Вариативная часть (Б3.В.ОД1.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариативная часть (Б3.В.ОД1.)



 

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения: экономика.

Дисциплины, для которых дисциплина «Экономическая теория» является предшествующей: « Теория и практика массовой информации», «Основы интегрированных коммуникаций»

Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины с другими дисциплинами, практиками: Дисциплина «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность» позволяет раскрыть студентам научные основы, методологию, подходы к развитию мировой экономики, а также международных экономических отношений, под которыми понимается система разнообразных хозяйственных (научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых и кредитно-денежных) связей национальных экономик различных стран, основанная на международном разделении труда.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

§ готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3)

§ способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4)

§ умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5)

§ использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: понятие мировой экономики, закономерности ее развития, отраслевую структуру мирового хозяйства, типологию стран мира, формы международных экономических отношений, их сущность, развитие.

Уметь: делать самостоятельные выводы по проблемам развития бизнеса ведущих стран мира, анализировать современную международную коммерческую информацию, используя ее в своей профессиональной работе.

Владеть: современными научными знаниями и умениями их применения в своей профессиональной деятельности.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц

Таблица 1

Структура дисциплины по видам учебной работы

(очная форма обучения)

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 72/2        
В том числе:          
Лекции 36/1 36/1      
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 36/1 36/1      
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 72/2        
В том числе:          
Указываются виды самостоятельной работы          
Подготовка мультимедийной презентации темы          
Подготовка реферата          
Написание аннотации, эссе          
Подготовка доклада          
Подготовка к практическим занятиям          
Итоговый тест          
Промежуточная аттестация:          
           
Экзамен 72/2 36/1      
           
Общая трудоемкость          
часы 144/4 144/4      
зачетных единиц          

Примечание:

* в числителе указывается общая трудоемкость занятий, в знаменателе – в том числе трудоемкость интерактивных занятий;

Трудоемкость подготовки реферата – 10 час.

Трудоемкость подготовки доклада – 8 час.

Трудоемкость подготовки мультимедийной презентации темы – 6 час. на одну презентацию Трудоемкость подготовки написания аннотации, эссе – 8час. на одну единицу

Трудоемкость подготовки к практическим занятиям – 4 час.

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

Таблица 2

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Семинары СРС Всего
Модуль I. Теоретические основы мировой экономики
Тема 1 Мировая экономика: становление и закономерности её развития        
Тема 2 Современное мировое хозяйство и его структура        
Модуль II. Международные экономические отношения, их формы
Тема 3 Международная торговля: сущность, формы, особенности на современном этапе        
Тема 4 Международная миграция капитала        
Тема 5 Международная миграция рабочей силы        
Тема 6 Международные валютно-кредитные отношения        
Тема 7 Интеграционные процессы в мировой экономике        
Модуль III. Место и роль стран и регионов в мировой экономике.
Тема 8 Развитые страны в мировом хозяйстве        
Тема 9 Развивающиеся страны в мировом хозяйстве        
Тема 10 Страны с транзитивной экономикой в мировом хозяйстве        
Тема 11 Место и роль России в мировой экономике        
  Модуль IV. Внешнеэкономическая деятельность
Тема 12 Сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности        
Итого          
Всего  

