ТОП 10:

Источники МП разделяются на основные и вспомогательные



К основным относятся:

1. Международные договоры – устанавливают правила, определенно признанные спорящими государствами. Международные договоры бывают:

a. Общие, в которых могут участвовать все государства, которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества

b. Специальные договоры с ограниченным числом участников

2. Международный обычай – как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Международный обычай – такое правило поведение субъектов МП, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение международного органа. С возникновением обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой

Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам. Между обычаем и договором существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в международном договоре. Договорная норма может стать обычной для участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного прав, поэтому между этими источниками МП не может быть какой-то жесткой границы

Вспомогательные источники – внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявления, нота), которые, не являясь источникам МП (не создают норм), тем не менее, могут порождать для государства юридические обязательства

Судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных странах. Но как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине конкретизации обычных норм

Особое место принадлежит доктринам МП. Большое значение имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП. Тем не менее, доктрина, согласно российской теории права, - только вспомогательное средство для определения норм

 

9.Международный договор как источник МП. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г.В общепринятом понимании «договор» – это договоренность, взаимное согласие, соглашение между заинтересованными лицами, определяющие какие-либо условия, устанавливающие взаимоотношения, закрепляющие права и обязанности сторон.

Существуют два вида определений понятия «международный договор» - официальное, закрепленное в международных или внутригосударственных актах, и неофициальное, доктринальное, содержащееся в научных работах ученых, в справочной литературе.

Большую роль в уточнении понятия договора сыграли подготовка и принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров. В статье 2 этого универсального международного акта зафиксировано: «Для целей настоящей Конвенции: "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Принятая в развитие данной Конвенции Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. дополнила это определение включением международных организаций в число субъектов договоров.

Однако определение международного договора Введение в определение понятия «международный договор»базового признака - «нормативно-правовой акт» - имеет принципиальное значение. Это позволяет уже на этапе дефиниции воспринимать международный договор как основной нормообразующий источник современного международного права. Это очень важно для правильного понимания юридической сущности самого международного права.

Система международного права - своеобразная система, во многом не совпадающая с правовыми институтами и явлениями внутригосударственных систем права.

Система права внутри государства юридически централизована, существует строгая иерархия правовых норм, на вершине которой - конституция. Общественные отношения регулируются правовыми актами разного уровня. В этой правовой системе подавляющее число договоров носит правоприменительный характер; они заключаются во исполнение, для исполнения и в рамках исполнения существующих нормативно-правовых актов государства.

И, наоборот, - в международном праве именно на договоры возложена основная правообразующая миссия. Большинство международных договоров являются нормоустанавливающими, обладающими обязательной юридической силой для всех его участников. Поэтому в целом договор и должен определяться не как «соглашение», «договор-сделка», а как правообразующий «международный нормативно-правовой акт»,возлагающий на государства ответственные международные обязательства.

Если использовать основные признаки договора, закрепленные в Венских конвенциях 1969 и 1986 гг. и Федеральном законе 1995 г., то можно предложить следующее определение.

Международный договор – это международный нормативно-правовой акт, заключенный субъектами международного права в установленном порядке и в соответствии с нормами международного и их внутреннего права, основанный на соглашении договаривающихся сторон, состоящий из одного или нескольких связанных между собой письменных документов, содержащий нормы относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Б). Общая характеристика международного договора как источника права.

Международный договор занимает как в системе самого международного права, так и в системе его источников уникальное место, не сравнимое ни с какой другой правовой системой. Договор – это способ существования, «форма жизни» современного международного права. Договоры всегда занимали важное место в создании и функционировании международного права, но в современном мире их роль в существовании и развитии международного права и в обеспечении международного правопорядка поистине судьбоносна. Международные договоры – ведущий источник международного права, занимающие в количественном отношении первое место среди его основных источников. Именно в международном договоре договаривающиеся стороны в четко фиксированной письменной форме определяют цели его заключения, объект договора, закрепляет порядок возникновения, изменения и прекращения их взаимных прав и обязанностей, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие согласованные и обязательные к исполнению положения.

Многовековая практика выработала широкое многообразие наименований международных договоров (договор, конвенция, соглашение, трактат, пакт, акт, декларация, протокол, устав, статут, меморандум, обмен нотами, обмен письмами и др.). Однако наименование договоров не влияет на их юридическую силу – все они порождают для их участников права и обязанности и должны исполняться.

