Тема 3. 2. Типы психического развития в культурно-исторической психологии. Л. С. Выготского: биологическое и историческое, или натуральное и культурное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2. Типы психического развития в культурно-исторической психологии. Л. С. Выготского: биологическое и историческое, или натуральное и культурное.



Согласно Л.С. Выготскому, в процессе общественной жизни при­родные потребности человека меняются, развиваются новые, специфически человеческие потребности.

Выготский различал элементарные (простейшие, низшие) психические функции (фаза «натурального развития») и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Основное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. «натуральные» психические процессы не регулируются человеком; к высшим психическим функциям (ВПФ) относятся те, которыми человек может сознательно управ­лять. Выготский пришел к выводу о том, что волевая сознательная регуля­ция связана с опосредованным характером ВПФ.

В процессе культурно-исторического развития человек создал множество разнообразных орудий и знаковых систем (инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления) и научился пользоваться ими. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других — на себя (знаковые системы). Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение. Универсальным знаком является слово.

Социальная ситуация раз­вития — это специфические для данного возраста отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью, оказывающие доминирующее влияние на психическое развитие ребенка на данном этапе развития.

Возрастные новообразования — это те пси­хические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, весь ход его развития в данный период. Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требо­вать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними.

Кризис психического развития – период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого. Появление кризиса обусловлено тем, что формирующиеся психические новообразования приходят в противоречие с той социальной ситуацией развития, в рамках которой они сформировались.

Л.С. Выготский сформулировал основные закономерности детского развития:

· Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции и свойства психики на протяжении развития ребенка развиваются неравномерно. Есть периоды, когда та или иная функция развивается наиболее интенсивно, опережая другие. Такой период называют сенситивным, наиболее оптимальным, для развития этой функции.

· Цикличность развития проявляется в том, что темп и содержание развития на протяжении детства имеет как периоды интенсивного, ускоренного развития каких-либо сторон психики (например, стремление к самостоятельности в кризисные периоды развития), так и периоды «затишья», более спокойного и замедленного развития. Эти циклы сменяют друг друга на протяжении всей жизни человека, но наиболее ярко они проявляются в детском возрасте.

· «Метаморфозы» психического развития в детском возрасте – иное качество психических процессов, приобретаемое в ходе развития. Развитие не сво­дится к количественным изменениям, это качествен­ные преобразования психики, которые своеобразны на каждой воз­растной ступени, они качественно отличны от того, что было раньше, и того, что будет потом.

· Пластичность и возможность компенсации. Психические функции ребенка совершенствуются, меняются, достраиваются на каждом возрастном этапе. Если какая-то функция не получила необходимого развития в сенситивный период, то пластичность детской психики позволяет формировать ее и в последующие периоды, хотя этот процесс будет более сложным. Более того, хорошо развитые психические функции могут частично компенсировать (заместить) те функции, которые по разным причинам оказались несформированными.

· Сочетание процессов эволюции и инволюции в раз­витии ребенка предполагает, что инволюция закономерно включена в про­грессивное развитие. Та, функция, что сложилось на предыдущем этапе и сыграла свою роль в развитии, от­мирает или преобразуется, если в прежней своей форме она больше не востребована.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.004 с.)