Консультации как средство оптимизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультации как средство оптимизации



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ и подготовке к итоговой аттестации по дисциплине

"отечественная история"

Челябинск, 2008

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры новейшей истории. Протокол № 5 от «28» декабря 2007г.

 

Зав. кафедрой ____________ Г.А. Гончаров

 

Согласованы с учебно-методической комиссией и приняты на Совете исторического факультета.

Протокол № 5 от «01» февраля 2008 г.

 

Декан исторического факультета ______________ В.В. Грудзинский

 

 

Составители:

к.и.н., доцент З.Н. Анохина, к.и.н. Н.В. Гришина, к.и.н., доцент П.Ф. Назыров

 

 

От составителей

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм организации образовательного процесса в вузе. Самостоятельный поиск способствует расширению социального опыта, становлению и развитию таких учебно-познавательных и профессиональных компетенций как овладение навыками исследовательской деятельности; целеполагание, планирование, анализ и рефлексия в процессе познания; формирование целостного мышления; расстановка приоритетов и нахождение оптимальных решений.

Значение самостоятельной работы студентов постоянно возрастает, что является вполне закономерным на фоне увеличивающего объема информации и уменьшения количества учебных часов, выделенных на лекции и семинары.

В учебном курсе «Отечественная история» самостоятельная работа связана с проработкой лекционного материала, с подготовкой к семинарским занятиям, собеседованиям, коллоквиумам, докладам, зачетам и экзаменам, с самостоятельным изучением некоторых разделов курса.

Самостоятельная работа студента на лекции

Ведущую роль в организации учебного процесса играют лекции, которые определяют содержание и направленность работы студентов в освоении научных знаний, выполняют образовательную, воспитательную и учебно-организационную функцию. Самостоятельная работа студентов с лекционным материалом, состоящая из его повторения, структурирования, анализа, способствует интериоризации полученных знаний.

Особое значение в организации самостоятельной работы студентов имеет вводная лекция преподавателя. Раскрывая сущность предмета и методы отечественной истории как науки, преподаватель знакомит студентов с основными формами организации учебной деятельности в вузе. Также в лекции обобщаются результаты научных исследований, дается представление о современной историографической ситуации. Лекции вооружает студента необходимым минимумом знаний для самостоятельной работы и указывает ее цель и основные направления. Студенты наделяются инструментарием в виде рабочей программы и методических рекомендаций, что позволяет им впоследствии адекватно организовывать самостоятельную работу.

Тематические и обзорные лекции требуют от студента дополнительной подготовки. Во-первых, он должен знать содержание предшествующей лекции, без чего невозможно сознательно усвоить новый материал. Особое значение предварительная подготовка приобретает в тех случаях, когда в лекциях освещаются не все вопросы программы курса и ряд вопросов, не представляющих большой трудности, выносится на самостоятельное изучение. Лектор в ходе лекции указывает, какие именно разделы темы должны быть самостоятельно изучены, предлагает список источников и литературы, с которыми необходимо ознакомится студенту, комментирует формы отчетности по самостоятельной работе[1].

Во-вторых, студент должен слушать лекцию и одновременно ее конспектировать. Правильно организованное конспектирование способствует дальнейшей подготовки к зачету или экзамену. Запись лекции предлагается вести в общей тетради, пронумеровав ее и оставив первые страницы для оглавления, что дает возможность быстро найти нужную лекцию; в тетради записать дату, номер лекции, тему и план лекции; название вопросов во время лекции можно не записывать, а лишь обозначить их порядковый номер согласно плану. Целесообразно в лекционной тетради оставить широкие поля, которые можно использовать для записи ссылок на литературу и источники, цитат, а также заполнять их дополнительным материалом при самостоятельном чтении рекомендованной литературы и при подготовке к зачету или экзамену.

Дословно записывать содержание лекции нет необходимости. Конспектирование предполагает фиксирование лишь основных положений, главных мыслей и выводов. Самостоятельная работа студента на лекции и заключается в выделении главного материала. Лекцию необходимо воспринимать творчески, избегать механического записывания, фиксировать ранее неизвестную информацию. Студенту рекомендуется в тот же день обработать свой конспект: прочесть его, вписать пропущенное, исправить неточные выражения, формулировки, искажения, подчеркнуть важные места.

