Словарь основных терминов и определений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь основных терминов и определений



 

АГРЕМАН – в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства др. государства. Без получения А. практически нельзя официально на­значить соответствующее лицо в качестве дипломатического представи­теля. Отказ в А., согласно установившейся практике и Венской конвен­ции о дипломатических сношениях 1961г., не обязательно должен быть мотивированным. Запрос А. и ответ на него, как правило, осуществля­ются в конфиденциальном порядке, причем не только в письменной, но и подчас устной форме.

АГРЕССИЯ – в международном праве противоправное применение силы. Общую формулировку понятия А. дает принятое 14 декабря 1974г. Генеральной Ассамблеей ООН Определение агрессии, согласно ст. 1 которого «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости дру­гого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций».

АККРЕДИТОВАНИЕ – в международном праве процесс наделения оп­ределенного лица полномочиями представлять одно государство в другом, воз­главляя дипломатическое представительство, и принятия этих полномо­чий. А. включает в себя и акт вручения соответствующему органу или офи­циальному лицу принимающего государства (главе государства, министру иностранных дел) документа, удостоверяющего наличие таких полномо­чий (верительные грамоты, верительные письма).

АЛЬТЕРНАТ – в международном праве правило, согласно которому в экземпляре международного договора, предназначенного для данной до­говаривающейся стороны, наименование этой стороны в общем перечне сторон, подписи ее уполномоченных, печати, а также текст договора на языке государства данной стороны помешаются на первом месте и для под­писей оставляется место с левой стороны.

АНКЛАВ – часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией др. государства мам государств. А. составляет неотъемлемую часть территории того государства, которому принадлежит. В тех случаях, когда часть территории одного государства оказывается от­резанной частично сухопутной территорией и частично морском террито­рией др. государства, такие территории рассматриваются в качестве полу­анклавов, поскольку они имеют морской берег, к которому возможен дос­туп со стороны моря. К полуанклавам можно отнести, напр., Калининградскую область РФ. Наличие А. влечет за собой определенные правовые последствия, связанные, напр., с проездом в него через террито­рию др. страны, а также с иными жизненно важными проблемами суще­ствования А. и его жителей. Такие вопросы решаются на основе договора между заинтересованными государствами.

АННЕКСИЯ – насильственное присоединение государством террито­рии др. государства. Международное право запрещает любое насильствен­ное присоединение какой-либо территории, в том числе согласно прин­ципам территориальной неприкосновенности и целостности, неприкос­новенности и нерушимости государственных границ, запрещения применения силы или угрозы силой.

АНТАРКТИКА – международная территория, район земного шара, гео­графическим центром которого является Южный полюс; охватывает юж­ный полярный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники, а также части Атлантического, Индийского и Тихого оке­анов. Антарктида была открыта русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, предпринявшими экспедицию в этот район в 1819-1821 гг. В XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) выступи­ли с территориальными претензиями на отдельные районы А., однако др. государствами, в т. ч. РФ и США, они не признаются. Тем не менее, и СССР, и США зарезервировали за собой право на выдвижение в А. своих собствен­ных претензий. Международно-правовой режим А. регулируется подписанным в Вашин­гтоне 1 декабря 1959г. Договором об А. (вступил в силу 23 июня 1961г.).

АПАРТЕИД (на африканос (языке буров) apartheid – раздельное прожи­вание, разделение, обособление) – международное преступление, направлен­ное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и уг­нетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного аф­риканского и др. неевропейского населения вплоть до начала 90-х годов XX века. Многими решениями Генеральной Ассамблеи ООН, Организации аф­риканского единства А. осужден как преступление против человечества. Воп­рос о политике А. находился на рассмотрении ООН с 1946. В 1973г. принята международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказа­нии за него, создавшая юридическую основу борьбы с А. (РФ – участник Кон­венции). С ликвидацией системы расового неравенства в ЮАР проблема А. в значительной степени утратила актуальность для мирового сообщества.

АПАТРИД – лицо, не являющееся гражданином данной страны и не об­ладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы устано­вить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государ­ства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое граж­данство и не приобретает нового. В связи с ростом числа лиц без гражданства был принят ряд международных конвенций, направленных на сокращение безгражданства и защиту лиц без гражданства (напр., Конвенция о сокращении безгражданства 1961г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957г.).

