Туберкулёз в практике фельдшера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туберкулёз в практике фельдшера



«Скорой медицинской помощи»

Студента группы № Л-431

Алексеевой Натальи Васильевны

 

 

Руководитель Петрова Ирина Алексеевна

 

 

2013 – 2014

учебный год


 

II. Задание на выпускную квалификационную работу.

III. Реферат. Реферат представляет собой текст будущего выступления на защите, который будет озвучен перед государственной экзаменационной

комиссией. Объём реферата обычно небольшой, в нём содержатся обоснование актуальности выбранной темы, краткие сведения о цели и задачах работы, способах решения поставленных задач и достигнутых результатах.

Задание на выпускную квалификационную работу и реферат не включаются в общую нумерацию страниц.

IV. Оглавление – печатается на втором листе. Оглавление представляет собой перечень заголовков разделов выпускной квалификационной работы

с указанием страниц. Заголовки оглавления должны чёткими, краткими и точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Сокращать, переформулировать, изменять их последовательность или соподчинение по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Чётко и ясно построенное оглавление является презентацией содержания и логики изложения всей работы.

Оглавление (содержание) печатается на отдельном листе. Этот лист уже нумеруется.

Желательно, чтобы всё оглавление помещалось на одном листе, поэтому его допустимо печатать через один интервал или меньшим размером шрифта – кегль 12.

Пример оформления содержания дипломной работы представлен на странице 18.

V. Введение –вводная часть, содержит в сжатом виде основную информацию о характере работы, поэтому является весьма важной частью выпускной квалификационной работы. Оно не должно быть чересчур пространным и многословным.


Оглавление

Введение  
Глава 1. Теоретические аспекты старения  
1.1. Анатомические аспекты старения  
1.2. Физиология стареющего организма  
1.3. Психология старения  
1.4. Программы социальной и медицинской заботы о пожилых  
1.5. Организация медико-социальной помощи в лечебных учреждениях  
Глава 2. Организация обслуживания пациентов пожилого возраста в системе амбулаторно-поликлинического комплекса  
2.1. Структура амбулаторно-поликлинического комплекса МУЗ городской клинической поликлиники № 3  
2.2. Анализ полноты знаний сестринского персонала об анатомических, физиологических и психологических аспектах старения  
2.3. Эффективность сестринского обслуживания пожилых пациентов  
2.4. Степень удовлетворённости пациентов пожилого возраста качеством сестринского обслуживания  
Заключение  
Список использованной литературы  
Приложения  

 


Во введении отражаются научность изложения информации, исследовательские навыки, умение чётко и ясно выразить свои мысли. Данный раздел начинается с обоснования актуальности и значимости темы дипломной работы, далее кратко раскрываются её основные характеристики (цели и задачи работы, объекты и методы исследования и др.)

Обоснование актуальности темы должно быть убедительным. Актуальность темы обычно определяется либо отсутствием или недостатком объективных данных, либо противоречием между степенью изученности проблемы и потребностями общества, текущим состоянием экономики, нерациональностью существующих методик и т. п. Разрешение указанного противоречия и составляет проблему дипломной работы. Обосновывая актуальность, студент должен показать значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения.

Однако речь может идти не только об актуальности в узко-научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать эту тему. Актуальным может считаться исследование, если оно посвящено мало изученной проблеме, если оно обращено к широко распространенному явлению, требующему научного осмысления, если оно вносит значимый вклад в уже существующие наработки.

Там, где это уместно, студент может подтвердить актуальность своего выбора аргументами личного или социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся личных или социальных проблем и т. п.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к определению аппарата исследования: формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования, гипотезы, методов исследования.

Цель исследования – это, собственно то, ради чего пишется выпускная квалификационная работа. Цель определяет главное направление решения поставленной проблемы и желаемый конечный результат – изучение явления, разработка новой методики или адаптация уже известной к конкретным условиям, определение наиболее оптимального сочетания уже известных закономерностей, выявление и обобщение закономерностей, изучение динамики процесса и т. п.

Социально-гигиенические и клинические исследования проводятся на разных уровнях. Эти уровни можно представить в виде пирамиды:

 

Изучение явления

Изучение явления + разработка рекомендаций

Изучение явления + разработка рекомендаций + внедрение

Изучение явления + разработка рекомендаций + внедрение + оценка эффективности

 

Студенческие исследования проводятся, как правило, на первом – втором уровнях.

