Археология хунио-сяньбийског о времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археология хунио-сяньбийског о времени



У Хунну практиковалось трупоположение. причём большинство погребённых лежали вытянуто на спине головой на север в четырехугольных дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда в могилах сохраняются ткани в основном китайские, обтянивавшис гробы. Гроб ставили в яму. иногда содержавшую дополнительный деревянный сруб-гробовище Иногда могилах обнаруживаются также кости собак и рыб. В это же время у племён кулайсюй культуры встречаются могилы грунтовые и не имеют видимых надмогильных сооружений. В нескольких случаях прослеживаются их ряды, протянувшиеся с юго-востока на северо-запад. Могилы прямоугольной формы, неглубокие, некоторые из них перекрыты жердями, а стенки укреплены досками. Возможно, часть погребенных была завернута в гроб из дерева и бересты. Основной обряд — трупосожжение: пепел занимает центральную часть могил, а сопроводительный инвентарь разбросан в беспорядке. В четырех могилах погребенные лежали вытяну то на спине, головой на! северо-восток. Во всех: могилах найдены сосуды, во многих — изделия из железа, кости и бронзы. У племён Тувы в большей Мере, чем у гуннов сохра пились пережитки родовых отношений Это обясняется тем. что на окраине гуннского государства процесс разложения первобытнообщинных отношений протекал сравнитсльно медленно. В частности, о крепких ещё родовых традициях свидетельствует раскопанные в могильнике Кокэль большие каменные курганы. Они оказались не усыпальницами племенной знати, как предполагалось до начала раскопок, а родовыми кладбищами, включавшими десятки и сотни могли под одной казенной насыпью

Сосуды хунну весьма специфичны, их находки многочисленны и на поселениях, и в погребениях. Они делались не только их керамики, но также из бронзы и дерева Керамические сосуды делались как вручную, так и на гончарном круге. Поверхность сосудов заглажена или залощена. Характерны горшки с отошнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины- зернохранилиза. иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом. миски с отогну тым краем, корчаги сосуды орнаментированы по верхней части тулов; одной или несколькими горизонтальными верхными волнистыми линями или валиками. У Майминской ку льтуры сосуды имели горшковидну ю и чашеобразную формы, плоские днища и были украшены ямками, защипами, гладким и гребенчатым штамп; ми. образующими елочку, зигзаг, волнообразные линии. У племён шурманской культуры Тувы хунно-сяньбийского времени встречаются особо распространённые сосуды баночной формы и вазообразные, с округлым туловом высокой шейкой и развёрнутым венчиком.

 

оружием хунну был лук длиной до 1.5 м. сложно-составной, из нескольких слоев деревава. с двумя концевыми и тремя соединными костяными накладками. Луки данного типа. как уже говорилось, нашли широкое распространение: в III-I в до н э существовали лесостепные культуры Западной Сибири, а затем в первой пол I тыс|.н.э их стали изготавливать на Алтае. Стрелы хунну своеобразны и разнообразны. с берёзовыми древка и оперением из орлиных перьев. Их наконечники делались в основном з железа и кости, реже из бронзы. Наиболее эффективными были железные наконечники. У сыычурекской культуры Тувы в бою использовались сложным гуннским луком М-образной формы. Такие луки пок краям и в середине укреплялись костяными ластинками. Наряду с железными были еще в употреблении и бронзовые наконечники стрел. Металлические наконечники слали с тремя лопастиями и длинным черешком. В погребениях встречаются своеобразные ярусные гуннские наконечники с выступом на каждой грани, что делало стрелу более опасной для противника.

 

Известны разнообразные орудия труда хунт, связанные с земледелием, животноводством и другими занятиями,

использовались железные ножи - короткие с черенком, вставленным в роговую; ручку. Также известны: железные мотыги, юпаты. серпы, топоры, тесла, молотки, а также оселки, шилья, иглы гарпуны, крючки, грузила, езернотерки. Интересы приборы для разведения огня, состоящие из деревянной доски, деревянной палочки-сверла, костяного упора для сверла и гучка для вращения сверла

