Метамодели. Основные положения. Универсальные моделирующие процессы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метамодели. Основные положения. Универсальные моделирующие процессы.



МЕТАМОДЕЛЬ (греч. meta — после, за, через; первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение). Комплекс лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь речи человека и того опыта, который эта речь представляет.

Фундаментальным является понятие о том, что речь — это не опыт, а представление опыта, как карта — представление территории. Человек всегда имеет в своем опыте карту, но карта — не территория. Изменить субъективное переживание человеком мира — значит изменить карту, но не сам мир.

Наиболее подробно использование М. в психотерапии описано Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) в их книге «Структура магии». Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели, или карты, мира, которые используем для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать модель, или карту, мира пациента. Человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта, или модель. Модель, которую мы создаем, позволяет осмысливать наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или больны или являются «сумасшедшими», их нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в успешном и творческом взаимодействии с миром вокруг нас. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком скудных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивида, — считают Бендлер и Гриндер.

Мы создаем свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют выживать, расти, учиться и воспринимать богатство окружающего нас мира. Но если мы ошибочно принимаем субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и лишают способности гибко реагировать.

Обобщение — процесс, посредством которого компоненты, или части, модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы научаемся действовать в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать дверь, поворачивая ручку. Затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включаются в набор параметров, связанных для него с дверью, и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и причиной ограничений. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить, по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать.

Исключение — процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это позволяет сконцентрироваться на конкретной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Таким путем мы имеем возможность справиться с окружающим и исключить внешние стимулы. И точно так же этот процесс может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не видя того, что она сама участвует в этой ситуации, не строит полезной модели мира. Психотерапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время занятий, ограничивает свой опыт, равно как и опыт пациента.

Искажение позволяет осуществлять сдвиги в восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазиях, в искусстве, даже в науке. Микроскоп, роман или картина — все это примеры нашей способности к искажению и к искаженному представлению о реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией «меня невозможно любить». В результате такого искажения теряется ценность критики вместе с возможностями изменения и роста.

Поскольку все три универсальных процесса моделирования выражаются в лингвистических паттернах, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для человека, можно использовать набор лингвистических средств, называемых М.

М. — набор средств для улучшения коммуникации, она предлагает вопросы типа «что?», «как?» или «кто?» в ответ на специфические формы речи говорящего. Использование этих вопросов и реакций — особое искусство. Практикуясь в употреблении М., необходимо обратить специальное внимание на собственные внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции М. будут возникать в те моменты, когда нам понадобится опереться на внутренний опыт в понимании коммуникации пациента.

М. — набор средств, которые дают возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию от пациента. Это удерживает от погружения в себя, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая М., мы будем задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту, чтобы уяснить, что имеет в виду пациент. М. помогает вызвать пациента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной субъективной реальностью.

Цели работы с метамоделью. Особенности работы. Номинализация, референтные индексы, кванторовые общности, эквивалентность, неспецифические глаголы, неявный каузатив, чтение мыслей, упущения, пресуппозиции.

Цель мета-модели:
1)Прояснение деталей, которые могут быть пропущены клиентом.
Этот пропуск может быть ненамеренным и может быть связан с деталями, которые клиенту не хотелось бы подтверждать. Они могут прояснить прочему клиент обратился за помощью.
2) Переключение внимания клиента к деталям
3) Выявление логических нарушений, искажений и не стыковок.
4) Не попасть самим под гипноз клиента, не войти в его состояние
5) Понимать, какова ситуация клиента на самом деле, а не в его модели восприятия

Если мы ставим целью максимально точно узнать карту Клиента, то метамодель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Знание метамодели помогает заметить наиболее важные нарушения в описании карты, а также задать вопросы, при помощи которых Клиент может описать свою ГС более точно, пользуясь не жестами, интонациями и т.п., а словами.

Иногда Клиент с большим трудом может объяснить, в чем состоит его проблема, и зачастую дело не только в скудном словарном запасе. Глубинная структура Клиента сама по себе может быть сильно обеднена.

В таких случаях ответы на многие ММ-вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте, а точнее, на его "верхнем слое", которым он обычно пользуется в повседневной жизни. Он вынужден обратиться к сенсорному уровню опыта для получения дополнительной информации. Если Клиент добирается до лежащего в памяти сенсорного опыта, то у него появляется возможность его переоценить и, соответственно, перерисовать карту, сделав её более эффективной.