Примеры формулировки целей исследования:

♦ Изучение эффективности профилактики первичного туберкулёза в городском округе Тольятти.

Изучение уровня информированности населения о гемоконтактных инфекциях.

♦ Изучение (анализ, исследование, разработка, характеристика и т. п.) явления и разработка рекомендаций по его изменению (улучшению, увеличению, снижению, совершенствованию и т. п.)

♦ Выявление начальных проявлений нейроциркуляторной дистонии у студентов колледжа и разработка рекомендаций по профилактике.

♦ Изучение опыта организации обучения сестринского персонала в ГБ № 11 и разработка рекомендаций по его оптимизации.

 

При формулировании цели нужно помнить, что цель в работе всегда одна. Она должна быть недвусмысленной, чёткой и, по возможности, краткой. Цель должна быть понятной не только автору, но и другим специалистам. Её назначение – определить стратегию и тактику написания дипломной работы.

Для раскрытия поставленной цели необходимо определить задачи исследования. Задачи исследования отвечают на вопросы «Как будет достигнута цель исследования?», «Какие конкретные действия последовательно ведут к намеченной цели?».

Задачи – это то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели. По отдельности решение каждой отдельной задачи представляет собой мостик к решению следующей. Взятые все вместе они являются последовательными шагами на пути к конечной цели.

Обычно задачи дипломной работы формулируются в форме перечисления: изучить …, описать …, провести…, установить …, сравнить…, выяснить …, вывести формулу… и т. п.

Это изучение и анализ учебной и научной литературы, передового опыта, выполнение системы условий, диагностических приёмов, технологических цепочек, экспериментальная проверка предлагаемой методики, проведение анализа, выполнение расчётов и т. п.

Типичные задачи, характерные для любого исследования: определение размера явления, его внутренней структуры, среднего уровня, зависимости одних признаков от других, анализ изменения во времени и в пространстве, сравнение его с другими аналогичными явлениями и т. п.

Примеры формулировки задач исследования.

Изучение литературы по проблеме нейроциркуляторной дистонии (острых отравлений);

♦ анализ историй болезни пациентов с данной патологией (анализ «Карт вызова «Скорой медицинской помощи»» пациентов с острыми отравлениями)

♦ анкетирование студентов для ориентировочной оценки состояния здоровья с целью выявления начальных проявлений нейроциркуляторной дистонии;

♦ обработка и анализ полученных данных.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой, как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранные для изучения. Объектом исследования может быть организационный, управленческий, сестринский, диагностический, лечебный и т. д. процесс.

Предметом исследования служит какая-либо сторона объекта, его отдельный аспект или характеристика.

В клинических исследованиях объектом исследования выступают группы людей, объединённых какими-либо признаками, или какое-либо явление, а предметом исследования является каждый человек этой группы (или документ, его заменяющий) или признак изучаемого явления. Примеры:

1) объект исследования – группа людей – пациенты, находящиеся на лечении в кардиологическом отделении ГКБ № 1, предмет исследования – характеристика каждого человека из этой группы – состояние гемодинамики у этих пациентов: частота сердечных сокращений, пульс, артериальное давление

2) объект исследования – группа людей – медицинские сёстры хирургического отделения, предмет исследования – характеристика каждого человека из этой группы – здоровьесберегающие технологии, используемые медицинскими сёстрами для обеспечения безопасной больничной среды для пациентов и персонала

3) объект исследования – какое-либо явление – состояние гемодинамики, предмет исследования – признак изучаемого явления – частота сердечных сокращений, пульс, артериальное давление.

Гипотеза означает «предположение», выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, требующее подтверждения, доказательства (выдвинутое предположение может быть в ходе исследования опровергнуто). Гипотеза строится как предположение в форме «если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в изучаемом объекте».

Следующий этап – выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала. Для каждой поставленной задачи необходимо подобрать соответствующие методы исследования, которые дали бы определённый результат.

Методы исследования делятся на общие и специальные.