КУЛЬТУРа, ХУННОВ

Культура Хуннов Шв до.нэ - I в н.э. Формирование происходило в V-Ш в д.н.э. Основными памятниками хунну Забайкалья и Севера Монголии являются поселения и погребения Поселения представлены не только селищами, но и городищами, что соответствует свидетельствами некоторых китайских письменных источников о наличии у хунну мощных укреплений Наиболее -известны является Иволгинское городище в Бурятии около г.Улан-Удэ на р Селеню Его общая площадь достигает 70тыс.кв.м Городище укреплено четырьями рядами валов с частоколами.а между валами находятся три ряда рвов Въезды на городище упирались воротами из брёвен. Жилища на \Иволгиснском городище расположёны правильными рядами, параллельными южной линии валов и образовавшими квадратные гнезда-кварталы. разделённые дренажными канавами. В основном это прямоугольные полуземлянки площадью 4x5 м. Их стены были сырцовыми или глинобитными. либо плетневыми с глиняной обмазкой

 

Потолок был деревянным, покрыт берестяными полотнищами, гуртьями и дерном или же обмазан глиной: опорой для него служили балки с поперченными брусьями, опиравшиеся столбы. вмазанные в стены. Эти балки служили основой для двускатной кровли, конец которой поддерживался столбами с северной и южной сторон. В северо-восточном углу жилища помещался очаг или печь их каменных плит, обмазанная глиной. Существовала специальная система отопления жилища по подобию китайского канна: от печи вдоль северной и западной стен проход» л дымовой канал из каменных плит, а в юго-западном углу жилища была вытяжная труба из долблёного ствола дерева Рядом с дымоходом помещались Тары или лежанки В полу, покрытом глиняной обмазкой, находились ямы-погребки.

 

Наряду с такими жилищами хунны пользовались шалашами и юртами. Возможно у них были и цельнодеревянные жилища. Погребения хунну были как бескурганнымй с каменной выкладкой вокруг погребальной ямы. так и подкурганными. Курганы у хунну большие и малые, округлые и подквадратные в плане, стоят близко и иногда сливаются, образуя один большой курган. От насыпи могут отходить каменные полосы. из|-за которых такие курганы получили название "курганы со шлейфом” Практиковалось тру по положение. причём большинству погребённых лежали вытянуто на спине головой на север в четырёхугольных дощатых гробах, расширенных в головной части. Иногда в могилах сохраняются ткани в основном китайские, обтянивавшис гробы Гроб ставили в яму. иногда содержавшую дополнительный деревянный сруб-гробовище. Погребальная пища в глиняных сосудах и вне их обычно помещалась в головах погребенного рядом с гробом: иногда это место отделялось специальной деревянной перегородкой. В к ачестве жсртсвенных животных использовали в основном баранов, реже коров и свиней, о чём свидетельствуют соответствующие костные остатки. Иногда могилах обнаруживаются также кости собак и рыб Кроме того, в погребения помещали вооружения (лук и стрелы). различные изделия из кости и др.

