Греко-персидские войны в системе международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греко-персидские войны в системе международных отношений



В конце VI в. дон. э. греческим полисам стала угрожать соседняя могущественная держава Ахеменидов. Огромная персидская монархия оправилась от серьезных потрясений и междоусобных войн, вспыхнувших после смерти Камбиза. Серией экономических и военно-административных реформ Дарию I удалось укрепить внутреннее и внешнее положение Персидской империи, превратившейся в конце VI в. до н. э. в мировую державу. Захватив греческие города Малой Азии и острова восточной части Эгейского моря, персидская правящая верхушка стала разрабатывать планы покорения полисов Балканской Греции. Для мировой державы, располагающей колоссальным для того времени военно-экономическим потенциалом, неограниченными финансовыми средствами, огромной обученной армией, завоевание мелких, к тому же враждующих между собой греческих полисов казалось несложной задачей и вместе с тем заманчивой целью. Греческие полисы были развитыми торгово-ремесленными городами, довольно населенными, с высокой культурой и потому могли принести персидской казне и правящей верхушке разнообразные выгоды. Итак, агрессия персидской державы, подогреваемая кажущейся слабостью жертвы, с одной стороны, и естественная потребность в защите самих основ своего существования со стороны греков — вот наиболее глубокие причины греко-персидских войн, потрясших Восточное Средиземноморье в первой половине V в. до н. э. и оказавших огромное воздействие на развитие греческого общества и его культуры. Вот почему назревшая война греческих полисов с персидской державой рассматривалась не как обычное военное столкновение, а как борьба двух миров. В ходе греко-персидских войн решалась судьба греческих полисов. Это предопределило остроту военных столкновений, привело к мобилизации всех военно-экономических ресурсов, на полях сражений подверглись жестокой проверке все социальные и политические учреждения воюющих сторон. Война греков с Персией датируется 500—449 гг. до н. э., т. е. это одно из самых продолжительных военных столкновений в мировой истории. военные действия велись не непрерывно, а распадались наряд военных кампаний, более или менее продолжительных. Таких военных кампаний можно выделить пять:

1. 500—494 гг. до н. э.— восстание Милета и греческих городов Малой Азии против персидского ига.

2. 492—490 гг. до н. э.—первое вторжение персидских войск на территорию Балканской Греции.

3. 480—479 гг. до н. э.— поход Ксеркса на Грецию — кульминационный пункт греко-персидских войн.

4. 478—459 гг. до н. э.— изменение характера военных действий, переход стратегической инициативы к грекам, освобождение от персов греческих городов островов Эгейского моря и Малой Азии. Усиление афинского военного могущества.

5. 459—449 гг. до н. э.— военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн.

 

 

Билет 7

Религия древних критян в системе международных отношений.

В произведениях критского искусства (главным образом в мелкой пластике (статуэтках) и на печатях) богиня предстает перед нами в различных своих воплощениях. Иногда мы видим ее грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов (ср. греческую Артемиду), иногда благостной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев (ср. греческую Деметру), иногда же зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей За всеми этими образами угадываются общие черты древнего божества плодородия — великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа —человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился опять-таки в мифе о Минотавре). Вероятно, той же цели — предотвращению или прекращению землетрясения —служили и уже упоминавшиеся игры с быком. Символ божественного быка — условное изображение бычьих рогов — встречается почти в каждом минойском святилище. Его можно было увидеть также на крышах дворцов, где он выполнял, по всей видимости, функцию апотропея, т. е. фетиша, отвращающего зло от обитателей дворца.

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. В этом проявляется важное отличие критской культуры от позднейшей греческой цивилизации, для которой такое тесное переплетение «божеского и человеческого» уже не было характерно. При раскопках Кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки «великой богини»,

священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора — лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний. крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, «святилища» и т. п. Сама архитектура дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. По существу, дворец представлял собой не что иное, как дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих его придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.Так, можно предположить, что царь — властитель Кносса — был в то же время и верховным жрецом бога-царя, тогда как царица — его супруга — занимала соответствующее положение среди жриц «великой богини — владычицы».

 

Имущественное и социальное расслоение. Выделение знати в гомеровском обществе.

Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины. Время от времени в общине устраивались переделы принадлежащей ей земли. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела (эти наделы назывались по-гречески клерами, т. е, «жребиями», так как их распределение производилось при помощи жеребьевки). Однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Гомер уже знает, что рядом с богатыми «многонадельными» людьми (поликлерой) в общине есть и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Очевидно, это были крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем небольшом наделе. превращались в безнадельных батраков-фетов. Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят в самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати. Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины как во время войны, так и в мирное время. Решающая роль на полях сражений принадлежала аристократии уже в силу того, что только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения. в совершенстве владеть тогдашним оружием мог лишь человек, получивший хорошую атлетическую подготовку, систематически упражнявшийся в беге, метании копья и диска, верховой езде - только среди знатных. В древности место, занимаемое человеком в боевом строю, обычно определяло и его положение в обществе. Являясь решающей силой на поле брани, гомеровская знать претендовала также и на господствующее положение в политической жизни общины. Реальная власть сосредоточивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, которых Гомер называет «басилеями». В произведениях более поздних греческих авторов слово «басилей» обозначает обычно царя, например персидского или македонского. На войне басилей становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам. Во время больших общенародных празднеств басилей совершал жертвоприношения богам и молил их о благе и процветании для всей общины. В пределах своей филы или фратрии басилей выполнял главным образом жреческие функции. Положение верховного басилея, однако, было очень непрочным. Лишь немногим из них удавалось закрепить за собой власть на длительное время, а тем более передать ее своим детям. Обычно этому препятствовали соперничество и враждебные происки других басилеев. Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем (в некоторых районах Греции это произошло, по- видимому, уже в конце IX или начале VIII в. до н. э.) из таких общин выросли первые города-государства, или полисы

 

 

Рим первых царей

Четырнадцатый царь Альбы-Лонги, Нумитор, не имел мужского потомства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у нее родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить младенцев в корзине в воды разлившегося Тибра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух Фаустул. Превратившись в прекрасных юношей и узнав тайну своего происхождения, близнецы восстановили на царстве деда, но в Альбе-Лонге не остались, а, собрав дружину, отправились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Палатине и приступили к ритуалу основания города. Между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. Тогдашние римляне состояли из одних молодых мужчин. Жители соседних городов третировали их и не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хитрость Он пригласил соседей-сабинов с семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне бросились похищать сабинских девушек. Возмущенные сабины собрались и пошли войной на римлян. Но сабинянки примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабины объединились в одну общину. Сабинянин Тит Таций стал соправителем латина Ромула. После их гибели вторым царем был сабинянин Нума Помпилий. Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альбу-Лонгу, разрушил ее, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинами, многих из них переселил и включил в римскую общину, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Потом царем стал чужеземец полугрек, полуэтруск, эмигрировавший из Этрурии. Звали его Тарквинием Древним. При нем Рим начал благоустраиваться: центральную площадь (форум) замостили, создали систему подземных сточных каналов, впадавших в центральную артерию, великую клоаку, построили цирк, заложили храм на Капитолии, скромные хижины стали заменять домами на каменном фундаменте. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни, Сервия Туллия. Сервий обнес город оборонительной стеной и провел реформы, в частности организовал по-новому войско. Этот царь тоже был убит. Убийцей оказался его зять Тарквиний, который захватил царскую власть. Он правил тиранически, за что получил прозвище Гордого, и был изгнан. После этого в Риме была установлена Республика.

 

 

Билет 6

Греция позднеэлладский период в международных отношениях (XVI – XII вв.до н. э.).

Примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. продолжался позднеэлладский период, который в истории материковой Греции назывался еще и микенским. Наиболее отличительные памятники происходят из пелопоннесского центра культуры — Микен.Крупные центры микенской культуры отличаются монументальными сооружениями в виде дворцов, крепостей, огромных гробниц, а также множеством драгоценных металлов, изящными ремесленными изделиями, вещами из стран Востока и даже янтарем с берегов Балтики. Однако же основная масса поселений, которых раскопано около сотни, по инвентарю и образу жизни поселенцев не многим отличается от таких же поселений предшествующего периода. в главных центрах микенской культуры, и прежде всего в Микенах, заметна постоянная и на удивление быстрая эволюция материальной культуры. Ахейское преобладание характеризуется сохранением самых тесных связей единоплеменной аристократии, правившей в царствах, иногда весьма отдаленных друг от друга. во многих областях Эллады власть местных династий возрастала. Кровнородственные или просто союзные отношения не один раз обеспечивали ахейским царям достаточную поддержку во времена их войн с соседями. Но особенно важны были локальные группировки династов в периоды, когда возникала угроза со стороны мощных союзов племен, обитавших на севере страны. По-видимому, коалиции династов не касались внутренней жизни их владений, экономика каждого царства сохраняла свою обособленность. Экономическое развитие Греции характеризуется дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесленного производства. Это сказалось на росте населения: во многих южнобалканских областях уже к XIV в. до н. э. почти удвоилось количество деревень. Особенно густо были населены Фессалия, Беотия, Аттика, Коринфия, Арголида, Мессения. В это же время отмечен рост городов; крупнейшие из них обычно располагались под акрополями, на которых стояли царские дворцы. Дробление общин при выселении в новые деревни сопровождалось уточнением правил землевладения и землепользования. По-видимому, вся община, носившая наименование демос (народ), являлась владельцем земель села, причем ее полномочия были весьма обширны. Коллектив общинников-сельчан тогда еще не записывал правила землепользования — устная традиция аккуратно передавала эти нормы из поколения в поколение. Даже в XIII в. до н. э., когда власть царя усилилась, правовые позиции общин характеризовались большой прочностью. Записи пилосских экономов относительно Пакияны и некоторых других сел показывают, что община-демос владела своим особым земельным фондом, именовавшимся «кекемена». В той же Пакияне имелись земли, не принадлежавшие общине, они назывались «китимена» и были в руках отдельных владельцев, телестов. Иногда земли крупных телестов включали несколько участков, которые обрабатывали отдельные «держатели». Материальная культура ахейских сел в данный период свидетельствует об экономном ведении хозяйства. Орудия сельского труда и предметы обихода сельчан указывают на прочный жизненный уровень в деревнях. Многочисленность сортов культурных растений и видов домашних животных свидетельствует об интенсивном труде земледельцев. По-видимому, рядовой общинник еще мог сохранить для себя значительную часть продукции своего хозяйства.

 

Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

Несмотря на убийство Тиберия Гракха и сторонников аграрной реформы. Аграрная комиссия по наделению землей продолжала свою работу. Будучи не в силах прекратить ее деятельность, крупные землевладельцы предприняли обходный маневр: они лишили комиссию судебных функций и тем самым затормозили ее работу. Ссылаясь на произвол членов комиссии и недовольство многих сельских жителей, противники реформы склонили на свою сторону крупнейшего полководца и политического деятеля того времени Сципиона Эмилиана и через него добились ограничения прав комиссии (129 г. до н. э.).
Однако энергичные члены аграрной комиссии Гай Гракх, Фульвий Флакк, Папирий Карбон, несмотря ни на какие препятствия, вели наделение землей малоимущих граждан. Особенно выделялся Фульвий Флакк. Его деятельность в качестве «триумвира» (т. е. члена аграрной комиссии, состоящей из трех человек) создала ему такую популярность, что он был избран консулом 125 г. до н. э.
О результатах работы аграрной комиссии можно судить по тому, что перепись 125 г. до н. э. показала прирост цензовых граждан, способных носить оружие (т. е. наделенных земельным наделом), на несколько десятков тысяч человек.
Наряду с энергичным наделением землей сторонники реформ провели ряд других
мероприятий. Так, в период 131—125 гг. до н. э. удалось провести закон о тайном голосовании в народных собраниях, о праве народного трибуна быть избранным на эту должность на следующий срок. Подготавливался законопроект о даровании гражданских прав жителям Италии, которые находились на положении неполноправных союзников. Однако этот законопроект вызвал недовольство в римском народном собрании, так как граждане, даже бедные, не хотели делиться привилегиями римского гражданства с кем бы то ни было. Автор законопроекта консул 125 г. до н. э. Фульвий Флакк был под благовидным предлогом удален из Рима и дело на этом закончилось.
Провал этого важнейшего для многих жителей Италии проекта вызвал взрыв негодования среди италиков, а два италийских города Аскул и Фрегеллы подняли оружие против Рима. Особенно опасным было восстание во Фрегеллах — большом городе, расположенном в плодородной долине, недалеко от Рима. Но восстание было подавлено. После смерти Тиберия политическая борьба между сторонниками и противниками аграрных и демократических реформ шла с переменным успехом. Крупнейшими успехами консерваторов были провал законопроекта о союзниках и разрушение Фрегелл. С другой стороны, энергичная работа аграрной комиссии подходила к концу, так как постепенно сокращались италийские фонды общественных полей. Перед сторонниками реформ встали теперь новые задачи. Необходимо было дополнить аграрные преобразования рядом других мероприятий, направленных на укрепление стабильности римского общества и государства.

 

Ранняя тирания в Греции и международная ситуация.

