Историческое знание, его достоверность и источники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое знание, его достоверность и источники.



Лекция 1

Типы национальных конфликтов на территории бывшего СССР

В период распада Советского Союза и после его завершения, на территории, которую занимала советская империя, оказались представлены все рассмотренные выше типы постимперских национальных конфликтов. Так, еще в разгар Перестройки начался конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за спорной территории Нагорного Карабаха. Форсированное строительство новых государств на националистической основе привело к конфликтам между титульной нацией и лояльными прежней системе меньшинствами в Грузии (Абхазский и Южно-Осетинский конфликты) и в Молдавии (Приднестровье). Война между политическими и клановыми группами за власть во вновь образованном независимом государстве развернулась в Таджикистане. Конфликты вокруг переселенных во времена Сталина народов развернулись в ряде районов Средней Азии. При этом представителям некоторых этнических групп (туркам-месхетинцам, крымским татарам) просто некуда было деться – они не являлись желанными ни на «новой», ни на «старой» родине, ни в бывшей метрополии, которая вынуждена была брать на себя ответственность за их судьбу.

 

В результате распада империй более страдают те нации, которые играли ведущую роль в создании и функционировании имперских систем и ассоциировались с имперской системой. После распада СССР 17 % русских (около 25 миллионов человек) оказались за пределами своего этнического государства. Оставшись после распада в новых независимых национальных государствах, где новая титульная нация в большинстве случаев стремится взять реванш за прошлые годы и скорейшим образом утвердить себя в качестве главенствующей во всех сферах жизни общества, эти люди очень быстро начали испытывать большие трудности. В результате возник поток беженцев, иммигрантов, «вынужденных переселенцев» из числа русскоязычных.

Различия политических режимов новых независимых государств

В момент прекращения существования СССР его бывшие республики находились в разном политическом состоянии. В одних уже произошла консолидация власти – где-то на демократической, а где-то на авторитарной основе. В других происходила острая политическая борьба, перераставшая в гражданскую войну. Наконец, третьи фактически находились в состоянии войны с внешним противником. Отталкиваясь от прежней империи, бывшие союзные республики искали и находили для себя различные ориентиры в новой геополитической реальности, что тоже накладывало отпечаток на их политический строй. По-разному решался и вопрос заполнения образовавшегося на государственном уровне идеологического вакуума. Тем не менее, некое единство политических судеб бывших союзных республик долгое время продолжало сохраняться. Показателем этого стали, в частности, так называемые «цветные революции», произошедшие в 2003-2005 гг. в трех очень разных странах, расположенных в разных концах бывшей советской империи.

 

Бывшие советские республики, без сомнения, в разной степени были готовы к политической независимости. Все они после распада СССР столкнулись со значительными трудностями в т.ч. и политического свойства. Однако все они смогли не только сохранить себя в качестве самостоятельных политических организмов, но и определить свои собственные парадигмы развития. Получившая одно время распространение в ностальгирующих по империи российских кругах концепция «несостоявшихся государств» за полтора десятилетия после распада СССР не получила ни одного подтверждения.

Расширение границ УССР

Украинское государство в своих нынешних обширных границах было по кусочкам собрано Сталиным в составе своей империи. Произошло это в период и по итогам второй мировой войны. В сентябре 1939 года Красная Армия заняла западно-украинские земли, находившиеся в составе Польши, включая Галицию. Вхождение их в состав УССР было подтверждено в 1945 г. решениями Ялтинской конференции (Польше из этих территорий был возвращен только город Перемышль и прилегающий к нему район). Летом 1940 года у Румынии вместе с Бессарабией была оторвана Северная Буковина (нынешняя Черновицкая область Украины), ранее Российской империи также никогда не принадлежавшая и отошедшая Румынии после распада Австро-Венгрии. Интересно, что договоренности об аннексии Северной Буковины в секретном протоколе к пакту Молотова-Риббентропа не было. Тогда же за счет отобранных у Румынии территорий была расширена Одесская область. Наконец в 1945 году в состав Украины вошла Закарпатская область. После распада Австро-Венгрии она оказалась в составе Чехословакии и соответствующее соглашение было достигнуто с чехословацким правительством. Наряду с украинским на этой территории проживает также венгерское население.

 

Расширение территории УССР было завершено уже при Н.С.Хрущеве, когда в состав Украины из РСФСР был передан Крым. Сделано это было как подарок к юбилею «воссоединения Украины с Россией», который отмечался в 1954 году. Автономия Крыма была ликвидирована еще в годы войны, когда из него было выселено крымско-татарское население. В послевоенные годы в Крым хлынул поток новых переселенцев. В отличие от большинства других репрессированных народов крымским татарам так и не разрешили вернуться на родину, их автономия так и не была восстановлена.