Ведущие формы материальной культуры хунт представлены прежде всего вооружением. Основным оружием хунну был лук длиной до 1.5 м, сложно-составной, из нескольких слоев дерева, с двумя концевыми и тремя срединными костяными накладками. Луки данного типа. как уже говорилось, нашли широкое распространение: в III-I в до н э их заимствовали лесостепные культуры Западной Сибири, а затем в первой пол I тыс.н.э их стали изготавливать на Алтае. Стрелы хунну своеобразны и разообразны. с берёзовыми древками и оперением из орлиных перьев. Их наконечники делались в основном из железа и кости, реже из бронзы. Наиболее эффективными были железные наконечники, которые крепились к древку с помощью черешка: их перо было трёхлопстным или плоским, в плане листовидно-ромбическим, треугольным или ярусным. Трсхлопстньге железные и бронзовые наколнечники стрел могли иметь отверстия в лопастях для свиста. Для той же цели на основание черешка железной стрелы иногда насаживалась костяная бочонковидная закладка с тремя отверстиями Копья имели железные наконечники в виде массивного заострённого конуса с округлой втулкой. Мечи хунну известны только из упоминаний в письменных источниках. Найдены чешуйчатые панцири с железными и костяными пластинками, а также бронзовые латы-наручья. Хорошо изучено конское снаряжение хунну. Удила у них железные, с большими внешними кольцами или петлями. Они сочетались с двудырчатыми псалиями из железа, рога, кости. Известны уздечные пряжки и бляхи - железные, бронзовые и костяные. Седло получило жёсткий каркас: известны скреплённые между собой деревянные седельные луки, высота которых нарастала со временем: найдены также войлочные потники, кожаные чепраки. Использовалась двух- и четырёх колесные повозки, от которых сохранились бронзовые наосники. а также части деревянных ободов. Сосуды хунн весьма специфичны, их находки многочисленны и на поселениях, и в погребениях. Они делались не только их Керамики, но также из бронзы и дерева. Керамические сосуды делались как вручную, так и на гончарном круге. Поверхность сосудов заглажена или залощена Характерны горшки с отошнутым венчиком и выпуклыми плечиками, большие кувшины-зернохранилиза, иногда с вентиляционным отверстием в придонной части, узкогорлые кувшины с раздутым туловом. миски с отогнутым краем, корчаги сосуды орнаментированы по верхней части тулова одной или несколькими горизонтальными верзными волнистыми линями или валиками. Эти линии пересекаются с вертикальными линиями или валиками, а также с вертикальнымиили косыми полосами лощения. Есть и более сложные комбинации. Такое сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно только керамике хунну. Замечательны деревянные чашечки с горизонтальной ручко» китайского типа - овальные в плане, они покрыты лаком и украшены геометрическими, зооморфными и; антропоморфными изображениями. Известны также каменные и керамические чашечки такого типа. Распространены также бронзовые сосуды: миски с округлым дном и на подзоне, а также характерные котлы на коническом прорезном поддоне с оруглыми. позднее - прямоугольными ручками. Известны разнообразные орудия труда хунну. связанные с земледелием, животноводством и другими занятиями. На Иволгинском горлидище и в других местах найдены чугунные маральники для деревянного рала с одной рукоятью. Они имеют отверстие для чеки, крепившей их полозу. Они отлиты на месте, о чём свидетельствуют находки глиняных форм Использовались железные -гожи - короткие с черенком, вставленным в роговую ручку Также известны, железные мотыг и, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, а также оселки, шилья, иглы гарпуны, крючки, грузила, зезернотерки Интересы приборы для разведения огня.

.'

Состоящие из деревянной доски, деревянной палочки-сверла, костяного упора для сверла и лучка для вращения сверла. Одежда хунну известна в основном по материалам из курганов Ноин-Улы Это распашные кафтаны и шаровары из шерстяных и шёлковых тканей, мягкие сапоги из войлока и кожи, островерхие колпаки, шатки с наушниками. Одежды и обувь украшались вышивкой а аппликациями из кожи и меха Украшениями также служили буен - как импортные стеклянные, так и местные из толу драгоценных камней и коси. В качестве предметов туалета и ритуала и пользовалисб бронзовые китайские зеркала

Искусство хунну декоративно-прикладно (основные материалы - дерево, кось. бронза, войлок, камень). Основу образного репертуара составляли зооморфные изображения - горный баран, горный козел, лось и северный олень, благородный олень, волк лед ведь и др. Распространены многофигурные композиии: терзание копытных хищниками, единоборство лошадей или же яка: рогатым львом, борьба хищников с хищниками. Существуют растительные и геометрические мотивы: узор из листьев, трансормация копыт и лап и листья. Распространены изображения в рамках, чаще ажурные - характерная черта икусства х\ нн\

49) КУЛЬТУРА ГУннОВ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

1 В конце IV- начале V в н.э в степях Восточной Европы происходит резкая смета археологических культур, в значительной степени связанная с вторжением с востока на эти территории новых орд кочевников.

Эпоха гуннов датируется концом I V-началом V веком нашей эры. Огромные богатства, сосредоточенные у гуннов и их союзников в первой половине V в. способствовали появлению так называемого "полихромного стиля гуннской эпохи" - яркого показателя начала эпохи великого переселения иродов. Разнообразные у крашения, бронзовая или серебряная основа которые: покрывалась золотым листом, украшались зернью (филигранью и многочисленными вставаками из полу драгоценных камней или цветного стекла. Композиции были, как правило, несложными. но эффект создавали мерцание золота и россыпь красных вставок Выделяют несколько вариантов "гуннского" полихромного стил. вещи производились в разных центрах: провинциально-римских. центрально-азиатских, причерноморских.