Международные договоры как источники права можно разделить на два основных вида:

- общие договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего международного права;

- специальные договоры - к ним относятся договоры с ограниченным числом участников (региональные, субрегиональные, локальные), которые этих участников и обязывают.

10.Международный обычай как источник МП. Формирование международно-правовых обычаев. Международный обычай - это правило поведения, которое образовалось в результате длительного и единообразного применения субъектами международного права в повторяющихся однотипных ситуациях и признано ими в качестве юридически обязательной нормы.

Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п. 1 ст. 38) определил обычай как “доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы”.

Международный обычай – это по существу молчаливое соглашение субъектов международного права, придающее правилу поведения, выработанному международной практикой и применяемому ими, качество международно-правовой нормы.

Международные обычаи как правовые регуляторы международных отношений стали складываться еще в глубокой древности (например, неприкосновенность послов, свобода торговли, защита иностранцев, право государств на войну, право на военную добычу, защита во время войны лиц, укрывшихся в храме, приостановление военных действий на период религиозных праздников, неприкосновенность парламентёров воюющих сторон и т. д.). По мере развития и расширения связей между народами и государствами обычно-правовому регулированию подвергались все новые и новые сферы международных общественных отношений (например, свободы открытого моря, 3-х мильная ширина территориального моря, каперство, система протекторатов и т. п.).

На протяжении веков международный обычай был основным источником международного права. Но по мере развития и усложнения межгосударственного сотрудничества возникла потребность в юридически более четких и письменно фиксированных формах права – международных договорах. На смену обычно-правовому международному регулированию стала постепенно приходить договорно-правовая форма. Этот процесс особенно усилился в ХХ веке, когда увеличилось количество государств, стал преодолеваться регионализм международных отношений и формироваться единое всемирное экономическое, политическое, культурное и, безусловно, правовое пространство.

После Второй мировой войны под эгидой ООН и других международных организаций была проведена значительная работа по кодификации международных обычных норм, в ходе которой не просто систематизировались и формально фиксировались в конвенциях нормы обычаев, а осуществлялось прогрессивное развитие той или иной правовой сферы .

В результате этой работы были заключены многие универсальные конвенции в области дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права, гуманитарного права и целого ряда других институтов и областей международного права.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеи ООН Положению о Комиссии международного права ООН, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов Конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще не достаточно развито в практике государств Выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

Б). Признаки международного обычая.

Для того чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем, необходимо, чтобы оно удовлетворяло одновременно следующим условиям:

- должно быть выработано международной практикой,

- должно характеризоваться длительностью и наличием многократных повторений,

- должно периодически проявляться в однотипных и аналогичных ситуациях,

- должно на практике быть явно признанным в качестве юридически обязательного,

- должно получить всеобщее или подавляющее по числу государств признание.

Безусловно, важнейшими факторами являются длительность практики и широта признания. Однако длительность сроков практики – категория довольно условная. Международное право не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. Если, например, для признания свободы судоходства в открытом море в качестве обычая потребовались века, то на признание свободы исследования и использования космического пространства – несколько лет. В решении Международного Суда ООН по делу о континентальном шельфе Северного моря говорится: «короткий период времени не является обязательно или сам по себе препятствием для образования новой нормы международного обычного права ... необходимое требование состоит в том, чтобы в течение данного периода, каким бы коротким он ни был, практика государств, включая те государства, интересы которых затронуты особо, была бы как обширной, так и однообразной в аспекте соответствующего предписания. Более того, она должна осуществляться таким образом, чтобы продемонстрировать общее признание того, что речь идет именно о норме права или юридическом обязательстве».

11.Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязанности.Акты международных организаций и конференций Статус актов международных межправительственных ор­ганизаций определяется их уставами. В пределах своей компе­тенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея упол­номочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти ре­шения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе пре­вращаться в международного "законодателя". Вместе с тем го­сударства — члены организации — могут использовать органи­зацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генераль­ной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о ме­ждународной ответственности за ущерб, причиненный косми­ческими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захва­том заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резо­люция, приобретает значение источника международного пра­ва. Аналогичный метод применяется и в других международ­ных организациях универсального характера. Несколько при­меров: в рамках Международного агентства по атомной энер­гии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рам­ках Международной организации труда — текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в неза­висимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры — Кон­венция о мерах, направленных на запрещение и предупрежде­ние, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются сво­ей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами прида­ется нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм междуна­родного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридиче­скую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовав­ших в то время международно-правовых норм, а в соответст­вии с целями и принципами Устава ООН установил новые им­перативные нормы относительно полного запрещения колониа­лизма и обязанности немедленного предоставления независи­мости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI—XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Дек­ларации равнозначны по юридической характеристике ссыл­кам на международные договоры.

