Бронзовый век лесной полосы восточной европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бронзовый век лесной полосы восточной европы



Среднепропетровская культура (середина III – середина II тыс)Территория максимального распространения среднеднепровской культуры простирается по Днепру от Черкасс до Могилева, а в стороны - от Брянская и Мозыря. Среднеднепровский поселений изучено немного. Они небольшие и обычно расположены в поймах рек на песчаных дюнах, иногда на высоких мысах. Жилища наземные столбовой конструкции. Очаги каменные. Орудия в подавляющем большинстве сделаны из камня. Основной материал по среднеднепровской культуре получен из раскопок многочисленных погребений. На раннем этапе мёртвых хоронили вытянуто, а могилу вырывали в насыпи уже готового "чужого кургана" На позднем этапе покойники скорчены, лежат в ямах, как под курганами, так и без них. В Белоруссии встречаются и трупосожжения. Вещей при погребённых мало. Обычно это один-два сосуда, каменный сверленый топор и мелкие украшения. Горшки имеют шаровидно тулово и невысокую шейку. Иногда находят и плоскодонные сосуды, встречается металл кавказского или прикарпатского происхождения, но его очень мало: несколько топоров, одно бронзовое копьё и так называемые височные кольца, укреплявшиеся женщинами на висках и поддерживавшие причёску. О дальних связях с населением других областей говорит привозной металл и янтарные украшения. Находки зернотерок и зерен пшеницы свидетельствуют о земледелии. Наличие каменных и бронзовых топоров позволяет предположить его подсечный характер. Но ведущей формой хозяйства было скотоводством. Разводили овец, свиней, лошадей, может быть и коров

 

Восточно-прибалтийская культура около XVIIIв (от калининградского залива до восточной части Финского залива, кроме Литвы). В могилах костяки скорчены и лежат на бок чего раньше в местных погребениях не было. По статистике костей на поселениях и в погребениях племена восточно-прибалтийской культуры разводили овец, свиней, реже коров. В могилах кроме топоров и сосудов находят кремнейвые орудия, костяные гарпуны, ожерелья из зубов животных, янтарные украшения. Топоры часто сделаны из камня, встречающегося на юге Литвы и Белоруссии. Керамика сходка с сосудами Средней Вислы и Верхнего Днепра.

 

Фатьяновская культура (1800-конец II тыс) - от Псковского озера на западе до Камы и Вятки на востоке, на севере граница проходит по югу Вологодской области а на юге - у верховьев Оки. до Суры и Средней Волги. Названа по могильнику, расположенному села Фатьяново близ Ярославля. Фатьяновская культура изучена в основном по могильникам, иногда довольно обширным, что говорит об определённой оседлости племён Эти кладбища расположены на высоких местах. Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно. Вместе с покойниками положены топоры и глиняные сосуды. Во всех погребениях, где встречаются кости животных. неизменно преобладают кости домашнего скота: свиней. овец, коров, лошадей и собак Имели значение также охота и рыболовство. Преобладание скотоводства, частые находки боевых топоров, свидетельствующие об усилении межродовых столкновений, позволяют предположить господство патриархата. Погребальный обряд фатьяновцев не слишком устойчив, имеет варианты, которые объясняют смешением этих племён с местными. Фатьяновцы двигались с запада на восток. Фатьяновские вещи находят на стоянках волосовской культуры до самого конца бронзового века, когда на этих стоянках уже появляется керамика типичная для раннего железного века. На западе фатьяновского ареала металлические предметы не встречаются, однако можно утверждать, что эти племена знали обработку металла. Об этом говорят, во-первых находки так называемых льячек - глинялых ложечек для разливания в формы расплавленного металла Во-вторых, на некоторых фатьяновских топорах этой территории в подражание бронзовым воспроизведен литейный шов. невозможный для каменных изделий.