5.2. Содержание разделов дисциплины

Таблица 3

Аннотация содержания дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
Модуль I. Теоретические основы мировой экономики
1. Мировая экономика: становление и закономерности её развития Сущность мировой экономики. Объект и предмет мировой экономики. Место мировой экономики в системе экономических наук. Развиваемость – главная закономерность мировой экономики. Основные теории развития мировой экономики. Теории стадий развития (У. Ростоу). Теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер). Теории цивилизаций и их вклад в практику развития мировой экономики (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Марксистская и неомарксистские концепции развития экономической системы. Международное разделение труда (МРТ) как экономическая основа развития мировой экономики. Международная специализация и международное кооперирование производства: сущность, формы, направления развития. Показатели участия стран в МРТ. Роль МРТ в развитии современной мировой экономики. Место и роль России в МРТ. Субъекты мировой экономики: национальные государства, региональные экономические и интеграционные объединения, международные корпорации, международные экономические организации. Основные показатели развития мировой экономики. Система национальных счетов. Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой мировой продукт (ВМП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Классификация стран в мировой экономике. Типология и характеристика стран по уровню экономического и социального развития. Промышленно развитые и развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Критерии классификации: уровень экономического развития, социальная структура экономики, тип экономического роста, уровень и характер внешнеэкономических связей.
2. Современное мировое хозяйство и его структура Основные формы взаимодействия между субъектами мировой экономики – международные экономические отношения (МЭО): международная торговля товарами и услугами, международные валютно-финансовые и кредитные отношения, миграция капиталов, мировой технологический обмен и научно-техническое сотрудничество, миграция рабочей силы, международная экономическая интеграция. Интернационализация и её основные формы: транснационализация и экономическая интеграция. Международные корпорации и их виды. Межнациональные корпорации (МНК) и транснациональные корпорации (ТНК): место и роль в мировой экономике. Вертикальная и горизонтальная структура ТНК. Экономические стратегии современных ТНК. Противоречия функционирования ТНК и проблемы регулирования их деятельности. Глобализация как современное отражение нового качества мирового хозяйства. Понятие глобализации. Коренные изменения в производительных силах и становление информационного типа связи между экономическими субъектами как материальная предпосылка и условие глобализации. Противоречия глобализационных процессов. Последствия глобализации для мирового развития. Глобальные экологические проблемы и попытки их решения. Неравномерность экономического и социального развития различных стран как результат глобальных процессов в мире. Обострение проблем политической, экономической, социальной безопасности, как отдельных стран, так и мирового сообщества на современном этапе.  
Модуль II. Международные экономические отношения, их формы
3. Международная торговля: сущность, формы, особенности на современном этапе Международная торговля в системе мирохозяйственных связей. Сущность международной торговли. Основные показатели международной и внешней торговли. Мировой рынок, его черты. Географическая и товарная структура международной торговли, их динамика. Рынок промышленных товаров. Рынок сырья и сельскохозяйственной продукции. Рынок услуг. Рынок технологий. Внешнеторговая политика: либерализм, протекционизм, автаркия. Тарифные методы регулирования международной торговли: таможенный тариф, виды пошлин. Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые. Международное регулирование внешней торговли. Двустороннее и многостороннее межгосударственное регулирование. Роль ГАТТ и ВТО, ЮНКТАД.
4. Международная миграция капитала Сущность международного движения капитала. Формы международного движения капитала. Ссудный и предпринимательский капитал. Виды предпринимательского капитала. Роль прямых инвестиций в международном движении капитала. Особенности прямых иностранных инвестиций на современном этапе. Экономический эффект прямых инвестиций. Современные особенности и тенденции международного движения капитала. Государственная поддержка прямых инвестиций. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность. Составные части мирового рынка ссудных капиталов: мировой денежный рынок и мировой рынок капиталов. Социально-экономические последствия движения капитала для стран-доноров и стран-реципиентов. Роль ТНК и ТНБ на мировом рынке капиталов. Иностранный капитал в России.
5. Международная миграция рабочей силы Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Основные формы миграции рабочей силы. Направление миграционных потоков. Мировые рынки рабочей силы, их характеристика. Система показателей для оценки масштабов миграции рабочей силы. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов. Роль государств и международных организаций в миграционных процессах. МОТ. Миграционная политика России.  
