Правовая культура личности и общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура личности и общества.



Понятие правовой культуры, ее виды и роль в жизни общества за последние годы получили значительную научную разработку. Об этом свидетельствуют работы С.Н. Кожевникова, Е.А. Лукашевой, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко и других авторов. Общим методологическим ключом к изучению этой проблемы является рассмотрение правовой культуры в качестве составной части, элемента общей культуры человечества. Однако, как отмечается в литературе, в настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура», и каждое из них может послужить основой для соответствующего подхода к анализу понятия, сущности и содержания правовой культуры1. Все это предопределяет сложный и многоаспектный характер научных представлений о правовой культуре.

Не вдаваясь в подробности дискуссии о понятии культуры вообще, ограничимся общефилософским ее пониманием как совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, включая и способ их передачи от поколения к поколению и выражающих степень или уровень прогрессивного развития общества. Думается, что это представление можно экстраполировать на понятие правовой культуры.

И в этой связи в обобщенном виде правовая культура предстает как совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества. Это так называемое «суммативное» видение правовой культуры, рассматривающее ее через призму всей суммы правовых ценностей, накопленных людьми в истории общественного и правового развития. Достоинством такого подхода является ценностная интерпретация понятия правовой культуры, представленной в виде человеческих прогрессивных достижений техники правотворчества и правореализации, демократических и гуманистических идей правового развития, институтов правосудия и т. д. Действительно, право в качестве средства социального регулирования обладает исключительной ценностью, ибо обеспечивает всестороннее развитие личности на базе неуклонного прогресса всего общества. Его развитие и совершенствование совпадает с общим развитием человеческой цивилизации. Отсюда, правовая культура и ее конкретные проявления отражают общее состояние культуры общества.

Вместе с тем «суммативное» видение правовой культуры нельзя абсолютизировать, ибо оно имеет и свои недостатки. Включение в содержание правовой культуры всей суммы правовых явлений общества ведет к отождествлению ее с правовой надстройкой или правовой системой общества, а порою и оправдывает некоторые элементы правовой жизни, сомнительные с точки зрения общечеловеческих ценностей (например, смертная казнь, оперативные методы сбора доказательств и т. д.). Поэтому «суммативное» понятие правовой культуры постоянно нуждается в уточнении, согласно которому к явлениям правовой культуры следует относить только такие элементы правовой жизни, которые не противоречат прогрессивно-правовому развитию общества3. И следовательно, не входят в содержание правовой культуры такие негативные явления, сопутствующие развитию человеческой цивилизации, как преступность и другие правонарушения, правовой нигилизм, бюрократизм и т. д. Поэтому, как отмечается в научной литературе, правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании и направлении прогрессивного развития общества и личности. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и право-применительную деятельность и критерии политической оценки юридической действительности в функционировании и развитии ее составных частей. Последнее замечание особенно важно, ибо правовая культура выражается не столько в самих элементах правовой надстройки, сколько характеризует их особое качественное состояние, проявляющееся в соответствии основным ценностям общества и социальному прогрессу. Это состояние можно выразить понятием «правокульурность» применительно к основным сферам бытия права и правовой системе в целом.

Следовательно, правокульурность — это особый срез или уровень правосознания, законности, законодательства и юридической практики, а также правовых учреждений, характеризующийся их соответствием ценностям человеческой культуры на данном этапе развития общества. Она предстает как достаточно тонкий и подвижный слой интеллектуально-волевой деятельности и ее результатов, воплощающий в себе прогрессивные достижения людей в процессах формирования и развития правовой системы. Правовая культура в таком виде есть совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики5. Другими словами, это состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом6.

Наряду с «суммативным» подходом к понятию правовой культуры существует и успешно развивается другой научный подход, который можно назвать «деятельностным». Он выражается в рассмотрении данного явления через призму человеческой деятельности в сфере права, интеллектуальные и творческие возможности личности, обеспечивающие ее правомерное и эффективное поведение.

Это позволяет определить правовую культуру личности как обусловленные правовой культурой общества степень и характер ее прогрессивно-правового развития.

