Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об интонации в психолингвистике
Как определяет И.Г. Торсуева, «с точки зрения акус-<ши интонация — взаимосвязанные изменения частоты в ионного тона и интенсивности, развертывающиеся во ■семени» (Торсуева, 1990). Психологически эти акусти- <(vi«ie характеристики воспринимаются как: изменения «ипжения мелодии (вверх — вниз, плавное — резкое), «I шипения мелодического диапазона (широкий — уз-* nil), изменения громкости (тихо — громко) и изменения темпа речи (быстрый — медленный). Повторяющие-и наборы данных характеристик образуют ритм речи к 1орсуева, там же). В психолингвистике единицей интонации является ■нионема. Интонема — это набор интонационных ауди-шниых характеристик, который позволяет различить шичения двух или более высказываний, одинаковых по f иосму словесному составу и разных по интонационному иформлению. Интонема передает коммуникативный тип имсказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), 1 кисже смысловую важность каждой части высказывания — синтагмы (см. раздел 2.1.2. «Понятие о синтаг-Mt'»). Интонема выделяет в высказывании ту информацию, которую говорящий считает новой для слушающе-ш, неизвестной ему. Например, если в высказывании Истин зонтик лежит на полке» интонационно подчерки пается слово «Петин», значит, говорящий полагает, >по именно сведения о принадлежности зонтика Пете, а не кому-то другому, неизвестны слушателю, и именно t ю ему важно узнать в первую очередь (а тот факт, что «штик лежит на полке, ему уже известен). Если в том до высказывании интонационно выделяется словосоче-шние «лежит на полке» — значит, полагает, что слушающий хочет узнать о местонахождении зонтика, а хозяин юнтика ему уже известен. Наряду с термином «интонема» употребляются и другие термины для обозначения единицы интонации — «фонема тона» и «интонационная конструкция» (ИК; Термином «интонационная конструкция» (ИК), в част ности, пользуется Е.А. Брызгунова, которая наиболб полно и подробно описала основные типы ИК (Брызгу нова, 1981). В каждой ИК определяется центр, или ядр ИК — это тот слог в высказывании, который интонаци* онно выделен, — на нем значительно изменяются мело дические характеристики (уровень высоты тона, направ ление движения тона), интенсивность и длительност! произнесения слога. В зависимости от места расположения центра ИК и изменения аудитивных характеристик в этом центре Брызгунова различает семь типов ИК. Вся что они собой представляют.
Основные типы ИК 1) ИК-1. Здесь происходит понижение тона на глас Таня идет домой. Двери закры лись *. -. ■ 2) ИК-2. Гласный центра произносится с усилением: Ктб идет домой? Где эта улица? 3) ИК-3. Тон резко повышается на гласном центра и ] 'Здесь и в дальнейших примерах: слоги, подчеркнутые одной \ чертой, произносятся более низким тоном, подчеркнутые двумя \ чертами — более высоким тоном. кI и спрашиваешь,) где эта Л у лица? «I ниоряший переспрашивает, повторяя вопрос свое-i ' "«(нч'сдника). *ш ЛТаня? Таня иЛдет домой? 11 И К-4. Тон понижается на гласном центра, а затем • ■"••пишется и остается на высоком уровне. Такой тип ><i наставительным союзом «а»). Центром ИК является, • «1<ш.| й слог того слова, к которому относится сопос- • и. нние. Д УТаня? Пойдет ли о\/на домой? (Говорящий противопоставляет Таню другому лицу, • «мором уже известно, что оно идет домой.) i) ИК-5. Этот тип реализуется при выражении оцен- • н М такой конструкции два центра: первый — ударный • «Mi слова, экспрессивно подчеркивающего оценку • i iiiv», «какой» и т.п.), второй — ударный слог слова, к • мнфому относится оценка. На гласном первого центра
Какбй сегодня день! Кйк она пойдет до мой? ()) ИК-6. Происходит повышение тона на гласном hi игра, и высокий уровень сохраняется до конца ИК. Iiiuoli тип ИК появляется: а) при выражении недоумении, когда центром становится ударный слог экспрес-пиного относительного местоимения («как», «какой» и i п.); б) в оценочных высказываниях — тогда центром ПК становится ударный слог того слова, к которому от-ниеится оценка, при этом длительность его произнесении увеличивается. а) Каки е дома на этой улице! б) Какой дом на этой улице! 7) ИК-7. Происходит резкое повышение тона на 1 пионом центра, при этом гласный заканчивается смычкой голосовых складок. Этот тип ИК реализуется при ныражении экспрессивного отрицания. Центром являет- ся экспрессивно окрашенное слово (обычно относител ное местоимение «какой» и т.п.). Какбй это дом! Интонационные конструкции могут реализовывать как на целом высказывании, так и на его части — си: тагме (Брызгунова, 1981). Какова же «физическая основа» интонации, как органы речи отвечают за ее воспроизводство, и каки образом они это делают? Этими вопросами занимают еще две дисциплины — психофизиология и акустика.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.027 с.) |