Международное морское право: Пон, источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное морское право: Пон, источники



— это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и ре­гулирующих межгосударственные отношения в связи с их ис­следованием и использованием. Развивалось как обычное право. Женевские Конв по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о конти­нентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Конв ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами, всту­пила в силу 16 ноября 1994 г по вопросам сотрудничества: Конв о межд правилах предупреждения столкно­вения судов в море 1972 г.; Международная Конв по охра­не человеческой жизни на море 1974 г.; Международная Конв по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — относительно вмеша­тельства в открытом море в случаях аварий, приводящих к за­грязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др. +Межд морской ор­ганизацией (ИМО) + многосторонние и двусторонние договоры: Конв о рыболовстве и сохра­нении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конв о защите Черного моря от загрязнения 1992 г и т.д Меморандум о мерах по более эффективному и успеш­ному развитию сотрудничества между Правительством РФ и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о мор­ском торговом судоходстве; и др. В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм ММП государства издают внут­ригосударственные законодательные и иные правовые акты. К таким актам относятся Закона РФ "О Государственной границе РФ", Водный кодекс РФ, ФЗ "О континентальном шельфе РФ" и ряд других.

 

Билет №14

1. Нормы МП: понятие, виды.

Для м/н норм характерны все признаки, свойственные для любых правовых, в частности: Общеобязательность, Общий характер предписаний, Обращенность к неопределенному кругу лиц, Формальная определенность, Обеспеченность принуждения Нормы МП – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных объектов МН, создаваемые путем соглашений государств. Особенности: Порядок создания – согласование государств Специфическая форма закрепления норм (м/н договоры и м/н обычаи) Предмет регулирования – в основном межгосударственные отношения, которые ничем кроме как м/н норм не регулируются. Сами создатели м/н правовых норм индивидуально и коллективно обеспечивают их реализацию. Процесс создания МПН: 1)Выражение государства согласия самим содержанием правила (для м/н договора – согласие с текстом, для обычая – формирование обыкновения). 2)Выражение государством согласия на обязательность нормы. Виды МПН: 1)По форме: Документально – закрепленные (договор),Документально незакрепленные (обычай) 2) По субъектно – территориальной сфере действия: Универсальные – нормы, регулирующие отношения, объекты которых представляют всеобщий интерес и которые признаны большинством государств (н: Устав ООН, м/н пакт о гражданских и политических правах 1966г., м/н пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966г.) Региональная – создаются на территории определенного региона (н: нормы, созданные государствами в рамках региональных международных организаций – например нормы, созданные в Евросоюзе, Совете Европы, СНГ и т.д.). Партикулярные (локальные) – это нормы, регулирующие отношения между двумя или несколькими государствами. 3) В зависимости от функционального назначения: Регулятивные – устанавливают конкретные права и обязанности субъектов, Охранительные – нормы, признанные гарантированно реализацию регулятивных норм. 4)По характеру субъективных прав: Обязывающие – нормы, фиксирующие обязательство совершать конкретные действия, Запрещающие – нормы, предписывающие воздержаться от определенных действий (н: запрет передачи ядерного оружия). Уполномочивающие – нормы, закрепляющие права субъектов МП 5)По функциям в системе: Материальные – устанавливают права и обязанности субъектов, Процессуальные – регламентируют организацию процедурных аспектов реализации материальных норм 6)По методу воздействия: Императивные, Диспозитивные Нормы jus cogens Нормативное определение содержится в Венской конвенции о праве м/н договоров 1969г. В ст.53 jus cogens – это норма МП, которая принимается и признается м/н сообществом государств в целом, как норма, отклонение от которой недопустимо и которое может быть изменена или отменена только последующей нормой МП носящей такой же характер (н: общепризнанные принципы содержатся в Уставе ООН). Признаки: - императивность - признание большинством государств как норма, отклонения от которых не допускается - всегда такая норма, отменить которую может только такая же норма (носящая тот же характер)

Специализированные учреждения ООН.

