Культура древней руси. Древнерусские города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура древней руси. Древнерусские города



 

В IX-X в на территории лесостепной и лесной зоны Восточной Европы, освоенной славянским населением, распространяется один тип погребений - круглые курганы с трупосожжгнием. совершённымна месте последующего возведения насыпи Сурганные группы содержат по нескольку десятко насыпей.в каждой из которых как правило только одно погребение, уроновое или безурновое. Погрбеальный инвентарь ограничен одним-тремя предметами, обычно это нож или наконечник стрелы, отдельные сплавленные бусины Характерен обычай битья посуды при погребении: черепки встречаются на поверхности погребальных кострищ или в насыпи курганов. Нередко в погребени г\ встречаются пережженные кости лошадей или собак. Выделяются обширные трупосожжения. сопровождающиеся многочисленным и разнообразным инветарём. часто включающим предметы;сооружения и пр. С IX в начинается формироваться a i X в складывается своеобразная дружинная ку льтура, синтезировавшая разноэтничные элементы. В археологическом смысле дружинная культура определяетася погребальным обрядом.

 

В середине X века появляются трупоположения в обширных могильных ямах, иногда содержавших деервянные погребальные камеры тобовой или срубной конструкции, перкрытиые настилом и затем курганной насыпью. Камеры содержат одиночные или парные захоронения, иногда сопровождаемые полным скелетом коня и набором его снаряжения. До X находки оружия восточнославянских погребениях практически неизвестны В X веку на Ру си распространились прямые двулезвийные рубящие мечи гак называемого каролингского типа. Формы боевых топоров разнообразны Местное происхождение имеют некоторые жолезвийные топорики: среди них выделяются небовшиные топорики-чеканы, хорошо изветные по материалам кочевнических огрсбений. Характерной деталью дружинной культуры являются ременные наборы поясов и конской упряжи, богато крашенные бронзовыми или серебряными накладками, преимущественно восточного происхождения. Часть предметов характерных для погребального инвентаря дружинных захоронений, является импортом, часть сделана на месте, часть принесена ладсльцами - выходцами из Скандинавии. Центральной Европы. Наличие дружинных курганов в массе рядовых погребений лавян-общинник свидетельствует о процессе имущественно дифференциации В обрядности погребений безусловно акодированы религиозные представления восточных славян. Обряд трупосожжения, широко распространенный вплоть до рубежа X-XI в и сооружение кургана - это наиболее яркие проявления проявления языческих ритуалов.К элементам языческой ультуры относится и обычай сопровождать погребение набором различных предметов, втом числе оружием. В конце X в после официального акта крещения Руси обряд трупосожжения постепенно начинает вытесняться обрядом трупоположения. Хозяйство осточных славян во второй половине I тысячелетия характеризуется развитием отраслей, сложившихся в предшествующий ериод. Традиционным занятием восточных славян бьло земледелие. Определение характера земледелия производится на сновании зизменения либо усорвешнстсовванния орудий труда.

 

