Ранний железный век лесной полосый восточной европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний железный век лесной полосый восточной европы



Зарубинецкая культура. Хронологические рамки зарубинецкой культуры - рубеж III-II в до.н.э - середина I в.н.э. Племена, оставившие памятники зарубнецкой ку льтуры, обитали в Припятском Полесье, в правобережном Среднем и Верхнем Поднепровье и на Левобережье Днепра до бассейна Среднего Сейма Памятники зарубинецкой культуры представлены поселениями и могильниками Извест ны как укреплённые, так и неукреплённые поселения - как правило, в поймах рек. на речных террасах или на возвышенных останцах в долинах рек или же на мысах. Городища укреплены рвами и валами, иногда с неясными деревянными конструкциями. Небольшие прямоугольные наземные или углубленные жилища с очагом по центру имели в северной зоне зарубинецкой культуры бревенчатые стены, тогда как в южной - плетенсвые с глиняной обмазкой на ггобовой основе Могильники зарубинецкой культуры - это типичные бескурганные ‘поля погребений». В неглубоких ямах «посредственно на земле или в сосудах-урнах хоронили прах кремированных на стороне людей, причём кости тщательно очищали от погребального костра. Прах мог сопровождаться керамическими сосудами, оружием, орудиями труда, украшениями обычно фибулами), иногда ритуальной пищей (несожжённые кости свиней, коров или баранов). Трупоположение практиковалось зарубинецкими племенами гораздо реже. Основу хозяйства племён зарубинецкой культуры составляло земледелие - очевидно, подсечно-огневое и переложное - с использование деревянного рала без железного сошника.

Применялись железные слабоизогнутые серпы и каменные зернотерки. Культивировал просо, ячмень, некоторые разновидности пшеницы репу, лён и коноплю Значительную роль играло придомное скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот виней и лошадей. Для заготовки сена использовали коротные железные косы. Практиковалась также охота с собакой – как мясная, так и пушная Были широко развиты чёрная и цветная металлургия и металлообработка. Железо восстанавливали из местной болотной руды в специальных глинобитных горнах, остатки которых обнаружены на поселениях. Зарубинцы освоили цементацию и технику пикетирования. Остатки кузнечных шлаков обнаружены практические на каждом поселении. Но известны и специализированные поселения металлургов. В керамическом производстве ещё не использовали гончарный круг с ножным вращением. Но формы сосудов весьма разнообразны - Это в первую очередь горшки. а также корчаги для хранения припасов, сковороды для выпечки лепёшек, миски и кувшины

Дьяковская культура. Культура Волго-Окского междуречья и Верхнего Поволжья - VI до.н.э - IV/V до н.э. Создатели дьяковской культуры были предками мери и веси - финно-угорских народов раннего Средневековья. Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известны уже около пятисот дьковских селиш и городищ, тогда как погребальныек памятники исследованы крайне недостаточно. Основная информация о дьяковской культуре получены в результате раскопок городищ, которые чаще всего занимают естественно укреплённое места - мысы у слияния рек и между оврагами либо останцы. Вначале защитой большинства городищ служили вал и ров. Со временем число валов; некоторых городищ возросло до двух-трёх Местами использовались и система жилых стен, формируемая Многокамерными жилищами, размещёнными по периметру поселения и служащими дополнительными укреплениями. Жилищами преимущественно служили прямоугольные наземные срубные и плетнево-столбовые дома - в основном много комнатные со временем сменившиеся

однокомнатными.Погребения известны только в связи со средним и поздними этапами существования дьяковской культуры. Это "домики мёртвых " срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведённой на стороне. Для хозяйства дьяковцев характерен земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли рыболовства и охоты. Доказательствами наличия земледелия являются в первую очередь находки серпов, мотыг и зерен. ячмень, пшеница, лён). О скотоводстве свидетельствуют многочисленные кости свиней, коре в. лошадей, об охоте - кости пушных и иных зверей, о существовании цветной и чёрной металлургии - тигли, льячки и крицы. В совершенстве была развита костяная индустрия (производили орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, черешковые и втульчатые наконечники стрел метеных типов, зооморфные изображения идр). На рубеже эр становится меньше изделий из кости - больше из металла, в основном из железа. Особенно много серпов и ножей. С рубежа эр широко распространяются местные железные наконечники стрел двумя шиповидными выступами в основании пера, с черешком для крепления к древкл Начиная со IIвека. ассортимент изделий из железа уже весьма широк: Это мотыги, косы, клещи, проушные топоры и кельты, шилья. рыболовные крючки Применяется и бронза - в частности. для браслетов, подвесок и блях Характерной чертой дьяковской культуры на её ранних стадиях является господство сетчатой керамики, сосуды с рогожной поверхностью, ещё реже со штрихованной поверхность однако примерно в конец II в.н.э доля сетчатой керамики сокращается, зато на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте. богато орнаментированная по краю венчика и по верхней части стенок В основном характерны горшки - приземистые и вытянутые баночные формы, а также миниатюрные сосудики

