ТОП 10:

ОБЩЕНИЕ: БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ



ТЕСТЫ

Тест «В. А. К.» (составлен польскими психологами)

1. Люблю наблюдать за облаками и звёздами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошёл в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне в нём будет хорошо.

13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. очень часто разговариваю по телефону.

16. Склонен к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ. Который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, так как они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, разминаться.

29. Слишком твёрдая или слишком мягкая постель – это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождём, когда капли стучат по зонту.

34. умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом.

36. когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая аппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой.

39. на отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядка.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки мне много говорит о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьёзная дискуссия – это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Тест «Трансактный анализ общения»

 

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать личную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как мне хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать все его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших. Как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удаётся видеть в людях больше. чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

Если Вы полностью согласны с каким-либо утверждением, то оцените его в 10 баллов. Если Вы категорически не согласны с каким-либо утверждением, то оцените его в 0 баллов. Если Вы считаете, что всё, что указано в утверждении, зависит от обстоятельств, то оцените такое утверждение в 5 баллов. Чем ближе Вы к полному принятию какого-либо утверждения, тем выше Ваш балл (6, 7, 8, 9). Чем меньше Вы согласны с каким-либо утверждением, тем ниже Ваш балл (4, 3, 2, 1).

Просуммируйте Ваши баллы. Рядом с номером группы поставлены номера утверждений:

I –1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II– 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III– 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Обработка результатов

Составьте таблицу и внесите в неё свои баллы. Суммируйте баллы по горизонтали и сумму каждой строки запишите в XI столбце. Баллы проставляете в соответствующий раздел столбца, озаглавленного римской цифрой, сверху (1 вопрос) вниз (4 вопрос). В колонку «XI» поставьте итоговую сумму по каждой строке.

 

 

I II III IV V VI VI VII VIII IX X XI
                       
                       
                       
                       

 

Анализ результатов

После того, как вы просуммировали баллы по горизонтали и записали их в столбце XI, рядом с буквой столбца XII поставьте знак «+», если сумма баллов больше 54, и знак «-», если сумма баллов меньше 46. Например, «Э+» или «А-».

«Э» - эмоциональность. Посмотрев ещё раз первые вопросы анкеты, Вы поймёте, как определена эта характеристика. Люди, у которых «Э+» принимают близко к сердцу мелочи, легко возмущаются, обижаются, радуются, горячатся, что далеко не всегда проявляется внешне. Их могут выдать бледность, напряжённое молчание, крепко сжатые или дрожащие руки и т.п. Если же «Э-», то это свидетельствует о спокойствие, малой эмоциональности человека.

«А» - активность. Это характеристика скорее моторной, физической активности, свидетельство умения мобилизоваться, действовать, а не мечтать. «А+» доказывает, что всё это присуще данной личности. «А-» выдаёт человека склонного к размышлениям, колебаниям, спокойной жизни и деятельности.

«В» - «вторичность». Люди, у которых «В+», постоянно соотносится с прошлым опытом, словно переживая его вторично. Они постоянны в своих симпатиях, доводят до конца свои замыслы, «аккумулируют» настроение и долго не могут разрядиться. «В-» действуют адекватно ситуации, не очень оглядываются назад на свой прежний опыт. Они живут в настоящем – здесь и сейчас.

Всевозможные комбинации «Э», «А» и «В» приводят к восьми типам темперамента.

 

Э А В Темперамент
+ + + страстный
+ + - холерик
+ - + сентиментальный
- + + флегматик
+ - - нервный
- + - сангвиник
- - + апатик
- - - аморфик

 

Страстный человек очень эмоционален и активен, но вторичность не даёт ему «выйти из берегов», направляет его активность в одну сторону, не даёт разбрасываться. Однако накопленная и нереализованная энергия может привести к нервным переутомлениям.

Холерики не очень беспокоятся о последствиях своих поступков, поэтому отличаются решительностью, оптимистичностью и свободой. Очень часто они бывают сердечными людьми, но не всегда обладают чувством меры.

Сентиментальные (меланхолики) в большой мере чувствительны и мечтательны. Их вторичность приводит их к осторожности, к умению и стремлению предвидеть далёкие последствия поступков. Их низкая активность, неумение мобилизоваться в трудной ситуации делает робкими и пугливыми.

Флегматик – один из самых устойчивых типов. Он активен, хорошо рассчитывает наперёд свои действия, инициативен, но при этом склонен тратить время на ненужные, с его точки зрения, переживания. Убедить его можно только доводами.

Нервный тип – по малейшему поводу переживает, но ничего не предпринимает, чтобы преодолеть трудную ситуацию, которую ему не всегда удаётся спрогнозировать.

Сангвиник хорошо адаптирован, он спокоен, к конфликтам относится как к игре, стремясь их преодолеть. Данный тип открыт для решения любых проблем.

Апатик без особых сложностей выполняет повседневную работу, требующую определённого порядка.

Аморфик готов отложить любую работу на завтра. В его поступках нет элементарной пунктуальности.

Дополнительные замечания: результаты анкетирования, о которых шла речь выше, справедливы в том случае, если сумма баллов по каждой из трёх характеристик не захватывает интервал 46-54. Если же сумма баллов по какой-либо из характеристик получается не более 54 и не менее 46, то тип Вашего характера находится в промежутке между соответствующими типами.

Например, Ваша эмоциональность – 72, то есть «Э+». Вторичность – 84, то есть «В+». Активность – 52, то есть она попадает в заявленный интервал. Следовательно, Ваш тип является промежуточным между страстным темпераментом и сентиментальным (меланхолическим) темпераментом.

 

ОПРОСНИК К. ТОМАСА

Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберете из каждой пары одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее характеризует Ваше обычное поведение в конфликте.

