Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды отношений между людьми в ТА. Псих. Игры, их разновидности
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Это набор трансакций со скрытой мотивацией, серия ходов, содержащих ловушку, подвох. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость, чаще это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует». Например, в игре «Ударь меня» один из участников пытается вызвать у своего партнера неуважительную к себе реакцию. В книге Берна «Игры, в которые играют люди» (1964) описываются десятки игр. Их исполняют из Родительского состояния «Я», когда повторяют игру родителей; из Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны; из Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и психологических позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве. Терапевтическое воздействие в транзактном анализе как правило начинается с деконтаминации, то есть очищении Взрослых мыслей и оценок реальности от Родительских предрассудков и Детских иллюзий. В нашем примере контаминации были следующие: «Если чего-то не умеешь, то лучше не браться», «Мужчина должен уметь всё делать по дому». «Женщина должна принимать решения». Также в транзактном анализе уделяют внимание исследованию родительских предписаний (запретов) и контрприказаний (драйверов), которые можно схематично отразить на сценарной матрице. Наша клиентка унаследовала от матери предписания «Не чувствуй», «Не будь близкой», «Не делай», программу «Не умеешь – не берись» и конртприказание «Будь совершенной». Отец в процессе воспитания транслировал предписание «Не расти», программу «Слушайся маму» и драйвер «Радуй других». Следующая диагностическая категория – профиль поглаживаний. Поглаживания – одно из ключевых понятий транзактного анализа [3, 10]. Составление профиля поглаживаний сводится к выявлению склонности клиента давать, принимать, просить и отказывать в позитивных и негативных поглаживаниях [9]. В нашем примере клиентка часто даёт положительные и отрицательные поглаживания; часто принимает отрицательные, редко – положительные; совсем не просит о положительных, но часто просит (неосознанно) отрицательные; иногда отказывает в положительных и никогда не отказывает в отрицательных поглаживаниях.
Следующий шаг транзактноаналитической диагностики личности – определение личностных адаптаций клиента [8, 12]. Наша клиентка использует несколько типов личностных адаптаций. Внешне она демонстрирует истероидный тип, так как тщательно следит за привлекательностью своего образа и одним из основных её родительских драйверов является «радуй других» [4, с.277]. В ходе установления терапевтического альянса основной зоной контакта оказалось мышление и проявился драйвер «будь совершенным», что указало нам на присущую клиентке во многих жизненных ситуациях обсессивно-компульсивную адаптацию [4, с.330]. В эмоционально значимых и психотравмирующих ситуациях часто проявляется пассивное поведение, мысли начинают путаться и ярко выражается внутренний диалог, имеющий характер борьбы. Это означает, что в качестве защиты от травмирующих содержаний психики используется пассивно-агрессивный тип личностной адаптации [4, с.338]. Последний из используемых нами в данной работе диагностических инструментов – система рэкета. Она была разработана Р. Эрскиным и М. Зальцман и представляет собой модель, которая объясняет природу сценария жизни и показывает, как люди могут использовать сценарий в течение своей жизни [7]. Система Рэкета определяется как самоподкрепляющаяся, искаженная система чувств, мыслей и действий, которая осуществляется находящимися в сценарии людьми. В ней имеются три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: сценарные убеждения или чувства, рэкетное выражение и подкрепляющиеся воспоминания. Остается еще один способ существования в группе - достижение близости. Это случается очень редко, обычно в личных отношениях между двумя лицами; близость - это прямое, свободное от игр отношение между людьми; оно свободно также от замкнутости, ритуалов, времяпрепровождения и не связано с деятельностью. Близость складывается между любящими, не имеющими надобности унижать или эксплуатировать друг друга и способными, таким образом, говорить прямо и вести себя без подвохов и скрытности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.005 с.) |