 

Судя по всему, ещё до завоеваний в Европе гуннские орды были неоднородные по своему составу. Это подтверждает разнообразие немногочисленных, к сожалению, погребальных памятников восточноевропейских кочевников конца IV- середины i века. Преобладают отдельные погребения, но известны и несколько могильников с небольшим количеством захоронений. Практиковался как обряд трупоположения. так и соложения. Большинство погребений совершено в подкурганных ямах по обряду трупоположения. чаще они ориентированы на север или ссвсро-восток.

 

Встречаются также захоронения, совершённые в курганах. насыпи в предшествующие эпохи. Иногда погребения сопровождала шкура с черепом и копытами или часть коня. мясная пища, остатки тризны и других обрядов Примером одного из погребений гуннского времени является захоронение мальчика раскопанное на Беляусе (Украина, Крым), на территории античного поселения. Мальчик был похоронены в грунтовой мс. вырытой в полу античного склепа, и ориентирован головой на север. Но этого погребенного на каменном перекрытии располагались части конского скелета - череп и нижней части но с копытами. кроме этого в погребении находились удила. подпружные пряжки, наконечники стрел, наборный пояс. Трупосожрения. совершенные как на месте размещения захоронения. так и на стороне, часто сопровождаются Захоронением остатков погребального костра. Некоторые погребения перекрыты каменной кладкой.

 

Известно и захоронение в пещере (Кызыл-Адыр в Оренбургской обл). Конское снаряжение кочевников гуннского крута представлено металлическими обкладками частей седла. двусоставными железными удилами выразительны биметаллические 0 с бронзовыми или серебряный концами) с кольцевыми или Г-образными псалиями. костяными железными подпружными пряжками, разнообразными накладками на ремни, выполенными в полихромном стиле. Нередко находят оружие. Сложные луки имели костяные накладки. Стрелы были черепковые. часто трехлопастные, но наиболее указательны наконечники ромбической формы. Известны длинные мечи, иногда с перекрестьями. Навершия рукоятей мечей того украшены халцедоном, вставками из цветного стекла или янтаря. Некоторые элементы оформления мечей имеют прототипы в материалах степей. Центральной Азии. Единичны находки кольчуг, кинжалов, есть наконечник копья. Украшений немного - это серьги.браслеты Поясные, обувные и другие ремни украшали то кладками в полихромном стиле. К специфические украшениям относят диадемы, колты. украшавшиеся в том же стиле В могилах встречаются зеркала, золотые закладки фигурок животных, чаш и других вещей, импортные стеклянные сосуды. кованные бронзовые котелки.

 

Ярким показателем культуры кочевников гуннской эпохи являются литые котлы полу яйцевидной формы. Некоторые из них имеют европейское происхождение, но истоки основной формы исследователи видят в центральной Азии. Стойбища кочевников V-VI в пока (не найдены. Но такие центры концентрации разнородного оседлого зеленения, в том числе ремесленников, как Танаис (низовья Дона) или поселение Замятнино (верхний Дон), вероятно, были гавками - местами пребывания воинской верхушки кочевников. На Западе такую функцию играли некоторые вновь частично (селенные римские города.

По ряду деятелей погребального обряда древности гуннской эпохи делятся на две хронологические группы. Первая включается себя памятники конца IV- первой половины V в.. выявленные на территории Северного Причерноморья. Крыма. Ставрополья, нижнего Поволжья, в Казахстане и на Алтае. В этой группе преобладают женские погребения с у крашениями в полихромном иле: в мужских погребениях часто встречаются железные удила с серебряными наконечниками псалий и уздечки с накладками том же стиле. Вторая группа состоит из небольшого числа погребений второй половины V- начала VI в. исследованных в 1вольжье и Южном Приуралье Для этих погребений характерны сбруйные бляхи, у крашенные изображениями мужских личин

!

50) КУЛЬТУРЫ ХУННО-СЯНЬБИЙСКОГО ВРЕМЕНИ ГОРНОГО АЛТАЯ.