Наиболее часты находки железных втульчатых у зколезвийных ошников. которые насаживались на рабочую часть деревянной сохи. Сохою прокапывали борозду для посева. В VIII-IX в у осточных славян появляются железные вту льчатые широколезвийные маральники и черешковые ножевидные лемехи - детали, видетельству ющис о появлении новго усовершенствованного пахотного орудия - плуга. Наряду с упряжными пахотными рудиями для обработки почвы использовались ручны; ору дия: цельнодеревянные лопаты, грабли, мотыги, вилы. Лопаты иногда прочивались железными оковками лезвия. Важнейшее орудие уборки урожая серп. Коса использовалась для заготовки сена, необходимого при зимнем стойловом содержании скота. При раскопках поселений в ямах и хозяйственных постройках нередко обнаруживают зерно. Благодаря этому восстанавливается состав возделываемых культу р. Он был устойчиво традционным с первой половины I тыс Основа земледелия волсточнык славян - зерновые. Выращивались мягкая пшеница, ячмень, прост, (известные бобовые (горох), технические культуры (лён. конопля), огородные (тыква, капуста, огурцы свекла, морковь), садовые шлоня, вишня). Во второй половине I тыс распространяется рожь, которая вскоре заняла веду щее положение. Этот злак ответствовал климатическим и почвенным условиям Восточныой Европы. Появляеется овёс, но его доля вплоть до XV в с значительна. Состав домашних ижвотных разнообразен: крупный рогатый скот, лошади, овцы, свиньи, козы. Разводили птицу лагодаря скотоводству обеспечивалось потребение мяса, молочных продуктов. Лошади и волы использовались в транспортных елях и как тягловая сила на пашне. Наиболее распространённым археологическим видом сельских поселений является селище, древнерусские селища расположены по краям надпойменных террас (т е. приречные) на дюнных всхолмлениях или стественных грядах, удалённых от края берега, на мысах Преобладающим типом являются приречные селища. В Лесной полосе преоблаают поселения от 0,5 до 2 га. в лесостепной - 2-3 га. Отмечается два типа планировка селищ: кучевая и прибрежно- ямовая. преоблающаю. Размеры и следы планировки позволяют установить, что поселения состояли из 3-7 дворов, а население не превышало 50 человек. Обычай возведения курганных насыпей над погребениями сохранился в сельской местности вплоть до конца ХШв. Для всех древнерусских курганных погребений характерны три разновидности обряда трупоположения: на горизонте (на поверхности земли), в ямах под насыпьк. в насыпи. Одним из пережитков языческих ритуалов являются жертвоприношения животных. - в курганах найдены отдельные кости домашних животных, кости пету ха или кур.

.ервые города у восточныйх славян возникают в конце IX - начале Хв. Тогда же происходит становление административной тстемы. появление органов управления, формирование государства.

 

Процесс градообразования протекал неоднородно кто и в ней всего он происходил там. где феодализация общества шла интенсивнее. Укрепления древнерусского времени гносятся к типу деревянно-земляных фортификаций, основные элементы которых ров и вал. На пересечении линии вала с наиболее важными горрдскими у лицами ставил воротные башни В домонгольское время каменные конструкции являются редкостью Внутригородская планировка была регулярной. В её основе улично-усадебная кггема Трассы у лиц соединяли важнейшие части города - княжескую резиденицю, епископский двор, соборные площади, торг и выводили к проездным воротным бащням. Нередко княжеские резиденции и владычные дворы дополнительно окружались и укреплений. Такие внутригородские крепости тс же назывались городами. Городские дворы-усадьбы располагались дволь шц и ограждались частоколами, линии которых были стабильны. Даже когда участок по каким-либол причинами пустовал, то уюбновленис на нём застройки происходило в прежних границах. В древнерусских городах выявлено три размера усадеб, что свидетельствует об уровне имуещетвенного и социального расслоения На крупномерных (до 1500кв.м) усадьбах ставили хоромы нередко в два этажа. В маломерных дворах (125-150кв.м) застройка ограничивалась жилым домом и небольшой эзяйственной постройкой. Нередко дом служили и мастерской. Усадтбы среднего размера достигали 400-600кв м Улицы в >рлах мостились деревом. Такие мостовые изучены в Новгороде. Пскове. Киеве. Смоленске. Ладоге и др. г Процесс шообразования на Руси протекал достаточно динамично. На раннсгосподу равственной стадии в середине X в только Киев и Новгород можно достаточно уверенно назвать городами.В древнерусских городах были сосредоточены органы государственного аппарата и церковго урпавлсния. концетрировались военные силы Они являлись центрами ремесла и торговли Древнерусские города были многофункциональными поселениями