 

Ананьинская культурно-историческая общность. Локализуется в бассейне Камы до сё впадения в Волгу, на прилегающих средневолжских территориях и на севере Европы. IX/VIII - 1V/1II до.н.э. Культура финно-угорская. Ананьинская область существенно отличается от других лесных культур гораздо большим количеством бронзы и железа уже в ранний период Высокий уровень местной металлургии. Основа хозяйства - животноводстве (состав стада - свиньи, крупный рогатый скот низкорослые лошади, овцы). Земледелие играет подсобную роль (известны бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотерки) Широко практиковалась охота. В ТОм числе на пушных зверей, а также рыболовство Основные памятники ананаьинской области - поселения и могильники Большинство по поселений занимают естественно укреплённые места - мысы, известны как городищ, так и селища и временные стоянки. Распрсстранена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена: иногда валы обкладывали известняковыми Элитами. Жилищами служили в основном наземные дома срубной либо каркасно-стобовой конструкции. Известны и длинные дома. разделённые на продольно размещённые жильё отсеки с очагом в каждом. Могильники бескурганнь е. размещаются по берегам рек Практиковалось трупоположенис в ямах (чаще на спине, в вытянутом состоянии), значительны: реже - трупосожжение (на стороне (с последующим помещением праха в ямы- могилы или же в ' домики мёртвых”. Особого мастерства ананьинцы достигли в цветной и чёрной металлургии Многочисленны бронзовые 'кельты’' и наконечники копий с отверст гем в нижней части пера или с рифлением по перу. Хорошо известны мечи и кинжалы Сначала бронзовые и биметаллические, предскифского типа, а затем железные акинаки местного производства Керамика ананьинской области лепная В основном это кругло и плоскодонные сосуды, декорировнванные вдавлением кручёного шнура и гребенчатого штампа.

 

В течении IV-III в до.н.э ананьинская культурно-историческая область эволюционировала в пьяноборскую (пьяноборско- глядсновскую) культурно-историческую область, сушествовавшую в III до.фэ - II в.н.э. В рамках этой области нашли продолжение и развитие ананьинскис традиции. В этот период на многих поселениях, существовавших ещё в ананьинскую эпох. продолжается жизнь, но возникает и много новых укреплённых поселений. Преемственность пьяноборскою погребального обряда по отношению кананьинскому отразилась в частности в сохранении обычая обёртывания умерших в луб или бересту. Но появились и захоронения нового типа - в деревянных гробовигцах. При этом для пьяноборских погребальных комплексов (в особенности женских) характерно наличие множества украшений гг деталей костюма. Как и в ананьинскую эпох) скотоводство оставалось основой хозяйства Мотыкное земледлеие, охота, рыболовство играли подсобную роль Ананьинскую традицию продолжает и лепная кругодонная чашев гдная посуда пьяноборской эпохи с ямочным орнаментом. Наиболее существенные изменения, отразившие эволюцию ананьинской области в пьяноборскую, связаны с дальнейшим развитием чёрной металлургии. Железо в пьяноборскую эпох) практически вытеснило бронзу из сферы производства оружия и орудий труда.