Кулайская культура 'занимала все лесо-степнос Верхнее Приобья. включая Алтайский край, отдельные находки кулайской керамики встречены даже на Теленком озере. Памятники представлены в основном городищами Городища обычно расположены на краю берега реки или озера. либо на их мысах. С напольной стороны находится одинарный или двойной ров. а вдоль береговой кромки - - эскарп. Рвы и эскарпы усиливались частоколом. Внутри городищ находились жилища — от 10 до 30: имеются они и за пределами укреплений. Сами жилища подпрямоугольной формы с выходом по типу выступа, по конструкции похожи на жилища скифо-сакского периода. В отличие от последних очаговые ямы устраивались по углам, желательно ближе к выходу. Хозяйственные ямы выкапывались вдоль стен. Размеры жилищ — не более 20-30 кв. м. Видимо, кулайские городища нужно рассматривать как поселки родов или нескольких семей. Находки как в целом на кулайских городищах, так и внутри жилищ незначительны: сосуды, редко кости животных и изделия из железа, бронзы и камня. Погребальный обряд достаточно специфичен по сравнению с предыдущим периодом Могилы грунтовые и не имеют видимых надмогильных сооружений В нескольких случаях прослеживаются их ряды, протянувшиеся с юго-востока на северо-запад. Могилы подпрямоугольной формы, неглубоки, некоторые из них перекрыты жердями, а стенки укреплены досками. Возможно, часть погребенных была завернута в гробовища из дерева и бересты Основной обряд — трупосожжение: пепел занимает центральную часть могил, а сопроводительный инвентарь разбросан в беспорядке. В четырех могилах погребенные лежали вытянуто на спине, головой на северо-восток. Во всех могилах найдены сосуды, во многих — изделия из железа, кости и бронзы. Кулайские сосуды имеют округлые днища и украшены гладким и гребенчатым штампом в виде «уточки», ямками и гребенчатой елочкой. Характерны бронзовые трехгранные втульчатые костяные наконечники стрел, топоры, тс ела, железные ножи с остатками ножен, удила, пряжки, поясные наборы, бляшки, пуговицы, роговые гребни и гарпун. Любопытно бронзовое литье кулайцев. отлитое в гак называемом «келетном стиле», где изображены люди и дикие животные (медведь, бобр. лось. волк. заяц. гусь). В отличие от подобных же изображений скифо-сибирского стиля все изображения сильнсе стилизованы и более напоминают хуннские.

Слабый культурный слой кулайских городищ свидетельствует о более подвижном образе жизни по сравнению с предшествующим периодом. Хозяйство было комплексным при довольно существенной роли охоты и рыболовства.

Находят на поселениях и городищах и кости домашних животных: крупного и мелкого рогатого скота, собаки, лошади. Установить их реальную роль в стаде сложно, но можно сказать, что лошадь играла первостепенное значение: ее кости обнаружены абсолютно на всех памятниках. Сложные политические коллизии в Центральной Азии привели к тому, что в III в. н. э. кулайская культура исчезает, но не бесследно.

 

Майминская культура изучена пока очень слабо. Памятники ее известны в междуречье Бии и Катуни и в верховьях Чумыша. Они представлены односторонне, это поселения и городища Поселения и городища майминской культуры отличаются большой мощностью и насыщенностью культурного слоя, что свидетельствует об оседлом образе жизни Городища мысо-выс. с напольной стороны их ограничивают несколько рвов. Зафиксированы два типа жилищ: наземного типа и полуземлянки, причем встречаются они на одних и тех же памятник ix. О конструкции стен судить пока сложно, но в некоторых случаях возможно предположить наличие столбов и объемного каркаса. Дно жилищ в полуземлянках было земляным, а у наземных жилищ — пол деревянный. В последнем случае вдоль стен была прослежена отопительная система типа хуннских канов (утепленные лежанки вдоль стен). В жилищах имелось по одному-два прямоугольных каменных очага наземного типа и хозяйственные ямы. Встречены специальные ямы для обжига керамики и. возможно, плавки железа, а также железные шлаки. Как внутри, так и межжилищное пространство насыщено находками, в первую очередь, сосудами и их обломками, зернотерками и курантами. В одном из горшков в очаге обнаружены зерна. Сосуды имели горшковидную и чашеобразную формы, плоские днища и были украшены ямками, защипами, гладким и гребенчатым штампами, образующими елочку, зигзаг, волнообразные линии. Помимо этого, имеются находки каменных пестов, терочников и точил, железных ножей, в том числе и жатвенных, керамических пряслиц, костяных украшений, наконечников стрел, накладок лука, застежек и распределителей ремней,. Обнаружены также железный топор-тесло и рыболовный крючок. Анализ остеологических материалов свидетельствует о преобладающей роли скотоводства: кости домашних животных составляют 80-90% от общего количества. Причем и:; состав был различен на отдельных памятниках: с преобладанием в стаде рогатого скота и лошади или лошади и мелкого рогатого скота. Помимо этого, встречены кости собаки и. может быть, свиньи Охота велась как на крупных (лось, косуля, благородный олень, кулан), так и пушных (в основном лиса) животных и птиц. О реальной роли земледелия и рыболовства судить сложно, но наличие их \ майминцев не вызывает сомнений. Кроме того, были развиты железоделательное производство (причем руду плавили прямо в поселках); ткачество; обработка камня, кожи, кости; керамическое производство Майминская культура пережила соседнюю с ней кулайскую и просуществовала, скорее всего, до IV-V вв. и. э.

