Учебные научные исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные научные исследования



Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки магистратуры 050400 «Психолого-педагогическое образование» обучающийся должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в области научно исследовательской деятельности:

— изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;

— разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);

— проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;

— анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;

— экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;

— создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

— разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

— изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.

В процессе обучения в магистратуре учебным планом предусмотрены учебные научные исследования. Исследования, которые могут проводить магистранты, подразделяются на три группы:

- теоретические;

- эмпирические;

- смешанные (комплексные).

Теоретические исследования базируются на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные. К теоретическим относятся исторические и методологические исследования.

Исторические исследования, как правило, посвящаются изучению неизвестных страниц истории науки, общественной и профессиональной деятельности персоналий. К ним также причисляют: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории. Полноценное исследование какого-либо явления или процесса может быть только после изучения его эволюции от возникновения до настоящего состояния.

Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования. Без методологического обоснования не должно проводиться ни одно исследование.

Эмпирические исследования – это работы, связанные с изучением и описанием практики. Их предметом становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. Среди эмпирических выделяют такие виды, как экспериментальные и опытно-практические исследования. Экспериментальные исследования проводятся для подтверждения или опровержения рабочей гипотезы путем выстраивания фактической или контрафактической модели. Опытно-практические исследования проводятся как изучение и описание практического опыта работы, демонстрирующего высокие результаты. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в научной среде. Им может быть и опыт самого студента по работе в определенном направлении.

Смешанные работы предполагают сочетание указанных типов и разных их видов. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования, так что возникают теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические и т. д. Сочетания видов могут быть самыми разнообразными. Студенты чаще всего прибегают именно к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению. Как показывает практика, этими типами и видами исследований целесообразнее овладевать постепенно. Так, реферат вообще предполагает один вид – например, исторический, методологический или опытно-практический. Курсовую работу можно сделать, объединив два вида, скажем, методологический и опытно-практический или исторический и методологический. Дипломную работу лучше выполнять как комплексную, сочетающую в себе и исторический, и методологический, и экспериментальный, и опытно-практический виды исследований.


ЧАСТЬ 3 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

 

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки магистратуры 050400 «Психолого-педагогическое образование» требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится обучающийся по ООП магистратуры (научно-исследовательской, научно-методической, педагогической, организационно-управленческой деятельности, психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, в том числе:

- анализ профессиональной информации, полученной в ходе лабораторного или естественного эксперимента, или в процессе реального эмпирического обследования, с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики;

- проектирование психолого-педагогических исследований и разработок в основных видах профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки, в том числе, разработка проектов коррекционно-развивающих программ, программ профилактики и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- обработка, обобщение и интерпретация результатов психолого-педагогических обследований и исследований;

- разработка проектов научно-методических и нормативно-методических материалов, обеспечивающих психолого-педагогическую деятельность.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Предлагаемая тематика ВКР, как правило, охватывает широкий круг вопросов. Поэтому структура каждой работы может уточняться студентом с научным руководителем исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ВКР

Структура выпускной квалификационной работы должна включать:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основную часть (2-3 главы);

5) заключение;

6) список источников и литературы;

7) приложения.

А) Введение:

Во введении необходимо:

−обосновать актуальность темы исследования, её научное и практическое

значение;

−чётко сформулировать цель, объект, предмет и гипотезу исследования;

−определить задачи и методы исследования;

−указать методологическую основу исследования;

−показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Актуальность исследования определяет важность выбранной темы для теории и практики. Обоснование актуальности исследования заключается в ответе на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи (до 2 стр.).

Тема исследования - это сфера исследования в рамках предмета. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.

Цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Объект исследования - это, как правило (но не обязательно), процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.

Предмет исследования - более конкретное по своему содержанию понятие: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.

Гипотеза исследования в общем виде представляет собой научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата. Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.

Задачи исследования – это конкретизация направлений, по которым пойдёт реализация цели, т.е. это программа решения поставленной проблемы. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти.

В исследовании целесообразно выделять три группы задач. Чаще всего первая из групп задач – историко-диагностическая - связанная с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая - теоретико-моделирующая группа задач – с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов, модели, структуры, функций и способов его преобразования; третья – практически-преобразовательная группа задач - с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также разработкой практических рекомендаций.

Методы исследования - это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.

Теоретико-методологическая основа исследования – это теоретические основания, служащие базой для объяснения научно- педагогических фактов, используемые методы объяснения. Очень важно, чтобы объяснение велось не на пустом месте, не путем простого фантазирования, а на основе уже доказанных положений, установленных закономерностей, признанных философских, психолого-педагогических концепций, теорий. При этом, конечно же, надо понимать суть заявленных позиций, неукоснительно придерживаться этих позиций, уметь объяснить и проиллюстрировать, как и где конкретно заявленная теоретико-методологическая основа в исследовании использована.