Когда мы слышим изменения в речи клиента, это предположительно означает, что скорее всего произошло изменение не только Поверхностной, но и Глубинной структуры. Впрочем, однозначных утверждений, изменили мы ГС или только прояснили ее, делать не стоит, т.к. не всегда можно по ПС судить, какая ГС стоит за ней. И тем не менее некоторые изменения ПС невозможны без соответствующих изменений на более глубоком уровне. В том и состоит мощь метамодели, что помогая Клиенту восстановить правильность и полноту формулировок, Оператор тем самым с большой долей вероятности способствует изменению его карты. Если же нет, или внесённых изменений недостаточно – на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.

Таким образом можно подытожить, что метамодель в первую очередь является моделью сбора информации.

Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то метамодель можно использовать и как метод терапевтической интервенции. В таком случае Глубинным Структурам, отражающим ситуацию, предстоят изменения, и "правильность" ПС с точки зрения метамодели будет служить индикатором их полноценности.

Референтный индекс (отсутствие указаний, к чему относится сказанное).

Часто человек воспроизводит свою модель мира не полностью, опуская конкретизирующие детали, что служит сигналом о том, что нужна дополнительная информация.

Цель — дополнить переживания, уточнить опущенную часть информации, т.е. уточнить карту реальности.

а) в случаях стертого референтного индекса отсутствует конкретное указание, о ком идет речь или кто действующее лицо. Например: «Меня прямо втолкнули в эту заваруху» — «Кто толкает вас?».

б) обобщенный референтный индекс — это когда человек использует в речи существительное или местоимение, которое относится к группе или категории. Например: «Мужчины не боятся трудностей» — «Какие мужчины не боятся трудностей?».

в) сравнительный референтный индекс (сравнение с умолчанием). Например: «Она лучше …» — «По сравнению с кем/чем?».

г) обратный референтный индекс — это когда говорящий использует глагол в предложении, но при этом не производит никакого действия, которое этот глагол выражает. Например: «Никто обо мне не заботиться»; «Меня все забросили». Говорящий уходит от того, что он ответственен за действие, передавая полноту власти другим. Он — страдательное лицо. Говоря «обо мне, меня», он становится беспомощной жертвой других, якобы ответственных за него. Кроме того, для этого нарушения характерна проекция. Говорящий как бы перекладывает на другого то, в чем, может быть грешен сам. Пословица «в чужом глазу соломинку заметит, а в своем и бревна не замечает» — как раз об этом. Цель работы в таких случаях заставить клиента взять ответственность за чувство или событие на себя, вместо того чтобы возлагать ее на другого. Например: «Она меня не уважает» — «Попробуйте сказать: «Я не уважаю ее»».

Номинализация (превращение процесса в событие).

Это превращение глаголов в существительные (признать — признание, помогать — помощь, решать — решение, гневаться — гнев).

Цель — номинализацию (существительное) заменить глаголом, т.е. событие превратить в процесс.

Когда человек систематически использует существительные, к примеру «любовь», «страх», «уважение», то можно предположить, что он мало или совсем не имеет контроля над своей жизнью, поскольку выбор его ограничен. Событие, представленное существительным, воспринимается как свершившийся факт, с которым бессмысленно бороться. Если в той же ситуации использовать глаголы, возникает возможность действия, выбора и изменения. Есть два приема, позволяющие определить, является слово номинализацией или нет. Классический признак НЛП, позволяющий отличить номинализацию от истинного существительного, заключается в вопросе: «Можете ли вы погрузить это в тачку?». Если да, то это существительное. Если нет, то это номинализация. В тачку можно положить луковицу, яблоко, табуретку. Но нельзя положить обязательства, боль, ответственность. Вторым способом является фраза: «непрерывные...», где на место пропуска следует поставить предполагаемое существительное. Если после этого фраза обретает смысл, то это номинализация. К примеру: «непрерывные воздействия», «непрерывные отношения». Но невозможно сказать «непрерывная луковица».

Прием состоит в том, что номинализация заменяется глаголом. Например: «Я устал от всех этих обязательств» — «Кому вы обязаны?»; «Это вызывает у меня такую боль» — «Как вы чувствуете эту боль?».

Неспецифические глаголы

Это глаголы из разряда неопределенных, которые не дают ощущения ясности в описываемом переживании.

Цель — уточнить опущенную часть информации, т.е. уточнить карту реальности.

