Конспект лекций по курсу «Психология личности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекций по курсу «Психология личности»



Конспект лекций по курсу «Психология личности»

Раздел 2. Зарубежные теории личности.

Установки

Юнг различает две основные установки или ориентации личности – установку экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертивная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир; интровертивная установка ориентирует его на внутренний, субъективный мир.

В личности присутствуют обе противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Если Я в отношении мира будет преимущественно экстравертировано, то личное бессознательное будет интровертировано.

Процесс индивидуации

Человек имеет тенденцию к развитию в направлении стабильного единства. Развитие – это раскрытие изначальной врожденной недифференцированной целостности. Главная цель раскрытия – само-осуществление.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные системы личности дифференцировались и полностью развились. Иначе, если какая-либо часть личности отвергается, отвергаемые и менее развитые системы будут действовать как центры сопротивления, пытающиеся захватить энергию более развитых систем. Если сопротивлений слишком много, человек становится невротичен. Это может произойти, если архетипам не позволено проявляться через сознательное Я или когда покров маски становится столь плотен, что остальная личность задыхается. Мужчина, ограничивающий выход своих фемининных импульсов, или женщина, подавляющая маскулинные наклонности, создают себе проблемы, так как в этих условиях анима и анимус найдут косвенные и иррациональные способы выражения. Чтобы личность была здоровой и интегрированной, каждая система должна иметь возможность достичь полной дифференциации, развития и выражения. Процесс достижения этого называется процессом индивидуации.

 


Тема 2.4. Движущие силы развития личности и основные конфликты в гуманистических теориях личности. Гуманистический психоанализ: межличностные и интрапсихические защиты в гуманистическом (К.Хорни); структура характера и экзистенциальные потребности (Э.Фромм). «Я-концепция», конгруэнтность и самоактуализация в теории К.Роджерса.

 

Главное понятие К. Хорни – " базальная тревога ", определяемая как чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка реального руководства, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, недостатка теплоты, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большая или слишком малая ответственность, сверхпротекция, изоляция от других детей, несправедливость, дискриминация, невыполнение обещаний, враждебная атмосфера и т.д.

У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии – для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным – чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя – с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности.

Хорни предлагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следствие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений. Она называет эти потребности "невротическими", поскольку они представляют иррациональные разрешения проблемы.

1. Невротическая потребность в любви и одобрении.

2. Невротическая потребность в "партнере – опекуне".

3. Невротическая потребность в узком ограничении жизни.

4. Невротическая потребность в силе.

5. Невротическое стремление эксплуатировать других.

6. Невротическая потребность в значимости.

7. Потребность в том, чтобы, быть объектом восхищения.

8. Невротическое стремление к личным достижениям.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости.

10. Невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

В то время как здоровый человек может разрешить эти конфликты путем интеграции трех ориентаций, поскольку те не являются взаимоисключающими, невротик, в силу большей базальной тревоги, вынужден прибегать к способам иррациональным и неестественным. Он сознает лишь одну из тенденций, отрицая или вытесняя другие. Или же человек создает идеализированный образ себя, в котором противоречивые тенденции по видимости исчезают, хотя в реальности этого не происходит.

Э. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.

4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

Возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "основными ориентациями характера".

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

В качестве основной движущей силы функционирования личности К. Роджерс рассматривал тенденцию к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" (безусловное позитивное внимание) и "неприспособленная личность" (условное позитивное внимание). С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности.

А. Маслоу определяет самоактуализацию как "полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п."

Маслоу указывает следующие особенности самоактуализирующихся людей:

1. "более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней";

2. "принятие (себя, других, природы)";

3. "спонтанность, простота, естественность";

4. "сосредоточенность на задаче" (в отличие от сосредоточенности на себе);

5. "некоторая отстраненность и потребность в уединении";

6. "самостоятельность, независимость от культуры и среды";

7. "постоянная свежесть оценки";

8. "мистичность и опыт высших состояний";

9. "чувства сопричастности, единения с другими";

10. "более глубокие межличностные отношения";

11. "демократическая структура характера";

12. "различение средств и целей, добра и зла";

13. "философское, невраждебное чувство юмора";

14. "самоактуализирующееся творчество";

15. "сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры".