Действительно, основными показателями культуры личности в сфере права являются глубокие знания права, высокоразвитое правосознание, навыки и умения юридической деятельности. Именно данные элементы определяют уровень и степень овладения людьми правом в своей практической деятельности, что и является показателем их правовой культуры. При этом непременным условием и показателем правовой культуры является правомерное поведение личности. Противоправность и культурность несовместимы. Правокультурная личность на основе глубоких знаний в области идей, принципов и норм права не только демонстрирует своеобразную юридическую осведомленность, то есть правовую эрудицию, но и владеет навыками и умениями эффективно защищать в сфере права свои интересы путем правомерного поведения. Законопослушность, следовательно, является одной из важнейших ценностных ориентации правовой культуры личности.

Правовая культура общества и личности тесно связаны и взаимодействуют с правосознанием. И это позволяет иногда ее определять как высший уровень или степень правосознания. Однако это чрезмерно упрощает понятие правовой культуры и ее структуру. Правосознание в его особом качественном состоянии выступает только одним из элементов и показателей правовой культуры. Наряду с ним культура определяется состоянием юридических учреждений, стилем и методами их деятельности, законодательством и практикой его реализации, взятыми под углом зрения ценностей и достижений прогрессивного развития общества. По выражению С. С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу8.

Думается, что дальнейшее развитие «деятельностного» подхода в изучении правовой культуры может сосредоточиться и плодотворно проявить себя при анализе отдельных видов юридической деятельности.

В науке под юридической деятельностью принято понимать лишь такую опосредованную правом трудовую, управленческую, государственно-властную деятельность компетентных органов, которая нацелена на выполнение общественных задач и функций (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права и т. п.) и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и индивидуальных потребностей и интересов.

В этой связи выделяются такие основные виды юридической деятельности, как: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная виды деятельности10. Правовая культура, опосредуя и вплетаясь в качестве навыков, умений и всей совокупности профессионального опыта (знания, установки, ориентации) в конкретные виды юридической деятельности, сообщает ей черты законности, справедливости и эффективности. Она играет роль «оплодотворяющего фактора» любой позитивной работы. Именно поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема повышения и совершенствования культуры правотворчества и правоприменения в качестве основных, ведущих видов юридической деятельности. Все остальные виды юридической работы (интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная) как бы вытекают из первых двух, конкретизируя и развивая правотворчество и применение права. И это означает, что поднятие уровня культуры в правосозидательной и правоприменительной работе способно вылиться и отразиться в положительных изменениях всех других видов деятельности.

Культура правотворчества предполагает использование в правотворческом процессе всех достижений материальной и духовной культуры общества, ориентацию деятельности по разработке и введению в действие правовых норм на систему выработанных человечеством правовых ценностей. Это требует разработки и практического применения в правотворческой деятельности средств и достижений законодательной техники и науки, профессиональных знаний и опыта создания наиболее совершенных по форме и содержанию источников права. Особой проблемой здесь выступает культура законодательной деятельности, выражающаяся в ориентации всей законотворческой работы на идеалы и достижения общечеловеческой и правовой культуры. Это искусство и мудрость законодателя, помноженные на опыт и творческие достижения многовекового развития человечества. Культура здесь предстает как особое свойство законодательства, проявляющегося как во внешней форме, так и во внутреннем содержании законов, процедуре их разработки, принятия и опубликования. Конкретно она выражается в высокопрофессиональной, грамотной работе парламентариев, то есть членов представительных органов, в использовании достижений правовой науки и парламентской практики, совершенстве языка и стиля нормативных актов и их соответствии актуальным потребностям общественного развития в соответствии с идеалами социального прогресса. Культура правоприменения представляет собой систему идеальных требований и материализованных в правоприменительной деятельности результатов властной реализации права, соответствующих высшим идеалам и ценностям общества. Это своеобразный сплав профессионального мастерства и этики в деятельности должностных лиц — правоприменителей, обеспечивающий вынесение ими по юридическим делам законных и справедливых по содержанию и безупречных по форме актов применения права.

Культура правоприменения достаточно сложное и емкое явление. Она обусловлена культурой применяемых правовых норм, ибо трудно ждать прогресса и ценностного характера правоприменения, если созданные и подлежащие применению нормы права не соответствуют интересам населения страны и правовым ценностям общества. Идеалы законного, справедливого и гуманного правоприменения должны быть вначале воплощены в нормы материального и процессуального права, а затем опосредованы и конкретизированы практической культурной работой должностных лиц. Культура правоприменения воплощается и в рабочем месте должностного лица, его внешнем виде, и в стиле и методах осуществления служебных функций, то есть его практическом поведении, и в форме и содержании издаваемых им правоприменительных актов, и, наконец, во внешнем оформлении, обнародовании принятых решений по юридическим делам. В значительной мере она охватывается понятием профессиональной этики, но отличается от нее более широким и емким содержанием. Требования этики ориентируются на соблюдение должностными лицами норм нравственности и профессиональной чести, культура же зовет и требует соответствия юридической деятельности достижениям всей человеческой культуры, ценностям и прогрессу всего общества.