Самостоятельная работа студента при подготовке к семинарам

Семинарское занятие основано на активной деятельности студентов, состоящей в самостоятельной подготовке к семинару по предложенной теме, а потом ее коллективном обсуждении. В семинарском занятии участвует академическая группа студентов, в процессе непосредственного общения с которой преподаватель изучает и оценивает индивидуальные особенности студентов. Обмениваясь мнениями при обсуждении рассматриваемых вопросов, студенты имеют возможность проверить, насколько глубоко подготовились к семинарскому занятию, приобретают навыки самостоятельного мышления, учатся умению рассуждать, в полемике отстаивать свои взгляды и убеждения. Творческая атмосфера на семинаре при соответствующей его подготовке побуждает к глубокому овладению знаниями, способствует формированию принципиальности в суждениях, самокритичности.

Выполняя познавательную и воспитательную функции, семинар позволяет контролировать качество самостоятельной работы студентов. Для подготовки к каждому семинару потребуется от 4 до 5 часов. Перед началом работы необходимо внимательно прочитать и тщательно продумать вопросы плана семинарского занятия[2]. При работе с источниками и литературой выделять те места, которые освещают эти вопросы. Особенно внимательно и полно необходимо знакомится с выводами, обобщениями и заключениями авторов, в которых итожится их позиция.

Подготовка к семинару может осуществляться через конспектирование материала или с помощью других способов (ксерокопии, информационные ресурсы). Чтобы в полной мере осознать и структурировать материал, рекомендуется его записать. Запись может осуществляться как кратко (в виде плана), так и более развернуто (тезисы, выписки). Для составления простого плана могут быть использованы названия глав и разделов из используемой литературы, которые служат в качестве отправных точек при ответе на вопрос семинара. Развернутый план помимо основных вопросов содержит подвопросы, также он предполагает выписывание наиболее существенных положений, показательных фактов и цифр. Более сложной формой записи являются тезисы. Они кратко, сжато передают содержание изучаемого материала. Достоинство тезисов состоит в том, что они дают возможность особенно кратко и выпукло передать основные мысли источника, выделить обобщения и выводы. Еще одной используемой формой записи являются выписки – отобранные из текста наиболее важные места или определения, записанные дословно или близко к тексту. При цитировании авторского текста необходимо в точности соблюдать расстановку знаков препинания, авторские подчеркивания и другие цифровые выделения, а также указывать ссылку на источник (название произведения и страницу). Цитату целесообразно выделить, чтобы при чтении конспекта она сразу же бросалась в глаза. Важно помнить, что цитаты нужно отбирать очень строго и разборчиво, после прочтения всего текста. Цитаты должны быть краткими, большая по объему цитата тяжело воспринимается на слух. При использовании цитаты во время семинара необходимо прокомментировать ее, высказать собственное мнение, объяснить, почему именно эта мысль автора была выбрана в качестве цитаты.

Любой конспект должен иметь поля, на которых делаются различные пометки. Заполнение полей в тетради должно происходить и на самом семинаре, на основании ответов других студентов или комментария преподавателя. Конспект должен быть разборчиво написан, важные мысли выделены абзацами. Накануне семинара необходимо перечитать и продумать записи.

Работа на самом семинаре предполагает такие формы как доклады, сообщения, дополнения, комментарии, дискуссии, обобщения. По ходу семинара преподаватель задает дополнительные вопросы, на которые нет прямого ответа в литературе и источниках. Ответы на них требуют творческого осмысления, логических размышлений.

В целях проверки качества самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам несколько раз в семестр преподаватель организует контрольные мероприятия. Они могут проходить в разных формах: письменные ответы на один вопрос семинара, вывод или обобщение по итогам семинара, решение познавательных задач и др. Главная задача студентов при написании такой работы показать полноту своей подготовки к семинару, сделать ссылки на дополнительную литературу, по возможности использовать цитирование. Выполнение подобных работ является дополнительным основанием для преподавателя при оценивании студента во время промежуточной и итоговой аттестации по курсу.

В конце семинара преподаватель называет тему следующего семинара, разъясняет специфику подготовки к нему. Необходимо обратить внимание на комментарии преподавателя по организации самостоятельной работы, особенно на список рекомендованной литературы. Обычно преподаватель перечисляет наиболее значимые работы, называет обязательные для ознакомления источники, дает ссылки на электронные ресурсы, тем самым способствует усилению целенаправленности и продуктивности деятельности студентов при подготовке к семинару.