Тема 2.5. Трансперсональные и интегративные концепции личности: «пиковые переживания» в теории А. Маслоу, системы «конденсированного опыта» и транспесо-нальные переживания в теории С. Грофа, дихотомии человеческой психики в теории К. Уилбера, «духовный центр» в теории Р. Ассаджиоли.

 

"Пиковые" или вершинные переживания (peak-experiences) – это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Маслоу отмечает, что "пиковые переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. "Пиковое переживание" – это обобщенное название для лучших моментов человеческого бытия, для самых счастливых моментов жизни, переживаний экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости.

1. Пиковые переживания могут оказывать терапевтическое воздействие.

2. Эти переживания могут изменить к лучшему мнение человека о самом себе.

3. Они могут внести самые разные изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми.

4. Они могут внести более или менее устойчивые изменения в его мировоззрение, а также в его представление о различных аспектах или частях мира.

5. Они могут высвободить творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида.

6. Человек помнит пиковое переживание как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

Концепция личности в трансперсональной психологии разработана С. Грофом в процессе экспериментального изучения многочисленной группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/ или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает другие индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в другом контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собствственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием другого существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности" и "расширение переживаний за пределы объективной реальности". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях, отождествление с другими личностями, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями других вселенных, архетиповые и мифические переживания, сознание Универсального Ума, Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмической музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

 

Психосинтез Р.Ассаджоли. Внутренний мир личности включает следующие элементы: 1) низшее бессознательное (простейшие формы психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты бессознательной деятельности, свободно переходящие в сознание), 3) высшее бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и вдохновения); 4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и г. д., доступных наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего бессознательного); 5) сознательное "я" (точка чистого самосознания, находится в центре поля сознания); 6) высшее "Я" (истинное "Я", постоянный центр, из которого "Я" возвращается в сознание; находится в верх. точке высшего бессознательного); 7) коллективное бессознательное (подобно архетипам Юнга; находится вокруг областей бессознательного).

Отсутствие внутреннего единства личности является причиной болезней души и тела, неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии достижения внутреннего единства: 1) глубокое познание своей личности (исследование элементов, образующих личность; то, что осуществляет психоанализ), 2) контроль над различными элементами личности (методом разотождествления себя с ними); 3) постижение своего истинного "Я" – выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне – на идеальную личность); 4) психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра (использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личности, согласование и соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.).

 

Рисунок 3. Структура личности в теории Р. Ассаджиоли


Тема 2.6. Психосоматические персонологические теории. Представление о защитах в психосоматике (В.Райх). Психологическое совершенствование и препятствие росту (В.Райх, А.Лоуэн, Ф. Матиас Александер, М. Фельденкрейс, И.Рольф и др.).

 

Психотерапия В.Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.

Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда человек не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования формируют броню характера как специфический профиль функционирования личности, позволяющий избегать определенных потребностей и переживаний. Физиологические проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфической осанке, походке, выражении лица. Например, невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению чел. в др. сферах жизнедеятельности.

В. Райх выделял 7 сегментов мускульного панциря, которые локализуются:

1. Защитный панцирь в области глаз выражается в том, что возникает ощущение, как будто глаза смотрят из-за неподвижной маски. Этот защитный панцирь удерживает страх и слёзы. Распускание осуществляется посредством раскрывания человеком глаз так широко, как только возможно, например, как это бывает при страхе.

2. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть слишком сжатой или неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен, если человек будет имитировать плач, произнесение звуков, мобилизующих губы, кусание, рвотные движения, делать гримасы.

3. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важными средствами распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.

4. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.

5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом.

6. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создаёт боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлением возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждённость (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия и невозможности полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах.

Методы работы основаны на психоаналитических техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации организмической потенции.

Терапия В.Райха стала источником множества современных телесно-ориентированных подходов: биоэнергетического анализа А. Лоуэна, структурной интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т. п.

Тема 3.5. Понятие «личности» в психологии отношений В.Н.Мясищева. Виды отношений личности: эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. Воззрение на природу психопаталогических процессов личности.

 

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение психологии отношений заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личностью с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней,

Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.


Тема 3.6. Персонология В.А. Петровского. Феноменология отраженной субъектности. «Значимые другие» в личности и их роль в развитии и функционировании личности. Проблема личностного выбора и самополагания.

 

В.А. Петровский вводит понятие «надситуативной активности» как источника формирования новой для субъекта деятельности. Под этим подразумевается, что человеку присуща неадекватная тенденция постановки сверхзадач. «Психологический парадокс состоит в том, что субъект первоначально следует ситуативной необходимости, но в самом процессе следования рождаются надситуативные моменты, способные вступать в противоречие с ситуативной необходимостью». Примером последнего является такое проявление надситуативной активности как феномен «бескорыстного риска» (риск ради риска, желание «проверить себя», усложнить задачу), который, не имея прагматической ценности, может ставить под угрозу успех выполнения основной задачи. Проявлением надсититуативной активности в познавательной сфере является феномен презумпции существования решения, характеризующий уверенность субъекта в возможности найти решение проблемной, творческой задачи в условиях неопределенности относительно возможности этого. Именно надситуативная активность (выраженная в тенденциях «устремленности к границе», преодоления границы, бескорыстного риска) является одним из проявлений одаренности.

Несмотря на то, что внешне надситуативные моменты появляются в деятельности внезапно, не мотивировано извне, они имеют внутренние предпосылки в предшествующей активности. Так в ходе целенаправленной деятельности по решению адаптивной задачи, субъект рассматривает различные средства достижение цели, анализирует многообразие элементов ситуации, опробывает их в качестве потенциальных условий реализации действия. Отброшенные и нереализованные, избыточные по отношению к основной задаче альтернативы, накапливаясь, выступают предпосылками надситуативной активности. Накопленные потенциальные возможности и наличные условия (как внешние, так и внутренние) порождают в сознании субъекта внутренний конфликт «могу – не могу», разрешаемый в ходе внутренней коммуникации.

Возникающие противоречия между сложившимися установками и «надситуативной активностью» являются одним из механизмов динамики субъектных проявлений личности. В выходе за пределы требований ситуации как механизме развития отражается самодетерминация и самостановление субъекта. «Субъект как бы порывает с предшествующей ситуацией, находя себя измененным в новой ситуации деятельности».

В наиболее общем плане под «отраженной субъектностью» В.А. Петровский понимает бытие кого-либо в другом и для другого. Утверждение о том, что некто отражен во мне как субъект, предполагает:

1) что я ощущаю присутствие этого человека в значимой для меня ситуации;

2) это присутствие способно повлиять на систему моих смыслов, моё отношение к ситуации и к миру в целом.

Отраженный во мне субъект оказывается идеально представленным во мне и выступает источником преобразования моей жизненной ситуации в значимом для меня направлении. Особо подчёркиваются такие черты отраженного субъекта, как активность и способность деятельно преобразовывать моё видение мира через формирование новых побуждений и постановку новых целей. Говоря об идеальной представленности, В.А. Петровский отмечает, что это есть, прежде всего, открытие одного человека другому в качестве значимого для него существа и источника новых личностных смыслов.

В.А. Петровский выделяет 3 основных формы проявления отражённой субъектности, обладающие генетической преемственностью:

1) запечатлённость субъекта в эффектах межиндивидульных виляний;

2) идеальный «значимый другой»;

3) претворенный субъект.