Спорной считается в науке оценка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. "Декларация о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в соот­ветствии с Уставам Организации Объединенных Наций". Суж­дение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возраже­ние, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация прин­ципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей норма­тивный акт, т. е. источник международного права.

Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамб­леи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Ме­ждународного Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Ста­тута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и рати­фицируются государствами — членами ООН. В практике дея­тельности ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и имевшие нормативный характер, принимались трижды — в 1963, ,1965 и 1971 гг.

Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограни­чивались правоприменением. Значение источника международ­ного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью су­дебного преследования лиц, ответственных за серьезные нару­шения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности некоторых других междуна­родных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Ме­ждународной организации гражданской авиации (ИКАО), са­нитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивны­ми материалами. Возможность принятия правил в рамках Ме­ждународного органа по морскому дну предусмотрена в Кон­венции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприни­маться как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций дей­ствуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внут­ренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотноше­ний организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах го­сударств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких норма­тивных положений принято называть внутренним правом ООН

 

 

12.Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизмы взаимодействия. МП и внутригосударственное право – самостоятельные, но взаимосвязанные правовые системы, они находятся в постоянное взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга

Существуют различные теории соотношения МП и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую.

Дуалистическая теория основывается на разграничении МП и национального права и их неподчинении друг другу

Монистические концепции исходят из соединения МП и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает -

внутригосударственное право или МП, - различают примат внутреннего права государства или МП.

Механизмы воздействия

1. Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм МП.

a. воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего

b. изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права

c. Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм

d. Рецепция и активное использование в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права

2. Влияние МП на формирование и развитие внутригосударственного права – имплементация - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления

a. Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. 3 формы:

i. Прямая - заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона

ii. Опосредованная - правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта

iii. Смешанная

b. Инкорпорация – если формулировка закона совпадает по тексту с положением договора

c. Рецепция – заимствование:

i. Прямая – полное заимствование тех или иных норм МП

ii. Косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства

13.Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах. Основные принципы – это:

- основополагающие начала международного права, объективно обусловленные закономерностями развития международных отношений;

- кардинальные положения, устанавливающие самые основы поведения государств в международных отношениях;

- исходные начала, выражающие сущность международного права и определяющие содержание международно-правовых норм и институтов;

- наиважнейшие нормы общего характера, лежащие в основе всего международного права и отображающие его основные идеи и цели;

- исходные и взаимосвязанные нормы общего международного права, регулирующие в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющие императивный характер и определяющие основное содержание и целенаправленность международного права;

- наиболее общие его нормы, определяющие главное содержание и характерные черты международного права и обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом;

- наиболее общие, важные, коренные, общепризнанные, императивные нормы международного права, носящие комплексный характер, имеющие универсальную сферу действия, обладающие высшей юридической силой и обязательные для всех государств и иных субъектов международного права. Основные принципы современного международного права - это основополагающие, общепризнанные и общеобязательные правила поведения участников межгосударственных отношений, носящие нормативно-правовой характер, обладающие высшей юридической силой, составляющие юридическое ядро всей нормативной системы международного права, имеющие универсальную сферу действия как по кругу субъектов, так и по видам и областям межгосударственного сотрудничества и обеспечивающие системность как правового регулирования, так и функционирования международного правопорядка.

В). Признаки основных принципов международного права

Таким образом, вышеприведенное определение понятия «основные принципы международного права» включает в себя ряд составляющих его элементов – признаков, которые в совокупности и характеризуют содержание и роль данных принципов в обеспечении международного правопорядка.

Эти признаки следующие:

- основополагающие правила поведения;

- общепризнанные правила поведения;

- общеобязательные правила поведения;

- обладающие высшей юридической силой;

- составляющие юридическое ядро всей нормативной системы международного права;

- имеющие универсальную сферу действия.

В Декларацию принципов Заключительного акта 1975 года были включены следующие принципы:

- принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету;

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государств;

- принцип мирного урегулирования международных споров;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип уважения прав человека и основных свобод;

- принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- принцип сотрудничества между государствами;

- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

В качестве основных принципов в литературе, в частности, называются:

- принцип мирного сосуществования государств;

- принцип справедливости;

- принцип добросовестности;

- принцип всеобщего и полного разоружения;

- принцип охраны окружающей среды;

- принцип международно-правовой ответственности.

