ТОП 10:

Вопрос 1: Понятие и особенности международного права



Вопрос 1: Понятие и особенности международного права

Международное право - это особая система права, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами этой системы

 

Особенности:

1. Нормы международного права создаются путём соглашений между государствами;

2. Регулирует международные отношения и связанные с ними внутригосударственные отношения.

3. Соблюдается добровольно государствами и наряду с этим обеспечивается мерами индивидуального или коллективного принуждения;

4. Отражает характер и уровень политической борьбы на международной арене

Сущность и характерные особенности современного международного права, факторы, влияющие на его развитие

Международное право оказывает влияние на все сферы межгосударственных отношений и связанных с ними внутригосударственных отношений, играет стабилизирующую роль в их урегулировании.

Сущность международного права выражается в том, что оно призвано сохранить мир на планете и развивать сотрудничество между субъектами международных отношений

Особенности:

1. Современное международное право функционирует в сложной среде, так как государства, формирующие его имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях;

2. Современное международное право преодолело дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов»;

3. Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия как преступления протии мира и безопасности человечества;

4. Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм;

5. Современное международное право имеет сложную нормативную систему (универсальные нормы, локальные нормы);

6. Современное международное право является общим для всех государств;

7. Современное международное право является основой международного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств.

 

3.Функции дипломатического представительства

Дипломатическое представительство-это орган аккредитующего государства, учреждённый на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской конвенции).

 

Территориальное море и его правовой режим

Морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом, называется территориальным морем, или территориальными водами.

Понятие территориальное море (ТМ) возникло в XVII столетии. Однако даже в конце XIX и первой половине XX века все еще шли споры о правовом статусе ТМ. Поэтому лишь участники I Конференции ООН по морскому праву определили в 1958 году правовой статус и правовой режим ТМ. Ст.2

Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) определяет:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага-его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра."

Разъясняя правовой режим ТМ (ТВ) представляется необходимым уточнение границы и ширины ТВ.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (1982г.) каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль, при этом " нормальной исходной линией для измерения ширины ТМ является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежными государством морских портах крупного масштаба".

 

Понятие мирного прохода.

Право мирного прохода через территориальное море появилось и долго развивалось как международный обычай. Оно обязано своим возникновением постоянно возраставшей потребности государств в использовании исторически сложившихся международных морских путей.

Статья 18 (п.1) Конвенции 1982 года определяет понятие "проход":

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

В соответствии с п.1 ст.19 Конвенции 1982 года " проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

П.2 ст.19 конкретизирует:

" Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если в ТМ оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

 

Правовой режим территориального моря РФ определён Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года.

 

Правовой статус Антарктики

Под Антаркти­кой понимается район, расположенный вокруг Южного полюса (от Южного полюса до 60 параллели южной широты), в который входят собственно материк Антарктида, прилегающие к нему острова, а также части Атлан­тического, Тихого и Индийского океанов, находящиеся южнее 60 парал­лели южной широты.

Антарктический материк был открыт и впервые исследован русскими мореплавателями и учеными во время экспедиции 1818-1821 годов, состоявшей под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева.

В силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий, долгое время не привлекал серьезного внимания государств в плане его хозяйственного освоения и считался ничейной землей (terra nullius). Интерес к нему стал возрастать с развитием техники, обеспечивающей доступ к этому суровому континенту.

В середине 50-х годов стало интенсивно развиваться международное сотрудничество по изучению Антарктики. Это привело к созыву Международной конференции по Антарктике в октябре 1959 г. в Вашингтоне, которая завершилась подписанием 1 декабря Договора об Антарктике, в котором выражено убеждение сторон в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях. Ст.1 Договора устанавливает, что "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия". Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку запрещаются "любые мероприятия военного характера". Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются Согласно этому принципу Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией, а также безъядерной зоной.

Территориальные претензии и юрисдикция государств.

Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в ка­ком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает сущест­вования территориальных претензий, но запрещает их укрепление и за­явление новых. Договор, таким образом, "заморозил" территориальные претензии государств в Антарктике. В первой половине ХХ века Вели­кобритания, Франция, Норвегия, Чили, Аргентина неоднократно пытались установить свой суверенитет над отдельными районами Антарктики. Дело дошло до того, что чилийские и аргентинские "владения" не только "переплелись" с британскими, но и перекрыли их.

10.Международно-правовой обычай

Международный обычай представляет собой специфический источник международного права. Он отличается от международного договора по способу становления в качестве источника и по характеру внешней формы выражения правовой нормы. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных, аналогичных международных действий всех или нескольких государств, в условиях, как правило, длительной повторяемости такого рода действий (устойчивой практики).Обычай не представляет собой юридического документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. При сопоставлении обычных норм с договорными сложно установить факт существования и содержания международного обычая. Но это обстоятельство не свидетельствует о меньшем, по сравнению с договором, юридического значения обычая. Международный договор и международный обычай равно обязательны для тех государств ( субъектов вообще), на которых они распространяются.

Мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др.

 

Международная межправительственная организация-это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах при уважении их суверенитета.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (постоянно действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего имени, а не от имени государств-членов.

Иными словами организация обладает своей собственной (правда несуверенной) волей, отличной от воли государств - участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы МП, а деятельной региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленные как организации, так и ее сотрудникам;

3) право органов организации пользоваться определенными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для

исполнения;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях, и с не участвующими в данной организации государствами.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории. Он запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходи­мость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (наций), согласно которому возможны не только частичные изменения территории государств, но и образова­ние новых государств в результате их разделения (как это было с Со­ветским Союзом), или наоборот объединения (Германия). Принцип само­определения народов имеет две стороны:внешнюю - право народа (на­ции) на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государства и внутреннюю:- определение своего внутреннего устройства.

Принадлежность отдельных участков территории, сравнительно не­больших и не заселенных или малозаселенных, может быть изменена по соглашению между соответствующими государствами.

Таким образом можно выделить два способаизменения принадлежности государственной территории:

1) на основе осуществления принципа самоопределения народов (наций) и

2) по соглашению между соответствующими государствами.

К каждому из этих способов предъявляются свои требования, несоб­людение которых может вести к значительным осложнениям международных отношений, или даже к недействительности изменения принадлежности территории, или к территориальному спору.

Воля нации к самоопределению может проявляться в различных фор­мах и с помощью различных средств. Она может выражаться в заявлениях парламента, в решениях партий, в печати, другими мирными средствами либо принимать форму восстаний.

Международно-правовая практика выработала следующие способы и формы решения территориальных вопросов: плебисцит, цессия, правомер­ное отторжение и приращение территории (аккреция).

 

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности - это действия вооруженного или невооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира , содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООНв целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

Содержание принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела

Содержание принципов равноправия и права народов, распоряжаться своей судьбой, сотрудничества государств

 

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип самоопределения возник в период формирования наций под влиянием революционно-освободительных движений.

Первоначально принцип был провозглашен как политических принцип, не как правовой, однако будучи включенным в ряд международных документов, он стал правовой нормой, первоначально локального, а затем и универсального значения. Это нашло отражение в следующих международных документах: - Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года;

- Пакт о правах человека ст. 1

- Декларация о принципах МП 1970 г. в которых дается развернутое содержание принципа равноправия и самоопределения народов.

Содержание рассматриваемого принципа включат в себя следующее:

1. Все народы без вмешательства извне имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

2. Все государства обязаны уважать это право;

3. Все государства путем совместных и самостоятельных действий

обязаны содействовать осуществлению народами права самоопределение;

4. Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

5. В своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

6. Запрещается подчинение народа иностранному государству;

Принцип самоопределения нации и народов не означает, что нация обязана стремиться к созданию самостоятельного государства. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип сотрудничества государств сравнительно новый международно-правовой принцип международных отношений. Он стал общепризнанным и общеобязательным принципом МИ с момента принятия Устава ООН.

Развивая положение Устава, Декларация о принципах МП 1970 года определяет содержание принципа сотрудничества государств:

1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях МО с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

2. Сотрудничество осуществляется независимо от политических экономических и социальных различий государств;

Таким образом, устанавливается юридическая , международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях МО.

 

30.Понятие международно-правовой ответственности, основания международно-правовой ответственности государств. Классификация международных правонарушений.

 

Международно-правовая ответственность - обязанность субьекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субьекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Институт ответственности является общим, сквозным институтом международного права, его нормы призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.

 

Ответственность наступает при наличии определенных оснований,понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

Исходя из этого различаются юридические и фактические основания ответственности.

Юридические основания- это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: "Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права, На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутреннему праву как правомерного".

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение. Как уже отмечалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить признаки международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности элементы международно-противоправного деяния гласит: "Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда; а)какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства".

 

Классификация международных правонарушений:

Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения(деликты).

Международные преступления - это деяние, нарушающие столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, рабство, наемничество.

Преступление международного характера-это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. (Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, незаконный захват воздушных судов, подделка денежных знаков, захват заложников, незаконные операции с радиоактивными веществами)

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; не выполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций . (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д.

 

Содержание принципов неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров

Принцип не применения силы или угрозы силой.

Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:

- Декларация о принципах МП (1970 г.)

- Определение агрессии (1974 г.)

- Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)

А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;

2. применению силы или угрозы силой с целью нарушения существенных международных границ международных границ другого государства или для разрешения международных споров и вопросов, для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемещения;

3. Репрессиями с применением вооруженной силы; (repressaliae -удерживать, останавливать), в МП - принудительные меры, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. К этим запрещенным действиям относятся, т.н. "мирная блокада",т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время;

4. Организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наёмничество;

5. Организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственных территорий, направленные на совершение таких актов, в т.числе когда упомянутые акты связаны с другой силой или ее применением;

6. Военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушении Устава ООН;

7. Приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или его применения;

8. Насильственные действия лишающие народа права на самоопределение, свободу и незыблемость.

Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решения Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).

Кроме того, принцип не применения силы не распространяются на события, происходящие внутри государства, поскольку МП не регулирует внутригосударственные отношения.

Составной частью принципа не применения силы или угрозы силой является запрещение пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В соответствии с Декларациями 1970 и 1977 года, государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны и принять меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями, общественно-политическими движениями и т.д.

 

Содержание принципа добросовестного соблюдения международных обязательств

Содержание принципа нерушимости границ и территориальной целостности государств

Содержание принципа уважения прав и основных свобод человека

Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои, отраслевые принципы; принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип не нанесения ущерба безопасности государств, принцип учета баланса интересов, принцип достаточности и др.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI,VII). Поддержание мира и международной безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главная из целей Организации Объединенных Наций (ст.1 ).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры , Эти договоры условно можно разделить на четыре группы:

 

I. Договоры, сдерживающие гонку вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия ( 1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела ( 1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения ( 1971 г.), Договор о запрещении ядерного в Латинской Америке ( Договор Тлателолко 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана ( Договор Раратонга 1985 г.) и др.

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду ( 1977 г.),

III. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического ) и токсинного оружия и об их уничтожении ( 1972 г.). Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного ) возникновения войны.Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США ( 1963, 1971 гг.) ( аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией 1967 г., Францией 1966 г., ФРГ 1986 г.)., Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ ), вплоть до " Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности", принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств-участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 года.

Признавая войны неизбежными, он вместе с тем настоятельно призывал воюющие стороны по возможности смягчать ужасы и жестокости войны; щадить женщин, детей и стариков, по-человечески обращаться с военнопленными, не обрушать гнев победителей на мирных граждан побежденной страны, не допускать напрасных захватов и истребление имущества враждебного народа и так далее.

Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права.

Учение Гроция о праве войны и мира было направленно на формирования нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. В этой связи одним из принципов международного права считал незыблемость договоров между государствами.

Книги Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы были внесены в индекс запрещенных книг, но, тем не менее, уже два столетия гуманистические идеи в области международного права не теряют своей ценности и актуальности.

 

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов – это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях ограничения в процессе вооруженной борьбы применения жестоких методов и средств ее ведения, обеспечения защиты жертв войны, а также устанавливающих ответственность за их нарушение.

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие международно-правовые акты:

- Декларация о морской войне, подписанная в Париже 16 апреля 1856 года;

- Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года;

- ряд конвенций и Декларация о воспрещении применять пули, разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле, подписанные в Гааге в 1899 году;

- Конвенция об освобождении в военное время госпитальных судов от портовых сборов, подписанная в Гааге 21 декабря 1904 года;

- Гаагские конвенции об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий, об обращении торговых судов в суда военные, о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской и сухопутной войны, декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и другие 1907 года;

- Декларация о праве морской войны, принятая в Лондоне 26 февраля 1909 года (хотя эта декларация и не была ратифицирована подписавшими ее государствами, она сохраняет свое значение, поскольку формулирует ряд общепризнанных принципов);

- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года;

- Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время, приложенные к протоколу, подписанному в Лондоне 6 ноября 1936 года;

- Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года ( об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны ) и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 года, первый касается защиты от международных вооруженных конфликтов, второй относится к положению воюющих в немеждународных вооруженных конфликтах;

- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта ( Пакт Рериха ) от 14 мая 1954 года:

- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года;

- Конвенция о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и четыре протокола к ней 1980 года и др. Названные международно-правовые акты составляют в основном так называемые правила ведения войны.

Принципы:

1. Принцип гуманизации вооружённых конфликтов

2. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны

3. Международно-правовая защита жертв войны

4. Охрана гражданских объектов и культурных ценностей

5. Защита нейтральных государств

48.Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

Принцип не применения силы или угрозы силой.

Принцип не применения силы или угрозы силой появился в МП в период между двумя мировыми войнами, сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Этот принцип заменил ранее существовавшее в МП право государства на войну (jus ad bellum), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.

Качественно новым этапом в развитии рассматриваемого принципа стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п.4 ст.2 "Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций".

В уставе ООН нормативное содержание этого принципа, как и других принципов МП, не развернуто. Это было сделано в первую очередь в резолюции Генеральной Ассоциации ООН:

- Декларация о принципах МП (1970 г.)

- Определение агрессии (1974 г.)

- Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (1987 г.)

А также вклад в дальнейшее развитие принципа внес Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) (раздел касающийся претворения в жизнь согласованных принципов).

Проанализировав эти документы, можно сделать вывод, что запрещаются:

1. любые действия, представляющие собой угрозу силой или ранее косвенное применение силы против другого государства;







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.137.4 (0.046 с.)