Базовой отраслью ремесленного производства была обработка железа. Производством железа на Руси занимались деревенские металлурги. Наряду с железом применялась сталь. Ку нечное ремесло достаточно рано выделилось в особую отрасль производства. Кузнецы работали и в сёлах, и в городах. Рынок сбыта сельских мастеров был ограничен территориально и по ассортименту. Они обеспечивали потребности в проия юдетве и ремонте орудий труда. Приёмы обработка цветных металлов древнерусскими мастерами были традиционными - ли гьё. ковка, штамповка, чеканка Сырьевая база цветной металлургии на Руси была ограниченна и во многом зависела от импорта Христианаизация Руси существенно увеличила ассортимент изделий литейщиков Изготавливаются во все возрастающем количестве предметы христанского культа - нательные крестики, обазки- медальоны. иконки и др. Ювелирная продукция русских мастеров - это высокохудожественные изделия.На находки чаще всего связаны с кладами. зарытыми во время военной угрозы. Древнерусскими ювелирами использовалась разная техника обработка драгоценных металлов. Массовым материалом археологических раскопок любых поселений является керамика. Керамические изделия горшки, миски, кувшины, сковороды, жаровни и многое другое - повседневные, массово изготовлявшиеся бытовые предметы. Гончары раньше представителей других ремесленных отраслей выделились из домашнего промысла и обособились в рыночную профессию. Обработка кожи и сапожное дело восстанавлииваюся только на основании раекпоок в древнерусских городах, правда, не повсеместно, из-за неудовлетворительной сохранности органики в культурных напластованиях. Для сырья кожевники использовали шкуры домашних животных Горожане носили только кожаную обувь - сапоги сапожки, туфли Деревообработка - важная отрасль древнерусского ремесла. Дерево было основным поделочным материалом на Руси. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства всех пород древесины и учитывали их при подборе дл строительства и изготовления различных предметов. В основном исг ользовались местная древесина - хвойные породы в строительстве, лиственные для изготовления бытовых предметов. Из приавозной древесины следует отметить самшит. Колёсный транспорт на Руси, особенно в северных районах, мало использова; ся Основные траспортныс пути шли по воде В косторезном деле аткже широко использовали резьбу. Особенно хороши изображения мифологических существ (драковонов. русалок. Ведущую роль безусловно играла внутренняя торговля. С Юга поставлялись тарная керамика - корчаги, сосуды из красноватой глины с утолёнными стенками и массивными ручками. Русские купцы выступали не только контрагентами, но активными участниками международной торговли. Русь поставляла на внешний рынок проду кцию промыслов - пушнину, воск. мёд. соль, мамонтовую и моржовую кость, высококлассные изделия русских ремесленников.

 

Основополагающим стимулом развития производств; является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей. Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. Развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. Проблема состоит в том. что полное и всеобъемлющее производство, с полным удовлетворением всех материальных благ и потребностей общества невозможны, либо по причине отеутствия необходимого сырья, либо по причине отсутствия необходимых навыков, или других причин Поэтому торговля позволяет гармонизировать общество в том плане, что она восполняет необходимые материальные потребности общества. Внутренняя торговля больше циркулирует товары и деньги внутри общества, а внешний торговые связи как раз и направлены на то. чтобы заиметь то. в чём ну ждается общество и что не может обеспечит ь своя, внутренняя торговля.

Торговля помимо всего прочего позволяет приобрести новейшие изделия, если общество ещё не достигло той технической мысли и соотвсствтснно освоить эти материалы и изделия в культурном и техническом отношении.

С развитием торговли тесно связано и развитие ремесла. Ну а ремесло в свою очередь пользуясь спросом различных социальных групп и общества в целом проявляет культурные особсноости самого общества, в ремесле также особенно чётко проявлятся культурная самобытность обществ;, его особенности в сравнении с другими. А при активном товарообмене и позволяет распространять достижеш я своего ремесла на обширные территории. А также и перенимать что-либо в процессе активных торговых связей.

