Отношения, связанные с зачислением налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения, связанные с зачислением налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ (2012)

Тема 1. Налоговое право и законодательство о налогах и сборах РФ.

План

1. Предмет и метод налогового права.

2. Место налогового права в системе финансового права.

3. Принципы налогового права, их классификация.

4. Источники налогового права.

5. Действие законодательства о налогах и сборах в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Вопросы и задания

1. Дайте определение налогового права. В каких аспектах можно рассматривать данное понятие?

2. Какие отношения являются предметом налогового права? В чем их специфика?

3. Охарактеризуйте методы правового регулирования налоговых отношений. Каковы их особенности?

4. Какое место занимает финансовое право в системе отрасли финансового права? Каковы возможные тенденции развития налогового права?

5. С какими отраслями российского права связано налоговое право? Чем обусловлена их взаимосвязь?

6. Назовите общеотраслевые принципы финансового права, присущие налоговому праву. Как они проявляются в налоговом регулировании?

7. Определите основания для классификации и виды специальных принципов налогового права. Как они соотносятся с принципами налогообложения?

8. Дайте определение источников налогового права. В чем заключаются их особенности?

9. Назовите виды источников налогового права по юридической силе, приведите примеры.

10. Определите конституционные основы налогообложения.

11. Какова роль письменных разъяснений Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах?

12. Какое значение имеют правовые позиции Конституционного Суда РФ по налоговым спорам?

13. В чем заключается роль судебной практики в сфере налогообложения?

14. Дайте характеристику действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. В чем заключаются особенности обратной силы актов законодательства о налогах и сборах?

15. Определите действие законодательства о налогах и сборах в пространстве и по кругу лиц.

Задачи и упражнения

№ 1. Определите, какая из следующих групп общественных отношений не входит в предмет налогового регулирования:

1) отношения, связанные с зачислением налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) отношения по охране прав и свобод граждан от преступных посягательств;

3) отношения, связанные с взиманием налогов и иных налоговых платежей;

4) отношения по формированию системы налоговых органов в РФ.

Какие элементы конституционного, административного, уголовного, гражданского права были заимствованы налоговым правом?

Не входят в предмет НП отношения под п. 1 (это бюджетное право) и п. 2 (это УП, но м. отнести к НП – если преступные посягательства – это налоговые преступления)

Налоговое и конституционное право.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества. Примечательно, что нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституционно значимым целям ограничения прав личности и законодательной форме введения таких ограничений. Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д. Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права, практика деятельности которого выработала ценные правовые позиции по вопросам налогообложения. Основанные на Конституции РФ правовые позиции Конституционного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафиксированы НК РФ понятие налога (ст. 8), состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды налоговых правонарушений (гл. 16) и т. д.

Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования — имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права. В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством. Данное правило, устанавливающее приоритет налоговых норм над гражданскими, не является новым в российской юридической практике. В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обращалось внимание, что «в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством». В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательством. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия норм налогового законодательства и ст. 855 ГК РФ применяются правила этой статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное. Гражданские правоотношения влекут последствия, имеющие значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т, д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения. Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. Объединяющим элементом гражданских и налоговых отношений выступает гражданское судопроизводство, поскольку ответственность за нарушение налогового законодательства реализуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процесса. В отдельных случаях за нарушение налогового законодательства возможно применение мер гражданско-правовой ответственности. Например, по договору предоставления налогового кредита (ст. 65 НК РФ) ответственность сторон может устанавливаться в виде неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой налогоплательщиком уполномоченному государственному органу в случае просрочки погашения задолженности и (или) уплаты процентов за пользование налоговым кредитом. Относительно договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами гл. 23 ГК РФ. Согласно ст. 15 и 16 ГК РФ гражданско-правовая ответственность применяется в результате предъявления физическими лицами или организациями требований к налоговым органам о возмещении убытков вследствие необоснованного взимания экономических (финансовых) санкций. Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется и в способах обеспечения исполнения налоговой обязанности. Так, на основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве обеспечения договора налогового кредита уполномоченный орган вправе потребовать от налогоплательщика документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может обеспечиваться залогом имущества, поручительством и пеней. Названные способы традиционно применяются в гражданском обороте и регулируются гражданским правом. После введения в действие НК РФ отношения по обеспечению исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений, регулируемых налоговым правом. Тем самым в российской правовой системе возникли отношения, имеющие императивный характер и одновременно подпадающие под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных отраслей законодательства. Сложившаяся ситуация не является коллизией права, а, напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части государственных или муниципальных бюджетов.

Значительная обусловленность налогового права гражданскими правоотношениями обусловливает необходимость использования названными правовыми общностями единой (или, по крайней мере, непротиворечивой) терминологии. К сожалению, в некоторых случаях нормы налогового права либо противоречат гражданскому законодательству, либо вводят новые категории, не согласующиеся с гражданско-правовыми отношениями. Если ГК РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов, это вызывает серьезные трудности в правоприменительной деятельности. Фиксирование в налоговом законодательстве терминов, не имеющих первоосновы в гражданском обороте или противоречащих ему, а также установление налоговых прав и обязанностей в отрыве от юридических последствий гражданско-правовых сделок вынуждают налогоплательщиков нарушать нормы гражданского права в целях недопущения нарушений налогового.

Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний. Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы регулирования административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов.

Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право проявляет взаимосвязи с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

 

 

Задача 1

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Т.о. инспекция ФНС отказала компании «Дельта» неправомерно, так как данная компания имела право на налоговую льготу на период с 1999 по 2003 год, включая 4 квартал 2003 года, отмена данной льготы не должна иметь обратной сила, так как это противоречит нормам ч. 2 статьи 5 НК РФ.

№ 8. Гражданин США Д. Джонс проживает на территории России 100 дней в календарном году. Ему принадлежит 25% акций в уставном капитале ОАО «Инвест», зарегистрированном в городе Новосибирске.

Нормативные акты к теме

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом внесенных поправок).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в последней редакции).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в последней редакции).

4. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: Федеральный закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в последней редакции).

4. По делу о проверке конституционности положений Федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 № 11-П.

5. По запросу Арбитражного суда Владимирской области о проверке конституционности положения статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 № 159-0.

6. О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5.

7. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999.

8. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

 

 

Понятие налогового права

В теории права выделяют 2 вида отраслей – самостоятельные и комплексные. Комплексные заимствуют предмет и метод у нескольких самостоятельных отраслей. Самостоятельность отрасли права обычно связывают с наличием 4 признаков:

1. Наличие государственной заинтересованности в отдельном правовом регулировании налоговых отношений

Заинтересованностьгосударства проявляется в:

Во-первых, роль налогов в выполнении государством своих функций, т.е. за счет налогов формируется более 80% доходной части бюджетов, таким образом, без налогов не будут профинансированы мероприятия, предусмотренные бюджетом, и государство не сможет выполнять возложенные на него задачи. Раньше одним из признаков государства в теории права выделяли взимание налогов.

Во-вторых, бурное развитие налогового законодательства и системы налогов, начиная с 90-х гг. прошлого века. В настоящее время существует разветвленная система налогов, есть кодифицированные акты в налоговой сфере (раньше это были отдельные законы, причем очень не развитые)

2. Наличие собственного предмета правового регулирования

Предмет – совокупность общественных отношений, регулируемых нормами отрасли права.

Статья 3 НК (отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах) к предмету относит 3 группы отношений:

1) Отношения по установлению налоговых платежей (рассмотрено будет ниже)

2) Отношения по введению налоговых платежей (рассмотрено будет ниже)

3) Отношения по взиманию налоговых платежей

Под взиманием понимается и добровольное и принудительное изъятие.

3. Наличие собственного метода правового регулирования

Метод – комплекс приемов и способов воздействия на участников правоотношений

Метод делится условно на императивный и диспозитивный (при этом точек зрения по поводу предмета множество, выделяют различные классификации и виды метода, поэтому наиболее распространенная точка зрения рассматривается нами).

Метод налогового права (если условно рассматривать методы) – императивный. Это связано с тем, что налоговые отношения являются публично-правовыми (направлены на защиту интересов общества в целом).

Можно выделить особенности императивного метода налогового права:

1) Формирование исполнения правоотношения по принципу команда-исполнение, т.е. субъект, принимающий обязательное решение не связан с согласием стороны, которой они адресованы, т.е. государство, устанавливая налоги, не спрашивает нашего согласия

2) Субъекты, выполняющие властные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий, которые четко зафиксированы в нормативных актах

3) Позитивное обязывание, которое может носить общеправовой характер (например, принимается НПА, устанавливающий полномочия властного органа) или приобретает смысл конкретного предписания (поручение совершить конкретное юридически значимое действие)

4) Запрещение каких-либо действий, когда нормы-запреты очерчивают область возможного неправомерного поведения, тем самым предостерегая субъектов от вторжения в нее

4. Наличие принципов, закрепленных в К РФ и самостоятельной отрасли законодательства

Рассмотрим это позже

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговое право – самостоятельная отрасль права. Но это не так! Пока в качестве самостоятельной отрасли существует финансовое право, налоговое право будет ее частью, поскольку не может быть 2 самостоятельных отраслей, у которых совпадает предмет правового регулирования. Предметом финансового права являются отношения по формированию (их частью за счет налоговых платежей), распределению и использованию государственных и муниципальных финансовых фондов. В рамках Особенной части финансового права налоговое право не выделяется даже как отдельный институт, а входит в состав института правового регулирования государственных и муниципальных доходов, наряду с неналоговыми доходами и государственным и муниципальным кредитом и страхованием.

Таким образом, налоговое право – это подинститут финансового права, регулирующий общественные отношения по установлению, введению и взиманию налоговых платежей

Основные направления повышения отраслевого статуса налогового права:

1. Считать финансовое право комплексной отраслью права, а налоговое, бюджетное, валютное и другие – самостоятельными отраслями

2. Считать налоговое право частью бюджетного права, расширив предмет последнего

3. Реформировать Особенную часть финансового права, где выделить в качестве подотрасли налоговое право

Источники налогового права

Налоговое право относится к публичным, а не частным правовым образованиям. Источником налогового права являются НПА.