КУЛЬТУРА СКИФОВ

Скифская археологическая культура датируется серединой VII- началом Шв до.н.э. Собственно скифы - это различные близкородственные племена североиранской ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи. Важнейшую информацию о скифской археологической культуре дают многочисленные Погребения и погребально-поминальные комплексы

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами. величина которых, как правило зависел от социального положения погребённого. Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах. реже в деревянных гробницах и каменных склепах, причем известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением курган. Господствует трупоположение. что характерно для всех культур эпохи раннего железного века в степях Евразии Погребенного как правило у кладывали на спину.в вытянутом положении, реже - с подогнутыми в коленях ногами, которые завивались в сторону Чаше погребенные обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и на других направлениях. Значительно реже, чем трупоположение. встречается кремация на месте: сожжение дервянной гробницы вместе с покошым. что характерно главным образом для северопричерноморской лесостепной зоны В погребениях часто встречаются различные подстилки. ложа, циновки или носилки из органических материалов Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения. узду, украшения, сосуды, напутственную пищу (в основном это кости мелкого рогатого скота). Человеческое погребение может сопровождаться захоронением одного или нескольких взнузданных коней - в той же могиле или отдельно. В некоторых случаях обнаружены остатки колесниц. Кроме того, погребения знати часто содержали захоронения зависимых людей, преднамеренно умервщлённых Инвентаря погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственной скифских типов, включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики Собственно скифские кочевые группы жили в степи в юртах и кибитках - крытых войлоком повозках, чей вид извести, в частности по глиняным моделькам До конца V в до.н.э постоянных скифских поселений в степи почти не было.Наиболее крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (общая плои(адь 1200га), защищённо: почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи - земляными валами и рвами. Жилищами служили овальные и четырёхугольные землянки и наземные дома с глинобитным очагом. Стены наземных домов были построены из вертикально врытых брёвсх. тереплетённых прутьями либо завешенных кошмами:;крыши были двускатными. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и чёрной металлургии. Наибольшую изобретательно создатели скифской культуры проявили в разработке наступательного и оборонительного вооружения. Широко распространились железные двулезвийные мечи и кинжалы скифского типа - так называемые акинаки. Мечи чащё были короткими, колющими, но известны и длинные колюще-рубящие мечи. Акинаки носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Кукояти и ножны акнаков могли обкладываться золотыми пластинами и украшаться в скифском зверином стиле. Основным оружием дальнего действия у скифов был лук. Стрелы имели наконечники из бронзы (реже - из железа и кости).. Лук и стрелы скифы носи; и в так называемых горитах - специальных лагерях с отедльным карманом для стрел. Использовались копья длиной 1.7-2.2 м. изредка до 3 м. Их наконечники были железными. первоначально удлинённо-лавролисгными, позднее более широкими листовидными. Скифы применяли также железные боевые топоры-секиры с нешироким лезвием и молоточковвдным обушком, реже - топоры-клевцы Основу оборонительного скифского вооружения (доспеха) составлял чешуйчатый панцирь из бронзовых и железных пластинок. применялись также защитные пояса из кожи, иногда с нашитыми металлическими пластинами Один из важнейших видов скифского доспеха - шлем В раннее время это была бронзовая полусферическая каска с ребром по темени и глубоким лицевым вырезом в виде дуге над бровями. Позднее широко применялись башлыкообразные чешуйчатые шлемы с железными пластинками а кожаной основе, а также греческие шлемы, которые порой переделывались скифскими мастерами. Щиты были кожаными (в том числе с покрытием металличскими чешуйками), деревянными и из прутьев.Весьма прогрессивным был и скифский комплекс энского снаряжения. Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды - кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и росчерченный линейный орнамент. Муж-чины как правило носили штаны-шаровары, рубахи и кафтаны-куртки, мягкие сапожки остроконечные шапки-башлыки, женщины - длинные платья, башлыки или ионические и усечено-коническис головные уборы одежда богатых людей могли быть обшита золотыми фишками. Украшениями служили также бусы, височные привески и главки гривны и браслеты. Основной скифской экономики в степях Северного Причерноморья было скотоводство - изначально исключитсльно кочевое, со временем местами сменившееся полукочевым. Сна хала практиковалась постоянная подвижность;его населения, без фиксированных зимних и летних стоянок. Необходимые продукты питания и ремесленного труда сбывались военным путём либо обменом у соседей-землсдельецв. Основу стала составляли лошади и мелкий рогатый скот, произведение.-значительной доле крупного рогатого скота. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовавлись кладбища, чётко определились границы кочевания. А у оседлых нескифских народов, создавших культуру скифского та в ссверопричсрноморской лестостепи. несмотря на существенную роль пашенного скотоводства, ориентированного на выведение крупного рогатого скота, господствовало именно земледелие с культивированием пшеницы и проса. Здесь найдены деревянные плуги и железные серпы. Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье прикладное зооморфное искусство скифской культуры! Черты: унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери. птицы и фантастические (синкретические) животные). - в строго опрсделенных позах и композициях с использованием обеих приёмов моделирования деталей. Отличительней чертой скифской культуры является наличие монументальной тропоморфной скульптуры Это высеченные из камня изображения мужчины-воина.-первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. Религиозно-мифологические представления - культ предков и героев, солнца и огня, змееногой конической богини, возможно, пережитки тотемизма. 1