К общим методам исследования относят:

1. Методы эмпирического исследования – наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, тестирование, учёт, измерение, эксперимент, хронометраж, аппаратно-технические методы, математические методы обработки количественных результатов.

2. Методы, используемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования – абстрагирование, изучение и анализ (в том числе учебной и специальной литературы, опыта работы), синтез, индукция и дедукция, моделирование.

3. Методы теоретического исследования – восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Специальные методы имеют специфический характер, они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных науках. Например, к методам изучения генетики человека относят генеалогический, близнецовый, цитогенетический и т. п.

Кроме этого, все методы исследования можно разделить на количественные и качественные.

Качественные исследования применяются в психологии, социологии, сестринском деле, гериатрии, психиатрии и других науках. В качественных исследованиях используется толковательный, натуралистический подход к изучаемому объекту. Человек, проводящий качественное исследование, изучает предметы в их естественном окружении, стараясь понять сущность изучаемого феномена (события, явления или пережитого пациентом состояния) в рамках тех значений, которые ему придают люди.

Количественные (статистические) методы исследования направлены на выявление причинно-следственной связи между явлениями. Этот тип исследований широко используется в медицине и фармации, считается наиболее достоверным и объективным, так как собранные цифровые данные подвергаются математической или статистической обработке.

При выборе методов исследования нужно учесть, чтобы они были реальными в использовании и определялись возможностями каждого студента, учебного заведения, лечебной базы, аптеки и т. п.

VI. Основная часть. Основная часть выпускной квалификационной работы посвящена решению поставленных во введении задач. Она состоит из двух глав (теоретической и исследовательской или практической), каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. Каждая глава обычно содержит от 3 до 5 параграфов.

В первой главе проводится последовательный обзор отечественной и, по возможности, зарубежной литературы по поставленной во введении проблеме, проводится сравнительный анализ различных точек зрения не неё и высказывается позиция автора. В обзоре литературы в круглых скобках обязательны ссылки на изучаемые источники. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство автора работы с темой исследования. Иногда текст литературного обзора может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками и т. п.

Во второй главе, связанной с предметом исследования, должны быть раскрыты вопросы методики исследования, даны характеристики испытуемых (количество, возраст, пол, диагнозы и т. п.), описаны и проанализированы результаты обследования пациентов, обоснованы диагностические решения.

Важным моментом в этой главе является анализ и обсуждение полученных результатов (смотри главу «Рекомендации по проведению исследовательской части работы»). Необходимо объяснить и интерпретировать собственные данные, проанализировать соответствие или несоответствие их результатам других исследователей, указанных в литературном обзоре. Делать это целесообразно в той последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо также выяснить, подтвердилась или не подтвердилась гипотеза исследования (если она была).

Результаты исследовательской работы должны быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах, рисунках, фотографиях и т.п.

Общее содержание основной части должно соответствовать теме работы и исчерпывающе раскрывать её. Изложение необходимо строить так, чтобы оно выглядело аргументированным, приводимые суждения – взвешенными, логическая канва – продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного непосредственно с темой выпускной квалификационной работы. Каждая глава должна заканчиваться выводами.

VII. Заключение. Этот структурный элемент выпускной квалификационной работы выполняет важнейшую функцию. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части. Охарактеризовав пройденный путь, нужно чётко сформулировать и последовательно изложить итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришёл автор, указать практическую значимость исследования. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами работы. В заключении осуществляется синтез на базе проведённого анализа, высказываются предложения, личные впечатления, возможные направления дальнейшей работы, проводится анализ решения поставленных задач (если что-то не удалось, то – почему). Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, на него должно приходиться до 5 – 10 % от всего объёма работы.

VIII. Список использованной литературы. Библиография является обязательной частью выпускной квалификационной работы и помещается после заключения. Страницы библиографии входят в единую нумерацию страниц текста. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий источников (при отсутствии фамилии автора). В него включаются все литературные источники, использованные автором в ходе работы, независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, сборнике, журнале, газете и т.п.). В списке использованной литературы обязательно должны быть представлены работы, опубликованные в последние пять лет. В списке применяется общая нумерация литературных источников.

Каждый включенный в список источник должен найти отражение в тексте работы. Не следует включать в список работы, на которые нет ссылок в тексте выпускной квалификационной работы, даже если они имеют непосредственное отношение к теме исследования.