Действие в пространстве

ФЗ действуют на территории РФ, региональные законы – на территории субъектов РФ, местные законы – на территории муниципальных образований

Действие во времени

Действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления НПА в силу. Выделяют 2 правила определения этого момента:

Правило

По истечению определенного срока со дня официального опубликования акта.

Общие сроки в налоговом праве не действуют, а установлены статьей 5 НК РФ:

1) Акты, устанавливающие новые налоги и сборы вступают в силу не ранее 1 января года следующего за годом их принятия и не ранее месяца со дня их официального опубликования

2) Акты, изменяющие существующие налоги и сборы, вступают в силу не ранее месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода (по налогам)

Налоговыйпериод – период, за который исчисляется налог

3) Акты, улучшающие положения налогоплательщиков, налоговых агентов плательщиков сборов, могут вступать в силу со дня их официального опубликования

Правило 2

Обратная сила

Налогово-правовые акты, ухудшающие положения налогоплательщиков, налоговых агентов автоматически не имеют обратной силы, а акты, улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают

Принципы налогового права

Признаки правового принципа:

1. Принцип - это основа

2. Принцип – это высшая степень обобщенности каких-либо явлений

3. Принцип – это результат человеческой деятельности

4. Требования принципа закреплены в нормах права, поэтому их выполнение гарантируется принудительной силой государства

Принципы (из учебника Петрова):

1. Принципы установление и ведение налогов

a. Принцип совместного ведения федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» статьи 72 К РФ)

b. Принцип единства налоговой политики и налоговой системы (статья 8, п. «м» статьи 72, статья 75 К РФ)

c. Принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (п. 1,2,4 статьи 5 К РФ)

d. Принцип конституционности актов налогового законодательства (статья 4, 125 К РФ)

e. Принцип регулятивности или гибкости налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (статья 15 К РФ)

f. Принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (статья 114 К РФ)

g. Принцип самостоятельности местного самоуправления в установлении местных налоговых платежей (статья 132 К РФ)

Принципы взимания налогов

a. Принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (статья 19 К РФ)

b. Принцип обязательности уплаты налоговых платежей (статья 57 К РФ)

c. Принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков, плательщиков сборов налоговых агентов от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба (п.2 статьи 8 К РФ)

d. Принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (статьи 34, 35 К РФ)

e. Принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (статья 29 К РФ)

f. Принцип социальной ориентированности налоговой политики(статья 7 К РФ)

g. Принцип обеспечения законности и правопорядка налоговых отношений (статья 123 К РФ)

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ (2012)

Тема 1. Налоговое право и законодательство о налогах и сборах РФ.

План

1. Предмет и метод налогового права.

2. Место налогового права в системе финансового права.

3. Принципы налогового права, их классификация.

4. Источники налогового права.

5. Действие законодательства о налогах и сборах в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Вопросы и задания

1. Дайте определение налогового права. В каких аспектах можно рассматривать данное понятие?

2. Какие отношения являются предметом налогового права? В чем их специфика?

3. Охарактеризуйте методы правового регулирования налоговых отношений. Каковы их особенности?

4. Какое место занимает финансовое право в системе отрасли финансового права? Каковы возможные тенденции развития налогового права?

5. С какими отраслями российского права связано налоговое право? Чем обусловлена их взаимосвязь?

6. Назовите общеотраслевые принципы финансового права, присущие налоговому праву. Как они проявляются в налоговом регулировании?

7. Определите основания для классификации и виды специальных принципов налогового права. Как они соотносятся с принципами налогообложения?

8. Дайте определение источников налогового права. В чем заключаются их особенности?

9. Назовите виды источников налогового права по юридической силе, приведите примеры.

10. Определите конституционные основы налогообложения.

11. Какова роль письменных разъяснений Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах?

12. Какое значение имеют правовые позиции Конституционного Суда РФ по налоговым спорам?

13. В чем заключается роль судебной практики в сфере налогообложения?

14. Дайте характеристику действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. В чем заключаются особенности обратной силы актов законодательства о налогах и сборах?

15. Определите действие законодательства о налогах и сборах в пространстве и по кругу лиц.

Задачи и упражнения

№ 1. Определите, какая из следующих групп общественных отношений не входит в предмет налогового регулирования:

1) отношения, связанные с зачислением налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) отношения по охране прав и свобод граждан от преступных посягательств;

3) отношения, связанные с взиманием налогов и иных налоговых платежей;

4) отношения по формированию системы налоговых органов в РФ.

Какие элементы конституционного, административного, уголовного, гражданского права были заимствованы налоговым правом?

Не входят в предмет НП отношения под п. 1 (это бюджетное право) и п. 2 (это УП, но м. отнести к НП – если преступные посягательства – это налоговые преступления)

Налоговое и конституционное право.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества. Примечательно, что нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституционно значимым целям ограничения прав личности и законодательной форме введения таких ограничений. Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д. Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права, практика деятельности которого выработала ценные правовые позиции по вопросам налогообложения. Основанные на Конституции РФ правовые позиции Конституционного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ. В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафиксированы НК РФ понятие налога (ст. 8), состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды налоговых правонарушений (гл. 16) и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.103 с.)