Организация самостоятельной работы студента

при подготовке к собеседованию, коллоквиуму, докладу

Собеседование – это своего рода диалог преподавателя и студента. Чтобы вести этот диалог студент должен владеть темой, свободно вести разговор, высказывать свои суждения, подкреплять теоретические положения информацией из источников. Собеседование способствует развитию логического мышления, позволяет научиться делать выводы, аргументировать свои суждения. Коллоквиум – это собеседование преподавателя с группой студентов. При подготовке к коллоквиуму важно, чтобы каждый участник группы был осведомлен по всему кругу, вынесенных на обсуждение вопросов. Это позволит ему более активно участвовать в обсуждении, свободно высказывать свое мнение.

Доклад как форма деятельности студента может быть как индивидуальным, так и групповым. Доклад предполагает, что его авторы излагают весь объем информации по заданной теме перед аудиторией, после чего отвечают на вопросы других студентов и преподавателя. Доклад всегда готовится заранее, список источников и литературы, используемой при написании доклада, а также его структуру необходимо обсудить с преподавателем. Наиболее удачны доклады студентов, свободно владеющих материалом. Недопустимо читать доклад, он тяжело воспринимается на слух, не вызывает интереса у аудитории. При подготовке доклада уместно использовать электронные ресурсы, сопроводить доклад видео-презентацией, раздаточным материалом. Перед выступлением с докладом перед аудиторией необходимо его отрепетировать, чтобы объем доклада был выверен по времени, а сам докладчик чувствовал себя более уверенным.

Тема 1. История как наука

При подготовке данной темы необходимо обратить внимание на существование различных представлений о том, что такое «история». История как жизнеописание, история как наука о прошлом человечества, история как часть культуры прошлого. При характеристике методов исторического познания необходимо выделить общеисторические методы, а также охарактеризовать специфические исторические методы. Кроме того, необходимо выделить функции, которые выполняет история. Среди них – воспитательная, познавательная, мировоззренческая, подведения уроков прошлого, поддержания образцов, легитимации настоящего, идентификации и открытия Другого.

Знания о прошлом создаются на основе комплекса источников. Среди них выделяются – вещественные, словесные, конвенциональные, аудиальные, иллюстративные, поведенческие. Студент должен иметь представление о многообразии источников, их видовых особенностях.

 

Тема 2. Образование и развитие Древнерусского государства VI-XII вв.

Начиная рассмотрение темы, необходимо обратить внимание на разноплеменной состав населения будущих русских земель (славянские, балтские, финские племена). Большое значение для становления древнерусского государства имел географический фактор, позволявший рассматривать территорию Восточной Европы как связующее звено между Балтийским регионом, Балканами и мусульманским Востоком. Результатом варяжского завоевания и деятельности первых князей — Рюрика и Олега — стало формирование торгового пути "из варяг в греки", организация сбора дани с покорённых и "примученных" племён (в форме Полюдья) и экспорт рабов как одна из главных статей "русского" экспорта, организация походов на Балканы и в Закавказье. Реформы Ольги (учреждение "уроков" и "погостов"), Крещение Руси при Владимире стали важной вехой для перехода от преимущественно военного к политическому и культурному объединению восточнославянских земель. В ответе необходимо охарактеризовать влияние религиозного выбора (православие) на международные связи и последующее развитие русского государства.

 

Русь и Орда.

Должны быть названы основные причины разделения Киевского государства на отдельные земли-княжения: упадок днепровского торгового пути, защита и эксплуатация которого стимулировали единство государства и сдерживали центробежные тенденции, развитие местных центров, как пунктов сбора дани и консолидации местной племенной элиты, преобладание натурального хозяйства и локальных социально-экономических связей. Необходимо охарактеризовать политическое устройство ("земля" во главе со старшим "стольным" городом, городская тысячная организация во главе с тысяцким, "вече", институт княжеской власти) и социальную структуру древнерусского общества в период раздробленности: боярство, "люди", основные группы зависимого населения (смерды, закупы, холопы).

