ТЕМА 16. Международное экономическое право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 16. Международное экономическое право.



План:

1. Понятие международного экономического права и его источники.

2. Принципы международного экономического права.

3. Международно-правовое регулирование сотрудничества в отдельных областях.

4. Международные экономические организации.

 

При изучении данной темы следует помнить, что международное экономическое право – отрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.

Межгосударственные отношения в сфере экономики весьма раз­нообразны как по своему характеру, так и по содержанию. Однако их можно сгруппировать по предмету деятельности на торговые, валютно-финансовые отношения, отношения в области капиталов­ложений, промышленности, сельского хозяйства, строительства и раз­работки природных ресурсов. Можно также выделить межгосударст­венные отношения в области туризма, транспорта, науки и техники и ряде других областей, но только в той части, в которой эти отно­шения связаны с экономической сферой. Однородность этих отно­шений позволяет выделить в качестве подотраслей международного экономического права международное торговое право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, междуна­родное транспортное право, а также ряд институтов, которые еще не сформировались в самостоятельные отрасли.

Источниками данной отрасли являются:

- акты, регулирующие деятельность международных организаций в
сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994г. и др.);

- торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и
Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993г., Протокол
1995 г. между правительствами РФ и Кубы о товарообороте и платежах на
1995 год и др.);

- соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе
соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение между
правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом
сотрудничестве 1994г. и др.);

- соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение
между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995г. и др.);

- соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986г., Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995г., Соглашение между правительствами России и Грузии о координации деятельности железнодорожного транспорта 1995г., Соглашение между правительствами России и Туркмении о сотрудничестве в области связи 1995г., Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994г. и т.д.);

- соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974г. (Россией не ратифицирована), Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (Россия участвует), Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986г. (в силу не вступила) и др.).

Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты. В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978г., Правила Инкотермс 2000г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.

К основным субъектам МЭП относятся государства и междуна­родные организации. Именно их деятельность занимает наиболее важное место в международном экономическом сотрудничестве и тре­бует соответствующего международно-правового регулирования.

Принципы МЭП представляют собой наиболее общие правила поведения в экономической сфере и являются юридически обяза­тельными для всех субъектов международного права. Такие принци­пы базируются на основных принципах международного права, закрепленных в Уставе ООН и нашедших отражение в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отно­шений и сотрудничества между государствами в соответствии с Ус­тавом ООН 1970г. К их числу можно отнести принципы суверенного равенства государств, невмешательства, неприменения силы, мирного разрешения международных споров, добросовестного соблюдения взятых на себя международных обязательств, сотрудни­чества государств и др. Указанные принципы были конкретизированы в ряде международ­ных документов в экономической сфере, таких, например, как Прин­ципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию 1964г., Хартия экономи­ческих прав и обязанностей государств 1974г. и др. Ряд из за­крепленных в этих международных документах принципов получил всеобщее признание в качестве юридически обязательных в законо­дательстве большинства государств и судебной практике. Они нашли отражение во многих международных договорах, то есть стали общепризнанными принципами международного экономического права. Так, например, в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974г. к таким принципам, призванным регулировать экономические отношения между государствами, отнесены взаимная и справедливая выгода, устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, международное сотрудничество в целях развития, свободный доступ к морю и из него для государств, не име­ющих выхода к морю, ряд других. К общепризнанным принципам МЭП можно также отнести принцип недискриминации, означающий обязательство государства не ухудшать для другого государства об­щих для всех стран условий, принцип всеобщего участия, означаю­щий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах, принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими при­родными ресурсами и всей экономической деятельностью в пределах собственной территории, принцип свободы выбора форм организа­ции внешнеэкономических связей, недопустимости вооруженного вмешательства с целью взыскания долгов с государства и его граждан и ряд других.

Заметную роль в укреплении и упорядочении международных отно­шений играют международные экономические организации. Можно утверждать, что в настоящее время сложилась система международ­ных экономических организаций.

Наиболее важную роль в координации усилий государств в эконо­мической сфере играют ООН и ее специализированные учреждения. В соответствии с Уставом ООН международное сотрудничество осу­ществляется в интересах создания условий стабильности и благопо­лучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между государствами. Выполнение этих задач сосредоточено в Экономи­ческом и Социальном Совете ООН. ЭКОСОС уполно­мочен осуществлять исследования и составлять доклады по меж­дународным вопросам в экономической области, а также делать по любому из них рекомендации Генеральной Ассамблее, членам этой организации и заинтересованным специализированным учрежде­ниям. ЭКОСОС уполномочен также представлять Генеральной Ас­самблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компе­тенцию, созывать международные конференции по экономической тематике.

К специализированным учреждениям ООН, функционирующим в экономической сфере, относятся следующие международные орга­низации: Международный банк реконструкции и развития, Междуна­родная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирная организация интел­лектуальной собственности, Продовольственная и сельскохозяйствен­ная организация Объединенных Наций. Другие специализированные учреждения ООН, такие как Международная организация граждан­ской авиации, Международная морская организация, Всемирный по­чтовый союз также принимают активное участие в развитии эконо­мических отношений между государствами. Однако, как правило, им отводится вспомогательная роль.

Среди органов ООН важную роль в укреплении сотрудничества государств играет Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1964г.

Четыре специализированных учреждения ООН, такие как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАИГ), объединены в Группу Всемирного банка. Они являются самостоятельными юридическими лицами и административ­но подчинены президенту Всемирного банка. Общей целью Группы является поощрение экономического и социального прогресса менее развитых в экономическом отношении членов ООН. Эта цель осу­ществляется посредством финансовой и консультативной помощи, а также помощи в подготовке кадров.

Все более активное участие в международном экономическом сотрудничестве принимают региональные международные органи­зации. В развитии международного экономического сотрудничества за­метное место занимают такие организации как Африканский союз, Организация американских государств, Андская группа, Карибское сообщество и Карибский общий рынок, Лига арабских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Организация эконо­мического сотрудничества и развития, Организация стран - экспор­теров нефти и др. В европейском регионе наиболее весомую роль играют Европей­ский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский банк реконструкции и развития, Черно­морское экономическое сотрудничество и др.

Важное место в координации экономических связей государств, возникших на территории СССР, занимает Содружество Независимых Государств, устав которого своими целями определяет сотрудни­чество в экономической области, всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов СНГ в рамках общего экономического пространства, межгосударственную ко­операцию и интеграцию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение международного экономического права.

2. Какие принципы лежат в основе международного экономического права?

3. Охарактеризуйте источники международного экономического права.

4. Перечислите основные специализированные учреждения ООН, функционирующие в экономической сфере.

5. Какова роль региональных организаций в международном экономическом сотрудничестве?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.008 с.)