 

ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА

Ареал южносибирской таштыкской культуры'- Минусинская котловина, где она сменяет татарскую. Хронология: II(I) в до нэ - V в.н.э. Вероятно, своим происхождением таштыкская культура обязана взаимовлиянию автохтонных татарских европеоидов и новых, центральноазиатских тюркоязычных монголоидных групп, проникших в предверии новой эры в Минусинскую котловину в период массовых миграций, спровоцированных началом политического господства хунну

Основными памятниками таштыкской культуры являются погребения. Они представлены двум и вариантами - индивидуальными захоронениями в грунтовых ямах и коллективными (вероятно, семейными) захоронениями в склепах. Грунтовые кладбища, включающие от 100 до нескольких сот могил хотя и не имеют собственных насыпей, но помещаются на возвышенных местах - наскольнах сопок или в насыпях курганов предшествующее тагарской культуры

 

Могильные ямы содержат обкладку из плит или же невысокие срубы с обложенными берестой дном и стенами, перекрытые накатом и также берестой; иногда ямы перекрыты каменными выкладками. Эти погребения в основном соответсвуют более раннему периоду культуры, судя по типам заупокойного инвентаря, преемственным по отношениям к татарским вещам. Но есть здесь и прототипы вещей, обнаруживаемых в склепах Склепы сооружались обычно группами по два или четыре, причем иногда в пределах тех же грунтовых кладбищ Таштыкский склеп - это прямоугольная камера из брёвен с деревянным полом и потолком, которая возводилась в неглубкокой широкой прямоугольной яме-котловане (площадь ямы от 16 до 90квм). К камере спускались ступени или трапециевидный вход-коридор с деревянными генами. Стены камеры и входа окружались по периметру бревенчатым тыном, которые в свою очередь был обставлен каменными плитами, образующими стену-крепиду. Сверху на бревенчатое перекрытие камеры могли поместить каменную наброску А поверх неё из вырытого грунта создавалась невысокая земляная насыпь - усечено-пирамидальная или округлая Видимо, склепы какое- то время сосу шествовали с фунтовыми захоронениями. Но в целом, судя по типам вещей, склепы характерны для более позднего периода таштыкской культуры Таштыкский Погребальной обряд допускал как трупоположение, так и кремацию Для грунтовых кладбищ в равной мере свойственны оба ритуала. В склепах преимущественно обнаруживаются трупосождения. но встречаются и трупоположения. причём иногда в том же самом склепе. При этом камеры многих склепов, куда периодические захоранивали новых покойных, после совершения последнего погребения были подожжены.

 

Таштыкская традиция трупоположения предусматривала предсварительную мумификацию Чаще мумифицировали женщин и детей, реже - мужчин. Мумии укладывались в погребении в зимней одежды с крупными костяными 6vлавками и нашивными аму летами Они обычно лежали в выт шутом положении на сине, головой на запад. При мумификации особо заботились о долговременной сохранности головы. для чего трепанировали череп с извлечением мозга (по последнем свидетельствует то. что фрагменты черепной коробки, которые удалялись при трепанации, обнаруживаются внутри черепа). На лицо покойного могли накладывать тонкую белую гипсовую маску, сделанную непосредственно перед погребением и ещё не просохшую, вследствие чего та внутренней поверхности масок сохранились волосы и отпечатки морщин. Предполагается также, что маски могли лет лить прямо на лице покойного или же на кожаной модели головы Таштыкские маски часто расписывались глиняными красками, одни из них украшались спиралевидными красными узорами, другие - сплошь красной, затем сверху чёрной краской: со временем раскраска усложнилась и обогатилась новыми цветами. Найдены привязные косы каштановых волосы, крепившиеся к маскам покойных обоего пола. Захоронение, связанное с трупосожжением. предполагало кремирование на стороне. Чаще кремировали мужчин.