При рассмотрении культуры необходимо обратить внимание на культурные связи русских земель с другими европейскими народами, должны быть названы основные памятники права, литературы, архитектуры Древней Руси.

Рассматривая развитие русских земель после монгольского завоевания, важно выделить в ответе основные последствия "ига":

• усиление культурных, политических и экономических связей с Востоком и ослабление связей с Европой;

• укрепление, при содействии Орды, института княжеской власти и политическая централизация северо-восточной Руси;

• формирование служебной системы и вотчинного государства, превращение населения страны в слуг (подданых) князя, изменение отношений в среде господствующего класса ("дружина" — "Государев двор").

В меньшей степени эти последствия проявились в западных (вошедших в состав Литовско-Русского государства и Польши) и северо-западных (Новгород) земель, в большей — на русском северо-востоке, центре будущего Московского государства.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ и подготовке к итоговой аттестации по дисциплине

"отечественная история"

Челябинск, 2008

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры новейшей истории. Протокол № 5 от «28» декабря 2007г.

 

Зав. кафедрой ____________ Г.А. Гончаров

 

Согласованы с учебно-методической комиссией и приняты на Совете исторического факультета.

Протокол № 5 от «01» февраля 2008 г.

 

Декан исторического факультета ______________ В.В. Грудзинский

 

 

Составители:

к.и.н., доцент З.Н. Анохина, к.и.н. Н.В. Гришина, к.и.н., доцент П.Ф. Назыров

 

 

От составителей

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм организации образовательного процесса в вузе. Самостоятельный поиск способствует расширению социального опыта, становлению и развитию таких учебно-познавательных и профессиональных компетенций как овладение навыками исследовательской деятельности; целеполагание, планирование, анализ и рефлексия в процессе познания; формирование целостного мышления; расстановка приоритетов и нахождение оптимальных решений.

Значение самостоятельной работы студентов постоянно возрастает, что является вполне закономерным на фоне увеличивающего объема информации и уменьшения количества учебных часов, выделенных на лекции и семинары.

В учебном курсе «Отечественная история» самостоятельная работа связана с проработкой лекционного материала, с подготовкой к семинарским занятиям, собеседованиям, коллоквиумам, докладам, зачетам и экзаменам, с самостоятельным изучением некоторых разделов курса.

Самостоятельная работа студента на лекции

Ведущую роль в организации учебного процесса играют лекции, которые определяют содержание и направленность работы студентов в освоении научных знаний, выполняют образовательную, воспитательную и учебно-организационную функцию. Самостоятельная работа студентов с лекционным материалом, состоящая из его повторения, структурирования, анализа, способствует интериоризации полученных знаний.

Особое значение в организации самостоятельной работы студентов имеет вводная лекция преподавателя. Раскрывая сущность предмета и методы отечественной истории как науки, преподаватель знакомит студентов с основными формами организации учебной деятельности в вузе. Также в лекции обобщаются результаты научных исследований, дается представление о современной историографической ситуации. Лекции вооружает студента необходимым минимумом знаний для самостоятельной работы и указывает ее цель и основные направления. Студенты наделяются инструментарием в виде рабочей программы и методических рекомендаций, что позволяет им впоследствии адекватно организовывать самостоятельную работу.

Тематические и обзорные лекции требуют от студента дополнительной подготовки. Во-первых, он должен знать содержание предшествующей лекции, без чего невозможно сознательно усвоить новый материал. Особое значение предварительная подготовка приобретает в тех случаях, когда в лекциях освещаются не все вопросы программы курса и ряд вопросов, не представляющих большой трудности, выносится на самостоятельное изучение. Лектор в ходе лекции указывает, какие именно разделы темы должны быть самостоятельно изучены, предлагает список источников и литературы, с которыми необходимо ознакомится студенту, комментирует формы отчетности по самостоятельной работе[1].

Во-вторых, студент должен слушать лекцию и одновременно ее конспектировать. Правильно организованное конспектирование способствует дальнейшей подготовки к зачету или экзамену. Запись лекции предлагается вести в общей тетради, пронумеровав ее и оставив первые страницы для оглавления, что дает возможность быстро найти нужную лекцию; в тетради записать дату, номер лекции, тему и план лекции; название вопросов во время лекции можно не записывать, а лишь обозначить их порядковый номер согласно плану. Целесообразно в лекционной тетради оставить широкие поля, которые можно использовать для записи ссылок на литературу и источники, цитат, а также заполнять их дополнительным материалом при самостоятельном чтении рекомендованной литературы и при подготовке к зачету или экзамену.

