1. В структуру педагогических технологий входят:
а) инспектирующая часть;
б) концептуальная основа;
в) содержательная часть;
г) процессуальная часть.
2. Индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения есть:
а) обучаемость;
б) воспитанность;
в) образованность;
г) одаренность;
д) способность.
3. Логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины с соответствующей формой контроля знаний называется:
а) уроком;
б) обучающим модулем;
в) учебным предметом.
4. Чьи исследования показали, что, снижая требования к содержанию обучения в угоду доступности, педагоги искусственно снижают познавательные возможности учащихся:
а) В.В. Давыдова;
б) Л.В. Занкова;
в) Л.С. Выготского;
г) П.Я. Гальперина.
5. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы:
а) методы по логике передачи и восприятия информации;
б) методы по степени управления учебной работой;
в) методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.
6. Какой известный психолог создал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий?
а) П.Я. Гальперин;
б) Л.С. Выготский;
в) Л.В. Занков;
г) В.В. Давыдов.
7. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия;
в) речевую форму выполнения действия;
г) внутреннюю речь.
8. Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:
а) П.Я. Гальперин;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) Л.В. Занков.
9. Принципы, которые в 60-70-е гг. были включены в систему дидактических принципов Л.В. Занковым:
а) обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;
б) связь обучения с практикой профессиональной деятельности;
в) в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении материала;
г) преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.
10. Быстрый темп в изучении материала, высокий уровень трудности в обучении – это идеи дидакта:
а) Л.В. Занкова;
б) М.Н. Скаткина;
в) И.Я. Лернера;
г) Ю.К. Бабанского;
д) В.В. Давыдова.
11. Основные критерии, положенные в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина:
а) смена ведущих видов деятельности и характер общения;
б) отношение с социальной средой и типы общения;
в) смена личностных интересов и внутренних мотивов;
г) возраст и интеллектуальное развитие.
12. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова выступает:
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение большой суммой знаний;
г) принцип усвоения логических форм.
13. Знания в действии – это:
а) умения;
б) навыки;
в) знания;
г) мотивы;
д) общение.
14. Навыки – это:
а) Совокупность идей и знаний человека;
б) Овладение способами применения знаний на практике;
в) Умения, доведенные до автоматизма;
г) Знания, доведенные до автоматизма.
15. Основные звенья (этапы) познавательной деятельности учащихся:
а) восприятие, осмысление, закрепление, применение;
б) образование, обучение, воспитание, развитие;
в) живое созерцание, абстрактное мышление, практика;
г) познание, обучение, преподавание;
д) познание, преподавание, обучение, образование.
16. Первым этапом процесса усвоения знаний является:
а) представление;
б) восприятие;
в) формирование понятий.
17. Регулятором меры трудности в усвоении учащимися нового материала выступает принцип:
а) доступности;
б) наглядности;
в) научности;
г) активности и сознательности;
д) прочности.
18. Правильного соотношения между конкретным и абстрактным требует принцип:
а) научности;
б) наглядности;
в) прочности;
г) сознательности;
д) доступности.
19. Какая функция обучения предполагает, прежде всего, усвоение научных знаний, формирование специальных и обще учебных умений и навыков:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) воспитательная;
г) побудительная;
д) организационная.
20. Каким свойством характеризуется знание, входящее в целостную систему знаний:
а) самостоятельностью;
б) самовоспроизводимостью;
в) самовостанавливаемостью;
г) забываемостью.
21. На каком этапе репродуктивного варианта обучения происходит запоминание и воспроизведение учебного материала?
а) этапе усвоения;
б) этапе понимания;
в) этапе овладения.
22. Закон ассоциаций, согласно которому повторение и запоминание материала считаются важнейшими условиями, составляют суть обучения:
а) проблемного;
б) традиционного;
в) программированного;
г) развивающего.
23. В чем состоит суть управления познавательной деятельностью учащихся?
а) в требовании слушать объяснение учителя;
б) в контроле за выполнением учащимися домашних заданий;
в) изложении знаний в яркой и увлекательной форме;
г) в увлеченности учением, активности в поиске новых знаний, самостоятельности.