Правоприменительная культура как сложное и комплексное явление может быть представлена в качестве отдельных разновидностей. В этом смысле можно различать культуру следственных действий, культуру правосудия, культуру искового производства и т. д. В данных понятиях выражается специфика компетенции субъектов правоприменения и особенности процедуры юридической деятельности.

Как и правосознание, правовая культура может быть представлена в трех основных видах: массовая, групповая и индивидуальная.

Массовая правовая культура выглядит как качественное состояние в масштабах всего общества процессов правопони-мания, правотворчества и правореализации, а также правовых учреждении, взятых под углом зрения их соответствия правовым ценностям человечества и идеалам прогрессивного развития. Это правовая культура населения страны, выраженная в уровнях развития правосознания, действующего законодательства, юридической деятельности граждан и должностных лиц, в состоянии юридических учреждений и организаций общества. Очевидно, что массовое состояние правовой культуры общества определяется двумя основными факторами: а) уровнем и степенью развития накопленных обществом правокулыур-ных ценностей (правовые идеи, теории, законодательство, правосудие, законность, органы государства и т. д.); б) культурой юридически значимой деятельности людей в правовой сфере. Последняя показывает, насколько накопленная обществом материальная и духовная культура воплощается в их практической жизни, насколько глубоко население страны освоило право в повседневной действительности.

Групповая культура проявляется на уровне микро- и макрогрупп, образующих социокулыурную структуру общества. Она показывает уровень и степень освоения права классами, социальными слоями, учебными и трудовыми коллективами людей. Наиболее ярко это выражается в степени и глубине правовых знаний, сложившихся правовых ориентациях, стиле и методах юридической деятельности, культивируемых в данной социальной среде.

Индивидуальная правовая культура выглядит в качестве степени и характере прогрессивно-правового развития конкретной личности, обеспечивающих ее правомерное поведение. Ее показателями являются качественное состояние правосознания личности, добровольное сознательное исполнение правовых предписаний в процессах правовой деятельности.

Особой разновидностью правовой культуры выступает культура профессиональная. Это правовая культура юристов-профессионалов, характеризующаяся высоким уровнем правовых знаний и пониманием закономерностей правовой жизни общества, навыками и умениями грамотного осуществления юридической деятельности, ориентациями на идеалы прогрессивного развития и ценности человеческой культуры. Профессионализм юридической культуры выражается в мастерстве, творчестве, нравственно-правовой обоснованности актов практического поведения и деятельности в сфере права. В литературе отмечается, что структурными элементами профессиональной правовой культуры выступают: профессиональные знания правовых и нравственных принципов, норм и категорий; профессиональное отношение к нормам права и практике их применения, выраженное в согласии и солидарности с правовыми велениями; умение применять право и привычка соблюдать закон; владение методикой, тактикой и техникой юридической деятельности; профессиональный этикет и научная организация труда. Очевидно, что профессиональная культура наблюдается там, где в полной мере реализуются все позитивные элементы и возможности профессионального правосознания юриста.

Правовая культура, как и правосознание, выполняет определенные функции в жизни общества. В науке, в частности, называются следующие функции: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, право-социализаторская, коммуникативная и прогностическая12. Однако нетрудно заметить, что все перечисленные функции можно отнести и к правосознанию. Поэтому, думается, функции правосознания и правовой культуры в значительной мере совпадают. Это вытекает из их единства и взаимосвязи содержания.

Правовое сознание — это важнейший компонент и показатель правовой культуры. Поскольку ранее в работе выделены познавательная, оценочная, регулятивная и воспитательная функции правосознания, постольку их можно отнести и к правовой культуре. Содержательная характеристика данных функций вполне применима и к анализу правовой культуры.

