Исламский мир в геополитическом мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исламский мир в геополитическом мире



Исламский мир в геополитике

История ислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое начало с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Мекки в Медину. Со време­нем возник исламский мир — сообщество 48 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли (мусульманами считают себя 20%), или 1,3 млрд человек.

Понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охваты­вает два географически разнородных региона.

Так называемый мусульманский Восток — арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Юж­ной и Юго-Восточной Азии — Афганистан, Иран, Пакистан и Тур­цию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором об­щественной жизни.

Другим является так называемый мусульманский Север, включаю­щий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавка­зе и в Центральной Азии, мусульманские регионы России (где мусульманами считают себя 15 млн человек). Правда, мусульманский Север заметно отличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесь исламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичности выступали кла­новые отношения, но не ислам.

За пределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растут мусуль­манские общины в странах Запада: в США (5,7 млн), во Франции (3 млн), в Германии (2,5 млн), Великобритании (1,5 млн).

В современ­ном мире мусуль­манские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссаль­ными запасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движе­ние мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные и сухопутные коммуника­ции, связывающие Европу с Азией.

В мире интерес вызывает феномен “исламского возрождения” в странах Ближнего и Среднего Востока. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г в Иране. По напряжению общественных сил в Иране и в мире, числу жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира. Революция в Иране оказала значительное влияние на все страны исламского мира.

Быстро­му росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2000 г. — уже 23%, а, по про­гнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по чис­ленности христианское население планеты.

Сам исламский мир идеологически расколот: 80% — это сунни­ты, 20% шииты. Из-за своей разнородности и многообразия му­сульманский мир не стал единым центром силы. Исламский мир неоднороден политически, отсутствуют объедини­тельная идея. Но в сфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой политическую нишу на международной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характерной приметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидского залива стал ярко выраженный антиамериканизм.

В настоящее время все обиды и претензии арабского мира вы­лились в национально-религиозный протест, соединились в новой интернациональной идее арабских идеалистов — «мировой ислам­ской революции» и «мировой арабской империи», которые направлены прежде всего против Запада. Однако большинство российских вос­токоведов уверены в том, что весьма трудно ожидать сплочения му­сульманского мира на антизападной платформе. Как и прежде, за фасадом заявлений об исламской солидарности или арабском един­стве скрываются серьезные внутренние споры и разногласия. С этой точки зрения само понятие «мусульманский мир» выглядит во мно­гом политической абстракцией.

Отдельные аспекты геополитики стран исламского мира достаточно внимательно рассматриваются многими современными отечественными и зарубежными геополитиками:

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); = З. Бжезинский. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство, Великая шахматная доска и др.;

= С.Хантингтон. Столкновение цивилизаций и др.

Исламский экстремизм

Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи» взяли на вооружение в основном действующие на между­народной арене исламские неправительственные религиозно-поли­тические организации, исповедующие экстремизм и террористиче­ские методы. Для этих исламистских организаций характерно агрес­сивное отношение к европейско-христианским духовным ценностям, использование ислама как революционной идеологии, проповедь строгих правил общественной жизни, обязательных для «истинных» мусульман, что превращает веру в радикальную идеологию.

На рубеже XX—XXI вв. в мусульманском мире появилось огром­ное количество экстремистских организаций. Американская тактика, нацеленная на контроль за экстремиз­мом в исламском мире, себя не оправдала. Джинн, выпущенный США из бутылки в Афганистане (движения «Талибан» и «Аль-Каида»), вместо того, чтобы держать в напряжении Россию и Китай, ограничивать свободу их маневра в регионе, повернул против своего создателя — США.

Наиболее крупные из них: «Мировой фронт джихада» — Всемирный ислам­ский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами, созданный Бен Ла­деном, подписавшим соглашение о сотрудничестве с лидерами еги­петской организации «Джихад» М. Хамзой и А. аль-Завахири.

Международная организация «Исламская партия ос­вобождения» (Хизбут-Тахрир аль-Исламия) ставит своей целью воз­рождение исламской уммы, «освобожденной от чуждых идей, сис­тем и законов», а также восстановление исламского халифата. Исламская партия освобождения призывает искоренить коррупцию и бедность в исламском мире с помощью строгого применения ша­риата. Идеологи Исламской партии освобождения считают анти­террористические операции в Афганистане и Ираке «войной США против ислама», восхваляют действия палестинцев-смертников, требуют вывести из Центральной Азии войска антиталибской коа­лиции, а мусульман всего мира призывают участвовать в джихаде и защищать веру.