Приднестровский конфликт

В марте 1992 г. молдавские власти попытались восстановить свой контроль над левобережьем Днестра, опираясь на подчинявшиеся им подразделения полиции и формируемые армейские части. В Приднестровье активно создавалась Национальная гвардия. Для защиты самопровозглашенной республики прибывали многочисленные добровольцы из России и Украины, особенно казаки. Начиная с сентября 1991 года, вооруженные формирования Тирасполя стали вытеснять из городов и сел Приднестровья структуры республиканской полиции, захватывать административные здания. 28 марта 1992 года власти Молдовы объявили чрезвычайное положение, и конфликт перешел в открытое вооруженное противостояние.

 

Наступление сил безопасности Молдовы на левый берег Днестра было остановлено вооруженными формированиями Тирасполя, активно использовавшими вооружения, захваченные и получаемые у российской 14 армии, основная часть которой была расквартирована в Приднестровье. Кульминацией конфликта стало сражение за контроль над городом Бендеры 19-21 июня 1991 года, в ходе которого погибли десятки мирных жителей.

 

21 июля 1992 года М.Снегур и Б.Ельцин подписали в Москве соглашение о принципах урегулирования конфликта в Приднестровском регионе. Роль миротворческих сил было поручено выполнять 14 армии, новым командующим которой был назначен А.Лебедь. Лебедю удалось сдержать амбиции не только молдавских руководителей, но и лидеров Приднестровья, во главе с президентом непризнанной республики И.Смирновым (бывший директор одного из Тираспольских заводов). Конфликт был заморожен, однако принципиального разрешения так и не получил.

озникновение Карабахского конфликта и обострение национального вопроса в Азербайджане и Армении

В начальный период Перестройки в Закавказье, казалось, царило затишье, подобное тому, что было характерно для республик Средней Азии. Первым, что его нарушило, стал конфликт в Нагорном Карабахе.

 

20 февраля 1988 года сессия совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (избранных за несколько лет до того на безальтернативной основе) подавляющим большинством голосов приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР». При этом депутаты-азербайджанцы, находившиеся в меньшинстве, покинули зал в знак протеста против постановки данного вопроса на голосование. Решение Нагорно-Карабахского совета вызвало крайне негативную реакцию азербайджанского населения, как в автономии, так и на основной территории Азербайджана и привело к резкому обострению армяно-азербайджанских противоречий.

 

Первые национальные погромы (этнические чистки) времен Перестройки, которые были преданы гласности и получили мощный резонанс, произошли в Сумгаите – промышленном городе-спутнике Баку. В Сумгаите было введено военное положение, многие погромщики арестованы. Примерно на полгода воцарилось затишье. Однако затем нарастание конфликта между двумя общинами в НКАО привело к новому более мощному всплеску армяно-азербайджанской вражды. Волна погромов прокатилось уже по всей территории Азербайджана, армянское население стало бежать из республики. Соответственно, началось изгнание азербайджанцев из Армении и из контролируемых армянами районов Нагорного Карабаха.

 

Москва пыталась использовать различные методы в разрешении конфликта. Были сняты со своих постов партийные руководители республик. Организовывались различные переговоры, осуществлялись финансовые вливания. Затем все шире стали практиковаться силовые акции, крупнейшей из которых стал ввод войск в Баку в начале 1990 г., сопровождавшийся человеческими жертвами. Последнее только усилило в Азербайджане негативное отношение к союзному центру. Вся политическая элита республики, включая возглавившего в 1990 году республиканскую партийную организацию и ставшего первым президентом Азербайджана Аяза Муталибова, должна была исходить из того, что конфликт с Арменией полностью определял настроения в обществе. Попытки московского руководства силовым путем положить конец разрастанию столкновений непосредственно в Карабахе, в конечном счете, тоже оказались неэффективны.

Лекция 1

Историческое знание, его достоверность и источники.

 

Главный элемент содержания исторического образования -- это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.

 

Факты:

 

Уникальный факт - уникальное событие привязанное ко времени и пространству.

 

Факты-свидетельства, факты-интерпретации.

 

Факты первого порядка - крупные (ВОВ), второго - мельче, третьего - еще мельче (операция тайфун).

 

Из сочетания фактов разного порядка возникает представление.

 

События– это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

 

Явленияминазываются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам,

 

В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе.

 

Процесс –это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот – это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.

