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
7.
| Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических элементов и т. д.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
|
8.
| Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
9.
| Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
10.
| Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
11.
| Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
12.
| Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
13.
| Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
14.
| Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.
|
15.
| Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
16.
| Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
17.
| Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
18.
| Химические свойства оснований.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
19.
| Химические свойства кислот.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
20.
| Химические свойства солей (средних).
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
21.
| Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
22.
| Первоначальные сведения об органических веществах.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
23.
| Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
24.
| Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
25.
| Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.
|
26.
| Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
27.
| Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
28.
| Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
29.
| Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
30.
| Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
|
|
|
|
|
31.
| Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
Химия и жизнь
|
32.
| Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
|
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя
| Тестовый контроль, выполнение задач и упражнений, фронтальный опрос
|
|
33.
| Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
|
|
| Решение тренировочных заданий по ГИА
|
|
34.
| Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
|
|
| Решение тренировочных заданий по ГИА
|
|
Тема 26 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО»ТИД «Русской слово», 2010.
3. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
4. Оганесян Э.Т. Руководство по химии поступающим в ВУЗы: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1991.
5. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2006.
6. Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школьная пресса, 2003.
7. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
8. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс / Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
9. Корощенко А.С. ГИА 2011. Химия. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
10. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Химия. 2011. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
11. Доронькина В.Н. Химия. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.