Крупная неправительственная организация «Народная ислам­ская конференция» возникла в 1990-е годы в Хартуме, поставив перед собой задачу полного освобождения Иерусалима и оккупиро­ванных Израилем территорий, она также поддерживает освободи­тельные движения мусульман в Боснии, Косово, Кашмире и Чечне.

В Ливии проводит свои идеи «Всемирное исламское на­родное руководство», которое не только про­пагандирует ислам, но и оказывает военно-политическую поддержку экстремистским религиозно-политическим движениям. Множество радикальных религиозных организаций действуют в Пакистане, ку­да стеклись исламисты из «горячих точек» — Афганистана, Боснии, Кашмира. Исламабад почти открыто поддерживает международный экстремизм, что является важным элементом антишиитской на­правленности его политики.

Эксперты считают, что источники финансирования исламист­ских экстремистских неправительственных организаций различны: благотворительные и религиозные организации, богатые аравийские страны, Международный исламский университет в Исламабаде, ка­ирский Аль-Азхар, бруклинский Центр беженцев «Алькифах», Паки­стан, ЦРУ. Хорошее финансирование позволяет непра­вительственным религиозно-политическим организациям создать разветвленную информационно-пропагандистскую сеть по всему миру, активно использовать Интернет и спутниковые телефоны. Экстремистские группировки часто распадаются и возникают вновь уже совсем под другими названиями, что затрудняет их идентифи­кацию и делает почти неуловимыми.

Можно констатировать, что в исламском мире осуществляется эксперимент — попытка с помощью экстремистских мето­дов реализовать особый исламский проект, сочетающий идеи воо­руженного джихада против Запада с консервативным утверждением ислама. Этот проект носит транснациональный характер, объединяя сотни выходцев из Центральной Азии, арабов, суданцев, йеменцев, палестинцев, а также мусульман-уйгур из Синьцзян-Уйгурского ав­тономного района Китая.

Вместе с тем, в большинстве государств Ближнего и Среднего Востока наиболее влиятельными являются не религиозные, а свет­ские экономические и политические объединения — ОПЕК, Совет арабского сотрудничества, Совет сотрудничества арабских госу­дарств Персидского залива, Союз арабского Магриба. Практически единственной мусульманской организацией, действующей на госу­дарственном уровне, является организация «Исламская конферен­ция» (ОИК), однако членство в ней не предполагает исламского характера внутренней политики участников и не накладывает на них обязательств по введению шариата. Многие современные на­блюдатели обращают внимание на то, что деятельность ОИК пока не принесла особых результатов, поскольку так и не смогла объе­динить мусульманские страны общими целями.

На неправительст­венном уровне в мусульманском мире наибольшую известность в последние годы приобрели такие организаций, как Лига исламского мира и Всемирный исламский конгресс. Однако и они не смогли сформировать общий вектор «мусульманской» внешней политики для сближения позиций разных стран. Даже те государства Ближне­го и Среднего Востока, которые декларируют во внешней политике идеи распространения ислама, в действительности на практике за­нимают весьма прагматичную позицию.

Геополитический вектор Ирана и Турции

В геополитических вопросах на постсоветском пространстве Иран сыграл позитивную роль.

В одном случае в урегулировании межтаджикского конфликта. Иран опасался усиления этнической нестабильности в ре­гионе, что неизбежно усилило бы и его сложные внутренние этнические проблемы. В карабахском конфликте Иран стал на сторону христианской Армении, проявив здравый смысл и не под­давшись солидарности с единоверным Азербайджаном.

Российские эксперты подчеркивают, что иранское политическое руководство обеспокоено возможностью повторения «афганской модели» в Иране для свержения теократического режима Тегерана и замены его прозападным, поскольку США поддерживают антиклерикальные силы в Иране.

Основная проблема в том, что Иран уязвим с точки зрения этни­ческих конфликтов: из 65-миллионного населения страны только чуть более половины населения персы, четвертую часть со­ставляют азербайджанцы, а остальную четверть — разнообразные меньшинства: курды, туркмены и арабы. Азербайджанцы и персы представляют определенную опасность для национальной целост­ности Ирана.

Это постоянно пытаются использовать американцы для усиления нестабильности в регионе, поддерживая постсоветский Азербайджан в его имперских устремлениях к созданию так назы­ваемого «Большого Азербайджана».