Интернет-источники указываются отдельным списком.

Правила составления библиографии будут приведены ниже.

IX. Приложения. Приложения не являются обязательной частью выпускной квалификационной работы. Если они есть, то все приложения собираются в конце дипломной работы после списка использованной литературы. Они включают иллюстративный материал, не вошедший в основной текст работы, но использованный автором в процессе работы. Это могут быть таблицы, графики, анкеты, протоколы наблюдений, карты вызова «Скорой медицинской помощи», фрагменты историй болезни, рисунки, фотографии, схемы, памятки, слайд-шоу и т. п.

Все приложения должны иметь названия. Нумерация приложений выполняется согласно порядку их упоминания в тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы. Нумерация приложений указывается в правом верхнем углу страницы.


Требования к стилистике текста дипломной работы

Текст дипломной работы относится к научному стилю. Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства.

В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Письменная научная речь строится согласно определённым правилам: излагаемые мысли должны обосновываться, необходимо соблюдать корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, не должно быть смысловых искажений, искусственных натяжек и фальсификаций.

Научное изложение требует ясности, точности, простоты и строгости. Научный текст отличает прагматическое построение без выражения эмоций. В нём является лишним и ненужным всё то, что прямо не работает на решение поставленных задач и реализацию цели. Текст должен быть сухим, неэстетичным, максимально точным и лаконичным. В работе должна соблюдаться логическая последовательность. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких фраз, слабо связанных между собой, допускающих двойное толкование.

Научная речь предполагает использование определённых фразеологических оборотов, служебных слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста.

Вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом», «заметим», «в заключение подчеркнём …» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше.

Для дополнения и уточнения можно использовать следующие конструкции «помимо этого», «также и», «наряду с …», «в частности», «главным образом», «особенно», «именно».

Слова и обороты типа «следовательно», «вследствие», «свидетельствует о …», «условимся считать, что…», «отсюда следует, что…», «следует подчеркнуть, что …», «вместе с тем», «с другой стороны», «это позволяет сделать вывод о …», «в результате» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения.

Обороты типа «рассмотрим подробнее», «возвращаясь к вопросу…» или «теперь перейдём к…» помогают более чёткой рубрикации текста, поскольку подчёркивают переход к невыделенной особой рубрикой части изложения.

Слова и обороты типа «вначале», «как уже указывалось», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного», «о чём речь пойдёт ниже» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста.

Для сопоставления и противопоставления используются следующие слова и обороты «однако», «в то время как», «тем не менее», «как…, так и», «с одной стороны…», «с другой стороны», «не только…, но и», «по сравнению», «в отличие».

Чтобы подчеркнуть степень достоверности информации, можно использовать такие слова и обороты «разумеется», «безусловно», «неоспоримым фактом является то, что», «видимо», «надо полагать», «вероятно», «возможно» и т. п.

При анализе разных точек зрения уместны следующие конструкции: «в работах И. И. Иванова подчёркивается…», «ряд зарубежных авторов … считает», «по данным ВОЗ …», «изучение опыта … свидетельствует о том, что …», «исследования … говорят о том, что …», «в статье рассмотрены…» и т. п.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстранённость от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстранённости, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например: использование безличных и неопределённо-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов» и т.п.

Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Тем не менее, текст не должен пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегнуть к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличного текста, например: «установлено», «подчеркнём также», «можно считать доказанным…», «нетрудно убедиться в том, что …», «на основе выполненного анализ можно утверждать, что …», «проведенное анкетирование подтверждает …», «на основании вышеизложенного можно считать, что…», «приведённые факты доказывают, что…» и т. п..

В тексте дипломной работы допустимы только общепринятые сокращения. Обязательно нужно сокращать слова «век» и «год» при указании конкретных дат, например: 1967 г., XX в. Если речь идёт о нескольких годах или веках, или о периоде, длившемся на протяжении нескольких веков, то первая буква слова «год» или «век» удваивается: 1902 – 1917 гг., X – XV вв.

В конце предложения, но не в середине, принято использовать сокращения нескольких слов и оборотов, например: «и др.», «т. п.», «т. д.», «и пр.». Внутри предложения такие обороты не допускаются.

