Виды отношений между людьми в ТА. Псих. Игры, их разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды отношений между людьми в ТА. Псих. Игры, их разновидности



Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, чаще это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует». Например, в игре «Ударь меня» один из участников пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе реакцию. В книге Берна «Игры, в которые играют люди» (1964) описываются десятки игр. Их исполняют из Родительского состояния «Я», когда повторяют игру родителей; из Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны; из Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и психологических позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.

Терапевтическое воздействие в транзактном анализе как правило начинается с деконтаминации, то есть очищении Взрослых мыслей и оценок реальности от Родительских предрассудков и Детских иллюзий. В нашем примере контаминации были следующие: «Если чего-то не умеешь, то лучше не браться», «Мужчина должен уметь всё делать по дому». «Женщина должна принимать решения».

Также в транзактном анализе уделяют внимание исследованию родительских предписаний (запретов) и контрприказаний (драйверов), которые можно схематично отразить на сценарной матрице. Наша клиентка унаследовала от матери предписания «Не чувствуй», «Не будь близкой», «Не делай», программу «Не умеешь – не берись» и конртприказание «Будь совершенной». Отец в процессе воспитания транслировал предписание «Не расти», программу «Слушайся маму» и драйвер «Радуй других».

Следующая диагностическая категория – профиль поглаживаний. Поглаживания – одно из ключевых понятий транзактного анализа [3, 10]. Составление профиля поглаживаний сводится к выявлению склонности клиента давать, принимать, просить и отказывать в позитивных и негативных поглаживаниях [9]. В нашем примере клиентка часто даёт положительные и отрицательные поглаживания; часто принимает отрицательные, редко – положительные; совсем не просит о положительных, но часто просит (неосознанно) отрицательные; иногда отказывает в положительных и никогда не отказывает в отрицательных поглаживаниях.

Следующий шаг транзактноаналитической диагностики личности – определение личностных адаптаций клиента [8, 12]. Наша клиентка использует несколько типов личностных адаптаций. Внешне она демонстрирует истероидный тип, так как тщательно следит за привлекательностью своего образа и одним из основных её родительских драйверов является «радуй других» [4, с.277]. В ходе установления терапевтического альянса основной зоной контакта оказалось мышление и проявился драйвер «будь совершенным», что указало нам на присущую клиентке во многих жизненных ситуациях обсессивно-компульсивную адаптацию [4, с.330]. В эмоционально значимых и психотравмирующих ситуациях часто проявляется пассивное поведение, мысли начинают путаться и ярко выражается внутренний диалог, имеющий характер борьбы. Это означает, что в качестве защиты от травмирующих содержаний психики используется пассивно-агрессивный тип личностной адаптации [4, с.338].

Последний из используемых нами в данной работе диагностических инструментов – система рэкета. Она была разработана Р. Эрскиным и М. Зальцман и представляет собой модель, которая объясняет природу сценария жизни и показывает, как люди могут использовать сценарий в течение своей жизни [7]. Система Рэкета определяется как самоподкрепляющаяся, искаженная система чувств, мыслей и действий, которая осуществляется находящимися в сценарии людьми. В ней имеются три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: сценарные убеждения или чувства, рэкетное выражение и подкрепляющиеся воспоминания.
Главная цель любой игры состоит в получении поглаживаний от окружающих и в подтверждении изначально существующей позиции относительно мира в целом и живущих в нем людей. (Следует заметить, что на это уровне ТА перекликается с психоанализом в своем интересе к самым ранним переживаниям пациента).

Остается еще один способ существования в группе - достижение близости. Это случается очень редко, обычно в личных отношениях между двумя лицами; близость - это прямое, свободное от игр отношение между людьми; оно свободно также от замкнутости, ритуалов, времяпрепровождения и не связано с деятельностью. Близость складывается между любящими, не имеющими надобности унижать или эксплуатировать друг друга и способными, таким образом, говорить прямо и вести себя без подвохов и скрытности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.)