Сожжение было неполным: сохраняли крупные остатки костей В одних случаях эти кости помещали в кожаный или берестяной мешочек, который в свою очередь зашивали в человекоподобное чучело-манекен, имитирующее сожжоного покойника.и это чучело в зимней одежде укладывали в погребение. Чучело делалось из травы и обшивалось кожей, а также возможно берестой и материей; при этом лица либо рисовали, либо обозначали рот и глаза впадинами и пришивали брови и нос На лица манекенов, как и на лица мумии, могли накладывать тонкие белые маски В других случаях прах сожжённого человека непосредственно помещали в могилу - в специальные “Гнёзда" либо в кучки, либо в сосу ды или берестяные короба. Этот прах могли сопровождать массивные гипсовые маски-бюсты, отражавшие индивидуальные черты кремированного человека.

 

Напутственная пища в погребениях проставлена напитками в глиняных сосудах и растительной пищей, а также кусками мяса (чаще овец). В могилах преобладает вотивный инвентарь (уменьшенные модели вещей). Эта традиция уходит в тагарское время, где первые вотивы появились и начали вытеснять обычные изделия из инвентаря погребений, видимо ещё в V веку до.н.э Но в отличие от тагарцев, в могилах которых много моделей оружия и ножей, таштыкцы практические не клали в могилы ни реальные, ни моделированные предметы воору жения. Инвентарь погребений включает также набор сосудов - как керамических так и деревянных. Большинство детских погребений отличаются от взрослых. Они находятся та окраине гру нтовых кладбищ или вокруг склепов. В них. как правило, нет кремации и му мификации: детей заворачивали з бересту и клали в могилу на спине или на боку, чащ; без вещей, реже - со сосудами и астрагалми косули или овцы Вместе с тем известны немногочисленные примеры кремирования детей на стороне с последующим захоронением, в том числе и с погребальными масками.

 

Наряду с погребениями к ритуальным сооружениям таштыкской культуры относятся кертвенно-поминальные комплексы на окраинах грунтовых могильников или у склепов. Поминки происходили очевидно следутощим образом: сначала в жертву приносили животное затем следовало пирошество. после чего часть пищи посвящалась поминаемому. Таштыкские поселения малоисследованны и малоинформативны, с тонким культурным доем. Таштыкцы жили в основном в полу землянках, внутреннис стенки которых обставлены плитами и срубом, внешние кладкой из плит; крыша опиралась набалки и столбы. облицовывалась дерном и плитами. Наземные жилища встречаются юдко. Основу хозяйства создателей таштыкской культуры составляло комплексное скотоводство с разведением крупного богатого скота, а в притаежных районах - северного оленя. Быки являлись тяглом (на одной из деревянных планок, в клепах есть рисунок в упряжке). Разводили и других животных, в том числе лошадь. Исследованы каналы для водопоя кота и орошения пастбищ. О наличии земледелия, носившего, впрочем подсобный характер свидетельствуют находки на оселениях зернотёрок и мотыг из камня и кости, а в погребениях - мелких зерен типа проса, посыпавшихся на головы покойников. Таштыкцы практикововали также чёрную и цветную металлургию, литейное и кузнечное дело, охоту на косу ль, аралов и на пушного зверя Их керамического производство ещё не знало гончарного круга.

 

52) КУЛЬТУРЫ XУННО-СЯI\ЬБИЙСКОГО ВРЕМЕНИ ТУВЫ

археологическая культура, сложившаяся в Туве в гуннскому время сушествовавшая до середины 1 тыс. н.э получила название сыынчюрексой, или шурманской (II до.н.э - V в н.э). Материалы, полученные из более чем 400 сыынчюреских погребений дают возможность достаточно полно обрисовать быт племен Тувы, скложившийся у них в гу ннское время, основным их занятием было кочевое скотоводство с преобладанием в стадах мелкого рогатого скота. Показательно, что

костей домашних животных, найденных в погребениях, свыше 90 процентов составляют кости овец, причем в отличие погребений казылганской культуры кости крупного рогатого скотат почти совсем не встречаются.

