Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схоластико-теологический период.
На основе наблюдений создается научная теория. Справедливость научной теории проверяется сверкой предсказанных результатов с результатами наблюдений. Другими словами, «задача науки — отбирать наиболее правдоподобные объяснения и придерживаться их до тех пор, пока опыт или теория не заставит от этого отказаться»1. Даже эта простая схема вовсе не является общепринятой, но сам принцип («наблюдения — теория — проверка») лежит в основе множества представлений о сути научного метода (напр., схема Куна). У религии, в отличие от науки, объяснение того, как устроен мир, есть, хоть и не исчерпывающее. И если мир не совпадает с предложенным объяснением, что ж — тем хуже для мира. Религия обладает куда большей инерцией и не склонна пересматривать свои представления о мире, делая это только в исключительных случаях. Справедливости ради нужно сказать, что далеко не каждая религия видит в науке конкурента и отнюдь не всегда в основе отношений между наукой и религией лежит конфликт. Индуизм и буддизм, например, относятся к научным изысканиям вполне доброжелательно, тогда как противостояние науки и христианства (ислама, иудаизма) уже вошло в историю. Что касается христианства, то одна из причин сегодняшнего неприятия науки лежит в истории Христианской церкви2: Адам Смит, рассказывая о развитии Церкви в Англии3, пишет, что приходами, где бо’льшая часть людей была хорошо образована, заведовали образованные пасторы, а в приходы с малообразованной паствой посылали хуже обученных священников, главным достоинством которых было умение «глаголом жечь сердца людей». Эти священники — а их было гораздо больше, чем высокообразованных служителей, — и противостояли науке, при каждом удобном случае высказываясь против научных исследований. Но уже тогда Церковь не была едина в этом вопросе, а в XIX веке, когда наука добралась до Священного Писания, произошел самый настоящий раскол.
Научные методы применительно к Библии дали чудовищные результаты. Оказалось, что Книгу Бытия написал вовсе не Моисей. Да и вообще, существовал ли Моисей? Существовал ли, прости Господи, Иисус? Когда под вопросом оказалась аутентичность Библии, верующие отреагировали по-разному. Часть из них слепо отвергла результаты новых исследований, раз и навсегда уяснив для себя, что Библия — это Слово Божье. Однако многие смотрели на вещи реально и понимали, что Библия действительно несколько расходится с окружающей действительностью. «Да, — сказали либералы, — возможно, в Библии содержатся факты, которые противоречат тому, что мы знаем о мире. Но не стоит все воспринимать буквально — Библия не учебник природоведения, а великая книга, наполненная символами». Символическое прочтение Библии оказалось очень удобным выходом, которое позволяло многим христианам верить в Бога, признавая при этом ценность научных достижений. И сегодня науке противостоит не столько Церковь в целом (хотя есть моменты, по которым Церковь и Наука договориться не могут), сколько относительно немногочисленные фундаменталисты, уверенные, что Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой подумал, что это хорошо. Согласно Библии, Земля была создана Богом несколько тысяч лет назад. Примерно в то же время был создан первый человек, первая женщина и животные. Привычное деление на креационистов, придерживающихся мнения, что все происходило по библейскому сценарию, и эволюционистов, в том или ином виде воспринявших идеи Дарвина, вкратце представлено на табл. 1.
В США креационисты пользуются колоссальной общественной поддержкой: сторонников «молодой» Земли поддерживает 44 процента населения; тех, кто считает, что Земля образовалась миллиарды лет назад, но эволюция это миф, — семь процентов. С теистическими эволюционистами, допускающими существование Бога, но принимающими эволюцию, соглашается 39 процентов населения. А сторонников эволюции, которой учили в школе нас, в США всего 10 процентов4. Вместе с тем ученых, считающих, что Бог создал Землю за неделю, всего 5 процентов, а из тех, кто непосредственно занимается историей нашей планеты или биологией, истово верующих буквалистов оказалось только 0,15 процента5. Надо сказать, что склонность к столь буквальному восприятию Библии, видимо, сугубо американская черта. По крайней мере, опрос британских священников показал, что 97 процентов не думает, будто мир был создан за шесть дней, а 87 процентов не верит даже в существование Адама и Евы. А вот что показывает опрос, проведенный в 1991 году (табл. 2). В столбце «Библия» указана доля согласившихся с утверждением «Библия есть Слово Божье и должна приниматься буквально, вплоть до последнего слова». Остальные вопросы формулировались в виде «верите ли вы в…». Несмотря на то, что современная наука не принимает гипотезу происхождения всех современных языков из одного наречия, многие консервативные верующие продолжают считать, что эпизод с Вавилонской башней не иносказание, а описание события, которое имело место в прошлом. Множество конфликтов произрастает из того, что христианское понятие души в науке отсутствует (несмотря на отдельные сообщения об «удачном» взвешивании умирающих, при котором тело становилось на несколько грамм легче, эти результаты не считаются достоверными и академической наукой игнорируются). Отсюда — неприятие верующими эвтаназии и абортов. Не приемлет Церковь и клонирования (здесь уже замешаны вопросы научной и религиозной этики). Отдельные группы верующих (не относящихся, правда, к основным конфессиям) отвергают достижения медицины и предпочитают лечиться своими силами — путем молитв и ритуалов, полагая, что на все воля Божья. Вместе с тем наука — несколько расслабившись со времен инквизиции — утратила пыл разоблачительства и не уделяет религиозным феноменам должного внимания. До сих пор очень слабо изучены феномены глоссолалии (когда в религиозном экстазе верующий начинает молиться на языке, который не имеет земных аналогов) и ксеноглоссии (когда верующий неожиданно начинает говорить на языке, которого раньше не знал). Вероятно, и Церковь не особенно приветствует интерес науки к тому, что происходит в храмах. Зато сама проявляет интерес к новейшим исследованиям, стараясь не оспорить противоречащие религиозным положениям результаты, а найти такие исследования, которые частично подтверждают то, о чем Церковь говорила веками. (Владимир Гуриев, "Компьютерра" №21 от 02 июня 2004 года)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.007 с.) |