 

39) КУЛЬТУРА САРМАТОВ

Хронологические пределы сарматской культуры IV в до.нэ - IV в н.э. Её ареал в максимальном выражении покрывает обширную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Загадного Причерноморья. Историческое ядро культуры находилось в Южном Приуралье. гдеё сё начальные черты проявляются уже в конец V в.до.н.э. Вытеснили основную массу скифлв. Основными памятниками, дающими информацию о сарматской культуре, являются погребения, поскольку Естественно сарматские стационарные поселения пока нё обнаружены: вместе с 'тем на Кубани известны вероятно Меото-Cарматские городища. Погребения же весьма многочисленны. Это трупоположения под курганами (высота 1 м. редок до Зм. аметр Х-2Ум) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги

чаше параллельны, иногда руки помещаются на тазовых костях или под ними. |i ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене Ориентированы погребенные в ранний период в основном головой на юг. а позднее — большей частью на север.

Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых досками и хворстом. Также типичны могилы с обширными подбоями Известны и катакомбы. В подбойных и каткомбных могилах вход в (саму погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. Погребённых клали на подстилку из органики, реже - на (деревянные носилки или в древянные решётчатые гробы, детали которых скреплялись с помошыо шипов Иногда погребенные лежали на ложе, оставшемся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного: сама колесница в процессе захоронения разламывалась, а все детали клали в погребение. В могилы клали символы огня - угольки (или их заменители - мел. гипс, красную охру). В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружтие. встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским. но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения Именно в сарматский период бронзовые втульчатыс наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными, удлиняются и древки копий в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием а ещё позже - с рукоятью-штырем без металлического навершия и металлического перекрестья Некоторые мечи бы.hi формированы сваркой внахлёст, шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешучатые панцири С III в до нэ до I в.н.э были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами - фаларами. украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами, которых встречаются и сделанные на гончарном круге, импортированы в зону сарматской культуры. Основные металлические сосуды сарматов - это бронзовые котлы с яйцевидным или шарлвидным туловом, с поддоном или без него, с двумя вертикальными ручками. И женская и мужская одежда сарматов в своей основе была близка скифской. Вместе с тем сарматская знать гораздо шире использовала фибулы, поясные пряжки; практивовалось украшение одежды не только золотыми нашивными бляшками, как у скифов, но и нашивными бусами и бисером. Из украшений также следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые - кольцевидные и спиралевидные), ожерелья из сердоликовых, янтарных. коралловых. Горно- рустальных и стеклянных бус. Искусство сарматской культуры весьма разнообразно. Особенно интересна торевтика.в которой присутствуют как зооморфные образы - хищники, драконы. копытные, так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др). а также растительные мотивы

 