Дословно записывать содержание лекции нет необходимости. Конспектирование предполагает фиксирование лишь основных положений, главных мыслей и выводов. Самостоятельная работа студента на лекции и заключается в выделении главного материала. Лекцию необходимо воспринимать творчески, избегать механического записывания, фиксировать ранее неизвестную информацию. Студенту рекомендуется в тот же день обработать свой конспект: прочесть его, вписать пропущенное, исправить неточные выражения, формулировки, искажения, подчеркнуть важные места.

Самостоятельная работа студента при подготовке к семинарам

Семинарское занятие основано на активной деятельности студентов, состоящей в самостоятельной подготовке к семинару по предложенной теме, а потом ее коллективном обсуждении. В семинарском занятии участвует академическая группа студентов, в процессе непосредственного общения с которой преподаватель изучает и оценивает индивидуальные особенности студентов. Обмениваясь мнениями при обсуждении рассматриваемых вопросов, студенты имеют возможность проверить, насколько глубоко подготовились к семинарскому занятию, приобретают навыки самостоятельного мышления, учатся умению рассуждать, в полемике отстаивать свои взгляды и убеждения. Творческая атмосфера на семинаре при соответствующей его подготовке побуждает к глубокому овладению знаниями, способствует формированию принципиальности в суждениях, самокритичности.

Выполняя познавательную и воспитательную функции, семинар позволяет контролировать качество самостоятельной работы студентов. Для подготовки к каждому семинару потребуется от 4 до 5 часов. Перед началом работы необходимо внимательно прочитать и тщательно продумать вопросы плана семинарского занятия[2]. При работе с источниками и литературой выделять те места, которые освещают эти вопросы. Особенно внимательно и полно необходимо знакомится с выводами, обобщениями и заключениями авторов, в которых итожится их позиция.

Подготовка к семинару может осуществляться через конспектирование материала или с помощью других способов (ксерокопии, информационные ресурсы). Чтобы в полной мере осознать и структурировать материал, рекомендуется его записать. Запись может осуществляться как кратко (в виде плана), так и более развернуто (тезисы, выписки). Для составления простого плана могут быть использованы названия глав и разделов из используемой литературы, которые служат в качестве отправных точек при ответе на вопрос семинара. Развернутый план помимо основных вопросов содержит подвопросы, также он предполагает выписывание наиболее существенных положений, показательных фактов и цифр. Более сложной формой записи являются тезисы. Они кратко, сжато передают содержание изучаемого материала. Достоинство тезисов состоит в том, что они дают возможность особенно кратко и выпукло передать основные мысли источника, выделить обобщения и выводы. Еще одной используемой формой записи являются выписки – отобранные из текста наиболее важные места или определения, записанные дословно или близко к тексту. При цитировании авторского текста необходимо в точности соблюдать расстановку знаков препинания, авторские подчеркивания и другие цифровые выделения, а также указывать ссылку на источник (название произведения и страницу). Цитату целесообразно выделить, чтобы при чтении конспекта она сразу же бросалась в глаза. Важно помнить, что цитаты нужно отбирать очень строго и разборчиво, после прочтения всего текста. Цитаты должны быть краткими, большая по объему цитата тяжело воспринимается на слух. При использовании цитаты во время семинара необходимо прокомментировать ее, высказать собственное мнение, объяснить, почему именно эта мысль автора была выбрана в качестве цитаты.

Любой конспект должен иметь поля, на которых делаются различные пометки. Заполнение полей в тетради должно происходить и на самом семинаре, на основании ответов других студентов или комментария преподавателя. Конспект должен быть разборчиво написан, важные мысли выделены абзацами. Накануне семинара необходимо перечитать и продумать записи.

Работа на самом семинаре предполагает такие формы как доклады, сообщения, дополнения, комментарии, дискуссии, обобщения. По ходу семинара преподаватель задает дополнительные вопросы, на которые нет прямого ответа в литературе и источниках. Ответы на них требуют творческого осмысления, логических размышлений.