Утверждение повторяется, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но всё равно необходимо. Долго думать не следует.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов другого и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться своего.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоить волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твёрдо стремлюсь достичь своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Нередко я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу мне.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стремлюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он тоже идёт мне навстречу.

19. а) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.

б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

27. а) Нередко я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задевать чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Ключ к опроснику К. Томаса

Отметьте, какую тактику Вы выбрали в каждой паре

 

Тактика / № вопроса Противо-борство Сотрудни-чество Компромисс Избегание Уступка
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б   а  
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б а    
      а б
а б      
    а б  
  б     а

 

Посчитайте количество совпадений в каждой колонке.

 

Возможные стратегии: партнёрство и напористость.

Первая стратегия — партнёрство — ориентация на учёт интересов и потребностей партнёра. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Вторая стратегия — напористость — реализация собственных интересов, достижение собственных целей. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, стремятся навязать своё мнение.

Внутри двух стратегий выделяют пять основных тактик поведения: уступка, избегание, сотрудничество, противоборство, компромисс.

При низкой напористости и низком значении партнёрства (тактика «Избегание») — стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции.

При низкой напористости и высоком стремлении к партнёрству (тактика «Уступка» или «Приспособление») — стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнёра путём сглаживания разногласий. Готовность уступать, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнёра, чтобы не затронуть его чувств путём подчёркивания общих интересов, замалчивания разногласий.

При высокой напористости и низком партнёрстве (тактика «Противоборство» или «Соперничество») — стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, занятие жёсткой позиции и непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнёра. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

При средних значениях напористости и партнёрства (тактика «Компромисс»)— стремление урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обоих сторон полностью не раскрываются.

При высоких значениях напористости и партнёрства (тактика «Сотрудничество») — поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выборки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.

Источник информации: Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 2-е изд., испр. И доп. - Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. - 232. - С. 209-215.

 

 

Самотест «Эмпатия»

Прочитайте каждое утверждение в задании и оцените, насколько это утверждение верно для Вас. Оценку проводите по следующей шкале:

· 0 баллов – не знаю,

· 1 балл – нет, никогда,

· 2 балла – иногда,

· 3 балла – часто,

· 4 балла – почти всегда,

· 5 баллов – да, всегда.

 

1. Мне больше нравится читать книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач я предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. когда я в детстве слушал грустную историю, на моих глазах сами собой накатывались слёзы.

10. Раздражённое состояние моих родителей влияет на моё настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Я всегда всё родителям прощал, даже если они были не правы.

13. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

14. Если лошадь плохо тянет, то её надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорившихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведение птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьёзных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомого человека.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложилась его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело, развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодёжь должна всегда удовлетворять любые потребности и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали на вопросы. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые утверждения под номерами 3. 9, 11, 13, 28, 36? Не ответили ли Вы «всегда» на пункты 11, 13, 15, 27? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными сами с собой. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трёх неискренних ответов.

Теперь сложите все баллы, записанные к утверждениям 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32. Сумма набранных Вами баллов будет показателем Вашего уровня эмпатийности.

Анализ результатов

82-90: очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении Вы, как барометр, точно реагируете на настроение собеседника, ещё не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушив на Вас своё эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжёлых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В тоже время Вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе место от случайного холодного приветствия своего шефа. Ваша впечатлительность не даёт Вам порой уснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При этом отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своём психическом здоровье.

63-81: высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

37-62: нормальный уровень эмпатийности. Присущ подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу людей особо чувствительных. В межличностных отношениях судите о других скорее по поступкам, чем доверяете своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своём они находятся под самоконтролем. В обществе Вы внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому случается, что их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств, что мешает Вашему полноценному восприятию людей.

12-36: низкий уровень эмпатийности. Вы испытывает затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишёнными смысла. Отдаёте предпочтение уединённым занятиям конкретным делом, а не работаете с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда Вы чувствуете свою отчуждённость, окружающие не слишком жалуют Вас свои внимание. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 и менее: очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях Вы нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себя. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относится к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на неё бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика ума.

 

Источник информации: Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 2-е изд., испр. И доп. - Рязань, Изд-во РГПУ, 1999. - 232. - С. 197-202.

 

 

ОБЩЕНИЕ: БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию:

-материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности),

- когнитивное общение (обмен знаниями),

- кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями),

- мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

- деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

 

По целям:

- биологическое общение (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма),

- социальное общение (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

 

По средствам:

- непосредственное общение (осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.),

- опосредованное общение (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информации).

 

Другие классификации видов общения:

· Прямое общение (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенное общение (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

· Деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности) и личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека).

· Инструментальное общение (не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, не представляет какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения) и целевое общение (само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении).

· Вербальное общение (присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка) и невербальное общение (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты).

Источник информации: Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. – Гл. 20.

 

По мнению психолога В.Н. Мясищева, общение представляет собой единство трёх процессов: отражения, отношения, обращения. Отражение характеризует перцептивно-рефлексивную сторону общения: восприятие, познание, понимание, механизм обратной связи. Отношение выражает внутреннее состояние человека, его расположенность к другому. Проявление этого состояния. Процесс обращения выглядит как проявление активности, собственно как воздействие одного человека на другого.

Источник информации: Путь к мастерству: психолого-педагогический практикум / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина и др.; Под ред Л.К. Гребенкиной; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – 108с. – С. 37.

 

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача, обмен информацией), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

 

Источник информации: Фомин Ю.А. Психология делового общения /Ю.А. Фомин. – 3 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. – 448 с. – С. 6.

 

 

ТЕСТЫ







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.62.209 (0.04 с.)