6. Международные валютно-кредитные отношения Сущность международных валютно-кредитных отношений. Национальная, региональная и мировая валютные системы, их элементы. Основные понятия: валюта, ее виды, валютный курс, способы его установления, валютные паритеты, конвертируемость валюты. Становление и развитие мировой валютной системы: золотой стандарт, Бреттон-Вудская валютная система, Ямайская валютная система. Роль МВФ в регулировании МВКО. Региональная валютная система. Европейская валютная система. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики. Международный кредит. Сущность. Основные функции и формы международного кредита.
7. Интеграционные процессы в мировой экономике Сущность международной экономической интеграции. Формальная и реальная интеграция. Формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция. Глобализация как форма мировой интеграции. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе: ЕС, ЕАСТ, ЕЭП. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Интеграционные процессы в Латинской Америке (ЛАИ, Кариком, Меркосур). Интеграционные процессы в Азии (АСЕАН, СААРК) и Африке (ЭКОВАС, ЮДЕАК).  
Модуль III. Место и роль стран и регионов в мировой экономике.
8. Развитые страны в мировом хозяйстве Общая характеристика индустриально развитых стран. Основные подгруппы в их составе. Различия между странами по степени госрегулирования, социальной ориентации. Закономерности развития и особенности экономики развитых стран. Экономические центры противостояния. Основные черты социально-экономической модели США. Современные тенденции социально-экономического развития США. Внешние факторы развития США. Экономические отношения России с США. Западноевропейские страны, их место и роль в мировом хозяйстве. Крупные и малые страны Западной Европы. Лидирующее экономическое положение в мирохозяйственном комплексе Германии, Франции, Великобритании, Италии. Малые страны западноевропейского региона. Место и роль скандинавских стран в международном разделении труда. Характеристика внешнеэкономических связей западноевропейских стран. Место Японии в мировом хозяйстве. Основные черты социально-экономической модели: социальная структура и трудовые отношения, особенности организации предпринимательства, особенности банковской системы, госсектора, госбюджета и налоговой системы.
9. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве Основные черты данной группы стран. Развивающиеся страны как целостность. Дифференциация развивающихся стран: новые индустриальные страны, страны экспортеры нефти, наименее развитые страны. Место и роль новых индустриальных стран в мировой экономике. Особенности импорто- и экспортозамещения экономики НИС. Модели их индустриализации. Роль государства в экономике развивающихся стран. Приватизация в “третьем мире”. Программы структурной адаптации. Проблема накопления. Страны-экспортеры нефти в мировом хозяйстве. Важность внешней торговли для развивающихся стран. Снижающаяся эффективность сырьевого экспорта. Промышленный экспорт как ключ к развитию. Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле. Наименее развитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства. Иностранный частный капитал в развивающихся странах. Внешняя помощь их развитию. Проблема внешней задолженности.  
10. Страны с транзитивной экономикой в мировом хозяйстве Основные черты данной группы стран. Понятие, типы и модели системных реформ. Сложившиеся подгруппы стран с переходной экономикой. Место ЦВЕ в мировом хозяйстве. Общность и различия в проведении системных реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Либерализация хозяйственной жизни в регионе. Политика финансовой стабилизации. Особенности приватизации. Современные тенденции социально-экономического развития: трансформационный спад, особенности последующего роста, факторы этого роста. Особенности экономического развития Польши, Венгрии, Чехии. Участие стран ЦВЕ в международной экономической интеграции, проблемы их присоединения к ЕС. Привлечение иностранных инвестиций. Экономические отношения ЦВЕ с Россией.  
11. Место и роль России в мировой экономике Геополитическое положение России в начале 90-х годов. Экономический, природно-ресурсный, производственный, научно-технический, интеллектуальный потенциалы. Трудности перехода к экономическому реформированию и структурной перестройке экономики. Основные направления системных реформ. Создание условий для многообразия форм собственности. Особенности приватизации. Государственный сектор и проблемы государственного регулирования экономики. Политика финансовой стабилизации. Особое место России в мировой экономике. Экономический потенциал данной страны. Основные черты социально-экономической модели. Внешнеэкономические связи России. Проблемы экономики России, пути их решения. Проблема открытой экономики и автаркии в России. Проблемы международной специализации экономики России. Проблема инвестирования капитала в экономику. Внешнеэкономическая стратегия России. Россия и ВТО. Россия – НАТО – США – ЕС. Россия – Китай – Япония.
Модуль IV. Внешнеэкономическая деятельность
12. Сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности Понятие внешнеэкономической деятельности. Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Источники коммерческой информации в России и за рубежом. Торгово-промышленные палаты.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Таблица 4