Как правосознание, так и правовая культура определяются в своем существовании и развитии двумя основными факторами: юридической практикой и правовым воспитанием. Юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. Она аккумулирует в себе явления идейно-психологической жизни права и одновременно служит нормативно-практической почвой для их становления и развития. Возникающие на основе практики правотворчества и правореализации социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность и конкретную роль в жизни общества. Особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание представляет собой достаточно сложное понятие и явление правовой жизни общества, оно имеет свою систему и механизм осуществления.

Под системой правового воспитания следует понимать совокупность всех основных частей, элементов праеоеоспитателъного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В свою очередь, механизм правового воспитания выглядит в виде внутреннего устройства правовоспитательного процесса, обеспечивающего перевод идей, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых субъектов13. В целом же система правового воспитания есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающий необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение. Другими словами, это процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан с целью формирования у них высокосознательного отношения к праву и правовому регулированию.

Формами правового воспитания выступают правовое обучение, пропаганда знаний о праве и юридической практике, самообразование. Это своеобразно оформленные и организационно выделенные группы однородных по своему внутреннему содержанию действий, в рамках которых происходит правовое обучение и воспитание. Конкретными средствами право-воспитательной деятельности являются: учебные и пропагандистские лекции, консультации, беседы, тематические вечера, кружковая работа и т. д. Субъектами такой деятельности могут быть, в первую очередь, носители профессионального правосознания и культуры — юристы, работники юридических и правоохранительных учреждений, представители юридической науки и практики. Немалую роль в этом деле играют художественная литература, телевидение, радио, газеты, журналы, а следовательно, просветительская и гуманитарная деятельность писателей, педагогов, филологов, журналистов и т. д.

Основная задача правового воспитания состоит в ликвидации юридической неграмотности, преодолении правового нигилизма и прочих негативных явлений правосознания и культуры, в обеспечении формирования у граждан и должностных лиц уважительного отношения к праву, законности и социальной ценности прочного правового порядка. Поэтому все современные цивилизованные государства озабочены необходимостью создания эффективной системы правового воспитания населения страны и используют самые разнообразные формы и средства правовоспитательной работы.

 

52. Правосознание: понятие и структура.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положи­тельным (человек понимает необходимость и ценность пра­ва) или отрицательным (человек считает право бесполез­ным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым ре­гулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению чле­нов общества в сфере действия права). Человек как-то от­носится к прошлому праву, к праву, существующему сей­час, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное от­ношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регуля­тор отношений людей, наделенных волей и сознанием.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

 

53-55. Источник (форма) права: понятие, виды.

Первой формой права стал правовой обычай - правило поведения, которое в результате многократ­ного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкциони­ровано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный преце­дент - решение по конкретному делу, которое явля­ется обязательным для судов той же или низшей ин­станции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Вели­кобритании, Канаде, Австралии и других странах, ко­торые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми ре­шениями суда, а только тех правовых принципов, ко­торые были применены судом при решении дела.

Третьим источником права является нормативный договор - соглашение двух или более договаривающих­ся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международ­ные. Например, внутригосударственными договорами мо­гут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель - работники».

Источником в международном праве является меж­дународный договор. В соответствии с Конституци­ей РФ «международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъ­ектам международные договоры классифицируют на меж­правительственные, межгосударственные и межве­домственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели преду­смотренные законом, то употребляются правила между­народного договора. Общие принципы права - это ис­ходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в за­конодательстве РФ нашли прямое отражение: они слу­жат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права - юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права: Доказывает существенное влияние на сознание за­конодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на про­грессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права - религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Послед­ним, седьмым, источником права является норма­тивно-правовой акт - принятый компетентным го­сударственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких из­менений в действующее законодательство, а с по­мощью нормативно-вспомогательных актов вводят­ся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуаль­ное государственно-властное веление по примене­нию права (требование по уплате налога, направлен­ное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания пра­вовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к испол­нению. Им свойственна письменная форма изложе­ния, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: 1)по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административ­но-правовые акты и т.д.); 2) по территории действия (федеральные, региональ­ные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юри­дическую сипу, представляющую собой релятивное свой­ство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в си­стеме законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наибо- * лее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон - одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанны­ми носителями государственного суверенитета (на­род либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает;

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кро­ме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и под­законным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представ­ляет собой нормативно-правовой акт, который опреде­ляет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система норма­тивных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) (федеральный конституционный закон развивает

и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые пря­мо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обыч­ные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и об­народовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует опреде­ленные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-право­вые акты» является собирательным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.062 с.)