 

Как известно. «обладание мелкого рогатого скота у кочевых народов вызвано тем. что в условиях перекочевания содержание крупного скота затруденно. Вероятно именно в этом время у племен Тувы совершился переход от полукочевых форм хозяйства к кочевым. Тогда несомненно имело это прогрессивное значение и создавало предпосылки для более быстрого прибавочного продукта. Но ряд ли всё население перешло к чисто кочевническому скотоводческому хозяйству. Отдельные группы сочетали скотоводчество с земледелием. О занятиях земледелием свидетельствуют зерна проса и конопли, положенные в могилы. несомненно уделялось большое внимание коневодству. Не случайно на петроглифа воины изображались обычно верхом на коне, а в могилы иногда клали удила. В домашнем производстве большое значение имели изготовление войлока и (Обработкой шкур, на которых изготовливались одежда и некоторые виды утвари, занимались женщины одежду шили не только из кожи, и войлока, но и из шёлковых тканей, которые завозили сюда из Восточной Азии.

 

О характере одежды - островерхих головных уборах и дильничих халатах - можно суДить по реалистичным изображениям на нескольких писаницах Тувы. В быту применялись как железная и керматическая посуда так и деревянная, сравнительно:гкая и прочная, что делало ее особенно ценной для кожевников. Из дерева делали чашки, ложки, кубки также своеобразные характерные для кочевников блюда с бортиком по краю и четырьмя низенькими ножками) углам. Из таких блюд было удобно есть, сидя на полу жилища. Кумы на другие жидкости хранили и перевозили в приспособленных к кочевому быту кожаных сосудах и деревянных бочонках с отверстием в средней части. Глиняную посуду для воды, хранения и варки пищи лепили ручным способом. Особенно были распространены сосуды баночной кормы и вазообразные, с округлым пловом высокой шейкой и развёрнутым венчиком В курганах нередко находят отложенные в могилу модели металлической посуды - котлы с поддонами и на четырех ножках, чашки и миски. Пища устояла в основном из мяса, молока и молочных продуктов, (сыр.кумыс). Любимым блюдом было мясо задней части бараньей туши: им угощали почётных гостей, его обязательно клали в могилу умершего сородича.. В бою пользовались ложным гуннским луком М-образной формы Такие лучи по краям и в середине укреплялись костяными пластинками, наряду с железными были ещё в употреблении и бронзовые наконечники стрел. Металлические наконечники делали с тремя лопастиями и длинным черешком. В погребениях встречаются своеобразные ярусные гуннские наконечники с стулом на каждой грани, что делало стрелу более опасной для противника. У основания наконевчника некоторых стрел крепляли костяную свистунку.

В схватках с протиавнком пользовались также:длинными копьями с втульчатыми «слезными наконечниками, мечами и кинжалами. Остатки копий сравнительно часто находят в курганах, а изображения всадников с копьями в руках известны на нескольких петроглифах. У племён Тувы в большей мере, чем у гуннов сохранились пережитки родовых отношений Это обясняется тем. что на окраине гуннского государства процесс изложения первобытнообщинных отношений протекал сравнительно медленно. В частности, о крепких ещё родовых традициях свидетельствует раскопанные в могильнике К экэль большие каменные курганы. Они оказались не усыпальницами племенной знати, как предполагалось дэ начала раскопок, а родовыми кладбищами, включавшими десятки и сотни могли под одной каменной насыпью Для племен Тувы в гуннское время было характерно своеобразное декоративно-прикладное искусство. Сосуды часто украшены арочно-лопастным оранаментом. отличающимся строгой симметрией. Был развит культ предков. Древние обитатели Тувы верили в существование души после смерти Поклонение предкам было связано с особы обрядом сооружения поминального кургана и с Принесением жертв - быков, баранов, лошадей. Вблизи поминального кургана иногда устанавливали цепочку из камнней. что также было связано с культом предков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.045 с.)