В целях проверки качества самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам несколько раз в семестр преподаватель организует контрольные мероприятия. Они могут проходить в разных формах: письменные ответы на один вопрос семинара, вывод или обобщение по итогам семинара, решение познавательных задач и др. Главная задача студентов при написании такой работы показать полноту своей подготовки к семинару, сделать ссылки на дополнительную литературу, по возможности использовать цитирование. Выполнение подобных работ является дополнительным основанием для преподавателя при оценивании студента во время промежуточной и итоговой аттестации по курсу.

В конце семинара преподаватель называет тему следующего семинара, разъясняет специфику подготовки к нему. Необходимо обратить внимание на комментарии преподавателя по организации самостоятельной работы, особенно на список рекомендованной литературы. Обычно преподаватель перечисляет наиболее значимые работы, называет обязательные для ознакомления источники, дает ссылки на электронные ресурсы, тем самым способствует усилению целенаправленности и продуктивности деятельности студентов при подготовке к семинару.

Организация самостоятельной работы студента

при подготовке к собеседованию, коллоквиуму, докладу

Собеседование – это своего рода диалог преподавателя и студента. Чтобы вести этот диалог студент должен владеть темой, свободно вести разговор, высказывать свои суждения, подкреплять теоретические положения информацией из источников. Собеседование способствует развитию логического мышления, позволяет научиться делать выводы, аргументировать свои суждения. Коллоквиум – это собеседование преподавателя с группой студентов. При подготовке к коллоквиуму важно, чтобы каждый участник группы был осведомлен по всему кругу, вынесенных на обсуждение вопросов. Это позволит ему более активно участвовать в обсуждении, свободно высказывать свое мнение.

Доклад как форма деятельности студента может быть как индивидуальным, так и групповым. Доклад предполагает, что его авторы излагают весь объем информации по заданной теме перед аудиторией, после чего отвечают на вопросы других студентов и преподавателя. Доклад всегда готовится заранее, список источников и литературы, используемой при написании доклада, а также его структуру необходимо обсудить с преподавателем. Наиболее удачны доклады студентов, свободно владеющих материалом. Недопустимо читать доклад, он тяжело воспринимается на слух, не вызывает интереса у аудитории. При подготовке доклада уместно использовать электронные ресурсы, сопроводить доклад видео-презентацией, раздаточным материалом. Перед выступлением с докладом перед аудиторией необходимо его отрепетировать, чтобы объем доклада был выверен по времени, а сам докладчик чувствовал себя более уверенным.

Консультации как средство оптимизации

самостоятельной работы студента

Консультации – это важнейшее средство помощи студентам в организации самостоятельной работы. Они могут быть различными по форме проведения и конкретным задачам: групповые и индивидуальные консультации, консультации для неуспевающих студентов, для студентов, интересующихся предметом, тематические консультации при подготовке к докладу, собеседованию, коллоквиуму, консультации при подготовке к экзамену.

На консультациях преподаватель комментирует специфику разных форм работы, разъясняет вопросы, вызвавшие у студентов затруднения. Во время консультации студент может обсудить с преподавателем структуру доклада, требования к собеседованию, коллоквиуму, задать интересующие вопросы.

Самостоятельная работа студента

при подготовке к зачету или экзамену

Зачеты служат формой проверки усвоения изученного учебного материала. Они проводятся в том случае, если курс отечественной истории изучается в течение двух семестров. Допуск студента к экзамену осуществляется при условии сдачи зачета.

Зачеты проводятся путем опроса в форме собеседования преподавателя со студентом по конкретным вопросам или же в форме тестирования. Отдельным студентам может быть поставлен зачет без опроса по итогам работы на семинарах в течение семестра. При этом учитывается активность работы студента, глубина усвоения материала, добросовестность выполнения практических заданий и контрольных мероприятий, выступление с докладами, посещение занятий.

Экзамены имеют цель оценить работу студентов по итогам изучения всего учебного курса. Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме, также в форме письменного или компьютерного тестирования.

Для подготовки к зачету и экзамену студенты наряду с текстом лекций, конспектов семинаров могут использовать различные учебные пособия и дополнительную литературу.

Вопросы к экзамену по отечественной истории содержатся в рабочей программе курса[3].

