Освящение (пресуществление) Даров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освящение (пресуществление) Даров



Совершение Святого Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника «Благодарим Господа!» Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристической (благодарственной), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которой взывают Ангелы: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнен) небо и земля славы Твоея». К этой песни, называемой Серафимской, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал Вход Господень в Иерусалим: Осáнна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)/ благословен Грядый (идущий) во Имя (во славу) Господне, осанна в вышних! (Мф. 21,9) Слова победную песнь поюще... взяты из видений пророка Иезекииля (1, 4–24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6–8): они в откровении видели Престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: «Свят, свят, свят Господь Бог».

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Святое Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Святого Таинства: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от ней вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, Воскресение, Вознесение и второе Его Пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся». Диакон произносит 12-й стих 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит 13-й стих 50 псалма: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Благословляя вино (во святой Чаше), он говорит: «А еже в Чаши сей Честную Кровь Христа Твоего». Диакон по каждом возгласе говорит: «Аминь». Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон же трижды говорит: «Аминь, аминь, аминь». В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послужили «во трезвение души» (т.е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Святаго Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т.е. чтобы дали право обращаться ко Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Святые Дары приносятся Господу Богу как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же («изрядно») вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», – на что верующие отвечают хвалебной песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть». (В Святую Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их) вместо «Достойно есть» поется в честь Божией Матери задостойник, т.е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом.) Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, произносит вслух: «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси...», поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся», т.е. «помяни, Господи, всех верующих – мужчин и женщин». Молитва за живых оканчивается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.004 с.)