Распределение компетенций

Наименование дисциплинарного модуля Количество часов/ зачетных единиц Формируемые компетенции Общее количество компетенций
Модуль I. Теоретические основы мировой экономики 36/1 ОК-3 ОК-5      
Модуль II. Международные экономические отношения, их формы 36/1 ОК-4 ОК-5      
Модуль III. Место и роль стран и регионов в мировой экономике. 36/1 ОК-5 ОК-10      
Модуль IV. Внешнеэкономическая деятельность 36/1 ОК-4 ОК-10      

Образовательные технологии

Таблица 5

Использование современных образовательных технологий

 

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов / в том числе в интерактивной форме *
Лекционное Мировая экономика: становление и закономерности её развития Вводная лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Современное мировое хозяйство и его структура Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Международная торговля: сущность, формы, особенности на современном этапе Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Международная миграция капитала Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе.  
СРС Итоговое тестирование по модулю  
Лекционное Международная миграция рабочей силы Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Международные валютно-кредитные отношения Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Интеграционные процессы в мировой экономике Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Развитые страны в мировом хозяйстве. Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Развивающиеся страны в мировом хозяйстве Тематическая лекция    
Практическое Итоговое тестирование по модулю  
СРС Обобщение изученных материалов по курсу  
Лекционное Страны с транзитивной экономикой в мировом хозяйстве Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Место и роль России в мировой экономике Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное Сущность, цели и задачи внешнеэкономической деятельности Тематическая лекция    
Практическое Обсуждение докладов и эссе  
СРС Подготовка докладов и эссе по заданным темам  
Лекционное    
Практическое  
СРС  

 

7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов.

Аудиторные занятия в соответствии со структурой и содержанием дисциплины составляют в общей сложности 144 часа (4 зач. ед.) и представлены такими видами учебной работы, как:

· лекции;

· семинары;

К группе традиционных образовательных технологий, в первую очередь, относятся лекции и семинарские занятия. Данный вид образовательных технологий наиболее пригоден для решения таких задач, как передача большого объема информации, развитие памяти и внимания, некоторых логических умений обучающихся (выделять главное и существенное, структурировать учебный материал, подбирать доказательства, строить классификации.

Для преодоления недостатков традиционных лекций информационного характера предлагается использовать их модернизированные варианты:

· Установочная лекция

· Проблемная лекция

В ходе установочных (вводных) лекций раскрываются наиболее значимые мето- дологические проблемы изучаемого содержания, систематизируются знания, выделяется их структура. На установочной лекции, которая проводится в начале изучения дисциплины, студентам озвучиваются требования к результатам обучения, формируемым компетенциям, раскрываются возможные пути достижения компетенций, методы контроля.

Проблемная лекция строится преподавателем вокруг определенной проблемы или профессиональной задачи. В процессе лекции преподаватель последовательно разворачивает процесс решения проблемы, включая студентов в систему активных исследовательских и познавательных действий. Деятельность преподавателя при подготовке и проведении проблемной лекции требует решения следующих задач:

· выяснение до момента проведения лекции уровня познавательной активности студентов;

· постановка задач организационно-продуктивной работы всех субъектов учебного процесса;

· организация занятия в соответствии с его структурой;

· эффективное управление работой всей аудитории;

· привлечение студентов к постановке проблемы на учебном занятии независимо от уровня проблемного изложения материала;

· проведение анализа всех предлагаемых решений проблемы, не навязывая студентам собственной точки зрения;

· обобщение результатов проделанной в ходе учебного занятия работы.

7.1.Планы семинарских занятий

Модуль I. Теоретические основы мировой экономики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.04 с.)