Такие выражения, как «причинять боль», «вредить» являются неспецифическими. Можно причинить боль, не поздравив жену с днем рождения, а можно — избив ее под пьяную руку. Можно «вредить», съев все котлеты со сковородки, а можно — продав золотые украшения жены. Возможность неправильно интерпретировать сказанное резко уменьшится после получения дополнительной информации. Например: «Он пренебрегает мной» — «Как именно он пренебрегает вами?».

Универсальные кванторы общности (универсальные квантификаторы обобщения, т.е. сверх-обобщения)

Кванторами (лат. quantum — количество, сколько) общности называется набор слов, при помощи которых делается универсальное обобщение. Они подразумевают безусловность, то есть «всеобщность». При помощи подобного обобщения мы делаем одну категорию репрезентацией всей группы. Этим понятием обозначают слова-обобщения — все, каждый, никогда, всегда, только, всякий, каждое, никто и т.д.; по сути, это утверждения о генерализациях или обобщениях. Эти слова не оставляют места никаким исключениям. Они по определению выражают ограниченное отношение. Сложности возникают, когда такой язык приводит к чрезмерной генерализации поведения или отношений, наблюдаемых лишь в некоторых (или даже во многих) случаях и отнесении частных случаев ко всем подобным ситуациям. Примерами подобных генерализаций являются утверждения типа «Мы никогда не поймем человеческий разум» или «Улучшение этих симптомов никогда не наступит», «Все знают, что Моисей в приступе гнева разбил скрижали с десятью заповедями». Например: «Он всегда мне лжет» — «Он, действительно, всегда вам лжет?».

Чтение мыслей

Это предположение о том, что один человек якобы знает, что чувствует или думает другой, без прямого сообщения другого об этом и без того, чтобы сверить свои предположения с другим. Мы занимаемся чтением мыслей тогда, когда говорим: «Я точно знаю, как ты себя чувствуешь». Когда мы осуществляем высказывания, предполагающие чтение мыслей, мы проецируем на другого наше собственное восприятие, наши ценности, проблемы, нашу историю и т.д. Таким образом, эти высказывания, как правило, едва ли имеют отношение к тому человеку, к которому они обращены. От этого общепринятого соблазна не читать мысли клиента, а узнавать, т.е. не проецировать свой жизненный опыт на другого, настойчиво предостерегают и самих психотерапевтов авторы НЛП, поскольку это действие основано на иллюзии, а не на информации.

Цель — восстановить источник информации.

Корректирующий вопрос: «Как вы узнали, что это так?» — поможет клиенту осознать и даже поставить под сомнение предположение, которое казалось ему бесспорным. Например: «Я знаю, что все понимают мое состояние, и просто не могу появляться на работе» — «Каким образом вы знаете, что все понимают ваше состояние?».

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

Комплексная эквивалентность возникает тогда, когда два утверждения связаны таким образом, что, по мнению автора, они обозначают одно и то же, например: "Вы не улыбаетесь, вы не получаете удовольствие". Другой пример: "Если ты не смотришь на меня, когда я говорю с тобой, значит, ты не
обращаешь на меня никакого внимания" Это обвинение часто предъявляют другим люди, мыслящие преимущественно визуальным способом, которым необходимо смотреть на говорящего, чтобы понимать, что он говорит Человек, который думает большей частью кинестетические, захочет смотреть вниз, чтобы
обрабатывать то, что он слышит Для визуального человека это означает отвлечение внимания, потому что если бы он сам смотрел вниз, он не смог бы сосредоточить свое внимание на речи собеседника. Он обобщил свой собственный опыт, включив в него опыт всех других людей, и за-* был о том, что люди думают по-разному.
Комплексная эквивалентность может быть поставлена под сомнение
вопросом:
"Каким образом одно связано с другим?"

Пресуппозиции — аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий, по мнению создателей НЛП, достижения желаемых эффектов от техник. Значимость пресуппозиций состоит не в том, что они истинны (то есть в точности описывают объективную реальность), а в том, что в них полезно поверить для наиболее эффективного выполнения определённых задач в НЛП.

Неявный каузатив - скрытое противоречие. Мне бы хотелось дойти до самой сути этого, но я отнимаю у группы слишком много времени.

Упущение – процесс, посредством которого из модели исключается часть реального опыта. Одна из трех универсалий человеческого моделирования. (Виды хз где их взять).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.04 с.)