Другой причиной нестабильности на мусульманском Востоке является «вечная вражда» Ирана и Турции, поскольку каждое из государств имеет свои имперские устремления. Турки и персы ис­торически противостоят друг другу в исламском регионе. Каждое государство имеет свою концепцию исламского общества, их устремления направлены к расширению геополитических сфер влияния. В случае обострения отношений между Ираном и Турцией весь регион будет охвачен массовыми бес­порядками, при этом можно прогнозировать, что этнические конфликты выйдут из-под контроля. Турция вполне может стать жертвой региональных этниче­ских конфликтов, поскольку имеет в своем составе примерно 20% курдов, проживающих в основном в восточных регионах страны. Иракские и иранские курды активно втягивают турецких курдов в борьбу за национальную независимость. Поэтому обострение внут­ренних конфликтов в Турции способно стимулировать курдов к стремлению получить полную национальную автономию.

Современные геополитики часто называют Турцию постимпер­ским государством, которое сегодня пребывает в ситуации опреде­ления своего геополитического вектора. При этом возможно разви­тие трех сценариев:

- прозападные модернисты стремятся превратить ее в европейское государство;

- правоверные исламисты, напротив, ориентируются на Ближний Восток и мусульманский мир;

совре­менные националисты обращают свой взор в сторону постсоветско­го пространства и России — они видят новое предназначение тюрк­ских народов в создании Великой тюркской империи, включая бассейн Каспийского моря и Среднюю Азию.

Турция стремится предстать в роли «освободительницы» своих братьев по вере от дол­гого российского гнета. Но идеи пантюркизма и панисламизма не получили широкого отклика на постсоветском пространстве, отчасти из-за продолжительного атеистического советского прошлого центрально-азиатских народов, которые во многом утратили восприим­чивость к воинственным религиозным призывам.

Ни Турция, ни Иран не смогли закрепиться в Центральной Азии, частично успешной оказалась лишь их политика в Закавказье. Но и здесь Иран не сумел создать клерикальную опору наподобие той, на которую он опирается в Ливане или Афганистане. Шансы на утвер­ждение «иранской модели» в Азербайджане ничтожны — во многом потому, что в качестве образца там избрали светскую кемалистскую Турцию.

Саудовская Аравия на геополитическом пространстве

Это край “черного золота”, родина Ислама, страна Мекки и Медины — наиболее священных мест для миллионов мусульман. Саудовская Аравия занимает особое положение не только на арабской, исламской, но и на мировой арене. Ее по праву считают большим домом для арабов, где решаются проблемы, сглаживаются противоречия, оказывается помощь. Это государство играет важную роль в укреплении исламской солидарности, распространении исламской мысли, поддержке исламских народов и защите их интересов, в оказании помощи исламским организациям во всем мире.

Активную политическую роль Саудовская Аравия играет с 30-х годов. XX в. Она была инициатором созыва первого в исламской истории Совещания в верхах глав мусульманских государств. Король Абдул Азиз Аль Сауд выступил с такой инициативой, носящей геополитический характер, в первый же день образования Королевства Саудовская Аравия в 1932 г. Тогда же он призвал руководителей исламских государств и их народы строго придерживаться канонов Святой Книги - Корана.

Королевство занимает первое место среди стран, предоставляющих помощь государствам Третьего мира. Отсюда и то огромное влияние, которое оказывает государство на региональную и мировую геополитику.

За последние 40—45 лет Саудовская Аравия победила бедность, достигла огромных успехов в системе социальной защиты населения, образования, здравоохранения, спорта и т.д.

Успехи внутреннего строительства в Саудовской Аравии связаны с огромными запасами нефти и торговлей ею: 25% разведанных мировых запасов. По данным израильских источников, “черное золото” приносит саудовской казне более 100 млрд. долл. ежегодно.

Но эти успехи были бы невозможны, если бы государство не поставило добычу и продажу энергоносителей на службу своему народу.

Страна несколько десятилетий исповедует один важный принцип: саудовец — двигатель развития, саудовец — конечная цель развития. В стране была принята и успешно реализована система пятилетних планов, позволившая добиться успехов во всех сферах общественной жизни.

Учеба, образование традиционно занимают одно из главных мест в политике правительства. В стране практически ликвидирована безграмотность, создана сеть специального среднего и высшего бесплатного образования (техникумы и университеты). А для желающих учиться за границей есть специальные государственные и частные фонды.

В области здравоохранения: детская смертность здесь одна из самых низких в мире. В 70-х годах один врач обслуживал 6000 пациентов, а в 90-х — 1500.

