ТОП 10:

Дати оцінку мистецтва плаката. Визначити види та їх особливості.



Плакат – самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи

наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы

и инструктажа.

Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое

производство.

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств,

приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его

размеры. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействую сравнительно

короткое время, должны отличатся четким и ясным языком. Плакат должен

привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно

краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель.

Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов.

Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется

особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-

декоративные приемы как обобщение изображения, упрощение цветовых

отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения.

Текст должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не

должен механически приставляться к изображению, а органически входить в

него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо

читаться.

Виды плаката разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько

групп.

Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства политические задачи и лозунги.Необычайно широка тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за

мир, направлены на разоблачение врагов и т.д.

Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных

событий и т.д. Большое значение приобрели сатирические плакаты.

Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о

разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы –

ознакомления потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены

театральные плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования

спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу

стиль, творческое устремления его авторов.

Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний,

методов труда, различных правил и т.д. В отличие от других видов плаката,

содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и

предназначается для более длительного использования.

Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера,

расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в

витринах. В Германии 16 века они были известны как «летучие листки». Широко

распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных

революций 17-18 веков в Англии, Франции и Голландии. С изобретением новых

способов размножения и развитием полиграфии тираж агитационных листов все

увеличивался. В конце 19 века появились плакаты, близкие современным по

назначению и виду.

Види композиційних схем.

Основные композиционные схемы. Распределение на плоскости частей, связанных в единое целое — композицию, может быть самым различным. Вместе с тем беспредельные варианты компоновки разделяются на два вида — симметричную и асимметричную.

Симметричная компоновка считается наиболее простой и сводится порой к сугубо арифметическому расчету. Этот вид композиции создает впечатление неподвижности и в определенных формах наглядной агитации вызывает ощущение парадности и торжественности.

Асимметричная композиция представляет собой соподчиненную организацию частей, не обусловленную какими-либо жесткими нормативами. Асимметричная композиция всегда исполнена внутренней энергии, движения.

Выбор того или иного вида композиции зависит от многих факторов. Главными среди них являются содержание изобразительного материала, а также психологические особенности восприятия, причем эти два фактора выступают в теснейшем единстве.

В самом деле: основополагающие принципы наглядной агитации — активность, наступательность — сохраняют свою актуальность и для художественно-политического оформления, обусловливая асимметричность композиции как более динамичной, подвижной.

Принцип оперативности, требующий постоянного обновления агитационно-художественных средств, также определяет, как более желательную, асимметричную композицию, по сути безгранично вариативную.

Симметричная композиция более распространена в праздничном художественно-политическом оформлении городов и сел, в архитектуре, подчиненной, как правило, жестким законам симметрии.

Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции.

Как правило, различные варианты композиционных решений в основе своей имеют схемы, в большей или меньшей мере приближающиеся по очертанию к линиям (прямая, кривая, горизонталь, вертикаль) или простейшим геометрическим фигурам — квадрату, треугольнику, кругу, овалу, и т. д. Существуют схемы, соединяющие в себе эти фигуры в том или ином сочетании.

Слова «композиция построена по кругу» нельзя понимать буквально. Данная композиционная схема означает, что основные элементы композиции подчинены в своем контуре линиям, напоминающим окружность или ее часть или приближающимся к ним.

Линейная схема во многом определяет эмоционально-образный строй композиции. Характер воздействия композиции, основанной на той или иной линейной схеме, определяется характером воздействия на нас простейших геометрических структур — линий и фигур, составляющих эту схему.

Композиция на основе одной или нескольких вертикалей динамична и одновременно величественна, торжественна.

Композиция, построенная по горизонтали, обладает слабо выраженными динамическими свойствами и чаще всего статична.

Диагональная композиция производит впечатление активного движения. Композиция по двум диагоналям активна, подвижна, а в случае пересечения диагоналей — статична. Статичной является и крестообразная композиция.

Композиция, построенная по квадрату и кругу, статична, торжественна. Овальная компоновка, напротив, динамична.

