Воспитание и школа в Древней Греции. Афинская и спартанская модели обучения и воспитания. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции и Древнего Рима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и школа в Древней Греции. Афинская и спартанская модели обучения и воспитания. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции и Древнего Рима.



В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов. С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома Мальчиков приучали к выносливости.В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.В школе грамматиста мальчики с 7 лет получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра.Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.Но более основательную подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения. Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая является средством нравственного самосовершенствования человека. Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля..Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм". Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души. Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности

16.Объект, предмет и задачи «истории образования и педагогической мысли» Возникновение обучения и воспитания в первобытном мире. Появление организованных форм воспитания.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур.

Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

1,5 млн. лет назад в племенах начали формироваться элементы воспитания, которое было продиктовано жизненной необходимостью. Для благополучного существования необходимы знания о местности, животных и растениях, о способах защиты и добывания пищи. Старшие, наиболее знающие, члены племени передавали свой опыт подрастающему поколению.

Воспитание носило коллективный характер. Со временем произошло разделение по полу и по возрасту. Мальчики воспитывались мужчинами и обучались принципам охоты и защиты племени. Девочки учились сохранению очага, ведению домашнего хозяйства.

люди все активнее переходят от присваивания (собирательство, охота) к производительному труду (земледелие, скотоводство). Появлялись все новые орудия труда, а вместе с ними детские орудия, с помощью которых осуществлялось трудовое воспитание. Основными методами воспитания были одобрение и наказание, а также система табу (запретов), которые регламентировали жизнь племени.

появилось понятие «семья». Воспитанием детей теперь занимались не все члены общины, а родственники. Сохранилось деление на женское и мужское воспитание.

С появлением семьи началось постепенное расслоение общества. Для детей высших сословий трудовое воспитание вводилось несколько позже, чем для остальных. Дети низкого происхождения с раннего возраста трудились в меру своих возможностей рядом с взрослыми, так как это обеспечивало семье существование. Основным приемом воспитания было повторение. Взрослые показывали определенное действие, а ребенок выполнял его до тех пор, пока оно не доходило до автоматизма.

Важным этапом воспитания в первобытном обществе стало распространение обряда инициации (посвящения во взрослую жизнь). Инициация представляла собой ряд испытаний практического характера, которые проверяли знания и умения, необходимые для существования. После прохождения обряда мальчик 10-15 лет считался взрослым, полноценным членом общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.004 с.)