Как отрасли права. Метод правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как отрасли права. Метод правового регулирования.



 

определение понятия государственного права

Российской Федерации как самостоятельной отрасли права Российской

Федерации:

 

государственное право Российской Федерации – это отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, юридически закрепляющих учреждение и устройство российского государства, то есть, основы его конституционного строя, основы правового положения гражданина и человека, а также федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной вла-

сти субъектов Российской Федерации, систему, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления и формы непосредственной демократии.

 

Самостоятельность государственного права Российской Федерации

обеспечивается прежде всего объектом, а затем и предметом правового

регулирования.

Объектом государственного права Российской Федерации является

государство, выступающее в качестве политической организации об-

щества.

Предметом государственного права Российской Федерации как от-

расли права Российской Федерации являются общественные отношения,

складывающиеся в процессе учреждения и устройства Российского госу-

дарства.

 

Под учреждением государства, как одной из составляющих предмет государственного права Российской Федерации, следует понимать ту область общественных отношений, которые складываются в процессе преобразования объективных государствооб-

разующих структурных элементов – население, территория, власть, в государственно-правовые институты.

 

вторая область общественных отношений, составляющих предмет государственного права Российской Федерации – устройство российского государства, его конституцирование.

Устройство государства – это целый комплекс политических, в определенной степени, также экономических, социальных, национальных, конфессиональных и, главным образом, правовых общественных отношений.

 

Государственное право Российской Федерации, разумеется, не в состоянии своими нормами урегулировать все такого рода общественные отношения, да это и не входит в содержание его предмета, так как его объектом является само российское государство.

нормы государственного права Российской Федерации как ведущей отрасли права российского государства определяют те, которые:

· во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя Российской Федерации

· во-вторых, определяют демократические основы правового положения гражданина и человека в российском государстве (Глава II Конституции Российской Федерации)

· в-третьих, закрепляют и характеризуют устройство российского государства с точки зрения его национально-государственной, национально-территориальной и административно-территориальной организации (Глава III Конституции Российской Федерации).

· в-четвертых, закрепляют систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации (главы IV, V, VI, VII Конституции Российской Федерации)

· в-пятых, устанавливают, что народ Российской Федерации осуществляет власть не только через органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и путем использования референдума, свободных выборов и иных форм непосредственного народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации).

 

к предмету конституционного права, по мнению Е.И. Козловой, относятся те общественные отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Эти отношения, по мнению Е.И. Козловой, выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его (то есть общества) единство как организованной и функционирующей структуры

Метод HYPERLINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=mHDcjDsyMzKNbpWzjJ7CtRHmSw*FyaYMTHkvph7x81uea*c2n9A8PGeri8foRFjhP9FPR-s2aTYDZTg9A*ELIGNiY1CezqXvSI7K*mSa6ux-YqOd9z6oBd2UYPyT1s03xsLktFg4IF3BDjmMzPVf9uL0NilxKFsD1Nwj1oBy89PJhy8NGXqZdL0kRgrOHhg977JuxKJ-ZSIMXBRNrK*DGZEM3rTWujP2VmelrquoI5EdtTqQNNvkGRrjVOelHlxOA4nadTdTwhmZpaQ8vADciVvT7tuGq5tkWKLAUIIvJxXUZfIZQDNC6Btz6OakQZg*efH4a2lbn1Vp0aGN-GuqZumo4xrI-tRvOZEx5pv7pBmuI2iKKkUFrslJ60MCMNzCmwcbtA"правового регулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов HYPERLINK "http://click01.begun.ru/click.jsp?url=mHDcjG9lZGXg-vdCfW8zROAXuv50OFf9vYjeV4WfQhfmvyhem2JbhhPxMv0dBmej*FJGz-9OtpD0C20HDQR6t4EDeuUlzAgsvkfqpRqZ6oD49GS2GLLbE2UkLk2RHMH1prmoqWVgHuBZG7Z674hOa4Y04EP6WWmvIsStA6rSr76AwTO4OoLNjPGlTcpZGZGagpCwG5EJnmLT5li0Qzx0fQ-6POlTueO-yf2FD2-byaKvbkf2gX1iB1TYsWyTIyRHUomX3nalHCcWMmjaLeXnlgr-lG-REmSL5-bogrFog9cCiUEwukvFUYSg1w13BPRAF6WQVdz0YqDH5G-g-9KbFEwcpAJKJkuHpqO3YBj*vaLA93A3YOCRqFfQjeg4YRLeyOR1v6DejP9N-i3VRgiKlHlsdDl0x7YHtBoypBbD21I5JTvVsK4Ng8xnJzxBTGo3RrpCpvjzr8exXtrYQQTPVcK8KsR1Kp8*AvNtrfemoF5SVxQX8gW2c9N*iTe0VK6Lk92Gw1OFRJhdaPsg"юридического воздействия норм права на общественные отношения.

 

Метод правового регулирования выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение, позитивное обязывание и запрещение. Дозволение - это предоставление субъективных прав, прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.

 

Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами.

· Во-первых, конституционное право является частью публичного права, для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений, основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения.

· Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов

 

Основными признаками конституционно-правового метода регулирования являются:

· широкое использование властеотношений, отношений подчинения одного субъекта другому в сфере отношений, определяющих устройство государства и организацию государственной власти; ограничение полномочий субъектов конституционного права, наделенных властными полномочиями, строго установленными правовыми пределами, в рамках которых они осуществляют свою деятельность. В качестве способов воздействия используются позитивное обязывание (например, обязанность Президента РФ приносить присягу при вступлении в должность - ст. 82 Конституции РФ) и запрещение (например, запрещение Государственной Думе принимать федеральные законы, которые противоречили бы федеральным конституционным законам, -ст. 76 Конституции РФ);

· использование диспозитивных начал, выражающихся в том, что на их основе возникают отношения с равным положением участников.

В целом, ввиду большего удельного веса в конституционном праве властеотношений, отношений по организации государственной власти можно констатировать преобладание императивного метода правового регулирования в этой отрасли права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.005 с.)