 

Среднеднепровской и фатьяновской культурам по своему характеру близка абашевская (вторая половина II тыс)Территория абашсвской культуры распадается на три группы, расположенные в лесной и лесостепной зонах - донская, средневолжская и уральская (Южное Приуралье). Таким образом, у абашевских племён не было единой территории. Абашевская культура изучена в основном по курганам: поселения исследованы пока недостаточно, а в средневолжской группе они до сих пор неизвестны. Под насыпью абашсвского кургана обычно расположено несколько могил. Покойников клали на спину с подогнутыми ногами Инвентарь составляет керамика или круглодонная, или с плоским дном, напоминающая перевёрнутый колокол. Орнамент сосудов геометрический. Курганы бедны металлом, хотя встречаются медные и серебряные украшения, образующие целые уборы. В одном из курганов, где захоронено 28 человек, вероятно изрубленных врагом, выделялось погребение мужчины, при нем находились литейная форма проушного топора, тигель и каменная наковаленка. Это находка — несомненное свидетельством существования местной металлургии. Крупные вещи - топоры. долота, кинжалы. копья известны по кладам. Встречались и бронзовые серпы, существовавшие наряду со вкладышевыми. В хозяйстве преобладало скотоводством, подтверждаемое многочисленными находками костей домашних животных Земледелие играло второстепенную роль Социальный строй – патриархат.

 

БРОНЗОВЫЙ ВЕК СРЕДНЕЙ АЗИИ

Намазга IV (2750-2300до.нэ) Наиболее яркое поселение того времени - Алтындепе. Поселок составляли многокомнатные дома из сырцового кирпича, в которых жилые комнаты перемежались с хозяйственными помещениями. Это постройки окружали двор, который вели выходы из комнат. На территории посёлка найдены остатки металлургнического и гончарного производства.

Посуда расписана геометрическим орнаментом, позже роспись пропадает. Самое важное в характеристике керамики то. что она делана на гончарном кругу. Уровень развития поселения Алтындепе. его культуры ближе всего к городской культуре Месопотамии урукского периода. На периферии поселки располагались одиночные и коллективные погребальные камеры. В конце периода появляются мужские фигурки, имеющие аналогии в Мохенджо-Даро Хотя здесь по-прежнему преобладают каменные орудия, оружие уже часто металлическое. Гли няные модели повозок свидетельствуют о наличии упряжного скота земледелие было пашенны. Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось рыболовством. В руках отдельных семей сосредоточивались крупные запасы продовольствия. Имущественное равенство нарушалось. Часто находят каменные и глиняные печати - символы частной собственности. Встречаются зернотёрки, ступки с пестиками, шилья, булавы, медные топоры Еще в слоях Намазга IV найден зиккурат - храмовое сооружение в виде ступенчатой башни

 

Намазга V (2300-1850т до.н.э) Поселения достигают весьма крупных размеров, приближаясь к величине городских центров Древнего Востока Такие поселки соответсвуют значительной области поливного земледелия. Открыт квартал, где жили и работали гончары, О наличии гончарной мастерйской говорит производственной брак - сосуды, испорченные в процесс и ожига а также гончарные горны. Горны двухъярусные. Найдены подготовленное к обжигу 35 фигурок быков. 14 фигурок людей также 8 колесиков Рядом с печами располагались житьё и производственные сооружения Погребения скорчены, их ориентировка неустойчива. Обычный инвентарь составляют бусы, но суммируя все найденные вещи, следует упоминуть бронзовый кинжал, сковородку с длинной ручкой. Такие сковороды имеют аналогии в Мохенджодаро. Найденные здесь металлические предметы сделаны из мышьяковистой и свинцовой бронзы. Глиняные фигурки уже не объёмные а условно- плоскостные. Образ сидящего женского божества является для Южной Туркмении того периода местным. Мужские же статуэтки отражают древнеиндийские идеологические представления.

 

Намазга VI (1850-1100) Крупные посёлки сменяются небольшими. Погребальной обряд изучен по Янгикалинскому могильнику, где найдены трупоположения в ямах со следами кострищ. Вещей мало, в сумме это керамика, женские статуэтки. бронзовые крашения, каменные бусы. Для Намазга VI характерны разнообразные сосуды на ножке, конические подставки, сосуды с серебром на месте изгиба.