Заметим, что различные композиционные схемы, несмотря на определенный характер воздействия, не являются раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами композиции. Важно указать также и на то, что они являются не основным, а всего лишь начальным, но существенным источником эмоционально-образного строя композиции. Главным в композиции каждого произведения агитационно-оформительского искусства является содержание. Оно-то и определяет в конечном итоге тот или иной психологический и эмоциональный эффект. Виды композиционных решений и основные композиционные схемы являются одним из существенных моментов в эмоциональном, образном строе произведения. К примеру, плакат художника В. Корецкого «Народ и партия едины» скомпонован симметрично. Симметрия здесь использована как наиболее эффективное средство для раскрытия содержания плаката. Четкий композиционный расчет, доведенная «до математической» равнозначность левой, правой и центральной частей плаката, компоновка изображений вокруг центральной его части — цифры «XXVI» — все это передает уверенность в правоте политики КПСС, нерушимом единстве партии и народа, создает ощущение гармонии и целостности произведения. Это впечатление усиливается конкретным текстом и характером изображений, выражающих главную тему плаката — уверенное и твердое движение советского народа под руководством Коммунистической партии по пути созидания и мирного труда.

Плакат художника С. Волобуева «На севе дорог каждый час» — пример иного подхода, иного композиционного решения. Асимметричная компоновка, использование диагональной схемы — все это создает динамичность, определенное напряжение. Плакат, таким образом, побуждает, подталкивает к действию.

Следует уточнить, почему линейная композиционная схема является начальным, но существенным фактором эмоционально-образного строя.

Визуальная информация в большинстве сфер ее применения (политическая и рекламная, с использованием плаката, экспозиционное искусство) построена на привлечении непроизвольного внимания. Оно связано с первичной ориентировкой в окружающей среде, направлено прежде всего на фиксацию формальных характеристик источников информации независимо от их содержания. К таким характеристикам относят величину объектов, особенности их расположения в пространстве и по отношению друг к другу, их цвет, форму, количество и т. д. Формальные характеристики объекта и являются в силу ассоциативности нашего восприятия начальным элементом в образной структуре композиции.

 
 

Композиционные схемы являются не только первичным звеном в образной структуре композиции. Они служат своеобразным средством визуальной «драматургии», управляя вниманием зрителя в соответствии с развитием содержания информации.

Так, отдельные специальные исследования по организации зрительного восприятия дали интересные выводы1. Вот некоторые из них:
— внимание наблюдателя концентрируется в тех местах изображения, где происходит взаимодействие элементов;
— направление движения взгляда наблюдателя обычно совпадает с направлением движения элементов;
— эффективным способом акцентирования внимания наблюдателя на определенном элементе является выделение этого элемента (по какому-либо различительному признаку) среди других элементов;
— простые геометрические правильные формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются, чем сложные неправильные формы.

Приведенные выводы убедительно показывают важнейшую роль композиционных схем в организации внимания. Заметим, что последний вывод свидетельствует со всей очевидностью в пользу простых композиционных схем изобразительной агитации, так как внимание к усложненным фигурам основано на целевой установке (предварительно обусловленной необходимости). Эта мысль четко выражена в передовой статье газеты «Правда»; «Она (наглядная агитация — Прим. ред.) должна отличаться слитностью формы и содержания, единством идейной, смысловой задачи и ее образного выражения. Все, что непонятно с первого взгляда, что требует дополнительных объяснений, неприемлемо для агитационно-художественного оформления»2. Приемы компоновки плоскости. Как уже отмечалось, наиболее простым средством организации отдельных элементов в целое является симметричная компоновка. Симметрия требует наличия осей, равных интервалов между изображениями, их повтора.

Сложнее и интереснее асимметричная композиция. Остановимся на некоторых, наиболее типичных способах компоновки, основанных на принципе

Види натюрморту.

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный

воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача

художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту

окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а

также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже

XVI – XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими ху-

дожниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом

людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П.

Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при

котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов:

– сюжетно-тематический;

– учебный;

– учебно-творческий;

– творческий.

Натюрморты различают:

– по колориту (теплый, холодный);

– по цвету (сближенные, контрастные);

– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

– по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговремен-

ный – многочасовые постановки);

– по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Сюжетно-тематический натюрмортподразумевает объединение пред-

метов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо

согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструк-

тивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности

пластики различных форм /5, с. 57/. Учебный натюрморт носит также название

академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт

отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся осно-

вы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных

способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление де-

коративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Деко-

ративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по

поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от

всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художни-

ка»

Основной принцип решения декоративного натюрморта является пре-

вращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное

пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, ко-

торые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная зада-

ча, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмор-

том, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное каче-

ство и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении на-

тюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом постро-

ить переработку»

Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизай-

неров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной

и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их ин-

тенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы

студентов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.012 с.)