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества в целом. Торговля тесно связана с политикой и очень сильна задействует её В сущности можно сказать, что помимо естественных потребностей обмена политика и руководит торговлей, выбирая русло развития торговых отношений. В свою очередь экономические связи выливаются в активные дипломатические отношенш. а дипломатия у же прямым образом влияет на политику со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Хозяйственная деятельность в первую очередь создает материальную основу и условия для развития основных областей культу ры. Ку льту рное развитие человечества, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на экономику. Культу ра определяет творческу ю направленность экономичен ой деятельности общества и людей в процессе производства, распределения и потребления. Характер и результативное экономической деятельности зависят от уровня развития основных элементов экономической культуры (знания, интересы, потребности, ценности). Все эти особенности и факторы в свою очередь и формируют облик общества, как в «отором сочетаются различные культурные особенности и потребности.

Ну а что касается конкретно культурных связей, это это крайне важный и сложный вопрос Сами по себе культурные влияния обусловлены в первую очередь активными контактами различных обществ, и в первую очередь посредством торговли. Общество может безоговорочно принимать некоторые культурные достижения других обществ Общества, племены. целые культуры могут эти ку льтурные достижения и деформировать, приспосабливая иод свою национальну ю почву. Это касается как техник деревообработки, косторезных и ювелирных техник, так и выплавки оружия и техники строительства жилищ и монументальных зданий. А может общество и отвергать эти культурные новации. В любом случае это культурный опыт, который наимпрямейшим способом влияет на развитие всего общественного образования. Случаются и культурные ассимиляции, когда культурный облик двух разнокультурных объединений в прошлом, ныне проявляет единые черты и становится в сущности единообразным. Исторические и археологические данные предоставили на массу таких данных, по которым мы можем об этом судить То же самое можно сказать и о культурном обособлении. Некогда единый целый человеческий коллектив может быть расторгнут на чаcти. где эти части вследствии исторического развития могут приобрести свои неповторимый самобытный облик, который будет похож на другие общества. В целом, завершая вопрос можно сказать, что роль торговых и культурных связей для развития собственного культурного облика весьма велика. Торговые и культурные связи являются важными рычагами формирования и самобытного культурного облика Причины были описаны выше.

 

Во-первых, религия, являясь мировоззрением т е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему. s чем состоит смысл жизни в о-вторых (и это следствие первого), религия даст людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору Совер­шенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые момен ы своей жизни.

В-тр етьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи:воеи религии, утверждать добро и справедливость (так. как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обра- цая внимания на тех. кто осмеивает или оскорбляет его

В -четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов.

Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, кивущие по законам данной религии. Конечно. не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравствснной системе не всегда держивает человека от совершения неблаговидных действий, но это уже вопрос нату ры человека.

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших шлских предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же:амый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государст в и обществ, когда большие массы людей шчинают противостоять дру г дру гу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда.

.огда из какой-нибу дь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с фотестантами. всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Грсди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они кивут по божеским законам и правильно исповедуют Свою религию Есть и религиозный экстремизм.

3-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, религия, составляющая основу и стержень культуры. — один из главных факторов, оторый предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже возможно, от нравственной и физической если — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

В-седьмых (эго связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных обще- твенных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный петиту т. она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою

Все вышеуказанные функции и влияния на общество в целом, его ку льту рный эблик присущи всем мировым религиям, азница лишь в том. что они реализу ют это каждая по-разному. У каждой религии своё писание, свой “священный окумент', в котором всё это описывается только в божественных формах и на этой особенной своей почве и по разному у дет воспроизводиться. В частности, ритуалы, действа общения с Богом, у каждой мировой религии своеобразен. Ну и в слом, говоря о культурном развитии, основанных» мировыми религиями, нужно сказать, что религии на протяжении сторни действительно оберегали и охраняли самобытные ку льтурные традиции. обычаи, ну и в целом ку льту рный облик эщества. не давая его деформировать влияниями как извне, так и изнутри. Религия как вера повлияла на очень многих юдей. преобразовав в первую очередь их. ну а так как люди и создают культу ру, то значит и религия преобразовала ногис культуры. Это в частности проявилось и в архитектуре. Там где утвердилась мировая религия через определённый ромежуток времени замечаются изменения как в религиозных обрядах и связанных с ним инвентарём, так и в онументальных постройках. Имело иместо и негативное влияние на культурнее развитие, такие прецеденты в истории ылн. Но говоря о магистральной линии исторического развития, религия всё же весьма благотворно повлияла на 1 льгу рное развитие многих обществ и культур.

