Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советская система местного самоуправления.
17.Особую специфику имеет советская модель местного самоуправления, которая существовала в нашей стране в течение нескольких десятков лет. В основе системы местных советов было заложено декларативно утвержденное государственное полновластие представительных органов (советов) на соответствующей территории при второстепенной роли исполнительной власти. Первые Советы возникли в г. Иваново в ходе революции 1905–1907 гг. и просуществовали короткое время. Они возродились весной 1917 г. А уже после произошедшей в октябре 1917 г. большевистской революции и учреждения в 1918 г. Российской советской федеративной социалистической республики в правительстве РСФСР был организован наркомат по местному самоуправлению. Параллельно произошло объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В 1918 г. их насчитывалось уже свыше 700.
По справедливому мнению некоторых ученых, сформированная в СССР советская модель стала закономерным порождением, составной частью и инструментом административной системы, которая в то же время по отношению к названной системе выполняла функцию демократического камуфляжа. В Советах власть фактически находилась в руках бюрократической верхушки партийных и исполнительных органов. Голосование на сессиях Советов практически всегда было единогласным. При этом сами исполкомы в своей деятельности не имели политической самостоятельности. Реальную власть в них имели партийные лидеры. В результате провозглашенная выборность Советов зачастую превращалась в политическую декларацию. Теоретически люди выбирались, но выборы в большинстве случаев происходили на безальтернативной основе и только по той кандидатуре, которая получала предварительное одобрение партийных органов. Кроме того, местные Советы были слишком многочисленными, что существенно снижало эффективность их работы. В условиях единства Советов как целостной системы народовластия нижестоящие представительные и исполнительные инстанции подчинялись вышестоящим органам. А все вместе они функционировали под постоянным политическим руководством аппарата ЦК ВКП (б) / КПСС. Обратной стороной этой «медали» была политическая несамостоятельность местных органов власти, что препятствовало четкому разграничению компетенции между органами власти разного территориального уровня. Компетенция подчас была одинаковой. При таком порядке Совет более высокого уровня фактически полностью поглощал более мелкий и мог по своему усмотрению изъять любой вопрос из ведения нижестоящего Совета.
18.Модель формирования территорий муниципальных образований. Формирование и состав территории муниципального образования, границы его территорий, порядок их установления и изменения являются территориальной основой местного самоуправления. Административно-территориальное устройство - основной показатель в территориальной основе местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. местное самоуправление осуществляется в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях, сельсоветах). У субъектов Российской Федерации есть право устанавливать иные административно-территориальные единицы, в которых может осуществляться местное самоуправление. Расширение, уменьшение и иные преобразования с территорией муниципального образования возможны только с учетом мнения населения, проживающего в данном муниципальном образовании. Порядок учета мнения населения устанавливается законом субъекта Российской Федерации. С 2006 г. местное самоуправление будет осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований будут устанавливаться и изменяться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 11 - 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.). Порядок принятия уставов муниципальных образований, внесения в них изменений и дополнений. 1. Разработка проекта Устава МО (учет актуального состояния федерального и регионального законодательства); 2. Одновременное опубликование (обнародование) проекта Устава МО и установленного представительным органом МО порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении - сведения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний. Опубликование (обнародование) итогового документа публичных слушаний;
3. Принятие Устава МО большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО (в протоколе должно быть зафиксировано количество депутатов, присутствующих на заседании, а также все предложения и замечания, учтенные при принятии проекта);
4. Назначение даты проведения заседания представительного органа МО (с момента опубликования (обнародования) проекта устава до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава МО на заседании представительного органа МО должно пройти не менее 30 дней (более 30 дней допускается);
5. В течение 15 дней со дня принятия Устава МО на государственную регистрацию в регистрирующий орган главой МО направляются в 2-х экземплярах, а также на магнитном носителе: 1) Устав МО; 2) решение представительного органа МО либо решение схода МО о принятии Устава МО; 3) протокол заседания представительного органа либо протокол схода граждан МО, на которых был принят Устав МО; 4) сведения об источниках и о датах опубликования (обнародования) проекта Устава МО и о результатах публичных слушаний.