Во время экзамена по «Отечественной истории» проверяются следующие дидактические единицы:

№ п/п Наименование дидактической единицы ГОС № вопроса Экзаменационный вопрос
  История как наука 1. История как наука. Методы исторического познания.
2. Историческая память общества. Исторический источник. Виды исторических источников.
  Образование и развитие Древнерусского государства VI-XII вв. 3. Восточные славяне в VII-IX вв. Расселение, занятия, устройство жизни. Влияние природно-климатического и геополитического факторов на русскую историю.
4. Возникновение и расцвет Древнерусского государства. Политический и социально – экономический строй Киевской Руси.
5. Крещение Руси. Христианство как фактор сплочения и развития Руси. Культура древнерусского государства.
  Русские земли в эпоху раздробленности XII-XV вв. Русь и Орда. 6. Русские земли в период раздробленности XII-XIII вв: Особенности политического и социокультурного развития.
7. Монголо-татарское нашествие и его влияние на исторические судьбы русского народа. Русь и Орда в XIII-XIV вв.
  Российская государственность в XV-XVII вв. 8. Образование единого централизованного Московского государства.
9. Россия в XVI в. Реформы Ивана IV. Опричнина.
10. Россия в период Смутного времени. Начало династии Романовых.
11. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
12. Становление и развитие крепостного права в России в XV-XVIII вв.
  Модернизация России в XVIII в. 13. Преобразование Петра I и их роль в модернизации российского общества.
14. Россия в середине и второй половине XVIII в. Политика просвещенного абсолютизма.
  Российская империя в первой половине XIX в. 15. Россия в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года. Восстание декабристов.
  Государство и общество в России во второй половине XIX в. 16. Реформа 1861 года. Предпосылки, ход и значение.
17. Либеральные реформы 60-70 гг. XIX века и их значение для обновления российского общества.
18. Народничество в России: этапы развития, организации, тактика, судьба.
  Россия на рубеже XIX – XX вв. 19. Россия на рубеже XIX-XX вв. Особенности социально-экономического развития. Рабочее движение.
  Политические процессы в России в начале ХХ в. 20. Причины и характер революции 1905-1907 годов, ее важнейшие этапы, исторический опыт.
21. Политические партии в России начале XX, третьеиюньская политическая система. Опыт Российского парламентаризма.
22. Столыпинская аграрная реформа ее итоги и значение.
23. Первая мировая война и участие в ней России.
  Революция 1917 г. в России и ее цивилизационное значение. 24. Февральская революция 1917 года в России, причины, характер, ход, движущие силы.
25. От февраля к октябрю 1917 г: альтернативы развития.
26. Политический кризис осени 1917 г. Октябрьский политический переворот Установление Советской власти России зимой – летом 1918 г.
  Общенациональный кризис и гражданская война в России (1917-1922 гг.). 27. Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
28. Политика военного коммунизма.
  Социально-экономическое и политическое развитие Советской России в 1920-е гг. 29. Россия в годы новой экономической политики. Образование СССР.
  СССР в 1930-е гг.: опыт социалистической модернизации 30. Индустриализация страны и ее социально – экономические итоги.
31. Коллективизация сельского хозяйства, ее экономические и социально-политические последствия.
32. Социально – политическое и культурное строительство в СССР в 20-30 –е годы. Становление режима личной власти Сталина.
  Великая Отечественная война 1941-45 гг. 33. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Нападение фашистской Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
34. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Советский тыл. Роль Урала в победе.
35. Итоги, уроки Великой Отечественной войны. Изменения в мире после второй мировой войны. Начало холодной войны.
  Государство и общество СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.). 36. Восстановление и развитие страны в послевоенный период. Общественно- политическая жизнь.
  Попытки реформирования государственного социализма и нарастание кризисных явлений в СССР в 1953-1985 гг. 37. Преобразования в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны в период оттепели.
38. Экономическая реформа 1965 г. и ее итоги. Нарастание кризисных явлений в 1970-1980-е гг.
  Перестройка и распад СССР (1985-1991 гг.). 39. Концепция перестройки. Стратегия экономического ускорения и провал попыток реформирования.
40. Августовские события 1991 года. Распад СССР.
  Российская государственность на современном этапе. 41. Политический кризис в России осенью 1993 года Новая конституция Российской Федерации.
42. Социально-экономическая политика России в 1990-е гг.
         

 

Тема 1. История как наука



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.082 с.)