Первая форма более остальных соотносима с социальной фасилитацией, а также понятиями социального влияния и власти. Она представляет собой непосредственные, прямые или косвенные влияния одного субъекта социальных отношений на другого. Прямое влияние подразумевает предъявление открытых требований и ожиданий. Косвенное – опосредовано созданием специфической среды, детерминирующей то или иное поведение партнёра по общению.

«Значимый другой», как форма отраженной субъектности, приобретает свойство действенности. Он предстаёт в форме интроекта, встроенного в личность субъекта, обладающего преобразующей силой. Именно «значимый другой» чаще всего становится внутренним собеседником в случаях, когда диалог достаточно развёрнут. Реальный Другой при этом может уже не присутствовать в жизни субъекта, что может не только не снизить силу влияния Другого на личность субъекта, но и усилить её.

Третьей формой проявления отраженной субъектности является претворенный субъект. Если при первой форме отраженной субъктности взаимовлияния субъектов остаются на интерпсихическом уровне, при второй форме – осуществляется переход к интрапсихическом уровню, то третья форма является подлинным проникновением образа другого человека во внутренний мир субъекта. На уровне претворенного субъекта теряется диалогичность взаимодействия, и нет возможности противопоставить «Я» и Другого-во-мне, так как подобный конфликт будет переживаться субъектом как внутренняя борьба с самим собой, самоконфронтация.

Исследования феномена отраженной субъектности опираются на разработанный В.А. Петровским метод экспериментального изучения личности. Главный акцент в этом методе сделан на фиксации изменения поведения субъекта при актуализации образа «значимого другого». Актуализация осуществляется в различных формах: начиная от предъявления имени или фотографии значимого другого, до непосредственного присутствия или участия его в ситуации эксперимента.

В классическом эксперименте В.А. Петровского испытуемым сначала предлагалось пройти ряд апробированных психодиагностических методик, выявляющих устойчивые характеристики личности, принимаемые за точку отсчёта. Затем актуализировался образ «значимого другого» и замерялся сдвиг относительно исходных личностных качеств [Петровский, 1985]. Эти изменения в проявлении индивидуальных особенностей испытуемого характеризуют в первую очередь личность исследуемого, а не испытуемого.

Примером использования метода отраженной субъектности являются исследования И.Г. Дубова, посвященные изучению влияния личности учителя на проявление личностных качеств учащихся. В данных исследованиях учащимся предлагалось составить список «ярких» и уникальных, по их мнению, личностей. Если в этих списках упоминались учителя, то затем с помощью индивидуальных опросников исследовались образы этих учителей, с точки зрения учащихся. Затем применялся классический метод отраженной субъектности, когда учащимся предлагалось выполнять тестовые задания индивидуально (в первой серии) и в присутствии исследуемого учителя или при предъявлении его фотографии (во второй серии). Во второй серии эксперимента были показаны значительные сдвиги во внутренней мотивации и критериях самооценки испытуемых в направлении качеств, соответствующих личностным особенностям предъявляемых учителей.

Феномены идеальной представленности учителя в личности учащегося были продемонстрированы также в исследовании А.В. Воробьева, который показал разнонаправленность влияния различных педагогов на личностные проявления учащихся. Данные влияния могут быть единообразно позитивными (приводящими к большему соблюдению нравственных норм и увеличению времени мыслительной активности при решении задач), единообразно негативными (приводящими к меньшему соблюдению моральных норм, попыткам «сжульничать» и уменьшению времени мыслительной активности при решении задач) и инверсионными (для которых характерно отсутствие значимых влияний на личность учащихся).

Возможные негативные следствия актуализации образа «значимого другого» продемонстрированы также в исследованиях С.В. Березина. Им показано, что актуализация образа наркомана в сознании его родителей ведет к большей радикальности их оценок, поляризации сознания и большей формальности и конфликтности их общения.

 

Конспект лекций по курсу «Психология личности»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.058 с.)