КУЛЬТУРЫ САКОВ И MACCAГЕTOB

Ранний железный век Средней Азии и Казахстана в скифское время складывается из истории двух тесно связанных групп кочевников и полукочевников (это собственно сако-массагетский крут) и соседнего оседлого населения, история которого более обеспечена письменными источниками. Древние персы, а вслед за ними античные авторы применяли этноним "саки для обозначения ираноязычных кочевников Средней Азии. Под названием "‘массагеты. античные авторы объединяли различные группы среднеазиатских племён, отличающихся друг от друга по хозяйству и образу жизни. Это явно собирательный термин, но изначально это было наименование какой-то конкретной этнической группы, наиболее знакомой античным историкам Определить в точности, какие именно памятники надо связывать с саками, а какие - с массагетами. до сих пор не представляется возможным. Поэтому иногда потребляют термин "культуры сако-масскагетского круга". Основными очагами этих культур являются зоны. Приаралья. Центрального гг Восточного Казахстана. Семиречья и Памира. Основные памятники всех этих кочевнических культур - курганные могильники Наиболее яркие погребения саков Приаралья находятся в низовьях Сырдарьи. Это могильники Уйгарак и Южный 'Тагискен. датируемые VII-Vв до.н.э Курганы невысокие. не более 2 м. диаметром 10-40 м Обряд трупоположение в ямах или на поверхности земли, чаще на спине, головой на запад. Болес редки случаи кремации на месте: погребение поджигалось и засыпалось землёй. В ямах были шатровые деревянные каркасные постройки, переплетенные прутьями и камышом Покойника захоранивали в одежде и головном уборе, которые могли быть расшиты бусинами и золотым! бляшками. Мужчинам клали оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками (втульчатыми и черешковыми), кинжалы или мечи типа акинаков. В погребения женщин помещали бронзовые зеркала, каменные алтарики. зернотёрки, пряслица. И у мужчин, и \ женщин в могилах были ножи, керамические сосуды и предметы конского снаряжения. Оружие, узда, бляшки одежды украшались в зверином стиле. Погребения центральноказахстанской груплы сако-массагетского круга именуются иначе тасмолинской культурой, датируемой VII-III в.дон.э Тасмолинские кургаты небольшие (диаметром 10. редко до 20 м. высотой 1 м. редко до 2 м). Покойные лежат в овальной ме-подбое. на спине, головой на север Ямы перекрыты каменными плитами, подбои заложены камнем. Погребённый сопровождался оружтем и уздой, а иногда и конскими головами. Вооружение уздечка булавки, бляхи часто украшались в зверином стиле. В Семиречье (ЮгоВосточный Казахстан и Северный Кыргызстан) культур сако-массагетского круга проявлись. в частности, в таких ярких памятниках, как Бссшатырский и Иссыкский курганные могильники В монументальных Бесшатырских курганах захоронения производились в наземных срубах из обтёсанных брёвен тяншанской ели (высота срубов до 4 м. площадь до 16кв.м). к которым с востока ведёт коридор-дромос. Такой сруб перекрывался. каменно-земляной насыпью (высотой до 17м. диаметром до 100 м), окружённой каменным валом высотой 0.5м. шириной 2м Иссыкская курганная группа знаменита прежде всего богатейшим захоронением IV – III в до.н.э в кургане №16. где под каменно земляной насыпью в боковой гробнице (центральная грабница ограблена) в яме глубиной 2.7м и площадь 3.5.x4м содержался сруб высотой 1.5м площадью 2x3 В трубе на дощатом полу, на расшитой золотыми бляшками матерчатой подстилке покоился человек 16-20 лет в великолепном парадном одеянии. Это одеяние реконструировано по расположению многочисленных золотым нашивных геометричных и зооморфных бляшек, украшающих практически каждую его деталь - высокий остроконечный головной убор, нижнюю рубаху, короткий кафтан, кожаный пояс с 16-ю мощными золотыми бляхами, штаны из кожи или войлока и аналогические сапоги. Погребённый был наделён сумочкой с бронзовым зеркалом и кусочком красной краски, нагайкой-ис ЗОЛОТОЙ лентой вокруг рукояти, стрелой с золотым наконечником, железным месом и кинжалом типа акинаков золотыми обкладками рукояти и клинка, в деревянных ножнах с золотыми пронизями-распределиелями портупейных ремней З

 

Золотые бляшки головного убора и одежды, равно как и многие элементы вооружения, украшены растительными и геометрическими мотивами, а также изображением в зверином стиле. Рядом с покойным также найден 31 сосуд из дерева, глины И металла, в том числе серебряная чаша с нерасшифрованной надписью рунического типа, что для бесписьменного скифо­сибирского мира является ценнейшей находкой. В целом культуры сако-массагетского круга, как и другие компоненты скифо­сибирской области, имеют свой неповторимый вариант “скифской триады". Это отражается в предпочтении определённых образов в рамках звериного стиля, в господстве бронзового вооружения и конского снаряжения, в форме рукоятей акинаков. а также в наличии псалиев с выступами-шпеньками.в широком распространении удил с дополнительными отверстиями в основании внешней петли и удил с ттрямоутольноконгчным завершением, в существовании наряду с ременным скреплением удил и псалиев традиции отливать их уже в комплекте или! насаживать псалии на удила. Специфичны и непохожи на скифские и савроматские и основные типы местных керамических сосудов: Это лепные миски, грушевидные горшки и кувшины банкообразные горшки, в том числе с трубчатым носиком-сливом

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.013 с.)