Для очной формы обучения (профиль «финансы и кредит», «страхование» , «налоги и налогообложение, «региональная экономика») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для очной формы обучения (профиль «финансы и кредит», «страхование» , «налоги и налогообложение, «региональная экономика»)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

 

Экономический факультет
(Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина)

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

История
(Наименование дисциплины (модуля))

 

Направление подготовки

38.03.01 / 080100 Экономика

(шифр, название направления)

 

Направленность (профиль) подготовки

Страхование Финансы и кредит Региональная экономика Налоги и налогообложение

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная
(очная,заочная, очно-заочная и др.)

 

 

Кемерово 2014  
Содержание      
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы    
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата    
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся    
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий    
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)    
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)    
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)    
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля)*    
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)    
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)    
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)    
12. Иные сведения и (или) материалы    

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:

Коды компетенций по ФГОС3 Результаты освоения ООП Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-3 Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире. · знать: ОК 3-1: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; · уметь: ОК 3-2: ориентироваться в мировом историческом процессе, · владеть: ОК 3-3: навыками объективно и аргументировано оценивать закономерности исторического и экономического развития

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Отечественная история» относится к блоку социально-гуманитарного цикла (Б1.Б.1) в котором наряду с Историей изучаются Философия, Экономика, Иностранный язык.

История логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами социально-гуманитарного цикла (культурология, религиоведение, современные международные отношения, основы социального государства). Она предшествует их изучению, поэтому не может пользоваться «входными» знаниями этих дисциплин. В качестве «входных» используются знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы средней школы, к которым следует отнести:

  • знание ключевых событий российской и мировой истории
  • представление о ходе и основных закономерностях исторического процесса
  • владение основами анализа исторических и общественных процессов
  • обладание основами культуры речи и «исторического языка»
  • знание базовых исторических и общественных терминов.

Дисциплина «Отечественная история» изучается на первом курсе в первом семестре.

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (ЗЕ), 144 академических часа.

 

3.1. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)

 

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Общая трудоёмкость(часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия Самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Введение в курс         Опрос, сообщение,практическое задание №1.
2. Особенности становления государственности в России и в мире.         Опрос, доклады.
3. Русские земли в XIII- XVвв. и европейское средневековье.         Опрос, анализ фильма, тестирование, доклад, реферат.
4. Россия и мир в Новое время.         Опрос, сообщения, доклады, рефераты, ролевая игра, практическое задание №2.
5. Новейшее время в российской и мировой истории         Опрос, сообщения, доклады, рефераты, тестирование, кейс.

 

Кейс-задача

по дисциплине Отечественная история

наименование дисциплины

 

Описание ситуации:

Вы – сторонник анархизма. Вас вызвали на диспут сторонники коммунистической идеи. Они заявляют, что анархизм полностью противоречит социалистической идее, Бакунин и Маркс – антиподы, марксизм в России появился гораздо раньше анархизма, анархизм быстро исчез с политической арены и в новейшее время не проявлял себя. Анархистов нельзя считать политической партией, у них нет политических лидеров, отсутствует также исторический опыт существования анархической государственности, ибо государственность и анархия – несовместимы. Диспут состоится через несколько дней и вам предстоит признать или аргументировано опровергнуть тезисы коммунистов. Время на подготовку есть.

 

Задания.

1. Составьте план вашего выступления на диспуте.

2. С какой литературой вам предстоит познакомиться?

3. Разделите лист бумаги на две части, написав на одной тезисы по которым вы согласны с коммунистами, а на другой – нет, с кратким обоснованием обеих частей.

 

 

Критерии оценивания:

- оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если в плане работы с субъектами ситуации предложены действия и мероприятия соответствующие поставленной задаче, при описании планов работы использованы знания из курса отечественной истории, использована научная терминология и литература.

- оценка «не зачтено» описание последующих действий дается «бытовым» языком, планируемые действия и мероприятия фрагментарны и не соответствуют поставленной задаче, студент не может обосновать цель планируемых действий.

