Акты законодательства о налогах вступают в силу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты законодательства о налогах вступают в силу



- не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

- не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных НК.

Федеральные законы, вносящие изменения в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок, устраняющие обязанности плательщиков, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Наличие обратной силы налоговых законов

Характеристика законодательного акта  
Акты налогового законодательства: - устанавливающие новые налоги и (или) сборы - повышающие налоговые ставки, размеры сборов - устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства -устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством Обратной силы не имеют
Акты налогового законодательства: -устраняющие или смягчающие ответственность за на­рушение законодательства о налогах и сборах -либо устанавливающие дополнительные гарантии за­щиты прав налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров, налоговых агентов, их представителей Имеют обратную силу
Акты налогового законодательства: -отменяющие налоги и (или) сборы -снижающие размеры ставок налогов (сборов) - устраняющие обязанности налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов, налоговых агентов, их представи­телей -или иным образом улучшающие их положение Могут иметь обратную силу, если прямо предус­матривают это

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс РФ является основным законодательным актом.

До принятия Налогового кодекса (НК) налоговое законодательство состояло из отдельных нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Значение этих актов было особенно велико на первом этапе становления российского налогового законодательства (1991 - 1998 гг.), когда насчитывалось более тысячи нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, из них всего 20 законов, 100 указов Президента РФ, 100 правительственных постановлений. Остальные акты были изданы различными ведомствами. Основным документом, регулирующим вопросы в области налогов, являлся Закон РФ от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Налоговый кодекс РФ заменил указанные нормативные акты и стал основным федеральным законодательным актом, регулирующим порядок налогообложения юридических и физических лиц. Одной из причин принятия НК и явилось упорядочение налогового законодательства и сведение всех норм в единый документ.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

 

Налоговый кодекс состоит из 2 частей:

первая часть - введена в действие с 1 января 1999 г. и регулирует общие вопросы налогообложения – состоит из 20 глав, объединенных в 7 разделов:

1) Общие положения

2) Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

3) Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел.

4) Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

5) Налоговая декларация и налоговый контроль

6) Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

7) Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

вторая часть - введена в действие с 1 января 2001 г. – не является завершенной, поскольку не включает в себя налог на имущество физических лиц. Вторая часть регулирует порядок взимания конкретных налогов, предусмотренных налоговой системой РФ. Состоит из 17 глав, объединенных в 4 раздела:

1) Федеральные налоги

2) Специальные налоговые режимы

3) Региональные налоги с боры

4) Местные налоги

 

Понятие налога

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК).

В соответствии с данным определением можно выделить следующие признаки налога:

а) обязательность платежа;

б) индивидуальная безвозмездность;

в) денежная форма;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) цель - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Кратко рассмотрим каждый из признаков.

Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Взимание налогов - одно из существенных условий существования государства. Налоги являются одним из наиболее значимых источников финансовых ресурсов государства, с помощью них государство имеет возможность аккумулировать достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций. Поэтому обязанность платить налоги носит публично-правовой характер.

Индивидуальная безвозмездность характеризуется тем, что уплата налога не предполагает получение конкретным плательщиком выгоды, эквивалентной произведенному платежу. Налог взимается в целях покрытия потребностей общества: оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и т.п. Данные потребности носят коллективный характер, они обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, они присущи всему обществу в целом. Налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства. Существенность данного признака также подтверждается правовой позицией Конституционного Суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П).

Взимание налога в настоящее время осуществляется в денежной форме. При этом необходимо помнить, что на ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства. Поэтому нельзя исключать возможность о взимании налогов и в натуральной форме. В то же время, если рассматривать налог исключительно с правовой точки зрения, то он может взиматься только в денежной форме (Постановление Конституционного Суда от 17.12.1996 №20-П).

Взимание налога осуществляется путем отчуждения денежных средств у налогоплательщика. Налог характеризуется именно самим фактом перехода права на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному. Именно данный признак отграничивает налоговые и бюджетные правоотношения, при которых не происходит такого перехода, а денежные средства перемещаются исключительно между публичными субъектами.

Цель взимания налога - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом следует подчеркнуть, что налог взимается в пользу публичных субъектов, а не органов государственной власти.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностны­ми лицами юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Во-первых, следует отметить в качестве признака сбора его обязательность. Те услуги, за которые уплачивается сбор, могут быть оказаны исключительно тем органом, в пользу которого он взимается. Иными словами, плательщик сбора ограничен в возможности удовлетворения своих потребностей, отсюда и вытекает обязательность сбора. Однако данный признак не дает нам возможности отграничить налог от сбора. С этой задачей нам поможет разобраться следующий признак сбора - его возмездность. Возмездность проявляется в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. При этом встречность имеет односторонний характер, т.к. в случае уплаты сбора именно встречность требований отсутствует. Уплата сбора - одно из условий совершения юридически значимых действий публичным субъектом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.025 с.)