ООН – универ-я м/н орг-я. устав ООН 26.06.45 подписан устав, 24.10 45 вступил в силу ООН состоит из главными органами и подведомственными им комитетами, комиссиями, центрами, программами, так и "примыкающие" к ООН международные организа­ции. Они создаются на основе межправительст­венных соглашений и наделяются самостоятельными полномо­чиями в специальных областях деятельности. Можно судить по их наименованиям — Между­народная организация труда, Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интел­лектуальной собственности, Международная организация гра­жданской авиации, Международная морская организация и т. д. Устав квалифицирует такие организации, как специализи­рованные учреждения ООН. Их координация с ООН проявля­ется в консультациях, обмене информацией, в праве участво­вать в заседаниях органов друг друга. В компетенции ООН да­вать рекомендации этим учреждениям. В настоящее время существуют 16 шт. МО обладает международной Правосубъектность в пределах полномочий, определенных Уставом или иным учре­дительным актом и привилегиями и иммунитетами. Устав (иной учредительный акт) определяет организа­ционную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Испол­нительный совет и Секретариат во главе с генеральным дирек­тором; в рамках Международной морской организации — Ас­самблея, Совет, Комитеты и Секретариат во главе с Генераль­ным секретарем. Возможно учреждение в отдельных госу­дарствах представительств Организации. В 1989 г. между ЮНЕСКО и Правительством СССР было подписано Соглаше­ние о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР (в настоящее время — в РФ). Директор Бюро является представителем ЮНЕСКО в РФ. В государствах-членах могут создаваться так называемые на­циональные сотрудничающие органы. В качестве примера можно назвать Комиссию по делам ЮНЕСКО, действующую в РФ. Следует также отметить создание в 1993 г. Межведомст­венной комиссии по участию РФ в между­народных организациях системы ООН, которая наделена функ­циями координации.

Внутренние морские воды

пред­ставляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. ВМВ являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Гос-во устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конв ООН по морскому праву и других норм МП. В РФ они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ. Конв-ция 1982г., двусторонние м/н дог-ры о морском торговом судоходстве, внутригос-ми норм-правовыми актами (в РФ – кодекс торгового мореплавания, водный и ФЗ «О внутр. морских водах, тер-ном море и прилегающих зонах» 16.07.1998г.). Состав: воды заливов, бухт, губ, лиман, ширина входов в к-ые не больше 24 морских миль, исторические заливы, воды портов, воды, расположенные в пространстве от береговой линии и прямыми исходными линиями, от к-ых отсчитывается тер-ное море. Правовой режим: нах-ся под исключительным суверенитетом прибрежного гос-ва, для захода в эти воды гос-во определяет порты (открытые) – уст-ся Пост-ем Прав-ва РФ, порядок захода. Для различных судов свой порядок: 1) военные корабли и гос-ые суда, используемые в некоммерческих целях. Общие правила – разрешит-ый порядок, т.е. д. получать разрешение на вход за 30 дней до предполагаемого захода. Искл.: Если есть приглашение прибрежного гос-ва, Если на борту нах-ся глава ин-го гос-ва,Форс мажорные обстоятельства, Принцип взаимности. 2) иные корабли – нет никакихъ требований, но прибрежное гос-во в целях обеспечения безоп-сти или охраны окр-й среды м. предусмотреть особый порядок ограничений или запрет входа судов с ядерными установками или с яд-ым оружием на борту. Осущ-ние юрисдикции прибрежного гос-ва: - военные корабли и гос-ые суда – не распростр-ся, они обладают иммунитетом от юрис-ции гос-ва пребывания. Если данное судно нарушает з-ны и правила прибрежного гос-ва, то оно м. потребовать покинуть внутр. морские воды и тер-ное море. Иные корабли и суда – в полном объеме распростр-ся юрис-ция прибрежного гос-ва. Исключения предусматр-ся двусторонними м/н дог-ми. Эти м/н дог-ры предусм-ют осн-ия для осущ-ия юрис-ции прибрежного гос-ва: Если правонар-ие посягает на общественный хар-р, порядок или безоп-сть прибрежного гос-ва, Если последствия правонар-ия распростр-ся на тер-ию прибрежного гос-ва, Если есть просьба капитана судна или консула гос-ва – плана о помощи, Если преследование н. в целях борьбы с незак-м оборотом наркотиков.

 

 

Билет №15

1. Создание международно-правовых норм. Процесс согласования воль государств.

МПН создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание МПН представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две ста­дии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным. Формирование позиции начинается с осозна­ния своих интересов и потребностей: 1) это общий подход, перспективная цель 2) интересы государств при подготовке данного со­глашения. Затем согласо­вываются позиции. Если позиции совпадают, то уступки и компромиссы не требуются. Позиции- правил пове­дения и фиксируются в договоре или ином акте. Предусматривается гос объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и прогнозирование развития отношений между государ­ствами. Возможен отказ гос части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других.государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредст­вом данного конкретного соглашения. В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляет­ся в виде совпадающих прав и обязанностей государств— уча­стников соглашения Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновре­менно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксиро­ванных в нем, и признание этих правил в качестве обязатель­ных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами, актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса.М.б обычных норм МП заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устой­чивой практики. Они призна­ются в качестве обязательных (opinio juris). Факт рождения договорной нормы четко фиксируется.

