Тема занятия: Основы гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: Основы гражданской обороны



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени Н.Н.Бурденко

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ»

 

 
 


Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н.

________________ Л.Е. Механтьева

 

«____» ___________ 2009 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА

«Основы гражданской обороны»

(медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны)

для лечебного,

педиатрического,

стоматологического,

медико-профилактического,

фармацевтического факультетов

 

Время: 2 часа

 

 

Тема занятия: Основы гражданской обороны

Цель занятия: Изучить основы гражданской обороны РФ.

Вопросы семинара:

1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России.

2. Принципы организации и ведения гражданской обороны в России.

3. Основные понятия и задачи гражданской обороны.

4. Степени готовности ГО, их краткая характеристика.

Тематика самостоятельной работы

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» (приложение 1).

2. Основы государственной политики в гражданской обороне (приложение 2).

Темы кратких реферативных сообщений

1. Гуманитарная направленность гражданской обороны.

2. Современная война и гражданская оборона.

Вопросы для конспектирования в рабочей тетради

1. Принципы организации и ведения ГО.

2. Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО.

3. Задачи и организационная структура гражданской обороны.

Основная и дополнительная литература:

1. Лекция по теме.

2. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Под ред. Ю.И.Погодина и С.В.Трифонова, МЗ РФ. Москва – 2005.

3. Владимиров В.А. Современная война и гражданская оборона. Сборник материалов центра стратегических исследований гражданской защиты. Выпуск 5.М., 1998.

4. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь/ Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева — М.: "Флайст", 2000, 240с.

5. Гражданская оборона. Учебное пособие. Под ред. Завьялова В.Н../М.: Медицина, 1989, 271с.

6. Лобанов А.И., Степин В.В. Об организации медицинского обеспечения населения в военное время//Гражданская защита, 1999, № 6, С. 62-68. Лобанов А.И., Аветисов П.В. Система медицинского обеспечения населения в современной войне: проблемы, пути совершенствования. //Гражданская защита, 2002, № 5, С. 31-33.

7. Руководство по медицинской службе ГО. Под ред. Бурназяна А.И. — М.: Медицина. 1983, 495с.

8.Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.98 №28-ФЗ.

9.Положение о гражданских организациях гражданской обороны. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620.

10.О создании гражданских организаций гражданской обороны. Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных министерству здравоохранения РФ. Минздрав России. М.: от 24.04.2001г. № 25/ 10/4291-01-27. 65 с.

Основные понятия и задачи гражданской обороны

Под гражданской обороной в Российской Федерации понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Обеспечение безопасности Российских граждан является главной целью всех оборонных мероприятий Российского государства. От успешного решения этой главной задачи зависит решение остальных задач гражданской обороны в Российской Федерации. Мероприятия гражданской обороны проводятся в мирное и военное время и в первую очередь службами гражданской обороны.

Под службой гражданской обороны понимается служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года №266 «О федеральных службах гражданской обороны» и в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О гражданской обороне» созданы:

— федеральная медицинская служба гражданской обороны;

— федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

— федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;

— федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

— федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.

 

Под гражданскими организациями ГО понимаются формирования, создаваемые на базе организаций по территориально – производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под территорией, отнесенной к группе по гражданской обороне, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имею­щий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

 

Федеральное законодательство четко определяет основные задачи в области гражданской обороны:

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возника­ющих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, пра­вил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.

7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для выполнения данной задачи создана федеральная противопожарная служба гражданской обороны, а на объектовом уровне создаются противопожарные звенья (команды).

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.

10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

11. Восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах. Для выполнения поставленной задачи существует федеральная служба ГО охраны общественного порядка, а также звенья (команды) охраны общественного порядка на объектовом уровне.

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

13. Срочное захоронение трупов в военное время.

14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны Российской Федерации представлены:

а) воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединен­ными в войска гражданской обороны;

б) гражданскими организациями гражданской обороны.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Под «другими войсками» понимаются: пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ, войска ГО.

На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск ГО выдаются удостоверения установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки ГО.

Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осущест­вляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации.

Деятельность войск ГО, комплектование их военнос­лужащими и гражданским персоналом, соци­альная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их се­мей, а также финансирование деятельности войск Гражданской обороны осу­ществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на тер­ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требую­щих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организа­циями, указанными в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне». Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 10 июня 1999 года № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

Гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принци­пу на базе организаций независимо от их организационно-правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возни­кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Формирования создаются организациями, имеющими и эксплуа­тирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляю­щими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуации в военное и мирное время.

Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении рай­онов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и ино­му заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, проти­вопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формиро­вания, а также формирования разведки, радиационного и химического наблю­дения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охра­ны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Вид и количество формирований, а также их численность, определяют­ся с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Личный состав формирований комплектуется за счет численности ра­ботников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в во­енное время.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское об­разование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооружен­ные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования или использования в их интересах.

Оснащение формирований осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях, а при их отсутствии или недоста­точном количестве — за счет заблаговременного закрепления за формиро­ваниями специальной техники и имущества других организаций.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием форми­рований, разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.

 

 

Задание к следующему семинару

ОСНОВЫ

I. Общие положения

Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года разработаны в целях реализации Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ "О гражданской обороне" на основании Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Единая государственная политика в области гражданской обороны представляет собой систему официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также систему мер политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее именуются - опасности).

Единая государственная политика в области гражданской обороны направлена на формирование условий для реализации национальных интересов и обеспечения безопасности страны, укрепления оборонного потенциала и защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Единая государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Единая государственная политика в области гражданской обороны реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их полномочиями и правами в этой сфере, а также посредством тесного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств и Международной организацией гражданской обороны.

Важнейшие предпосылки для проведения эффективной единой государственной политики в области гражданской обороны связаны с необходимостью укрепления политической, экономической, социальной и духовной сферы, развитием международного сотрудничества.

Проведение единой государственной политики в области гражданской обороны является важным фактором в обеспечении интересов граждан страны, в воспитании гражданской ответственности, в совершенствовании деятельности органов государственного управления, в реализации мер по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, в разработке и внедрении новых технологий и образцов техники.

Под опасностями понимаются поражающие факторы современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения, других видов оружия (воздействия), применяющихся для поражения людей, объектов и территорий), а также вторичные факторы, возникающие при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Основные задачи единой государственной политики в области гражданской обороны:

обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере, проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм,

формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской обороны, а также с соответствующими органами иностранных государств.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени Н.Н.Бурденко

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ»

 

 
 


Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н.

________________ Л.Е. Механтьева

 

«____» ___________ 2009 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА

«Основы гражданской обороны»

(медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны)

для лечебного,

педиатрического,

стоматологического,

медико-профилактического,

фармацевтического факультетов

 

Время: 2 часа

 

 

Тема занятия: Основы гражданской обороны

Цель занятия: Изучить основы гражданской обороны РФ.

Вопросы семинара:

1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России.

2. Принципы организации и ведения гражданской обороны в России.

3. Основные понятия и задачи гражданской обороны.

4. Степени готовности ГО, их краткая характеристика.

Тематика самостоятельной работы

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» (приложение 1).

2. Основы государственной политики в гражданской обороне (приложение 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.06 с.)