6.2.7. Ролевая игра. «Западники» и «Славянофилы»

Целью ролевой игры является оценка сформированности навыков межкультурного взаимодействия: проявления эмпатии, поддержки и убеждения в процессе общения, владение нормами взаимодействия и сотрудничества, умения устанавливать доверительный контакт и поддерживать диалог с представителями различных политических групп. Игра строится по принципу создания ситуации вынужденного сотрудничества, когда для достижения цели необходимо установление контакта. Количество участников (8-16 человек). Если количество студентов в группе остальные занимают роль наблюдателей.

Ход игры. Перед началом игры группа методом жеребьевки делится на подгруппы (западники и славянофилы). Каждая подгруппа получает инструкции и приступает к их выполнению. Игра считается законченной, когда достигнуты поставленные перед подгруппами задачи. После этого проводится обсуждение хода игры, особенностей межкультурных контактов и коммуникации, взаимная оценка вклада участников.

Критерии и шкала оценивания.

Те участники, которые, по мнению группы, внесли наибольший вклад в достижение результата, получают отметку «отлично», остальные – «зачтено». Работа наблюдателей оценивается преподавателем на основе участия в обсуждении, сделанных выводов, замечаний.

Отметка «не зачтено» ставится в случае, если студент не принимал участие в игре (отсутствовал или сознательно отказывался от участия). В таком случае пропуск ролевой игры «отрабатывается» в установленном порядке.

 

6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующие этапы формирования компетенций

Все задания, используемые для контроля компетенций условно можно разделить на две группы:

1) задания, которые в силу своих особенностей могут быть реализованы только в процессе обучения (анализ фильма, доклад, ролевая игра)

2) задания, которые дополняют теоретические вопросы экзамена (практические задания, кейс).

Выполнение заданий первого типа является необходимым для формирования и контроля ряда умений и навыком. Поэтому, в случае невыполнения заданий в процессе обучения, их необходимо «отработать» до экзамена. Вид заданий, которые необходимо выполнить для ликвидации «задолжности» определяется в индивидуальном порядке, с учетом причин невыполнения. Так для отработки пропуска ролевой игры могут быть использованы следующие задания:

1) разработать ролевую игру, направленную на отработку навыков межэтнического общения;

2) подобрать материалы из сети Интернет, иллюстрирующие межэтническое взаимодействие и описать его особенности;

3) привести примеры из жизни, иллюстрирующие особенности межэтнической коммуникации и проанализировать их.

В случае невыполнения доклада, студенту необходимо принести письменный текст сообщения на экзамен. В таком случае в ходе экзамена ему могут быть заданы вопросы по теме доклада.

Отсутствие анализа фильма может быть заменено дополнительным задание на экзамене (кейс №1), позволяющим оценить степень сформированности навыков владенияметодами анализа и выявления специфики функционирования и развития исторического процесса.

Отметка за задания второго типа является составной частью экзамена. Таким образом, экзаменационные испытания включают в себя: теоретические вопросы (для контроля знаний) и практическое задание (для контроля умений и навыков).

Процедура экзамена. Экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание (кейс) в качестве дополнения в основном для студентов не участвовавших в ролевых играх и выполнении кейс-задач на семинарских занятиях. На подготовку дается 30 минут.

Процедура оценивания. Оценки за теоретический вопрос и практическое задание суммируются. Если итоговый балл равен 0-2, студент получает отметку «неудовлетворительно» и имеет право пересдать экзамен в установленном порядке. Отметка «удовлетворительно» ставится при сумме баллов 3-4. Отметка «хорошо» соответствует 5-6 баллам. При сумме баллов, равной 7-8 ставится отметка «отлично».

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная учебная литература:

 

  1. Сахаров, Андрей Николаевич. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2010. - 766 с.
  2. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Сахарова А.Н. – М.: "Проспект", 2014. – 768 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54766
  3. История России / Орлов А.С., Георгиев В.А. – М.: Проспект", 2015. – 528 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54770

 

б) дополнительная учебная литература:

 

История России

  1. История России. ХХ век./Под ред. В.П. Дмитренко. /Под ред. В.П. Дмитренко. М., 1997.
  2. Адаменко, А.М. История России с древнейших времён до начала ХХ в. / А.М. Адаменко. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002.

3. Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII-XVIII в. Кн.2./С.В. Бушуев. - М., 1994.

  1. Верт, Н. История советского государства 1990-1991 /Н. Верт. - М., 2001.

5. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991 /Н. Верт. - М., 1998.