24. Суть управления познавательной деятельностью учащихся состоит:
а) в требовании слушать объяснение учителя;
б) в контроле за выполнением учащимися домашних заданий;
в) изложении знаний в яркой и увлекательной форме;
г) в увлеченности учением, активности в поиске новых знаний, самостоятельности.
25. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
26. Процесс и результат количественных и качественных изменений – это:
а) обучение;
б) воспитание;
в) развитие;
г) образование
д) социализация.
27. Укажите наиболее эффективный путь индивидуализации обучения на уроке:
а) дополнительные занятия с отстающими;
б) прикрепление сильных учеников к слабым;
в) дифференцированные самостоятельные работы для слабых, средних и сильных учащихся;
г) ориентировка в обучении на средних учеников.
28. Индивидуализация обучения - это:
а) организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
б) личностно-ориентированное обучение;
в) программированное обучение;
г) фронтальная форма обучения;
д) групповая форма обучения.
29. Технологии индивидуализации обучения представляют:
а) проектный метод;
б) технология В.Ф. Шаталова;
в) технология Инге Унт;
г) адаптивная система А.С. Границкой;
д) технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева;
е) технология В.Д. Шадрикова;
ж) план Трампа;
з) программированное обучение.
30. Технология саморазвивающего обучения предусматривает удовлетворение таких познавательных потребностей личности, как:
а) самоутверждение;
б) самовыражение;
в) защищенность;
г) самоактуализации.
31. Обучение отдельных групп учащихся по различным планам и программам различными методами:
а) дифференцированное обучение;
б) интегрированное обучение;
в) программированное обучение.
32. Дифференциация означает:
а) распределение по группам;
б) объединение по категориям.
33. Дифференциация обучения - это:
а) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся;
б) индивидуальное обучение;
в) личностно-ориентированное обучение;
г) дистанционное обучение;
д) программированное обучение.
34. Технология уровневой дифференциации - это форма организации учебного процесса с учетом:
а) индивидуальных особенностей учащихся;
б) возможностей учебного заведения;
в) возможностей педагога;
г) учебной программы.
35. Дифференцированный подход это:
а) учебно-воспитательный процесс, при котором постановка целей любого урока заключается не только в определении новых знаний, но и в определении действий, которые адекватны этим знаниям и выполнению которых предстоит научиться учащимся;
б) учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных особенностей учащихся;
в) творческий познавательный процесс, первый этап которого характеризуется возникновением у субъекта познания чувства затруднения, первоначальным его анализом и формулировкой противоречия, задачи.
36. Что является характерными признаками коллективного способа обучения?
а) взаимообучение;
б) динамические пары;
в) одновременное диалогическое общение всех учащихся класса;
г) смена рабочих мест;
д) ученик является объектом обучения;
е) жёсткая последовательность освоения материала предмета;
ж) самоконтроль.
37. Технология коллективного обучения включает:
а) взаимообучение;
б) взаимозачет;
в) взаимопомощь;
г) взаимопроверку.
38. Что предполагает групповой способ обучения?
а) деление класса на группы со своими заданиями;
б) систематический характер содержания обучения;
в) усредненный темп усвоения;
г) повышенную групповую активность;
д) групповую ответственность;
е) выделение лидеров;
ж) игровые методики.
39. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:
а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова;
б) групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин);
в) вальдорфская педагогика;
г) укрупнение дидактических единиц.
40. Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов подводит учеников к пониманию материала – это:
а) учебная беседа;
б) метод проблемного обучения;
в) исследовательский метод обучения;
г) иллюстративный метод;
д) метод контроля.
41. Самостоятельная учебная работа учащихся – это:
а) учебная деятельность школьника по заданию учителя;
б) внеклассная учебная работа;
в) форма учебной деятельности, осуществляемой без учителя;
г) индивидуальная учебная деятельность;
д) выполнение индивидуальных заданий учителя.
42. Технологии гуманно-ориентированного обучения преследуют следующие цели:
а) спартанское воспитание,
б) развитие и становление познавательных сил ребенка,
в) саморазвитие ребенка,
г) облагораживание души и сердца ребенка.