 

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

 

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

 

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

 

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа - исторический факультет университета - аспирантура) и т.п.

 

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

 

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

 

Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической жизни. К таким остаткам относятся как все, сознательно созданное людьми, так и все, появившееся независимо от их сознания (например, останки самих людей). Источником является также «прошлое в настоящем», например возникшие в древности языки, на которых говорят ныне народы мира, обычаи и традиции, географические названия и т.д.

 

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

 

1) письменные;

 

2) вещественные;

 

3) этнографические;

 

4) устные (фольклорные);

 

5) лингвистические;

 

6) кино- и фотодокументы;

 

7) фотодокументы.

 

Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников.

 

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, которые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

 

Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

 

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика.

 

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при воссоздании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической лингвистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).

 

Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати — сфрагистика.

 

В изучении истории важное место отводится этнографии. Обычаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различных причин оставшихся на переходных стадиях развития, помогают в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов.

 

Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку.

 

По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX —начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования.

 

Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки во­проса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), который выявляет решенные и нерешенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие необходимого количества Источников.

 

Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности исторического развития.

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики

 

Универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем провозглашалось повышение руководящей роли партии. Оно трактовалось как распространение партийного контроля на все сферы жизни общества. Большие усилия прилагались для имитации общественно- политической и трудовой активности трудящихся. Количественные показатели роста активности поднимались вверх за счет определенной части членов производственных коллективов при одновременном и устойчивом проявлении пассивности большей их части. Важным фактором осуществления НТП выступает рост обобществления производства. В 1970- гг. началось всемерное форсирование создания производственных объединений. Объединение предприятий происходило с упором на административное воздействие зачастую без учета экономических интересов объединяемых коллективов. Экономическая целесообразность также не всегда принималась в расчет. Администативно- командная система неизбежно трансформировала курс на создание объединений в ведомственный монополизм что еще сильнее подавляло конкуренцию раскручивало рост цен снижало качество и технический уровень продукции. Положение дел в экономике ухудшалось, рост жизненного уровня народа прекратился. Зато процветала «теневая экономика». Ее питательной средой была бюрократическая система, функционирование которой требовало постоянного жесткого внеэкономического принуждения и регулятора в виде дефицита. Последний абсурдно демонстрировал себя повсеместно на фоне совершенно невероятных излишков различного сырья и материалов. Самостоятельно продать или обменять их на нужные товары предприятия не могли. Подпольный рынок поддерживал развалившуюся экономику. Брежневское руководство дутыми цифрами и гигантскими прожектами стремилось отвлечь внимание общественности от плачевного положения, в котором оказалась держава. Нарастало сращивание дельцов «теневого бизнеса» с ответственными работниками партийно- государственного аппарата в центре и на местах. Обороты «теневой экономики» становились миллиардными. В 1970-е годы произошло заметное ослабление новаторских устемлений Инициатор экономической реформы Косыгин отошел на второй план. На переднем плане оказался консервативный деятель Брежнев Событием которое отчетливо обозначило возврат к старому скорее всего оказался ввод войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. Именно с этой акцией следует связывать окончательную победу консервативных сил в руководстве КПСС и отказ от экономической реформы. В 1970-е годы, как и прежде упор делался на необходимость смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные, с административно- командных методов управления- на экономические. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали, что необходимо как можно быстрее переводить экономику на интенсивный путь развития. Такая задача ставилась в качестве одной из приоритетных, начиная с ХХIV съезда КПСС (1971 г.). Ставилась, но не решалась. Принимались решения о более широком использовании таких рычагов товарно- денежных отношений, как хозрасчет, прибыль, кредит, материальное поощрение, но практической реализации они не находили.

 

Экономическая реформа начала действовать в январе 1966 года. Почти с первых же шагов реформа обнаружила наличие ощутимых противоречий между первоначальным замыслом и реальной практикой хозяйствования, которая стала складываться по мере внедрения нового порядка работы предприятий. Причины этих противоречий, существование которых снижало отдачу от проводимых мер по совершенствованию хозяйственного механизма, следует искать в недостаточной обеспеченности идей реформы реальными рычагами, создающими условия для практической реализации этих идей. Стержневой замысел реформы- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий- фактически подкреплялся только сокращением числа спускаемых сверху планово-отчетных показателей и изменением порядка формирования поощрительных фондов коллективов. Реформа не сломала старый хозяйственный механизм. Фактически народохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики. Противоречие обострялось тем, что индустриализационные процессы в этот период носили преимущественно экстенсивный характер.

 

Лекция 2-3 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.160 (0.054 с.)