  1. Данилов, А.А. История России. ХХ век /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М., 1995.
  2. Дмитренко, В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век / В.П. Дмитренко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. - М., 2000.
  3. Заичкин, И.А. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II /И.А.Заичкин, И.Н. Почкаев. - М. 1994.
  4. Заичкин, И.А. Русская история. Популярный очерк. IX - ХVIII в. /И.А.Заичкин, И.Н. Почкаев. - М.,1992.
  5. История Кузбасса. /Отв.ред.Н.П. Шуранов. Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006.
  6. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала ХХ века. М., 1991.
  7. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М., 1991.
  8. История политических партий России. М., 1994.
  9. История России с древнейших времён до 1861 года. /Под ред. И.Н. Павленко. М., 2001.
  10. История России с древнейших времён до наших дней. В 2-х т (под ред. Чл.-корр. А.Н. Сахарова). М., 2010.
  11. История России с древнейших времён до наших дней. В 2-х т (под ред. Чл.-корр. А.Н. Сахарова). М., 2011.

17. Карамзин, Н.М. История государства российского /Н.М. Карамзин. - Любое издание.

18. Ключевский, В.О. Курс русской истории /В.О. Ключевский. - Любое издание.

19. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей /Н.И. Костомаров. - Любое издание.

20. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад-Восток. М., 2008.

21. Новейшая история России. 1914-2002: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Под ред.М.В. Ходякова. - М.: Высшее образование, 2004.

22. Олех, Л.Г. История Сибири: учеб. Пособие /Л.Г. Олех. - Изд. 2-е перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.

23. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории /С.Ф. Платонов. - М., 1992.

24. Пушкарёв, С.Г. Обзор русской истории /С.Г. Пушкарёв. - М., 1993.

25. Сахаров, Андрей Николаевич. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2011. - 766 с.

26. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций /Л.И. Семеникова. - М., 1994.

27. Соловьёв, С.М. Сочинения /С.М. Соловьёв. - М., 1998.

28. Хоскинг, Д. История Советского Союза. 1917-1991 /Д. Хоскинг М., 1994.

29. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1618 г.: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений /А.Г. Кузьмин и др.; Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.

30. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

31. Шуранов, Н.П. История России. 1917 - 1997 /Н.П. Шуранов. - Кемерово, 1998. Рекомендовано: Сибирским региональным учебно-методическим центром.

32. Шуранова, Е.Н. Краткий лексикон исторических понятий и терминов / Е.Н. Шуранова, А.Г. Зарубин. - Кемерово, 1999.

Всемирная история:

1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994.

2. История Европы. В 5-ти тт. - М., 1996.

3. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007.

4. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов.- М., 1998.

5. Мир в ХХ веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001.

6. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв.ред. О.А. Ржешевский. – М.,Наука, 2002.

7. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в XIX – ХХ вв./ Отв.ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007.

8. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

Методология и источниковедение:

1. Блок М. Ремесло историка. – М., 1986.

2. Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГТУ, 1996.

3. Философия истории и отечественная историография /Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006.

4. Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост.Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля) *

Ø Cловари. http://slovari-online.ru

Ø Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Ø Всемирная цифровая библиотека http://www.openspace.ru/

Ø Научная библиотека КемГУ. http://www.lib.kemsu.ru/

Ø Российская государственная публичная библиотека http://elibrary.rsl.ru/ Государственная публичная историческая библиотека России http://www.shpl.ru/

Ø Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека. http://window.edu.ru/window/library

Ø Центральная городская библиотека Москвы им. Некрасова сайт «Некрасовка»WWW.nekrasovka.ru

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

9.1. Общие рекомендации по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
  • получение, обработка и сохранение источников информации;
  • преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
  • Формирование аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвящённых соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение, посвящённое какой-либо исторической проблеме. Она не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,
  • тестирование,
  • контрольные работы студентов,
  • творческая работа,
  • итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов студенту предоставляется возможность выбора и право письменного ответа на определённое количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы соответствуют тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа проверяются следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

3) определение хронологической последовательности;

4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

5) Группировка исторической информации по указанному признаку;

6) Определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий все вопросы имеют одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание формируется таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они группируются по отдельным рубрикам.

Примерные вопросы для индивидуальной и самостоятельной работы

1. Сущность и значение цивилизационного и формационного подходов к историческому процессу.

2. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России.

3. Этногенез восточных славян

4. Древнерусское государство в оценке современных историков

5. Типы раннефеодальных государственных образований

6. Соотношение наследия восточной и западной цивилизации в истории России. В какой мере самобытна цивилизация России?

7. Сущность западничества, славянофильства, евразийства

8. Особенности исторического развития Новгородской Руси

9. Роль Владимиро-Суздальской земли в образовании Московского государства

10. Освоение Сибири. Перспективы славяно-сибирской цивилизации

11. Эпоха дворцовых переворотов в России.

12. Характеристика внешней политики России в XIX в. Европейское и азиатское направление внешней политики

13. Особенности российского парламентаризма. Сравнительный анализ российского и европейского парламентаризма начала ХХ в.

14. Большевистская модернизация и крах надежд на мировую революцию. Военно-коммунистические методы хозяйствования

15. Европейское и азиатское направления российской внешней политики в первой половине ХХ в.

16. Довоенные пятилетки и политика «большого скачка»

17. Отношения «Россия-Япония». От русско-японской войны 1904-1905 гг. до 1945 г.

18. Сущность «холодной войны»

19. Отношения «Россия – США». От заключения дипломатических отношений до 2007 г.

20. Создание и распад СССР. 1922-1991.

21. Взаимоотношения России с «ближайшим зарубежьем» после распада СССР.

22. Россия и «дальнее зарубежье». 1991-2007 гг.

Примерные вопросы к коллоквиуму

Западники и славянофилы

5.Петрашевцы

6.Народничество в России

 

9.2 Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Изучение курса «Отечественная история» студентами-бакалаврами осуществляется тремя видами работ: лекционные занятия, семинарские занятия и самостоятельная работа.

Задача лекционного курса - познакомить студентов с основами теории современного документоведения и архивоведения, с историей архивного дела и развитием документоведения и архивоведения на современном этапе.

Для эффективного усвоения курса, необходимо, чтобы перед лекцией Вы обязательно ознакомились с материалом соответствующей темы, изложенной в учебниках. Для этого можно пользоваться учебной литературой.

Однако учтите, что указанные в рабочей программе учебники есть минимум для определения круга проблем, которые Вам необходимо знать. Для анализа дискуссионных проблем, требующих ознакомления студентов с различными, в основном противоположными, точками зрения к каждой лекции прилагается необходимый перечень литературы, требующей дополнительного изучения.

Для ознакомления с новыми трактовками, представлениями и даже теориями необходимо регулярно знакомиться с различными точками зрения, как правило, в первую очередь изложенными в журналах «Российская история», «Вопросы истории» и других изданиях, публикующих новые, аргументированные взгляды на отдельные проблемы архивоведения и документоведения.

Помните! Стремящийся в полной мере изучить историю студент обязан знать не только литературу по теме, но и источники, законодательство, отражающие проблему. Особое внимание при самостоятельной работе обратите на анализ источников, которые даны в списке к каждой теме.

Помните! Всякая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована источниками, их анализом, если ее носитель не отбрасывает отдельные блоки источников, а пытается их научно интерпретировать.

Во время лекции необходимо вести конспект, содержащий основные теоретические положения и примеры по излагаемому лектором материалу.

Конспект лекций должен содержать:

· название темы и излагаемых в ее рамках вопросов;

· основные теоретические выкладки и практические примеры по каждому рассматриваемому вопросу;

· выводы лектора;

· дополнительные материалы, внесенные самим студентом на основе изучения дополнительной литературы и источников.

Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам предыдущий материал. Данная методика позволит сформировать целостное представление о документальном и архивном процессах.

 

9.3. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Семинарские занятия являются важной формой учебного процесса, способствующей усвоению курса.

Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей документальной культуры. В ходе занятий студент должен научиться применять выработанную методику в практике исторических исследований. Научная работа студента также начинается с практических занятий.

При подготовке к семинарским занятиям помните:

Во-первых, необходимо четко усвоить поставленную проблему, определенную темой и вопросами занятия. При чтении литературы и источников не отвлекайтесь от этих вопросов, усвойте выводы исследователя, то, как он к ним пришел, какие аргументы использовал.