 

 

чтобы лу чше представить жизнь русских в это время в огромном крае, надо знать какие дома они имели, как одевались.

чем питались Государственная власть, основывая в Сибири опорные пункты - остроги, становившиеся затем городами с торгово-ремесленным населением, привлекала земледельцев-новопоселенцев различными льготами Такие опорные пункты обрастали деревнями, а затем слободами, которые в свою очередь станс вились центрами, объединяющими льское население. Такие сельскохозяйственные районы постепенно сливались и образовывались более крупные районы сского заселения Проникновение русских промысловиков в Восточную Сибирь началось в 17 веке.Дальнейшее промысловое освоение Востока Сибири начало охватывать Якутию и Прибайкарье.Часть промышленников стала оседать I постоянное жительство, и там образовались локальные группы постоянного старожильческого русского населения крестьян правительство переселяло в Сибирь «по прибору» и «по приказу». Желающим переселиться в Сибирь «на государеву пашню» давались льготы на два. на три года и больше, подмога и ссуда разных размеров. Прибор крестьян осуществляла область в виде повинности. «В общей сложности не зависимо от источников формирования крестьянского сословия основными группами земледельцев Сибири в XVII веке были пашенные и оброчные крестьяне». Они выполняли феодальные повинности в пользу собственника земли - государства. Для обработки государевой пашни необходимы были крестьянские руки и крестьянское хозяйство - тягловая сила, сельскохозяйственный инвентарь. «По указу» отобранные местной администрацией в черносошных уездах «переведенцы» направлялись с семьями, лошадьми, прочим скотом, сельскохозяйственным инвентарем, продовольствием и семенами для собственного посева на новое место жительства. Эффективной оказалась и такая мера правительства но заселению и земледельческому освоению Сибири, как устройство там крупных земледельческих поселений - слобод, сосредоточивших основную массу крестьянского населения, образовавшегося из бывших жителей европейской части страны, преимущественно поморцев Складывание контингента пашенных и оброчных крестьян протекало по инициативе и под контролем воевод сибирских городов, систематически отчитывавшихся перед Сибирским приказом о состоянии и расширении казенных пашен, объеме и расходе полученного урожая. Достижения русских поселенцев в Сибири объясняются спецификой этого процесса. Освоение Сибири происходило при участии крестьян, переселявшихся в Сибирь, и своим трудом возделывавших земли нового края. С самого начала в Сибирь пошла широкая волна крестьянской колонизации. К концу XVII в. крестьянское население Сибири составляло 44% от всего русского населения. Кроме того, большинство служилых и посадских людей по характеру своих занятий были земледельцами. Таким образом, колонизация Сибири в XVII - начале XVIII вв. является преимущественно земледельчсской. Более того, ее успехи неразрывно связаны с развитием земледелия. Русский народ, обладая огромным земледельческим опытом смог адаптировать его в Сибири и создать новое земледелие, более высокое по своем} уровню.

