Раздел III. Основные отрасли соврменной юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Основные отрасли соврменной юридической психологии



 

Тема 3.1. Современное состояние и перспективы развития правовой психологии

Задания и методические указания курсантам

1. Изучить основную литературу:

1. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. М., 2005.

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Р/н Дону, 2004.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология / Учебник. – СПб., 2008.

2. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сущность правовой социализации личности, основные психологические особенности процесса правовой социализации.

2. Факторы, влияющие на процесс правовой социализации: социально-психологические и психологически значимые социальные факторы.

3. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения.

4. Возможности совершенствования регулирующих воздействий на процесс правовой социализации.

5. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье, школе, стихийных неформальных группах подростков.

 

Тезисы к занятию

1. Правовая психология – раздел юридической психологии, которая изучает психологические закономерности и механизмы реализации правопонимания и правотворчества, формирование индивидуального, группового и общественного сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.

Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального сознания – системы знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения. Содержание правосознания конкретного человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от уровня личностно-гражданской зрелости. Последний определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур его конкретных социальных групп, в которые включен человек.

В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанного звена:

1) правовая осведомленность (компетентность);

2) позитивное психологическое отношение к праву, согласие с ним;

3) интериоризация права, т.е. включение в его систему собственных ценностных ориентаций, в потребностно-мотивационную подсистему личности, которая и выражается в правомерном поведении.

Как происходит формирование и развитие у человека в онтогенезе правовой культуры, рассмотрим более подробно.

При взрослении человека важнейшими агентами формирования правосознания выступают семья, школа, референтные группы, трудовые коллективы, СМИ. При этом, по мнению В.М, Позднякова, основными механизмами формирования правосознания выступают: идентификация, внушение, заражение, подражание и убеждение.

Психологический механизм идентификации рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица.

Психологический механизм внушения представляет собой особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого лица.

Психологический механизм заражение есть бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.

Подражание является способом воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.

В процессе социализации освоение правовых ценностей и норм (т.е. интериоризация) вначале происходит на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значительными фигурами выступают их родители и учителя. При этом глубина усвоения ребенком правопослушного поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм, во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам.

Сущность правовой социализации личности. Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15–25 лет. Суть его – в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности.

Начавшись более или менее успешно, в какой-то период положительная тенденция может смениться на отрицательную (асоциализация). Преодоление возникших временных отрицательных изменений на положительные именуется ресоциализацией.

Частью общего процесса социализации личности выступает ее правовая социализация, суть которой – в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Психологическая цель правовой социализации – психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.

Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.034 с.)