Поскольку исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативного характера, должна содержать хотя бы элемент новизны и быть хоть в чем-то и кому-то полезной, в ней необходимо в явном виде сформулировать научную новизну, теоретическую и практическую значимость выполненного исследования.

Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории научной области. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Рекомендуется отдельным пунктом выделить положения, выносимые на защиту. На защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для ВКР их может быть не более 2-3.

Б) Основная часть

Основная часть работы состоит, как правило, из 2-3 логически связанных и соподчиненных глав (разделов), вытекающих из общей цели работы и тех задач, которые определены автором во введении. Главы могут подразделяться на несколько частей (подразделов, параграфов). В конце каждой главы целесообразно давать краткие выводы по ней.

В первой главе (теоретико-методологической), как правило, выполняется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему. По объему теоретическая часть может занимать до 30-40% всей работы. Задача теоретико-методологической состоит в том, чтобы в развернутом виде представить состояние изучаемой проблемы к моменту проведения исследования. Если работа носит квалификационный характер, то в обзорной части исследователь показывает собственную эрудицию, умение систематизировать и проводить аналитический обзор литературных источников, рассуждать, делать выводы. Чем большее количество источников информации будет проанализировано исследователем, тем лучше. Глубина поиска определяется уровнем работы.

Теоретико-методологическая часть носит аналитико-реферативный характер. В ней не следует пренебрегать цитированием, либо пересказом содержания фрагментов первоисточников информации. Естественно, что и в том, и другом случае на эти источники должны делаться ссылки. Но ограничиваться цитатами и пересказом нельзя. В теоретико-методологической части на первом месте должны стоять собственные рассуждения, выводы. Но суть в том, что появляться эти рассуждения и выводы должны не на пустом месте, а как результат анализа литературы. Если исследователь встречается с несколькими точками зрения, или у него вырабатывается собственный взгляд на изучаемую проблему, не совпадающий с мнением других авторов, он должен четко определиться с собственной позицией и аргументировать ее. Критика вовсе не возбраняется и даже приветствуется, но к ней надо относиться крайне осторожно. Следует отдавать себе отчет, что уже опубликованные материалы, как правило, являются плодом чьей-то, часто длительной поисковой работы, они где-то проходили экспериментальную проверку, защищались, давали положительный практический эффект.

Вторая глава (эмпирическая) включает в себя совокупность расчетно-аналитических или практических действий. Назначением главы является подробное раскрытие исследуемого процесса, явления. В главе анализируется динамика показателей, выявляются и классифицируются факторы, влияющие на эти показатели, раскрываются конкретные методы решения той или иной проблемы, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

В эмпирической главе описываются методики и условия эксперимента, составляются таблицы, графики, схемы и т.д. (по собственным результатам, материалам статистических сборников и т.п.). Эта глава может занимать 40-50% общего объема работы. Содержание главы базируется на итогах обзорной части. В ней исследователь представляет собственную работу, как правило, являющуюся продолжением и развитием работ предшественников. Следует иметь в виду, что в дальнейшем будет защищаться и представлять интерес именно вторая глава работы, поскольку в ней должен содержаться новый, оригинальный, практически полезный материал.

При изложении материала мысли должны формулироваться четко и ясно, увязываться друг с другом одной логической нитью, хорошо иллюстрироваться. Текст работы не должен быть перегружен второстепенным материалом, поэтому в нем надо оставлять только отдельные иллюстрации, поясняющие суть раскрываемых проблем. Остальной практически значимый материал, наработанный исследователем, целесообразно отнести в приложения к работе.

В) Заключение

Заключение тесно увязывается с введением. В нем исследователь кратко отчитывается о том, решены ли поставленные задачи исследования, достигнута ли поставленная цель, нашла ли подтверждение рабочая гипотеза, говорит о степени завершенности работы и перспективах ее продолжения. Рекомендуемый объем заключения – 2-3 страницы. Как правило, задачи сформулированные во введении становиться опорными содержательными частями в заключении в форме решения этих задач.

Г) Список литературы

Значимой частью ВКР является список литературы, который должен содержать не менее 50 источников, одноименный заголовок и оформляться в виде текста, пронумерованного по числу указанных источников. Включенные в такой список источники должны иметь отражение в тексте работы. Помимо того, что это ценное указание на источники по теме исследования для всякого, кто будет читать эту работу, библиографический аппарат позволяет судить о научной культуре автора, степени его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников. Библиографический аппарат оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (действует с 30 июня 2004 г.).