6. Государственная регистрация Устава МО включает в себя: проверку Устава МО на предмет соответствия Устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними уставом и законам Тверской области; проверку соблюдения установленного Федеральным законом №131-ФЗ порядка принятия устава (решение о государственной регистрации принимается в 30-дневный срок со дня предоставления документов). 7. В случае регистрации Устава МО, ему присваивается регистрационный номер, выдается свидетельство, соответствующие сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.
8. Зарегистрированный Устав МО и свидетельство о государственной регистрации Устава выдаются главе МО лично или направляется заказной почтой в течение 5 дней со дня регистрации;
9. Опубликование (обнародование) Устава МО;
10.В течение 10 дней со дня опубликования (обнародования) Устава МО глава МО обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате опубликования (обнародования) Устава МО, для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований /
19. Критерии формирования территорий муниципальных образований.
20.Виды муниципальных образований. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях: • муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений • сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов • городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа • городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района • внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга). Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом. Сельское поселение – это публично-властная организация, созданная на территории одного или нескольких сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков и других сельских населенных пунктов), объединенных общей территорией.
На территориях с высокой плотностью населения порог «жизнеспособности» сельских населенных пунктов как сельских поселений повышен с одной тысячи до трех тысяч человек.
Муниципальный район – муниципальное образование, в состав которого входит несколько сельских и (или) городских поселений, объединенных общей территорией. В состав района включаются также межселенные территории и могут входить населенных пункты, с численностью населения менее ста человек, расположенные в удаленных и труднодоступных местностях. На территориях последних и межселенных земель система власти является одноуровневой и полномочия, как района, так и поселения в отношении них осуществляют органы власти муниципального района. В том числе и налоги с таких территорий поступают в районные бюджеты.
21. Преобразование (изменений границ) муниципальных образований. Для описания изменений муниципально-территориального устройства на нормативном уровне основными являются категории "образование", "преобразование", "упразднение"; остальные категории, такие, как "объединение", "выделение", "разделение" и т. п., служат их детализации. Образование муниципальных образований — это процесс создания самостоятельных или внутригородских муниципальных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в "закладке" на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления (включающей выборный представительный орган местного самоуправления), муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе, принимаемом непосредственно населением обособляемой территории или ранее избранным представительным органом местного самоуправления, и окончательно — в акте государственной регистрации этого устава. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений. Образование муниципальных образований протекает в форме: 1) объединения двух или более муниципальных образований в одно новое, 2) разделения муниципального образования на два и более новых, 3) выделения одного муниципального образования из состава другого, 4) выделения территорий из двух и более муниципальных образований с целью их последующего объединения в одно новое муниципальное образование, 5) придания статуса муниципального образования вновь возникшим населенным пунктам и вновь присоединенным к субъекту Федерации территориям. Упразднение муниципальных образований — это процесс прекращения существования самостоятельных или внутригородских муниципальных образований. Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муниципальных образований; его суть — в утрате действующим муниципальным образованием конституирующих признаков: обособленной муниципальной собственности, собственного бюджета, самостоятельной структуры самоуправления, включающей представительный выборный орган. Однако порядок упразднения в принципе совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании муниципальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например, по причине выезда людей в другую местность. К сожалению, демографический кризис выражается в умирании целых населенных пунктов. В Свердловской области областным Законом от 7 августа 1996 г. по этой причине упразднено 43 населенных пункта. Упразднение муниципальных образований может быть связано: 1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое, 2) разделением муниципального образования на два и более новых, 3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, населенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального образования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования, 4) с вхождением земель одного муниципального образования в состав другого, 5) прекращением существования местного сообщества, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, 6) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятельному существованию. Юридически упразднение муниципальных образований должно завершаться процедурой их исключения из реестров муниципальных образований, один из которых ведется на федеральном уровне, а второй — на уровне субъекта Федерации. В случаях исчезновения местных сообществ или их> недееспособности (невозможность собрать сход, собрание жителей в течение длительного времени; самороспуск представительного органа местного самоуправления и т. д.) решения об упразднении соответствующих муниципальных образований, видимо, вправе принимать органы государственной власти субъектов Федерации. Преобразование муниципальных образований — это процесс существенного изменения статуса действующих