АПОСТИЛЬ – специальный штамп, который в соответствии с Гаагской конвенцией 1961г. ставится на официальных документах государств-участ­ников Конвенции с целью освободить эти документы от необходимости дипломатической или консульской легализации. А. удостоверяет «подлин­ность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее доку­мент, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ». (Статья 5 Конвенции).

АРКТИКА – северная область Земли, включающая глубоководный Ар­ктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилега­ющими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки. Приарктическими государствами считаются РФ, Норвегия, Канада, Дания и США. Правовой режим А. определяется действующими нормами меж­дународного морского права и национальным законодательством приарктических государств. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 ап­реля 1926г. объявлены территорией СССР все земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР.

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ (гр. «arche» – начало, главенство; + «pelagos» – море) – один из наиболее молодых институтов международного мор­ского права, сформировавшийся в ходе работы третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг., цель которой, в числе прочего, состояла в установлении равновесия между интересами великих морских («судоход­ных») держав и всех других государств, с особым учетом интересов развива­ющихся стран. Одна из важнейших задач этой Конференции заключалась в том, чтобы, с одной стороны, в максимально возможной степени удовлетво­рить потребности тех из указанных стран, территория которых целиком рас­положена на островных образованиях, а с другой стороны, – решить про­блему обеспечения нужд международного судоходства в пределах А. в., осо­бенно в части создания международно-правовых гарантий осуществления свободы прохода любых плавсредств через проливы, пролегающие между островами архипелагов. Основным содержанием юридического статуса А. в., закрепленным в части IV принятой в 1982г. Конвенции ООН по морско­му праву (вступила в силу 16 ноября 1994г.), является распространение суве­ренитета государств-архипелагов на омывающие их территории воды, воз­душное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс име­ющихся там живых и неживых природных ресурсов (ст.49). Вторым составным элементом правового положения А. в. является предоставляемое иностранным мореплавателям право мирного прохода через таковые, как это имеет место в территориальном море. Кроме того, они наделяются пра­вом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым го­сударствами-архипелагами как в А. в., так и в прилегающем к ним террито­риальном море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов). При этом архипелажный проход по таким коридорам представ­ляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета един­ственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть того или другого из названных морских пространств (ст. 52 и пп. 1-3 ст. 53). Конвенцией предусматривается, что вышеупомянутые мор­ские и воздушные коридоры могут прокладываться через архипелажные и территориальные воды, включая все обычные пути прохода, используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над этими водами, а на таких путях, в том, что касается судов, – включая все обычные судоходные фарватеры при условии, что нет необходимости дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ – выработанный и согласованный сторона­ми текст международного договора; текст двустороннего договора обычно составляется на языках обеих сторон, а многостороннего – на языках, при­нятых в качестве официальных в той международной организации, кото­рая созывает международную конференцию для выработки данного дого­вора, или на языках, о которых условятся участники переговоров или кон­ференции. В заключительных статьях международного договора, как правило, указывается, что все тексты этого договора, составленные на раз­личных языках, являются равно аутентичными, т. е. имеющими одинако­вую юридическую силу.

БЕЖЕНЕЦ – по российскому законодательству прибывшее или же­лающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных фор­мах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному пресле­дованию по признаку расовой или национальной принадлежности, ве­роисповедания, языка, а также принадлежности к определенной соци­альной группе или политических убеждений.

БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД – въезд в государство без необходимости по­лучения от его компетентных властей визы. Безвизовый порядок въезда (или въезда и выезда, если это краткосрочная поездка, требующая обычно въездной-выездной визы) устанавливается, как правило, на основе согла­шения между государствами. Он может распространяться лишь на опреде­ленные категории лиц (напр., приезжающих по служебным делам) либо на всех граждан партнера по соглашению. Безвизовый порядок не отменяет в принципе разрешительной системы въезда и выезда, существующей во всех государствах, и не исключает необходимости предъявления выездных до­кументов (заграничного паспорта и т. п.) на границе. Государства на осно­ве соглашения могут открывать свои границы. Обычно такие соглашения распространяются лишь на граждан договаривающихся государств. В от­дельных случаях государства могут открывать срой границы и в односто­роннем порядке (напр., с целью принять беженцев). Условия открытия гра­ниц, предусмотренные в договоре или одностороннем акте, могут допус­кать пересечение границы при наличии только внутренних документов (удостоверения личности и т. п.). Вместе с тем, открытие границ не озна­чает автоматической отмены в случае необходимости таможенного, сани­тарного и др. видов контроля.