2. Генеральная Ассамблея ООН.

Она состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количест­ве не более пяти представителей и пяти заместителей предста­вителей; при этом делегация имеет один голос - сессионный орган (каждый 3 вторник сентября). М. созываться спец сессии, по треб СБ ООН или больш-ва членов ООН (в теч 15 дней). М.б чрезвыч сессии – в связи с угрозой миру, акт агрессии, по требованию СБ или больш-ва членов (в теч 24 часа). Компетенция: а) любые вопросы в пределах устава, даже отнесённые к комп-ции др органов(рассмат­ривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы ра­зоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы со­действия осуществлению прав человека и основных свобод, во­просы прогрессивного развития и кодификации международ­ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам). б) принимать новых членов, в)рекомендации по вопросам, г) избир-ет непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС и образует вспомагательные органы д) назн-ет судей м/н суда, е)назн-ет генсека ООН по реком-ции СБ, ж) утвержд-ет бюджет, з) рассмат-ет вопросы о взносах членов ООН. Процедура принятия реш-я: по важн? (Такими вопросами являются измене­ние Устава, рекомендации -в отношении поддержания между­народного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Соци­ального Совета, членов Международного Суда, назначение Ге­нерального секретаря ООН, прием новых членов и исключение из Организации, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы) - квалиф больш-во (2/3), др? – простым (1/2+1). Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамб­леи: Первый комитет (политические вопросы и вопросы безо­пасности, включая разоружение); Специальный политический комитет (аналогичные вопросы); Второй комитет (экономиче­ские и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый коми­тет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); Пя­тый комитет (административные и бюджетные вопросы); Шес­той комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов пред­ставлены все члены Генеральной Ассамблеи.

Территориальное море

– это морской пояс, примыкающий к сухопутной тер-ии или к внутр. морским водам, протяженностью до 12 морских миль. Правовой режим уст-ся м/н дог-ром и внутригос-ми норм-правовыми актами. ТМ отсчитывается 2 способами: нормальных исходных линий, т.е. по линии наибольшего отлива; прямых исходных линий, если береговая линия глубоко изрезана или где вдоль берега или в непосредственной близости к нему есть цепь островов. Берутся крайние точки и от этой линии отмеряют ТМ. Правовой режим: распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва. все иност-ые гос-ва имеют право мирного прохода в ТМ. Ст.18 Конв ООН по морскому праву 1982г. закрепляет право прохода ч/з ТМ. Цель – 1) транзит (пересечь), 2) заход во внутр. морские воды или выход из них. Ст.19 мирный проход – д.б. быстрым и непрерывным; не допускается высадка, посадка, погрузка, разгрузка; м.б. стоянка на якоре. Немирный проход: судно нарушает любой осн-й принцип, закрепленный в уставе ООН; судно ос-ет маневры/учение с оружием любого вида; судно совершает любой акт по сбору информации или пропаганды для причинения ущерба обороне или безопасности прибрежного гос-ва; любой акт, связ с преднамеренным и серьезным загрязнением; ос-ет рыболовную или исследовательскую д-ть без согласия прибрежного гос-ва. На ТМ распростр-ся суверенитет гос-ва. → гос-во принимает акт: а) регламентир-ся проход ч/з ТМ путем уст-я морских коридоров; б) обесп-ют безоп-ть судоходства в ТМ. По юрис-ции прибрежного гос-ва: морские суда, к-ые осущ-ют транзит: уг-ая юрис-ция не осущ-ся, за искл оснований, предусмотренных в п.1 ст.27 Конв 1982г. гражд-я юрис-ия не осущ-ся; к-ые пересекают ТМ с целью захода/выхода во внутр. морские воды: угол-ая и граж-ая юрисдикция действуют, если уг. и гр. отв-сть судно навлекло на себя во внутр. морские воды или ТМ или во время захода во внутр. морские воды прибрежного гос-ва. Двусторонними м/н дог-ми м.б. изменен порядок осущ-ия юрисдикции