Раздел «Психология семьи»
ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
БРАКА И СЕМЬИ
1. Социально-психологическими процессами, присущими семье, являются:
А) Общение,
Б) Конформность,
В) Симпатия,
Г) Адаптация,
Д) Активность личности
2. Социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками – это…
А) Промискуитет
Б) Эндогамия
В) Экзогамия
3. Определите, к какому типу семьи относится данное описание: «Приоритетность воспитательной функции, относительное равноправии супругов, высокая близость отношений как супругов, так и родителей и детей. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям и чрезмерное следование родительскому долгу».
А) Детоцентристский (современный)
Б) Супружеский (постсовременный)
В) Патриархальный (традиционный).
4. По критерию «состав семьи» различают:
А) Нуклеарные семьи
Б) Социально гомогенные семьи
В) Молодожены
Г) Расширенные семьи
5. К структурным элементам семейной системы относят:
А) Сплоченность
Б) Функции семьи
| В) Семейная иерархия
Г) Семейные нормы
| 6. Продолжите предложение: Структура семьи – это ______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Установите соответствие:
1. Семейная легенда
2. Семейный миф
3. Семейные правила
4. Семейные ценности
5. Семейные роли
| А) Совокупность представлений, характерных для семьи и определяющих способ ее жизнедеятельности и организации взаимодействия.
Б) Изложение отдельных фактов из жизни семьи с некоторым искажением с целью поддержания видимого семейного благополучия.
В) Устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов.
Г) Основания, на которых строится жизнь семьи.
Д) Совокупность представлений членов семьи о ней самой, направленных на сокрытие от сознания отвергаемой информации о семье в целом.
| 8.Установите соответствие:
Функции семьи
| Содержание функции
| 1. Экономическая
| А) Осуществление первичной социализации ребенка, обеспечение передачи общественного опыта, связи времен.
| 2. Репродуктивная
| Б) Организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
| 3. Воспитания
| В) Воспроизводство населения страны
| 4. Эмоциональной поддержки
| Г) Стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создающие условия для достижения наиболее полной гармонии партнеров.
| 5. Сексуально-эротическая
| Д) Взаимообогащение членов семьи; обсуждение наиболее значимых для личности индивидуальных и социально-политических проблем.
| 6. Духовного общения
| Е) Восстановление нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи.
| 7. Рекреативная
| Ж) Обеспечение чувства безопасности и принадлежности к группе, эмоционального взаимопонимания и сочувствия.
| 9. Установите соответствие:
Стадии жизненного цикла
| Цель на данной стадии
| 1. Добрачный период
| А) Формирование новой семейной системы на основе заключения брака
| 2. Заключение брака
| Б) Начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в неё новых членов
| 3. Семья с маленькими детьми
| В) Достижение эмоциональной и экономической самостоятельности
| 4. Семья с детьми-подростками
| Г) Формирование гибкой семейной системы с открытыми границами
| 5. Период отделения детей
| Д) Развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включением заботы о старшем поколении
| 6. Семья после отделения детей
| Е) Перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи
|
|
|
10. Установите соответствие:
Теория
| Содержание теории выбора брачного партнера
|
1. Комплементарных потребностей
| А) Выбор партнера с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения соответствия брачным представлениям.
|
2. «Фильтров»
| Б) Выбор партнера на основе осознания и анализа достоинств и недостатков друг друга
|
3. Гомогамии
| В) Выбор того брачного партнера, который максимально удовлетворяет потребности, особенно те, которые самостоятельно не могут быть удовлетворены.
|
4. Социальной
фильтрации
| Г) Выбор партнера в процессе последовательного прохождения этапов, на каждом из которых отсеиваются «неподходящие» партнеры.
|
5. Стимул -
ценность - роль
| Д) Выбор партнера из группы социально подходящих партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами.
|
11. Проектирование семейной жизни означает: ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Психологи рекомендуют в добрачные период чаще бывать в родительской семье избранника. Они опираются на концепцию ________________________________________________________, согласно которой __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________