БИОЦИД (буквально – уничтожение жизни) как международное пре­ступление выделился из экоцида в последние десятилетия. От экоцида он отличается своей целенаправленностью только против человека, не затра­гивая окружающей его природной среды. Его истоком являются агрессив­ная война и вооруженные конфликты, в процессе которых совершаются эти преступления. В мирное время они практически исключены. В широ­ком смысле слова биоцид означает преднамеренное массовое уничтоже­ние людей и других живых существ, живой природы, живых организмов, биосферы с помощью оружия массового уничтожения (О.М.У.) в целях достижения военного преимущества над противником и победы в воору­женном конфликте.

БИПАТРИЗМ (МНОГОГРАЖДАНСТВО) – принадлежность лица од­новременно к гражданству двух (двугражданство, бипатризм) и более го­сударств, подтверждающееся соответствующими документами. Может воз­никать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство др. государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство. В конституционном праве разных стран по разному решается вопрос о допу­стимости М. и его последствиях.

ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА – документ, которым снабжается глава дип­ломатического представительства класса послов или посланников для удо­стоверения его представительного характера и аккредитования в иностран­ном государстве. В. г. подписывается главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра ино­странных дел; она адресуется главе государства пребывания; вручается ему в торжественной обстановке. В В.г. указываются имя и фамилия диплома­тического представителя, его класс, который определяется по соглашению между двумя государствами, высказывается просьба верить его заявлени­ям и действиям. В. г. имеет характер общих полномочий.

ВИЗА – обозначаемое на паспорте заграничном специальное разреше­ние соответствующих органов иностранного правительства на въезд, вы­езд, проживание или проезд через территорию данного государства. Чле­нам дипломатических представительств, делегатам на международные кон­ференции и т. п. лицам выдаются специальные дипломатические В., согласно которым к данным лицам должно быть проявлено особое внима­ние и уважение со стороны пограничных и др. властей государства, в кото­рое они прибывают. В. выдается на определенный срок. Система В. пред­назначена для того, чтобы дать возможность государству контролировать и регулировать поток иностранных граждан в страну. Довольно широкое распространение в настоящее время имеет практика отмены В. на основе специального соглашения между соответствующими странами.

ВИЦЕ-КОНСУЛ – должностное лицо одного государства, возглавля­ющее отдельное вице-консульство или имеющее этот ранг в консульском учреждении более высокого класса в другом государстве. Во втором случае В.-к. может быть несколько, в зависимости от размеров консульского пред­ставительства. Находясь во главе отдельного вице-консульства, В.-к. осу­ществляет все виды работ, присущие руководителю консульского учреж­дения (генерального консула, консула). Различие между ними в этом слу­чае формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между странами. РФ не назначает отдельных В.-к. за рубеж и не имеет отдельных В.-к. иностранных государств на своей территории.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ – состоят из морских и не морских вод. К внут­ренним не морским водам относятся воды рек, ручьев, озер и иных водо­емов, в том числе пограничные воды в пределах границ территории госу­дарственной. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. К погранич­ным могут относиться и подземные воды в створах, где проходит государ­ственная граница. Правовой режим внутренних не морских вод определя­ется внутренним законодательством государства, а в отношении погранич­ных вод – также и соглашениями с сопредельными государствами.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим деятельности ор­ганов государственной власти, иных государственных органов, органов ме­стного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период воен­ного положения вооруженные силы, другие войска, воинские формирова­ния и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии незави­симо от объявления состояния войны.

ВОЕННОПЛЕННЫЕ – в международном праве лица из состава воо­руженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооружен­ного конфликта др. стороной и находящиеся в ее власти до окончания во­енных действий.