 

Билет №16

Принципы межд права

Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и со­трудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (разд. "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях"). В ПП ВС №5 «о применении судами общей юристдикции общепризнаных принципов и норм МП и МД» под общепризнанными принципами МП Пон основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом и гос в целом, отклонение от кот недопустимо (принцип всеобщего уважения чел, п добросовесного выполнения международных обязательств. признаков: 1) Это наиболее важные нормыМП 2) Принципы явл наиболее общими нормами. 3. явл общепризнанными нормами, обя­зательными для всех государств. 4. это императивные нормы jus cogens, обла­дающие высшей юридической силой. 5. имеют универсальную сферу действия6. взаимообусловлены, имеют комплексный характер. I. Принцип суверенного равенства (все государства юр равны; должны уважать правосубъектность других госу­дарств; все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету; территориальная целостность и политическая независимость;государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы; обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.II. неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств. Государства должно обязательство в отношении поддержания мира и без­опасности. Агрессивные войны влекут отв-сть по МП. Запрещается также про­паганда войны..III. принципу мирного разрешения международных спо­ров государства разрешают споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. с учетом др принципов. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, и т.д. IV. невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. V.территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. VI. нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства. VII. уважения прав человека. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий. IX. сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соотв с целями и прин­ципами ООН. должно быть взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.X. добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства.

2. Совет безопасности ООН.

- постоянно действ-щий орган. СБ имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН, вследствие чего для изменения численного состава Со­вета необходимо внесение поправок в Устав. Состоит из 15 гос-в (5 постоян+10 непост), избир-ся на 2 года. СБ действует от имени и в интересах всех гос-в-членов ООН. Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, яв­ляются пять государств: СССР (РФ), США, Великобритания, Франция и Китай. Генеральная Ассамблея избирает десять других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов СБ. Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избра­нии непостоянных членов уделяется должное внимание степе­ни участия членов Организации в поддержании международ­ного мира и безопасности, а также справедливому географи­ческому распределению Компетенция: а)отвечает за м/н мир и безоп-сть; б)расследует любые ситуации споры к-ые м. привести к прениям или спорам м/у гос-ми, квалиф-ет ситуацию как угрозу миру или нарушение мира или акт агрессии. 3) определяет существование любой уг­розы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В завис-сти от квалиф-й принимает меры: 1) временные (резолюции, в к-ых напоминает о необх-сти соблюдать принцип мирного разрешения споров, процедуры, методы); 2) меры, не связ-ые с использ-ем вооруж-х сил (санкции – полный/частичный перерыв в экон отнош, прекращение сообщений ж/д, возд, морск). Резолюции носят обязат-ый хар-р, создаётся комитет по санкциям. Если ф/л, ю/л под юрисд-й гос-ва –члена ООН нарушает резолюцию, то комитет информирует гос-во, а оно принимает меры; 3) меры, связые с использованием воор-х сил (объед-е воор силы ООН). Каждый член СБ имеет один голос. Ре­шения СБ по процедурным вопросам счита­ются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не прини­мается. Такое исключительное право постоянных членов Сове­та называется правом вето. Если же один или несколько посто­янных членов воздерживаются либо не участвуют в голосова­нии, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

Международные проливы

Межд считаются проливы, соединяющие час­ти морского пространства и используемые для межд судоходства. В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных го­сударств и других государств, пользующихся ими. В Конв о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. содержится положение о недопустимости приоста­новления мирного прохода иностранных судов через проливы, которые используются для межд судоходства. Согласно Конв ООН по морскому праву 1982 г., вид правового режима межд пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет. виды: 1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Тиранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода. 2. Проливы, используемые для межд судоход­ства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или ис­ключительно экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется тран­зитный проход Суда и летательные аппараты при осуществлении тран­зитного прохода соблюдают общепризнанные международные правила Государства, граничащие с проливами, могут устанавли­вать морские 3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удоб­ная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский). Здесь действует свобода судоходства4. Проливы, правовой режим которых определяется специ­альными межд соглашениями (Балтийские, Магел­ланов, Черноморские). Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океа­ны. Берега пролива принадлежат Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятствен­ный проход всех судов; Конв о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. ограничения. Черноморские го­сударства могут проводить любые корабли по уведомлению прави­тельства Турции не менее чем за 8 суток. Через проливы могут проходить военные корабли нечер­номорских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запре­щен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Тур­ции должно быть извещено о проходе за 15 суток. Особый правовой режим установлен для военного времени.