 

14.Принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и добросовестного выполнения международных обязательств.I. Принцип суверенного равенства государств.Данный принцип берет свое начало еще в период Средневековья, когда монархи стремились юридически уравнять свой международный статус. Для этого была заимствована юридическая формула древнеримских юристов par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). В основу её был положен принцип равенства монархов-суверенов.

Современное международное сообщество признает суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства и важнейшей основой существования международного правопорядка. В условиях государственно разделенного мира, состоящего из государств, разных по уровню развития, политическому влиянию, экономической силе, военной мощи, поддерживать определенное равновесие и обеспечивать сотрудничество возможно в значительной степени благодаря существованию правового принципа суверенного равенства государств.

Согласно этому принципу, государства при фактическом неравенстве юридически равны. В Уставе ООН (п. 1 ст. 2) говорится: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Перефразируя данное положение, можно утверждать: Всё международное сообщество основано на принципе суверенного равенства всех государств. Только взаимное уважение государствами суверенитета друг друга обеспечивает поддержание международного правопорядка.

Этот принцип означает, что все государства обязаны уважать суверенитет друг друга, т. е. их право осуществлять в пределах собственной территории всю полноту законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику

II. Принцип невмешательства во внутренние дела. Один из самых сложных принципов. Проблемы его реализации проистекают из объективной сложности определения понятия «внутренняя компетенция государства», которое является относительным и четкого определения и границ не имеет. В современном взаимозависимом мире, где постоянно происходят перемещения людей, товаров, услуг, капиталов, идей, информации, когда внутренние события в каждом государстве становятся предметом внимания других государств, провести четкую грань между дозволенным / недозволенным крайне сложно.

Безусловно, напрашивается сравнение этого принципа с содержанием принципа суверенного равенства государств, нарушение которого и будет вмешательством.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. основное содержание принципа невмешательства раскрывается следующим образом.

- Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства.

- Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

- Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

- Применение силы, имеющее целью лишать народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

- Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Это – в правовом идеале. В реальной действительности вмешательство имеет место.

Вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его суверенную внутреннею компетенцию. Косвенное вмешательство - это применение вышеназванных средств принуждения, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем

За явное и грубое вмешательство к виновному государству возможно применение санкций.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств -старейший принцип международного права. Ни одна правовая система не может функционировать без императивного требования выполнения принятых ее субъектами обязательств.

Данный принцип стал формироваться еще в Древнем мире и оттуда пришла вместе с ним латинская формула «pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться.

В соответствии с Декларацией 1970 г. принцип обязывает каждое государство:

- добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

- добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными договорами, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

- если обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов ООН по ее Уставу, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Естественно, что государства должны выполнять обязательства, вытекающие как из конвенционных, так и обычноправовых норм международного права.

Таким образом, преимущество в обязательствах отдано Уставу ООН

 

15.Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. Определение агрессии.Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Появление этого принципа является огромным достижением мирового сообщества и новеллой современного международного права. Лишь в середине XX в. сформировался принцип, ставящий войну и иные силовые методы ведения внешней политики вне закона. Агрессивная война объявлена международным преступлением. Обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы силой отражено в Уставе ООН (п. 4 ст. 2), в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Определении агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях.

Устав ООН закрепил одной из главных целей ООН избавление грядущих поколений от бедствий войны, создание такой международной системы правил и механизмов, в соответствии с которой вооруженные силы применялись бы не иначе как в общих интересах.

Устав предусматривает два случая правомерного применения вооруженной силы:

- применение Советом Безопасности ООН против государства-правонарушителя санкции в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII Устава).

- применение государством силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения на него, которую оно должно осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасности сам не примет необходимых мер для восстановления мира и безопасности (ст.51 Устава).

Содержание принципа неприменения силы раскрыто в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Определение агрессии, принятой в 1974 г. Агрессия представляет собой применение государством вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.

Согласно Определению агрессии, нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя запрещение: вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военные части и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать блокаду портов или берегов государства, насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, а также любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии, в том числе и т.н. “превентивная оборона”.

В Определении также закреплено, что Совет Безопасности уполномочен признать и другие действия государств агрессивными, если они создают угрозу миру или нарушили мир.

 

16.Принцип территориальной целостности, неприкосновенности и нерушимости границ.Принцип территориальной целостности и неприкосновенности -отражен в п. 4 ст. 2 Устава ООН, содержащим запрет использовать силу или угрозу силой «против территориальной целостности государств», а в качестве самостоятельного был выделен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Первая часть принципа (территориаль







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.024 с.)