Д) Приложения

В Приложения выносятся материалы, которые облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Приложения способствуют более широкому освещению темы. По содержанию и форме приложения могут быть самые разные: копии документов, выдержки из отчетных материалов, фотографии, письма, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы, располагая в порядке появления на них ссылок в тексте выпускной квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера, порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной квалификационной работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части выпускной квалификационной работы должны быть сделаны ссылки.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ВКР должна быть оформлена в том виде, который может позволить судить о полноте и обоснованности содержащихся в ней результатов, выводов и предложений. Изложение материала должно быть последовательным, логичным, конкретным, с опорой на результаты практики.

ВКР должна быть написана на русском языке и выполнена в единой стилевой манере. Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятой в психологической и педагогической науках терминологии. Предложения следует формулировать так, чтобы избежать их двусмысленного или противоречивого толкования, неопределенности понимания. Вместе с тем, не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы. В тексте работы рекомендуется выделять законченную мысль в самостоятельный абзац.

Для обоснования сформулированных в работе положений, суждений, выдвигаемых гипотез, решения различных вопросов студенту необходимо широко использовать выписки, сделанные в процессе изучения источников. В качестве довода, подтверждающего ту или иную мысль, могут быть использованы выводы, сформулированные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирования специальных мест из опубликованных работ, статей и т.п., но с обязательной ссылкой на источник. Ссылки на источник информации ставятся после цитаты и оформляются арабскими цифрами, занесенными в квадратные скобки, с указанием номера источника в списке литературы и номеров страниц цитируемого источника: [2, с. 18]. По их содержанию можно судить о научном аппарате работы и ее квалификационных качествах. Приводимые в тексте цитаты не должны быть громоздкими. Цитировать нужно только суть доказательства. Категорически запрещается воспроизводить в ВКР фрагменты текстов, фактов, цитат, статистических данных из публикаций, документов без указания источника заимствования. Если на предмет исследования имеются различные точки зрения, необходимо привести каждую из них (либо основные, наиболее распространенные), подвергнуть критическому анализу на основе имеющихся фактических данных и сформулировать вывод о преимущественном значении той или другой, поддержать или отвергнуть (полностью или частично), показав мотивы, по которым эта точка зрения поддерживается или отвергается.

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Для письменной научной речи наиболее предпочтительно повествование от третьего лица в единственном числе, т.к. основное внимание сосредоточено не на субъекте, а на объекте и предмете исследования.

Авторская позиция в то же время должна обязательно находить свое выражение, особенно в случаях, когда речь заходит о гипотезах, версиях, оценках, когда делаются определенные выводы и т.п. Традиционной формой обозначения авторской позиции является следующая конструкция: «мы полагаем (считаем, уверены, разделяем точку зрения и т.п.)…». В данной конструкции «мы» подразумевается «автор научного исследования и его научный руководитель или соавторы».

Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускается. Исключение составляют сокращения, установленные ГОСТ 7.0.12-2011, а также общеизвестные сокращения, такие как, например, РФ. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов.

Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть

одинаковыми.

Грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки, опечатки в ВКР недопустимы, а их наличие существенно влияет на оценку работы и решение вопроса о допуске ее к защите.

Чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать следующие правила:

−не злоупотреблять использованием иностранных слов;

−избегать использования слов, имеющих множественное значение;

−пояснять только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылки на авторов;

−тщательно подбирать синонимы;

−избегать искусственной наукообразности;

−избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях;

−не использовать в предложении слов, удаление которых из текста не изменит его смысла;

−избегать громоздких словесных конструкций;

−не употреблять фразеологизмы;

−не использовать просторечивые слова и т.д.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ ВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Согласно «Положению о защите выпускной квалификационной работы в ФБГОУ ВО «Сочинский государственный университет»» от 29.03.2016 года ВКР должна быть отредактирована и вычитана. Наличие опечаток, а также орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок является основанием для снижения оценки.

ВКР должна быть подготовлена в двух идентичных экземплярах и представлена в твердом переплете.

Титульный лист – первая страница выпускной квалификационной работы, оформляется по установленной форме (приложение 5). Подписи на титульном листе ставятся черными или синими чернилами.

Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60.

Цвет шрифта – чёрный, интервал – 1,5 пт, гарнитура – TimesNewRoman, размер шрифта – 14пт, абзацный отступ – 1,25 см, общее выравнивание текста – по ширине.

Текст ВКР следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: правое –10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим нанесением исправленного текста (графики) машинным или рукописным способом. Наклейки, повреждения листов ВКР, помарки не допускаются.

Фамилии, названия учреждений и другие имена собственные в тексте ВКР приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия учреждений в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Имена следует писать в следующем порядке: имя, отчество, фамилия или инициалы, фамилия, через пробел, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.

