Раздел II. Личность в сфере правовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Личность в сфере правовой деятельности



Тема 2.1. Основы психологии личности в юриспруденции

Задания и методические указания курсантам

1. Изучить основную литературу:

1. Аминов И.И. Юридическая психология / Учебник. – М., 2007.

2. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001.

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

1. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции. – М., 2006.

2. Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А.М. Столяренко – М., 2003.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Сформулируйте содержание понятия «личность» в психологии. Характеристика социализации личности в обществе (Э. Эриксон, А.Н. Леонтьев).

2. Учение о взаимосвязи биологических и социальных факторов в психическом развитии личности.

3. Структура и иерархия психических свойств, процессов и образований личности.

4. Охарактеризуйте понятие направленность личности и ее роль в поведении и деятельности человека.

5. Значение изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

6. Основные направления взаимодействия юриста со специалистом-психологом.

 

Тезисы к занятию

 

Личность - понятие многоплановое. Исследователи в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «...совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии - отмечает Е.В Шорохова, - личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения».

Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности - отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, присущие этим ролям, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают из него лидера. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что Отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства

Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с пониженной самооценкой обладают противоположными качествами. В результате у тех и других формируются специфические свойства самосознания.

Самосознание - это прежде всего сознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях Самосознание - это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально развито самосознание, сознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от них полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, в действие вступают механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», - пишет Ф.В. Бассин, - отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности. Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом...».

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т. п.) называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа - коллектив.

Основное назначение социальной группы - целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.

В своей микросфере человек вступает в непосредственные личные контакты. Возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса Люди часто подавляют в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова conformis - подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требование конформности, тем меньше вероятность отклонений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.007 с.)