Тиранами называли лиц, как правило, довольно знатного происхождения, которые насильственно захватывали власть в тех или иных полисах, подчиняли своему влиянию действующие органы управления (в частности, аристократический совет старейшин и традиционные магистратуры).

Раньше всего во второй половине VII в. до н. э. тирания была установлена в городах Коринфе, Мегарах и Сикионе. В VI в. до н. э. тиранические режимы были установлены в Милете, Афинах, на острове Самое и других островах Эгейского моря, в ряде полисов Южной Италии и Сипилии. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Они не только отстраняли от власти многие знатные роды, но и конфисковывали их имущество и земли, изгоняли из полиса, освобождали зависимых от них лиц. Тираны поддерживали торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев, поощряя занятия ремеслами и торговлей, строили торговые корабли и благоустраивали порты, чеканили монеты и обеспечивали безопасность торговых путей.

Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. Пока тираны вели борьбу с господством родовой знати, проводили реформы в пользу широких кругов населения, способствовали экономическому процветанию полисов, их режим находил сторонников. Но вскоре правление тиранов стало приобретать деспотический характер, порождая насилия и злоупотребления как самих тиранов, так и их приближенных. Население перестало их поддерживать, и тираны были изгнаны или погибли в борьбе. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. В целом тирания сыграла важную роль в борьбе с господством консервативной родовой знати, она расчистила дорогу для утверждения полисного строя, подготовила условия для укрепления торгово-ремесленных слоев и повышения их роли в обществе и управлении.

 

Билет 5

Греция в среднеэлладский период в международных отношениях(XX – XVII вв.дон. э.)

Три основные группы — ионийцы, ахейцы и эолийцы — заняли материковую Грецию. Ионийцы жили в Аттике и на северо-востоке Пелопоннеса, ахейцы оккупировали почти весь Пелопоннес, а эолийцы пришли в Фессалию и Среднюю Грецию, исключая Аттику. Все II тыс. ахейские племена, заняв наиболее плодородные районы и находясь ближе всех к догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались гораздо быстрее других греческих племен. Они первые создали государство и распространились по всей территории Эгеиды. Микенское царство также создано ими.

Земледелием и скотоводством занимались племена среднеэлладской культуры.. Во многих домах минийцев использовались светильники; горючий материал в них — оливковое масло. Обнаруженные кости домашних животных свидетельствуют о развитии скотоводства. Минийцы занимались и рыбной ловлей. В отличие от раннеэлладских сосудов, минийская керамика изготовлялась на гончарном круге. За пять веков среднеэлладского периода керамика прошла большой путь развития. Наряду с кухонной посудой грубой отделки в минийских домах при раскопках найдены тонкостенные сосуды, огромные пифосы (они служили для хранения продуктов), изящные кубки, специальные емкости для воды, вина, оливкового масла и так далее. О прогрессе в технике обработки металлов говорят частые находки боевых бронзовых топоров, драгоценных украшений, металлической посуды. Минийские племена жили в условиях первобытнообщинного строя. Умерших они хоронили в так называемых ящичных могилах. Тело покойника в положении «младенец в утробе матери» помещалось в каменный ящик из известняковых плит. Инвентаря в могилы клалось мало, но и по нему можно судить о намечавшемся уже имущественном различии отдельных семей.

 

Борьба за проведение аграрной реформы в Риме.