В течение XVII века в Сибири определились две тенденции: первая - в западно- и среднесибирских районах - тяготела к установлению трехполья, вторая - в восточном районе - к двуполью. Внедрение в земледелие залежной и паровой систем с зачатками трехполья означало качественный скачок в развитии производительных сил сибирского землепашества. С приходом русских в Сибири установились типичные для центральной и северной части русского государства сельскохозяйственные культуры. Это. прежде всего, рожь и овес. Эти культуры были единственными, возделываемыми на государевой десятинной пашне. На собинных запашках состав культур был шире. Здесь наряд} с рожью и овсом встречается пшеница, ячмень, полба, ярица, горох, просо и гречиха. Но и на собинных пашнях господствующими культурами оставались рожь, овес и ячмень. В XVII в. начинают внедряться посевы технических культур. Отвод огородов производился одновременно со всем землеустройством крестьянина. На огородах возделывалась главным образом капуста. Другие овощи имели меньшее распространение За весь период с конца XVI до начала XVIII вв в 17-ти из 20-ти сибирских уездов появились возделанные поля. К концу XVII - началу XVIII вв. очаги земледелия существовали почти на веем пути от Верхотурья до Якутска Величина и значение этих районов уменьшались по мере их отдаления от европейской части страны - чем дальше находился район, тем меньше в нем было земледельческого населения и. соответственно, возделываемых земель. Однако с течением времени происходило увеличение крестьянского населения и возделываемых земель с постепенным перемещением на юг в более благоприятные почвенно-климатические условия. Таким образом, развитие сибирского земледелия в XVII - начале XVIII вв. характеризуется явной территориальной неравномерностью. Некоторые уезды не знали земледелия, другие - делали первые шаги по его развитию.К XVIII в. производство зерна в хлебных районах достигло такого уровня, что хлебом было удовлетворительно снабжено население всей Сибири, освоенной русским населением, и поставки из Европейской России практически не требовались.

В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами, состав и способ ношения которых был аналогичен утвердившимся в европейской части страны, играл в гардеробе западно-сибирских крестьянок ведущую роль Мужской костюм, его главные элементы рубаха и порты, верхняя тканевая (зипун, армяк, шабур) и меховая одежда (шуба, полушубок, тулуп) были такие же. как на всей территории, заселенной русскими. Старообрядцами использовались наиболее древние по происхождению виды одежды - епанечка. кунтыш. однорядка, пониток. высокая мужская шапка, убрус, поршни, вышедшие из употребления в остальных регионах страны.Гардероб западно-сибирских крестьянок включал 12 элементов костюма, имевших локальное бытование в Европейской России. К северно-русскому комплексу можно отнести дубас. навершник. верхник. шамшуру. колпак: к западно-русскому - юбку андарак. наметку, подубрусник; к южно-русскому - запон. получеревики Нагрудник был характерной деталью наряда рязанских переселенок Распространившиеся в Западной Сибири виды мужской верхней одежды: азям, чекмень, чапан - бытовали соответственно на северо-востоке, в восточных и юго-восточных губерниях России. Выявленные локальные формы одежды подтверждают сохранение традиций мест' выхода переселенцев в новых условиях. Это было связано как с функциональным соответствием используемой ранее одежды, так и со стремлением зафиксировать память о родине в некоторых знаковых элементах женского костюма. В целом поддержанию русских традиций в материальной культуре крестьян, проживавших в Западной Сибири, способствовали создание на этой, как и на исходной, территории земледельческого хозяйства, приток переселенцев из России, развитие торговых связей и ремесел, особенности народного сознания. Об общности развития культуры на территориях, заселенных в разное время русскими, свидетельствуют такие наблюдения. В XVII в. в Сибири использовались характерные для большей части государства приемы деревянного зодчества: устройство оснований домов "на стульях", сваях, стойках, камнях, техника крепления бревен в четырехугольные срубы в "углы", "в обло"; двухскатная, самцовая и стропильная конструкции крышЗ. Все типы и варианты горизонтальной и вертикальной планировки жилища, известные в европейской части страны ко времени переселения крестьян за Урал, в зависимости от природно- климатических условий, миграционных процессов находили воплощение в Западно-Сибирском регионе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.029 с.)