муниципальных образований без их упразднения. В широком смысле преобразование есть любое изменение статуса муниципального образования, которое влечет изменение устава последнего. В узком смысле преобразование заключается в изменении территориальных рамок муниципального образования. Здесь требуется не только изменение устава, но и обязательный предварительный учет мнения населения либо муниципального образования в целом, либо тех его территорий, чей статус подлежит непосредственному изменению. Преобразование муниципальных образований в узком смысле может осуществляться путем: 1) изменения границ между сопредельными муниципальными образованиями, 2) выделения из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования, 3) выделения в составе города одного или более внутригородских муниципальных образований, 4) вхождения в состав города на правах внутригородских муниципальных образований новых территорий, населенных пунктов. К существенным преобразованиям, не связанным с изменением территориальных границ муниципальных образований, относятся, например: 1) перенос их центров из одних населенных пунктов в другие, 2) смена их наименований, наименований их центров, 3) изменение административного статуса населенного пункта, в границах которого действует муниципальное образование (преобразование поселка в город и т. д.). Любые преобразования муниципальных образований, влекущие изменения их уставов, подлежат государственной регистрации. Статус наукоградов.
Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. 1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования. 2. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям: 1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования; 2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы. 3. В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования: 1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации; 2) организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства. 1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса. 2. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. 3. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренномстатьей 6 настоящего Федерального закона. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда. Статья 5. Основания и порядок досрочного прекращения 1. Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством Российской Федерации при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса. 2. Статус наукограда может быть досрочно прекращен Правительством Российской Федерации 3. Правительство Российской Федерации вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда 4. В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского 1. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством. По истечении срока, на который муниципальному образованию присвоен статус наукограда, либо в случае досрочного прекращения такого статуса реорганизация или ликвидация организаций научно-производственного комплекса наукограда осуществляется соответствии с гражданским законодательством. 23. Статус закрытых административно-территориальных образований. Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус ЗАТО урегулирован Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». ЗАТО признаются административно-территориальными единицами. Это положение плохо согласуется с законодательством субъектов Федерации об административно-территориальном устройстве. Например, в Законе Свердловской области от 20 мая 1997 г. «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» статус административно-территориальной единицы получают районы, внутригородские районы либо сельсоветы. ЗАТО, напротив, являются населенными пунктами (городами, поселками). Кроме того, административные единицы создаются для осуществления функций государственного управления, в то время как ЗАТО — муниципальные образования, имеющие органы местного самоуправления. Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение режима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия проживания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ. В ведении федеральных органов власти находится также определение порядка создания, упразднения ЗАТО. Предложение об этом исходит от Правительства РФ, окончательное решение принимается Президентом РФ. Особый режим безопасного функционирование предприятий (объектов) в ЗАТО включает: определение контролируемых (запретных) зон по границе и пределах ЗАТО; ограничения на въезд и проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и! распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом. Таким образом, параметры правового статус ЗАТО определяются федеральными органами государственной власти. Роль региональных органов ограничивается в основном согласованием каких-либо сторон жизнедеятельности территориальных образований закрытого типа. Например, при решении вопроса об определении границ ЗАТО, об отнесении земель на территории такого образования к землям федеральной собственности, об участии физических и юридических лиц (проживающих и расположенных за пределами ЗАТО) в совершении гражданско-правовых сделок (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 8 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании»). Полномочия по управлению ЗАТО принадлежав органам местного самоуправления. В первую очередь, это полномочия, присущие им в силу законодательства о местном самоуправлении. Эта группа полномочий направлена на решение вопросов местного значения. Являющиеся муниципальными образованиями со статусом городских округов закрытые административно-территориальные образования могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Специфика ЗАТО влечет наделение органов местного самоуправления особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объектов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в определении пропускного режима (совместно с руководством предприятий (объектов); осуществлению контроля за санитарным, экологическим и другим состоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО. Законодательное закрепление этих полномочий за муниципальными органами продиктовано соображениями обеспечения особого режима безопасного функционирования ЗАТО.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.046 с.) |