Политическая деятельность Тиберия Гракха. Бесконтрольное господство нобилитета, разорение мелких земледельцев вызвали острое недовольство у широких слоев свободного населения, которое требовало проведения реформ, направленных на оздоровление государственного строя, укрепление внутреннего единства общества, активизацию внешней политики.
Началом мощного движения свободного гражданства стали законопроекты, предложенные народным трибуном 133 г. до н. э. Тиберием Семпронием Гракхом.
Тиберий Гракх (162—133 гг. до н. э.) принадлежал к одному из знатных родов римского нобилитета. Тиберий считал необходимым проведение радикальных реформ для того, чтобы укрепить римское могущество, сплотить общество перед лицом внутреннего и внешнего врага. Это стремление Тиберия поддерживали и другие дальновидные представители римского нобилитета, в частности тесть Тиберия Аппий Клавдий, консул 133 г. до н. э. Муций Сцевола, Лициний Красс и др.
С точки зрения Тиберия, основной причиной падения римского могущества было обеднение мелких земледельцев, пополнявших ряды войск. Поэтому Тиберий предложил остановить этот процесс, проведя аграрную реформу.
Большая часть крупных землевладельцев, наследственно арендовавшая огромные участки «общинных полей», была настроена против реформы, так как ее осуществление привело бы к потере части захваченных ими земель.
В декабре 134 г. до н. э. Тиберий приступил к исполнению обязанностей народного трибуна. Вскоре он внес на обсуждение законопроект об аграрной реформе. В законопроекте предлагалось ограничить твердой нормой количество земли, которое могли брать в аренду отдельные граждане у государства. Такой нормой устанавливалось 500 югеров пахотной земли, что было утверждено еще в 367 г. до н. э., если же у землевладельца были взрослые сыновья, то на долю двух из них выдавалось еще по 250 югеров. Но одна семья не могла занимать свыше 1000 югеров пахотной земли. Земля, захваченная сверх этой нормы, возвращалась государству. Отобранные излишки составляли бы новый земельный фонд. Из него нарезались участки по 30 югеров, которые распределялись среди безземельных или малоземельных граждан. Получившие такой участок римские граждане должны были выплачивать государству небольшой налог и не имели права продавать или дарить этот участок. Они рассматривались, таким образом, не как его собственники, а как наследственные владельцы. Это было сделано для того, чтобы предотвратить продажу земельных участков и задержать новое разорение мелких земледельцев.
Вокруг законопроекта разгорелась ожесточенная борьба. На поддержку реформатору со всех концов Италии стали стекаться толпы малоземельных крестьян. После бурных обсуждений законопроект должен был быть поставлен на голосование. Настроение народного собрания, состоявшего в значительной степени из прибывших в Рим сельских жителей, было благоприятным для реформы, но противники закона решили не допускать его голосования. Один из народных трибунов Марк Октавий, сам крупный землевладелец, выступив против законопроекта, наложил свое «вето» (запрещение) на законопроект под предлогом, что он затрагивает интересы римских граждан. Усилия Тиберия переубедить Октавия, бывшего до того его личным другом, ни к чему не привели. Тогда Тиберий Гракх отважился на крайнюю меру. Он поставил перед народным собранием вопрос: может ли быть народным трибуном человек, выступающий против интересов народа? Жаждавшее аграрной реформы народное собрание высказывалось против Октавия, и он был отрешен от должности.
Отстранение от должности Октавия было первым в римской истории открытым нарушением существующих законов о неприкосновенности личности народного трибуна.
Вслед за этим поставленный на голосование законопроект об аграрной реформе был утвержден. Для его осуществления была создана комиссия из трех человек, наделенная широкими полномочиями. В состав комиссии вошли Тиберий Гракх, его брат Гай Гракх и тесть Тиберия Аппий Клавдий. Комиссия немедленно приступила к работе.
Проведение законопроекта об аграрной реформе через народное собрание вопреки воле сената показало Тиберию силу народа и подтолкнуло его на следующий шаг, ограничивающий некоторые из важных прав сената. Тиберий предложил в народном собрании закон, по которому вся казна умершего пергамского царя Атталла III, завещавшего свое царство Риму (133 г. до н. э.), передавалась не сенату, а аграрной комиссии; комиссия должна была распределить свободные средства среди получавших землю колонистов, выдавая им пособие на первоначальное обзаведение, покупку сельскохозяйственных орудий и т.д.
Обстановка в народном собрании стала меняться не в пользу Тиберия. Его противникам удалось сколотить сильную оппозицию. Для доведения аграрной и других реформ до завершения Тиберию нужно было сохранить должность народного трибуна и на следующий, 132 год до н. э., а это было запрещено законом. Тиберий и его сторонники решили оказать давление на ход голосования, переросшего в кровопролитную схватку, во время которой погибли Тиберий и несколько сотен его сторонников.

 

 

Социально-экономические и международные отношения на Крите.

