Конституционный Суд РФ: конституционный контроль, основные принципы деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный Суд РФ: конституционный контроль, основные принципы деятельности.



Конституционный контроль - деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений действующего законодательства, а также осуществлению иных полномочий данного судебного органа.

Данное определение может быть раскрыто при помощи признаков, раскрывающих сущность и основные задачи конституционного контроля.

1. Конституционный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом — Конституционным Судом Российской Федерации. Никакие иные органы и должностные лица полномочия по конституционному контролю осуществлять не вправе.

2. Конституционный контроль производится в порядке, строго регламентированном законом. Перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации закреплен в законодательстве исчерпывающим образом.

3. Конституционный контроль осуществляют должностные лица, обладающие особым статусом, — судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Аппарат данного органа осуществляет вспомогательные функции и непосредственно конституционный контроль не производит.

4. Основным содержанием конституционного контроля является проверка положений действующего законодательства на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации.

5. Конституционный контроль призван охранять и защищать права и законные интересы граждан, общества и государства на высшем государственном уровне.

Задачами Конституционного Суда Российской Федерации и соответственно конституционного контроля являются:

а) защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;

б) обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на территории России.

 

В статье 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» названы основные принципы деятельности данного судебного органа — независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1. Независимость как принцип означает, что Конституционный Суд в целом и все судьи данного органа не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц.

В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией России и указанным Федеральным конституционным законом.

В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции России правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

В соответствии со статьей 7 Закона Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование данного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда не допускается.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации согласно статье 13 вышеназванного Закона обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

2. Коллегиальность — все вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда, разрешаются им в коллегиальном составе. Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Все судьи при разрешении вопросов, входящих в их компетенцию, пользуются равными правами.

3. Гласность — это принципиальное требование, в соответствии с которым все заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся открыто (ст. 31 указанного Федерального конституционного закона). Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Суда.

4. Состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда.

Помимо основных принципов в главе IV закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закреплены и иные принципы конституционного судопроизводства (ст. 32—34):

· Язык конституционного судопроизводства — принцип, согласно которому производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

· Устность разбирательства — принцип, в соответствии с которым разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

· Язык конституционного судопроизводства — принцип, согласно которому производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

· Непрерывность судебного разбирательства — принцип, устанавливающий, что заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.006 с.)