Самым крупным достижением саудовцев считаются успехи и в развитии сельского хозяйства. Сельскохозяйственный сектор в экономике — второй по значению после нефти. Королевство из импортера сельскохозяйственной продукции превратилось в экспортера. Производство пшеницы, которая занимает 95% производства злаковых культур в стране, за последние 20 лет выросло в тысячу раз. Более 40 млн. га земель отдано крестьянам безвозмездно. Сельскохозяйственный банк предоставляет им беспроцентные кредиты. Половину стоимости удобрений, приобретаемых фермерами, оплачивает государство. На тех же условиях строятся склады — холодильники для хранения сельскохозяйственной продукции. Государство покупает урожай по выгодным для крестьян ценам. Излишки продовольствия играют немаловажную роль в реализации региональной и глобальной геополитики Саудовской Аравии в странах Азии и Африки.

Забота о неимущих — постоянная политическая линия этого исламского государства, родины пророка Мохаммеда. Пророк говорил, что общество правоверных напоминает живой организм: если болеет одна его часть, то боль отдается во всех частях тела, вызывая бессонницу и лихорадку. Следуя заветам Мохаммеда, саудовское государство следит за тем, чтобы давались пенсии, выделяет дотации на основные продукты питания, цены на продукты были ниже чем на мировых рынках.

Система организации и защиты труда в Саудовской Аравии считается одной из наиболее совершенных в мире.

Королевство строит отношения со всеми немусульманскими странами с учетом обоюдных интересов. Король Фахд заявил: мы ведем взвешенную реалистическую политику по всем вопросам, связанным с решением кризисных ситуаций.

Саудовская Аравия оказывает поддержку совместным арабским усилиям, направленным на защиту Палестины, считая себя в состоянии постоянной конфронтации с Израилем. В то же время в целом внешняя политика саудовцев идет в фарватере США. Отсюда и вмешательства во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана. Поэтому сложные, а порой и напряженные отношения сложились между Саудовской Аравией и некоторыми другими исламскими государствами, в частности, с Ираном, Ираком. Причин тому несколько: и ориентация ваххабитского королевства на США, отсюда противоположный подход к присутствию западных вооруженных сил в Персидском заливе, и конкуренция на мировом рынке нефти, и идеологические противоречия. Еще один фактор напряженности — ежегодное паломничество в Мекку, во время которого, по мнению саудовцев, верующие других стран, особенно иранцы, пытаются вмешиваться в их внутренние дела.

Но есть немало факторов, которые в конце XX в. потребовали от исламских государств определенной координации своих внешне геополитических усилий. Наиболее важные из них — противостояние агрессивным устремлениям Израиля, совместная политика со странами — экспортерами нефти в борьбе против снижения цен на энергоносители и др.

Вмешиваясь во внутренние дела других стран, особенно Ирака и Афганистана, оказывая финансовую и военную поддержку “Талибану”, чеченцам и ваххабитам в Дагестане, саудовцы, как и Пакистан, за которым стоят США, способствуют росту напряженности и нестабильности на границах с Таджикистаном и Россией. Под видом помощи братьям по вере в бывших среднеазиатских республиках СССР королевство косвенно вмешивается в их внутренние дела и осуществляет политическое давление (под предлогом финансовой, гуманитарной и другой помощи) на местные элиты.

Родина пророка Мохаммеда с каждым годом играет все более заметную роль в раскладке геополитических сил региона.

Афганистан и Пакистан - боевой отряд исламизма

В 1978 г. был убит глава Афганистана Мухаммад Дауд. (Из десяти правителей этой страны в XX в. семерых лишили жизни, трое умерли своей смертью, вовремя уехав из страны). С тех пор практически в Афганистане не прекращается война. В конце 80-х годов в гражданскую войну вступил и Пакистан. Желая укрепить свое лидерство в Центральной и Южной Азии, в конце 80-х годов военно-политическое руководство Исламской Республики Пакистан при помощи Управления межведомственной разведки и религиозных организаций, имеющих большое влияние на пуштунскую общину в Пакистане и Афганистане, отобрало в лагерях афганских беженцев людей, способных освоить военную науку и желающих воевать под знаменем аллаха за освобождение Афганистана. Советских войск уже не было в этой стране, поэтому целью ваххабитов (сторонников чистого ислама) было изгнание из руководства Афганистана этнических таджиков, узбеков и хазарейцев. Идея объединения афганских племен, преимущественно пуштунов, и прекращения гражданской войны с использованием послушников медресе (студентов, или талибов) принадлежит ЦРУ. Финансировали эту операцию шейхи Арабских Эмиратов, Саудовская Аравия, оружие поставил Пакистан.