Билет №17

1. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Определение агрессии.

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1899 г., Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам 1907 г. П.4 ст.2 Устава ООН: сила – прежде всего вооруженная сила. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, так и другим образом, несовместимым с целями ООН. Агрессия в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г.-Применение вооруженной силы в МП понимается как акт агрессии. опре­деление агрессии: применение вооруженной силы государст­вом или группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовмес­тимым с Уставом ООН. Перечислив семь видов действий М (бомбардировки, блокада портов, невывод войск), ква­лифицируемых в качестве актов агрессии, резолюция оговори­ла право Совета Безопасности определить, что и другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава. Соучастие в агрессии – 1 государство разрешает применять вооруженную силу другому государству против третьего со своей территории. Квалифицировать акт как агрессию может только Совет Безопасности ООН. Для этого – критерии противоправности – принцип первости (применение первым вооруженной силы), серьёзность намерения. Декларация 70г квалифицирует агрессивную войну – преступление против мира и безопасности человечества, влекущее международную ответственность. Данный принцип не исключает правомерного применения силы в порядке самообороны и не противоречит применению вооруженной силы объединёнными вооруженными силами ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.

2. Межд суд ООН.

- главный суд орган ООН в Гааге. Осущ-т свою деят-ть на основе устава. Споры м/у гос-ми: нарушение МП, возмещение ущерба, наруш-е конкретных м/н дог-в. Суд дает консультативные закл-я. 15 независимых судей, к-ые избир-ся и работают в личном кач-ве, не явл представителями гос-в. Юрисдикция: споры м.б рассмотрены только когда стороны признают юрисдикцию суда. Признание м.б выражено: 1) в любое время гос-во может заявить, что признают юрисдикцию суда обяз-ной, но м.б искл некот споры, 2) в конкретном м/н дог-ре могут предусмотреть, что споры по поводу принятия м/н дог-а будут рассм-ся м/н судом. Гос-во может сделать оговорку, что не признает, но она м.б снята, 3) по конкретному спору. Любой спор с согласия сторон м.б передан в м/н суд. Решение суда обязательно. Суд состоит из 15 независимых судей, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. РФ представлена в Суде. Избираются Ген Ассамблеей и СБ; абсолютное большинство голосов. Срок полномочий— 10 лет, воз­можно переизбрание. французский и английский,письмен­ного и устного. функция:1)разрешение споров между гос принятие консультативных заключений

3. Искл эконом зона

– это район, наход-ся за пределами ТМ и прилегающих к нему, ширина к-го не более 200 морских миль, отсчитывается от исходных линий для отсчета ТМ. Смешанный правовой режим следовательно не распростр-ся суверенитет прибрежного гос-ва, но распростр-ся юрис-ция по реал-ции след. прав (ст. 56 конв ООН по морскому праву): разведка, разработка и сохр. природных рес-в (живых и не живых), Упр-ние этими рес-сами, Использование энергии воды и ветра, Возведение искусств-ых остовов, установок и сооружений, Осущ-ть морские научн. исслед-ия, Принятие мер для сохранения и защиты морской среды, Эти права - в водном простр-ве, на поверхности, на дне и его недрах. Гос-во может принимать НПА– только для осущ-я этих прав в РФ – ФЗ об искл. эк-кой зоне от 18.11.98 Если прибр гос-во не осущ-ет эти права, то оно может разрешить реализ-ть эти права другим гос-м. Д. б. разрешение. Неприбрежные гос-ва имеют права: прокладка кабеля, трубопровода – это неотъемлемые права. Прибр. гос-во не м. препятствовать реал-ии этих прав, к-ые обесп-ют их реал-цию. Неприбрежные гос-ва д. выполнять з-ны и правила прибр гос-ва в данной отрасли. Иначе прибрежное гос-во м. принимать меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебные разбират-во в обеспечении соотв-вия актов, однако арестованное судно и экипаж сразу дб освоб-ны после предоставления разумного залога или другого обеспечения. Наказание, налагаемое прибрежным гос-м за наруш-е з-нов о рыболовстве в искл. эк-кой зоне, не м. содержать тюремное заключение или другую форму личного наказания, если иное не предусмотрено в соглаш-ии сторон.

 

Билет №18

1. Источники МП: понятие, виды.