В тексте допускаются сокращения и аббревиатуры, отвечающие установленным правилам русской орфографии. Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ 7.0.12-2011, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004. Сокращения вводятся только на часто встречающиеся термины, наименования, символы. При первом упоминании слова или словосочетаний, подлежащих сокращению, должно быть приведено его полное название с указанием в круглых скобках сокращенного названия или аббревиатуры, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».

Если в ВКР принята особая система сокращения слов и наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе ВКР «Определения, обозначения и сокращения».

В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, допускается использовать введенные их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания.

Нумерация и оформление разделов, подразделов, пунктов, подпунктов

Наименования структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» являются заголовками структурных элементов ВКР.

Структурные элементы «ВВЕДЕНИЕ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» не нумеруются.

Основную часть ВКР следует делить на разделы (главы), подразделы, пункты, подпункты. Количество разделов не ограничено, но название и содержание каждого должно последовательно раскрывать избранную тему. Название раздела (главы) должно быть четким, лаконичным и соответствовать его содержанию. Недопустимо, чтобы название раздела повторяло название ВКР.

Каждый структурный элемент ВКР, а также разделы (главы) основной части ВКР следует печатать с нового листа (страницы).

Соподчиненность заголовков рекомендуется обозначать с помощь шрифтовых выделений.

Заголовки структурных элементов ВКР и разделы (главы) основной части ВКР выделяются жирным шрифтом TimesNewRoman, размер 14пт пишутся прописными буквами без точки и без подчеркивания, выравнивание по левому краю. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова в заголовках не допускаются. Заголовок подраздела не должен быть последней строкой на странице. После заголовка раздела оставляется одна пустая строка.

Заголовки второго и третьего уровня (параграф, пункт, подпункты) печатаются шрифтом TimesNewRoman, строчными жирными буквами и строчным жирным курсивом, соответственно.

Подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример – 1, 2, 3 и т. д.

Подразделы нумеруются в пределах раздела. Номер подраздела включает номер раздела и подраздела, разделённые точкой. Например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела и пункта, разделённые точкой. Например, 1.1.1, 1.1.2 и т.д. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой. Например, 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т. д.

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Если пункт состоит из одного подпункта, то подпункт не нумеруется.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить тире. При необходимости ссылки в тексте ВКР на один из элементов перечисления вместо тире ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением ё, з, й, о, ч, ъ, ы, ь). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Например,

а) текст

1) текст

2) текст

б) текст

Нумерация страниц

Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре части листа без точки.

Титульный лист, задание на ВКР (при его наличии) и содержание включают в общую нумерацию страниц ВКР, номера страниц на них не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте ВКР на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ (297×420) учитывают как одну страницу.

Нумерация страниц ВКР и приложений, входящих в состав ВКР, должна быть сквозная.

Ссылки и цитаты

При использовании в работе информации из опубликованных или неопубликованных (рукописей) источников обязательна ссылка на источник. Нарушение этой нормы (использование неправомочных заимствований) является плагиатом.

В тексте ВКР допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие источники следующих форм: затекстовые (после текста раздела) и подстрочные постраничные (внизу страницы под основным текстом).

Ссылаться следует на источник в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.

Оформление ссылок должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников и литературы.

В тексте ВКР допускаются внутритекстовые ссылки на структурные элементы ВКР.

При ссылках на структурный элемент текста ВКР, который имеет нумерацию из цифр, не разделенных точкой, указывается наименование этого элемента полностью, например, «…в соответствии с разделом 5», или «…по пункту 3».

Если номер структурного элемента ВКР состоит из цифр (буквы и цифры), разделенных точкой, то наименование этого структурного элемента не указывают, например, «…по 4.10», «…в соответствии с А.12». Это требование не распространяется на таблицы, формулы и рисунки, при ссылке на которые всегда упоминают наименование этих структурных элементов, например, «…по формуле (3)», «…в таблице В.2», «...на рисунке 3».

При ссылке на перечисление указывается его обозначение (и номер пункта), например, «…в соответствии с перечислением б) 4.2.2».

При ссылке на показатели, приведенные в таблице, указывают номер показателя, например, «…в части показателя 1 таблицы 2».

Если существует необходимость напомнить о том, что какое-либо положение, его фрагмент, отдельный показатель, его значение, графический материал, его позиция приведены в соответствующем структурном элементе ВКР, то ссылка приводится в круглых скобках после сокращения «см.», например, «…правила транспортировки и хранения (см. раздел 4)», «…физико-химические показатели (см. 3.2.1)».

Допускаются следующие варианты указания затекстовых ссылок:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.082 с.)