К осени 1996 г. талибы в основном выполнили первую задачу. После освобождения Афганистана от этнических таджиков, узбеков и хазарейцев встала другая задача — главная — обеспечение западным компаниям условий для прокладки газо- и нефтепроводов из Туркмении в Пакистан.

Север Афганистана, граничащий с Таджикистаном и Туркменией, находится под влиянием узбекской и таджикской группировок. Туркмения выступает в качестве посредника на переговорах противостоящих сторон. На Пакистан и талибов оказывают давление США, чтобы те пошли на компромисс с нацменьшинствами страны, обещая обеим сторонам 10% от стоимости транспортируемых через Афганистан энергоносителей. Однако урегулировать проблему не удалось.

Руководители талибов в освобожденных районах установили исламские порядки: запретили учиться девочкам и работать женщинам, что поставило вдов на грань голодной смерти; заставили население совершать пятикратный намаз, мужчин — отращивать бороду, женщин — соблюдать правила ношения одежды по законам шариата и т.д. Многие из мер вызвали рост антиталибовских настроений, чем воспользовались их вооруженные противники. Летом 1997 г. они развернули наступление на Кабул. В результате ожесточенных боев было захвачено несколько тысяч талибов.

// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Пакистан вынужден был выступить с инициативой проведения региональной конференции по Афганистану с участием представителей пяти стран-соседей: Ирана, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Но результаты переговоров в силу больших разногласий воюющих сторон оказались незначительными, и гражданская война с переменным успехом продолжается. Как долго она будет длиться — зависит от многих факторов, особенно от иностранной военной и политической поддержки.

При решении геополитических проблем по оси Россия — Афганистан — Пакистан нельзя забывать, что пуштуны являются наиболее многочисленными из всех этнических групп Афганистана.

Исторически они сыграли наиболее важную роль в образовании государства, в борьбе с английскими колонизаторами, играют эту роль и сейчас. Нынешнее пуштунское руководство Кабула ориентировано на Пакистан, Саудовскую Аравию, арабские и международные фундаменталистские исламские организации.

В Афганистане всегда болезненно относились к режимам, навязанным извне, а талибы — детище спецслужб США, Израиля, Пакистана, причем последний и получил основные прибыли от операций в этом регионе. Это государство накануне ввода советских войск в Афганистан стояло на грани экономического и политического банкротства. Получив статус “прифронтового государства”, Пакистан стал получать крупномасштабную военно-экономическую помощь от США и Саудовской Аравии. Американский президент пошел на беспрецедентный шаг — оказание помощи Пакистану в обход Конгресса, законодательства, запрещающего поддержание стран, ведущих разработку ядерного оружия. Недалеко от границ СССР, а сейчас России, было создано сильное в военно-политическом плане государство, оснащенное современным вооружением, что привело к существенному изменению соотношения сил в регионе, где Пакистан по сути защищает интересы американцев.

Движение талибов в Афганистане — это геополитическая комбинация США, направленная одновременно против Индии, Ирана, среднеазиатских государств и России и создающая нестабильность в регионе.

Для нейтрализации давления США и Пакистана странам региона необходимо объединение политических усилий. Активную позицию здесь проявляет Индия, неоднократно вступавшая в военные конфликты со своим агрессивным соседом Пакистаном. Позиции России в этом регионе довольно слабые. Ее соседи — Туркменистан, Узбекистан и Казахстан во многом ориентированы на Запад, Турцию и Пакистан. Лидеры бывших советских республик отстаивают вариант переброски энергоносителей на западные рынки через территорию Афганистана и Пакистана в обход России. В силу объективных причин партнерами РФ в этом противостоянии выступают Индия, Иран и Таджикистан.

Некоторые геополитики предсказывают, что в XXI в. на территории нынешнего Афганистана и частично Пакистана и Ирана могут быть образованы новые государства по этническому признаку: Пуштунистан, Хазараджат, объединенный Таджикистан, объединенный Узбекистан, объединенный Туркменистан и Белуджистан, хотя это путь очень длительный, и многое зависит от того, какие интересы будут преследовать влиятельные внешние силы, в первую очередь США, Западная Европа и исламские государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.032 с.)