Ауро-Аракская культура (Штыс) Дома на поселениях круглые. Такой дом обстраивается прямоугольными помещениями с очагом посредине каждого. На поселениях обычны зерновые ямы. Были известны все основные злаки, в том числе лён На полевых работах использовали тягловый скот. Металлургия бронзы была одной из самых развитых. При раскопках найдены металлургичекие торны, сопла, литейные формы. Медь выплавляли из руд. Металлическими были топоры, копья, кинжалы Встречаются металлические серпы. Керамика лощеная: чёрная - на юге. красноватая •- на севере

 

Майкопская культура (вторая половина Штыс) занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья по Чечено- Ингушетию. Она представлена поселениями, иногда укреплёнными и многочисленными курганами с большими могильными ямами. На позднем этапе появляются подкурганные дольмены. Некоторые археологи усматривают в технике изготовления отдельных сосудов майкопской культуры признаки применения гончарного круга. К раннему этапу относится курган, раскопанный в Майкопе, давший название всей культуре. В большей части ямы найдено погребение мужчины, покрытое золотыми бляшками в виде львов, быков и розеток. Рядом с костяком лежали шесть серебряных турбок. длиной более 1м каждая стенки ямы стояли золотые и серебряные сосуды. ННа серебряных сосудах имеется художественная чеканка. Покойника сопровождали медные вещи; кинжал, топоры, долота, а также кремневые стрелы. Костяки в двух малых отделениях неопределенны. На позднем этапе культуры, в дольменах встречаются сверление топоры, вкладыши серпов, наконечники стрел. зернолощеная керамика, а также медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы.. вилы и черешковые копья подобные месопотамским и критским. Хозяйство основывалось на сочетании скотоводства и земледелия. По погребениями. Можно судить далеко зашедшем имущественном неравенстве..

 

Майкопскую культуры на рубеже III и И тысячелетий д э.н.э сменила северокавказская. Она занимала земли от Чёрного моря до Кабардино-Балкарии. заходя в горы и степь. Поселения не изучены. Погребений в горах - в ямах, в степях и предгорьях - в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства - пастушеское скотоводство и земледелие Серпы - сначала вкладшевые, потом металлические. Социальный строй - патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами.

 

Всю Восточную Грузию, а также соседние земли Армении занимала триалетская культура (начало - середина II тыс)Хорошо изучены большие курганы, поперечник которых иногда достигает 100 м. Погребальный обряд неустойчив: встречаются как трупоположения. так и кремации (в ямах и без них). Под курганами встречаются целые "погребальные залы” площадью до 75кв.м Покойника помещали в центре кургана, иногда - на специальной колеснице. Вдоль стен ставили роскошные большие глиняные чернолощеные или красные сосуды с чёрной росписью В инвентаре обычны каменные стрелы и булавы.

 

металлические котлы, оружие, серебряные и золотые украшения. Открытые и Триалети курганные погребения с драгоценными вещами принадлежат родовой знати и свидетельствует о далеко зашедшем имущественном и социальном расслоении

 

Кобанская культура (XI-IVв. до.иэ) Они занимает горные районы Северного Кавказа - Кабардино-Балкарию. Чечерно- Ингушетию. Северную Осетию Кобанская культура возникла ещё в эпоху бронзы, но заключительный этап относится уже к началу железа. Изучены главным образом погребения. Они корченные, лежат в ямах, обложенных каменными плитами и перекрытых такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда - с гравировкой, а на ноги - спиральные браслеты С умершими клали кинжалы с Причудливыми рукоятями, изящные дважды изогнутые топоры. На женщинах были те же пояса и браслеты на руках и ногах, а также большие булавка для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Кобанские могильники представляют собой родовые кладбища. Общество было ещё патриархальным. Главным занятием было овцеводство. Для верховой езды широко использовалась лошадь.

 

Колхидская ку льту ра (XITI-VIIв) распространена на территории Западной Грузии, по имени которой и названа. Известна по могильникам и кладам. Типичны погребения в больших сосуда, могилы в виде ям или в каменных ящиках. У колхидцев много общего с кобанцами: сходно оружие (кроме топоров], некоторые типы украшений но нет спиральных браслетов. крупных булавок. Развита металлургия бронзы. К концу культуры встречаются первые железные предметы. Хозяйство земледельческое, в горных районах развиваюсь скотоводство. Социальный строй - развитый патриархат, наблюдается имущественная дифференциация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.013 с.)