Во-вторых, конспект не должен занимать много места, необходимо, чтобы он был кратким, удобным для использования и содержал в себе следующие моменты:

· вывод исследователя;

· его аргументы в подтверждение данного вывода;

· какими источниками он пользовался (определите их полноту и достоверность);

· ваше отношение к проблеме, аргументы, подтверждающие его.

Главное - Ваше мнение должно быть четко аргументировано.

Требования к конспекту для семинарских занятий:

1. Должен быть в отдельной тетради, подписанный.

2. Обязательно писать план занятия с указанием темы, вопросов, списка литературы и источников.

3. Отражать проблематику всех поставленных вопросов (анализ источника, литературы).

4. Иметь по ним аргументированные выводы. Слово «аргументированные» является ключевым. Главное - доказуемость выводов.

В-третьих, Вы только тогда можете считать себя подготовленными к занятию, когда у Вас сформируется собственная точка зрения на поставленный вопрос, подтвержденная знанием источников и различных точек зрения исследователей.

Важной формой контроля за уровнем самоподготовки является проведение промежуточных и рубежных форм аттестации. К промежуточным формам аттестации относится выполнение тестов и контрольных работ.

Целью выполнения контрольных работ является выявление степени самостоятельной подготовки по темам контрольных. Контрольные работы выполняются студентом самостоятельно в письменном виде и сдаются на проверку преподавателю, ведущему семинарские занятия.

Для успешного выполнения контрольных работ студенту необходимо заранее познакомиться с рекомендуемыми источниками и литературой, составить конспект по каждому вопросу (см. требования к конспекту семинарских занятий).

Процесс написания контрольной работы включает два этапа: 1 - подготовительный - изучение, накопление материала; 2 – осмысление - письменное изложение темы. На подготовительном этапе студентам рекомендуется вести тетрадь для конспектирования, где фиксировать важнейшие положения изученной литературы, альтернативные точки зрения, цифровой материал и т.п., а также собственные соображения по прочитанному. Собирая и конспектируя материалы, следует точно указывать источник, из которого они взяты, с тем, чтобы впоследствии можно было сослаться на него в контрольной работе.

Разработку темы необходимо начинать с изучения учебной литературы (учебники, словари, справочники, энциклопедии), позволяющей составить общее представление о теме, ее составных вопросах и сюжетах, степени их изученности. Завершением подготовительного процесса является изучение научной литературы по теме. Нередко в ней содержатся несовпадающие, альтернативные оценки исторических событий. Изложив их в контрольной работе, студент вправе настаивать на собственной концепции, аргументируя ее конкретными фактическими данными.

Подготовка к тесту предполагает самостоятельную проработку студентом предложенной темы с последующим ответом на вопросы, методом выбора одного правильного из нескольких предложенных вариантов.

Для успешного выполнения теста студенту рекомендуется действовать по следующему алгоритму:

Перед подготовкой к тесту

· узнать тематику и хронологические рамки материала проводимого теста;

· проработать учебную (в том числе конспекты лекций) и дополнительную литературу (см. список рекомендованной литературы к занятиям);

· составить конспект;

· во время консультации выяснить у преподавателя вопросы, вызвавшие затруднения.

Во время теста

· вначале ответить на все известные вопросы;

· затем обратиться к вопросам, вызвавшим затруднения;

· перед сдачей теста обязательно проверить правильность ответов по всем вопросам.

Оценка всех форм промежуточного контроля студентов на основе их самостоятельной работы осуществляется на основе критериев, предложенных в рабочей программе.

Оценка знаний студентов по промежуточным и рубежным формам контроля осуществляется на основании требований, изложенных в рабочей программе.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

В процессе лекционных и семинарских занятий используется следующее программное обеспечение:

- программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Google chrome»);

- программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);

- программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»);

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

 

Для обеспечения традиционных и активных форм проведения занятий по дисциплине «Этнопсихология» требуются мультимедийные аудитории и следующее техническое обеспечение:

• видеопроектор + ПК;

• маркерная доска.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

 

Экономический факультет
(Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина)

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

 

История
(Наименование дисциплины (модуля))

 

Направление подготовки

38.03.01 / 080100 Экономика

(шифр, название направления)

 

Направленность (профиль) подготовки

Страхование Финансы и кредит Региональная экономика Налоги и налогообложение

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная
(очная,заочная, очно-заочная и др.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.187 с.)