Социально-экономические отношения на Крите. В Гурнии имелось несколько мелких ремесленных мастерских, продукция которых была рассчитана скорее всего на местное потребление, среди них три кузницы и гончарная мастерская. Близость моря позволяет предполагать, что жители Гурнии совмещали занятия сельским хозяйством с торговлей и рыболовством. Рядом с домом правителя была устроена открытая площадка, которая могла использоваться как место для собраний и всякого рода культовых церемоний или представлений. Гурния не имела никаких укреплений и была открыта для нападения как с моря, так и с суши. Можно предполагать, что земледельческое население Кносского царства, как и любого из государств Крита, было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким образом, скапливались огромные запасы продовольствия и других материальных ценностей. Руками тех же крестьян строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты. Дворец был главным святилищем всего государства,. Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников — обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати. Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использоватьдля своих собственных надобностей. Тем не менее народ безгранично доверял этим людям, так как на них лежала «божья благодать».Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация избыточного продукта земледельческого труда в рукахдворцовой элиты диктовалась еще и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие на государство. Излишки же, которым не находилось применения на месте, шли на продажу в далекие заморские страны: Египет, Сирию, Кипр. Торговые морские экспедиции в те времена были сопряжены с большим риском и требовали огромных затрат на подготовку.. Само собой разумеется, что добытые таким путем дефицитные товары оседали все в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами-ремесленниками, работавшими как, в самом дворце, так и в его окрестностях. Таким образом, дворец выполнял в минойском обществе поистине универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром государства, его главной житницей, мастерской и торговой факторией. В социальной и экономической жизни Крита дворцы играли примерно ту же роль, какую в более развитых обществах выполняют города.

 

Билет 4

Греция в раннеэлладский период в международных отношениях (XXX – XXI вв.дон.э.)

В начале III тысячелетия до н. э. (период халколита, или перехода от камня к металлу — меди и бронзе) культура материковой Греции еще была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона «трипольской культуры»).

Среди поселений раннеэлладской эпохи особенно выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды). Расположенная на невысоком холме неподалеку от моря цитадель была обнесена массивной оборонительной стеной с полукруглыми башнями. В ее центральной части было открыто большое (25х12 м) прямоугольное здание —так называемый дом черепиц (обломки черепицы, некогда покрывавшей крышу здания, были найдены в большом количестве во время раскопок. в Лерне находился крупный административный и хозяйственный центр, отчасти уже предвосхищавший по своему характеру и назначению более поздние дворцы микенского времени. Аналогичные центры существовали и в некоторых других местах. Их следы обнаружены, например, в Тиринфе и в Аковитике (Мессения на юго-западе Пелопоннеса).

Наряду с цитаделями, в которых, судя по всему, жили представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали поселения также и другого типа — небольшие, чаще всего очень плотно застроенные поселки с узкими проходами-улицами между рядами домов. Некоторые из этих поселков, в особенности расположенные вблизи от моря, были укреплены, в других отсутствовали какие- либо оборонительные сооружения. Примерами таких поселений могут служить Рафина (восточное побережье Аттики) и Зигуриес. Судя по характеру археологических находок, основную массу населения в поселениях этого типа составляли крестьяне-земледельцы. Во многих домах были открыты специальные ямы для ссыпки зерна, обмазанные изнутри глиной, а также большие глиняные сосуды для хранения различных припасов. В это время в Греции уже зарождалось и специализированное ремесло, представленное в основном такими его отраслями, как гончарное производство и металлообработка. Численность профессионалов-ремесленников была еще очень невелика, а их продукция обеспечивала в основном местный спрос, лишь незначительная ее часть находила сбыт за пределами данной общины.

 

 

Родовые институты и гомеровский полис.

Какой же тип общества возник на развалинах микенской бюрократической монархии? Полагаясь на свидетельство все того же Гомера, мы можем сказать, что это была достаточно примитивная сельская община — демос, занимавшая, как правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом. И все же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы и ремесленники, которых в те времена было еще очень мало. «Государственной» границей, отделяющей одну общину от другой, служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей ближайшего соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство. В общественной жизни гомеровского полиса немалую роль играют все еще сильные традиции родового строя. Объединения родов — так называемые филы и фратрии — составляют основу всей политической и военной организации общины. По филам и фратриям строится общинное ополчение во время похода или сражения. По филам и фратриям народ сходится на собрание, когда нужно обсудить какой-нибудь важный вопрос. Человек, не принадлежавший ни к какой фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. Его не защищает закон. Поэтому он легко может стать жертвой насилия и произвола. Между отдельными родовыми союзами не было прочной связи. Единственное, что заставляло их держаться друг за друга и селиться вместе за стенами полиса, — это необходимость в совместной защите от внешнего врага. В остальном филы и фратрии вели самостоятельное существование. Община почти не вмешивалась в их внутренние дела. Отдельные роды постоянно враждовали между собой. Широко практиковался варварский обычай кровной мести. Общинная власть, представленная «старцами градскими», т. е. родовыми старейшинами, выступает здесь в роли третейского судьи, примирителя тяжущихся сторон, с решением которого они могли и не считаться.

 

1-я Пуническая война (264 – 241 гг. до н.э.) и международная ситуация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.05 с.)