В тексте дипломной работы допускаются специальные сокращения типа ХПН, ХСН, БКК, но при этом в приложении нужно указать список сокращений.

Текст выпускной квалификационной работы не должен быть многословным, в нём не должно быть дублирования. Её не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, цифрами, знаками, символами. Никогда не нужно употреблять терминов и слов, точное значение которых автору неизвестно.

 

Рекомендации по проведению исследовательской части работы

После изучения литературы по теме дипломной работы необходимо приступать к исследовательской части выпускной квалификационной работы. Как уже было указано выше, в медицине широко используются количественные (статистические) методы исследования. Они считаются наиболее достоверными и объективными, направлены на выявление причинно-следственной связи между явлениями. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть некоторые положения статистического метода исследования.

Объект исследования в статистике принято называть статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это группа относительно однородных элементов – единиц, объединённых вместе в конкретных условиях времени и пространства, обладающих признаками сходства и различия. Различают два вида статистической совокупности: генеральную и выборочную.

Генеральная совокупность – это 100 % единиц наблюдения. Например: население всего района, города; количество всех больных в ЛПУ; количество всех медицинских сестёр поликлиники и т.п.

Выборочная совокупность – это часть генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативной, т. е. представительной по отношению к генеральной совокупности, по количеству и качеству. Например, если в генеральной совокупности удельный вес женщин и мужчин составляет 54% и 46%, то и в выборочной совокупности соотношение должно быть таким же.

Результаты исследований, полученные по выборочной совокупности, можно распространить на всю совокупность (объект исследования). Обычный объём клинико-статистических наблюдений в студенческих исследованиях составляет 100 – 200 единиц.

Единица исследования (наблюдения) – наименьшая составная часть статистической совокупности, подлежащая изучению. Каждая единица характеризуется множеством признаков.

Признак – это то, что характеризует явление в целом или одну из его сторон. Выделяют признаки сходства и признаки различия.

Признаки сходства служат для объединения единиц в совокупность.

Признаки различия называются учётными признаками, они являются предметом анализа, изучения. Перечень этих признаков определяется, исходя из цели и задач исследования.

Например, совокупностью являются пациенты, обратившиеся в «Скорую медицинскую помощь», а единицей наблюдения является каждый больной. Примерами признаков сходства, то есть признаков, общих для всех единиц, могут быть: пол (мужской и женский); возраст; наличие однородного синдрома (острого отравления) и т. п. Примерами признаков различия (учётных признаков) могут быть: отравления различными ядами; тяжесть течения отравления; длительность лечения; различные исходы отравления и т. п.

По роли в совокупности учётные признаки могут быть факторными и результативными.

Факторные признаки – это те, которые влияют на результативные. Это важно учитывать при изучении причинно-следственных взаимосвязей между признаками. Факторные признаки могут быть причиной явления, а результативные – следствием. В связи с этим в круг изучаемых учётных признаков, характеризующих единицу наблюдения, необходимо включать и факторные, и результативные признаки.

Например, демографические показатели здоровья, показатели физического развития, показатели заболеваемости, показатели инвалидности – это типичные результативные признаки. Все они зависят от факторов (факторных признаков) – пола, возраста, образования, условий жизни, условий труда, условий медицинского обслуживания.

По характеру учётные признаки могут быть качественными и количественными. Качественные признаки называют ещё атрибутивными, они выражаются словесно. Например: профессия, образование, состояние больного и т. п. Количественные признаки выражаются цифрами. Более точные результаты исследования получаются при работе именно с количественными признаками. Возможен перевод качественных признаков в количественные путём присвоения баллов. Например: удовлетворительное состояние больного оценивается в 1 балл, состояние средней тяжести – в 2 балла, тяжёлое – в 3 балла, агония – в 4 балла.

Выделяют следующие способы сбора материала:

– по времени – текущий и единовременный;

– по объёму – сплошной и выборочный;

– по методике – непосредственное наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, выкопировка сведений из документов и т. д.

Программа исследования – это перечень учётных признаков и их группировка. При определении учётных признаков нужно исходить из того, что

• это должны быть существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства, исходя из цели и задач исследования;

• не следует в число учётных признаков включать второстепенные, так как излишества затрудняют сбор данных, их обработку и анализ;

• должна быть возможность получения объективной и достаточно точной информации.