Режим В. определяется IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907г., III Женевской конвенцией об обращении с во­еннопленными 1949г. и принятыми в 1977г. в Женеве Дополнительными протоколами I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. В соответствии с этими документами государства должны обращаться с В. человеколюбиво (IV Гаагская конвенция), без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения (III Женевская конвенция), языка, полити­ческих или иных убеждений, национального или социального происхожде­ния, рождения или иного статуса или каких-либо др. подобных критериев (дополнительные протоколы I и II). В. считаются лицами, находящимися – в международном конфликте – во власти держащего в плену государства, а в конфликте немеждународного характера – во власти ответственного ко­мандования данной воюющей стороны (п. 1 ст. II Дополнительного прото­кола II), которые и несут ответственность за обращение с В. Сторона, дер­жащая в плену В., обязана обеспечить бесплатно их содержание, достаточ­ное нормальное питание, врачебную помощь, размещение в помещениях, предоставляющих гарантию в отношении гигиены; к женщинам должно быть отношение со всем полагающимся их полу уважением. В. могут привлекать­ся к работам, по характеру невраждебным своей стране и на условиях спра­ведливой оплаты. По окончании военных действий и в связи с мирным уре­гулированием В. должны возвращаться на родину.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – исключительно серьезные и грубые на­рушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убий­ства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бес­смысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в воору­женных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение не­избирательного характера, затрагивающего гражданское население и граж­данские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях и др. Перечень В. п. дан в ст. 6 Устава международного военного трибунала 1945г., ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949г., ст. 147 Конференции о защите граж­данского населения 1949г., ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевс­ким конвенциям о защите жертв войны 1949г. и т. п.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ – лица, совершившие преступления про­тив мира, человечности, против законов и обычаев войны. Несут индиви­дуальную уголовную международную ответственность. В соответствии с Московской декларацией СССР, США и Великобритании от 2 июля 1943г. главные В. п., т. е. лица, чьи преступления не связаны с определенным гео­графическим местом, подлежат суду международных военных трибуналов, в то время как остальные (неглавные В. п.) должны нести уголовную от­ветственность перед судами отдельных государств.

ВОЕННЫЙ РАЗВЕДЧИК – лицо, собирающее сведения в районе дей­ствия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в фор­ме своей армии, т. е. не скрывающее своей принадлежности к вооружен­ным силам воюющего государства. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена. В. р. следу­ет отличать от шпиона, или лазутчика, – человека, скрывающего свое на­стоящее лицо и свою деятельность. Согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907г., это «та­кое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». Допол­нительный протокол I 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. уточняет статус шпиона. В его ст. 46 отмечается, что лицо из состава вооруженных сил, «попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус воен­нопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Шпион, или ла­зутчик, наказывается только в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность (ст. XXXI Приложения к IV Гаагской конвенции 1907г.).

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ – атмосферная оболочка Земли до 100 км от уровня океана. В международно-правовом плане различают 4 вида воз­душной территории.

ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ – условные вертикальные плоскости, про­ходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел В. г. междуна­родным воздушным правом не установлен. Однако обычно предполагает­ся, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана.

ВОЙНА – в международном праве военные действия между государства­ми, а также между государствами и национально-освободительными движени­ями, сопровождающиеся полным разрывом всех мирных отношений между ними. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллек­тивная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-осво­бодительные войны в осуществление права на самоопределение) и войны не­справедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправед­ливые, неправомерные войны являются преступлением международным.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ – регулярные (сухопутные, военно-морские, военно-воздушные и др.) и нерегулярные (ополчение, партизаны и вос­ставшее население) военные формирования государств. Наемники не вхо­дят в это понятие. В соответствии с международным правом государства в порядке индивидуальной или коллективной самообороны вправе приме­нять свои В. с. только в случае вооруженного нападения на них (см. Само­оборона индивидуальная, Самооборона коллективная).

К международным В. с. относятся объединения национальных контингентов под международным руководством и командованием, создаваемые и применяемые с учетом положений Устава ООН. Такими силами могут быть Вооруженные Силы ООН, В. с. региональных организаций безопасности (напр., Лиги арабских государств) и объединенные В. с, создаваемые в со­ответствии со ст. 51 Устава ООН в целях коллективной самообороны.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕ­РА – столкновение между вооруженными силами государств, между во­оруженными силами национально-освободительного движения и метро­полии, между вооруженными силами восставшей стороны (или воюющей стороны), признанной в этом качестве, и вооруженными силами какого-либо государства. В. к.м.х. характеризуется ограниченным театром во­енных действий и относительно небольшой протяженностью во време­ни. Все стороны В. к.м.х. обязаны в своих действиях соблюдать соответ­ствующие нормы международного права, в частности законы и обычаи войны.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕ­РА – вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или др. организованными вооруженными группа­ми, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определенный контроль над частью территории государства. Это опреде­ление зафиксировано в Дополнительном протоколе II 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г., регламентирующем защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

ВСЕМИРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВМО) –

межправительственная организация, учрежденная в 1947г. (вместо непра­вительственной Международной метеорологической организации, существовавшей с 1873г.), функционирующая с 1951г. и в том же году получив­шая статус специализированного учреждения ООН. Членами ВМО явля­ются более 170 государств (включая РФ) и 5 территорий (с ограниченным правом голоса). Цель ВМО заключаются в том, чтобы содействовать все­мирному сотрудничеству в создании сети станций для проведения метео­наблюдений, а также центров, обеспечивающих деятельность метеослужб: способствовать созданию системы оперативного обмена метеоинформа­цией, стандартизации метеонаблюдений и обеспечению единообразия пуб­ликуемых наблюдений и статистических данных, применению метеороло­гии в авиации, мореплавании, сельском хозяйстве и т. д.; поощрять иссле­дования о метеорологии и подготовку метеорологов: содействовать координации международных аспектов этих проблем и т. д.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) – одно из специализированных учреждений ООН, целью которого является достижение всеми народами возможно высокого уровня здоровья. Основана в 1948 году.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕН­НОСТИ (ВОИС) – учреждена в 1970г. в соответствии с Конвенцией, подпи­санной в Стокгольме (Швеция) в 1967г. К 1995г. в ВОИС входило 147 госу­дарств-членов, включая Россию. С 1974г. ВОИС – специализированное уч­реждение ООН, которое содействует: осуществлению охраны интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств; сотрудничеству государств-членов различных союзов в области промышленной собственности и авторского права; творческой интеллектуальной деятельности; упрощению передачи технологий, связанных с промышленной собственностью, развивающимся странам; заключению договора и унификации национальных законодательств; оказанию юридической и технической помощи развивающимся странам; сбору и распространению информации; обеспечению деятельности международной службы регистрации и другим видам административного сотрудничества между государствами-участника­ми ВОИС. ВОИС проводит работу по классификации изобретений и товар­ных знаков, осуществляет руководство Международным центром патентной документации (ИНПАДОК) в Вене. В области информации организация со­здала постоянный комитет по патентной информации, в области авторского права она осуществляет тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Органы ВОИС: Конференция, состоящая из всех государств-членов ВОИС, Генеральная ас­самблея, состоящая из всех государств-членов ВОИС, являющихся также чле­нами Парижского или Бернского союзов, и Координационный комитет. Сек­ретариатом ВОИС и союзов (объединений государств), созданных Парижс­кой, Бернской и др. конвенциями, является Международное бюро, возглавляемое генеральным директором ВОИС. Международное бюро нахо­дится в Женеве (Швейцария). Оно занимается работой по пересмотру между­народных соглашений, ведет информационную работу, имеет 4 службы меж­дународной регистрации, осуществляет издательскую деятельность.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ (ВОТ) – межправи­тельственная организация, действующая на основе принятого в 1970г. и вступившего в силу в 1975г. устава ВОТ. Создана путем преобразования неправительственной организации – Международного союза официаль­ных туристских организаций (МСОТО). Члены ВОТ разделяются на 3 ка­тегории: действительные, ассоциированные и присоединившиеся. Дей­ствительными членами являются 121 государство (в т. ч. Россия), ассоци­ированными – 4 территории (Антильские о-ва, Аомынь, Аруба и Пуэрто-Рико), присоединившимися – 253 туристские фирмы и транс­портные организации. Статус постоянного наблюдателя при ВОТ в 1979г. предоставлен Ватикану. Основная цель ВОТ, согласно ее уставу, заключа­ется в содействии развитию туризма для внесения вклада в экономиче­ское развитие, в дело международного взаимопонимания, мира, процве­тания, всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных сво­бод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии. Особое внимание при этом она призвана обращать на интересы развивающихся стран в области туризма.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) – международная межправительственная организация, созданная в 1994г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда. После вступления в силу Со­глашения об образовании ВТО последняя заменит Генеральное соглаше­ние по тарифам и торговле (ГАТТ).

ВСЕМИРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ (ВПС) – межправительственная организация (в прошлом – международный административный союз, со­зданный в 1874г.), получившая в 1947г. статус специализированного уч­реждения ООН и функционирующая на основе устава ВПС, Общего рег­ламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, обновленных на XVI Все­мирном почтовом конгрессе в 1969г. и вступивших в силу в 1971г. Членами ВПС являются 189 государств, включая Россию.

ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ (экстрадиция) – передача преступника го­сударством, на территории которого он находится, др. государству по требо­ванию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственно­сти или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Современное международное право признает право В. п. суверенным пра­вом каждого государства. Юридической обязанностью государства В. п. яв­ляется лишь при наличии специальных соглашений между заинтересован­ными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выда­че может быть также удовлетворено, в том числе на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о выдаче не установлено иное (напр., непосредственные сношения учреждений юстиции). Выдачи преступ­ника может требовать государство, гражданином которого является преступник, на территории которого совершено преступление или которому преступлением причинен ущерб. При возникновении коллизий требований о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому обращено требование. В большинстве государств выдаче не подлежат собственные граждане.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН – один из главных органов ООН. Состоит из всех государств-членов, каждый из которых наделен по Уставу ООН равными правами. ГА ООН обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом ООН она может обсуждать любые вопросы, в т.ч. относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключениями, предусмотренными ст.12, делать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности ООН. ГА ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, и делать в их отношении рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым государством или Советом Безопасности, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности.

ГЕНОЦИД – действия, направленные на полное или частичное уничто­жение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, на­сильственного воспрепятствования деторождению, принудительной переда­чи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных ус­ловий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

ГОСУДАРСТВО – субъект международного права – основной участ­ник международных отношений. Г. как субъект международного права включает в себя Г. как политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной аре­не Г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъект международного права. Основным характеризующим качеством Г. как субъекта международного права является суверенитет. Именно Г. выра­батывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функцио­нирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципа­ми и нормами международного права, в соответствии с которыми Г. как субъекты международного права, имеют основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности в Уставе ООН.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь лица с конкретным го­сударствам. Проявляется как взаимоотношение между государствам и ли­цами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за грани­цей, в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписа­ния государства, выполняет установленные им обязанности.

ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВА – проложенные в натуре или воображае­мые линии на земной и водной поверхности, которые определяют преде­лы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г. г. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские. Под сухопутными гра­ницами понимаются линии, проходящие по характерным точкам релье­фа местности (напр., горным хребтам) или через определенные точки гео­графических координат, а также по параллелям и меридианам.

ДЕЛИКТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – совершаемое субъектом международ­ного права действие (бездействие), представляющее нарушение международ­но-правовых норм и принципов или договорных обязательств, которое влечет за собой международную ответственность этого субъекта (см. Ответственность международно-правовая). Субъект международного права, совершивший Д. м., именуется деликвентом. Комиссия международного права в подготавливаемом ею проекте статей об ответственности государств использует не понятие «Д.м.», а понятие «международно-противоправное деяние», которое представляет со­бой либо международное правонарушение, либо преступление международное. В теории международного права высказывается мнение, что Д. м. – это обяза­тельно умышленное международно-противоправное деяние, в отличие от пра­вонарушения, совершаемого без намерения причинить вред др. субъекту меж­дународного права. При таком подходе действия, составляющие международ­ные преступления, всегда являются деликтными.

ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦ – договорное установление линии госу­дарственной границы, осуществляемое по картам, как правило, крупно­масштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных объектов. При делимитации договаривающиеся стороны про­веденную на карте линию границы сопровождают подробным ее описани­ем. Карта с нанесенной на ней линией государственной границы обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями дого­варивающихся сторон и является составной частью договора о Д. г.

ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ – определение и обозначение линии государ­ственной границы на местности в соответствии с договорами о делимита­ции границы и приложенными к ним картами и описаниями. Работу по определению линии границы на местности осуществляет специально создава­емая на то правительствами смешанная комиссия граничащих сторон. Иног­да такие функции осуществляются специальным международным органом, образуемым на основе мирных договоров. Смешанная комиссия, определив точное положение линии границы на местности, составляет протоколописание демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схему-кроки каждого знака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.029 с.)