Источники - это внешняя форма выражения норм МП. В МП нет единого документа, в котором бы перечислялись все источники МП. Традиционные: межд договор, межд обычай. Между тем дипломатическая практика государств свидетельствует о рождении новых форм во­площения МПН в виде актов между­народных конференций и совещаний и актов международных организаций. П.1 ст.38 Статута межд суда: межд обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Межд обычай всегда содержит одну норму, нет чётких словесных формулировок. Ст.2 Венской Конв 1969 г.: межд договор – это международное соглашение, заключаемое государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от наименования. Межд договор может заключаться в устной форме, но положения Венской Конв 1969 г. регламентируют порядок создания, действия, действительности только письменных договоров. Межд договор может заключаться не только государствами, но и другими субъектами МП. Договор может называться Конв, соглашением, пактом, хартией, уставом. Межд договор – основной источник МП. Его форма позволяет чётко сформулировать права и обязанности сторон; договором урегулированы все области межд отношений; межд договор обеспечивает эффективное взаимодействие и согласование норм МП и внутригосударственного права. Межд договор и межд обычай равны по юр силе. Акты межд организаций – акты, принимаемые органами межд межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых межд конференций. Такие конференции могут создаваться: -Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор. -Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт. -Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП. Акты межд конференций – декларация, план, программа, заключительный акт. 1 т.з.: Сторонники признания за данными актами качества источников МП 1.те, которые содержат новые нормы МП 2.если за принятие этого акта проголосовало большинство присутствующих государств. Например, Всеобщая Декларация прав человека (акт Генеральной Ассамблеи ООН) 1948 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. 2 т.з.: В таких актах содержится авторитетное мнение, позиция государств в это время. Содержащиеся в актах положения могут впоследствии стать нормами МП в результате практики государств. ст, 38 Статута Международного Суда ООН здесь наряду с источ­никами МП упомянуты судебные решения и научные концепции, которые нормативными документами не являются. Не случайно в самом тексте статьи они именуются вспомогательным средством для определения правовых норм, т. е. ориентиром при толковании, но не средством (или формой) закрепления норм

2. СНГ.

Распад СССР 8.12.1991 г. Белоруссия, Украина, Россия. В тот же день было принято соглаш-е о создании СНГ, к-ое подписано т. 3-мя гос-ми. 21.12.1991. – протокол, к-ый был подписан, кроме Грузии, всеми бывшими респ-ками СССР (12). 22.01.1993 г. – принятие Устава СНГ, вступил в силу 22.01.1994 г. Состав – 12 респ-к. Осн. цели: 1)сотруд-во во всех сферах; 2)создание единого эконом-го простр-ва; 3)обеспечение и защита прав чел-ка; 4)обеспечение своб. общения м/у гражданами гос-в – членов СНГ; 5)поддержание м/н мира и безоп-сти, включая меры по разоружению; 6)мирное разреш-е споров и конфликтов м/у гос-ми содруж-ва; 7)осущ-ние правовой помощи м/у гос-ми-членами СНГ. Структура СНГ: 1. Совет глав гос-в – сессионный орган. На ур-не глав гос-в СНГ решает принцип. вопросы, касающиеся д-ти СНГ. 2. Совет глав прав-в – сессионный орган. На ур-не глав прав-в координирует сотруд-во ОИВ гос-в- членов СНГ. 3. Совет министров ин. дел – сессионный орган. Осущ-ет координацию внешнепол-кой д-ти гос-в-членов СНГ. 4. Координац.-консультационный комитет действует постоянно. Осущ-ет текущую д-ть СНГ. Подготавливает предложения и проекты док-тов в рамках д-ти СНГ. 5. Экон. суд рассм-ет споры м/у гос-ми-членами СНГ, вытекающие из дог-ров эк-го хар-ра, и даёт толкование положениям такого дог-ра. 6. Комиссия по правам человека разрабатывает проекты м/н дог-ров в области прав чел-ка. М. рассм-ть инд. обращения → рекомендат-ый хар-р реш-ий. 7. Межпарламентская ассамблея – сессионный орган. Работают делегации нац-х парламентов. Ввели только в 1994 г. Заседания – в С-П. 8. Секретариат – адм.-тех. орган. Обеспечивает работу всех остальных органов СНГ. Возглавляет секретарь. Выступает от имени и в интересах СНГ с др. м/н орг-циями и др. гос-ми. Он нах-ся в Минске. Офиц-ый язык – русский.

Континентальный шельф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.191.240 (0.027 с.)