Наметив перечень этих признаков, можно изложить их в виде вопросов и сформулировать разные варианты ответов в анкете (не только «да» или «нет»).

Под группировкой понимают распределение статистической совокупности на однородные группы по одному или нескольким признакам. Различают два вида группировок: типологическую и вариационную.

Типологическая группировка – это группировка атрибутивных (описательных) признаков, выражающаяся словесно (пол, профессия, виды патологии, образование и т.п.) Вариационная группировка – это группировка количественных признаков, имеющих числовое выражение (возраст, рост, уровень дохода и т. п.)

Примеры группировки признаков

Типологическая группировка Вариационная группировка
Пол: а) мужчина, б) женщина Возраст: а) до 19 лет, б) 20 – 29 лет, в) 30 – 39 лет, г) 40 – 49 лет д) 50 – 59 лет, е) 60 лет и старше
Семейное положение: а) холост (не замужем), б) женат (замужем)   Стаж работы: а) 1 – 4 года, б) 5 – 9 лет, в) 10 – 14 лет, г) 15 лет и более
Исходы заболевания: а) выздоровление, б) улучшение, в) без улучшения, г) смерть Рост: а) до 150 см, б) 151 – 155 см, в) 156 – 160 см, г) 161 – 165 см, д) 166 см и выше.

 

Собранный в процессе исследования материал необходимо обработать, свести в таблицы и составить графические изображения полученного статистического материала. Таблицы и графические изображения способствуют повышению наглядности материала, позволяют углубить анализ. Для решения конкретных задач социально-гигиенических и клинических исследований используются различные методы математико-статистической обработки:

– методы расчёта обобщающих коэффициентов (относительных величин, средних величин, их достоверности);

– методы факторного анализа;

– методы анализа динамики явления.

В медицине и здравоохранении для анализа явлений используются различные статистические показатели, чаще всего абсолютные и относительные величины.

Абсолютные величины дают общие представление о размере изучаемого явления, являются основой для вычисления других показателей, но их не всегда можно сравнивать между собой.

Относительные величины – получаются путём деления одной абсолютной величины на другую. По ним можно судить об уровне, частоте, распространённости явления в определённой среде, о структуре явления. Они позволяют сравнивать, значит и оценивать различные явления между собой.

Средние величины – дают обобщённую характеристику изучаемого явления или признака. В медицине служат в качестве норм, нормативов, стандартов и т. п.

Из относительных величин часто используются интенсивные и экстенсивные показатели.

Интенсивный показатель характеризует частоту (уровень, распространённость) явления в своей среде, непосредственно продуцирующей данное явление. Типичными интенсивными показателями являются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности. Интенсивный показатель рассчитывается следующим образом: частное от деления абсолютного размера явления на абсолютный размер среды умножается на 100 (1000, 10000, 100000).

Экстенсивный показатель характеризует структуру явления, показывает долю (удельный вес) признака, распределение признаков в данной совокупности. Экстенсивными показателями являются структура смертности, структура заболеваемости, структура группы людей по возрасту, полу, стажу работы и т. п. Экстенсивный показатель: частное от деления абсолютного размера части явления на абсолютный размер явления в целом умножить на 100.

В студенческих работах часто характеризуются основные свойства изучаемого явления: его размер, внутренняя структура, средний уровень, изменение во времени, взаимосвязь с другими признаками и т. п.

Например, размер явления можно характеризовать с помощью абсолютных величин. Однако сравнение двух явлений с помощью абсолютных величин невозможно, для этого необходимо вычислить интенсивный показатель. Внутренняя структура, составные части явления (распределение признаков) характеризуются экстенсивными показателями, средний уровень признака – средними величинами.

Таким образом, вычисление статистических показателей – не самоцель, а возможность получения ответа на поставленные задачи.

На этапе осмысления полученных материалов исследования формируются умения анализировать, обобщать, сравнивать и т.п. При логическом анализе полученных результатов целесообразно учитывать несколько основных рекомендаций.

▪ Анализ проводится по принципу от общего к частному, то есть, прежде всего, анализу подвергаются наиболее общие показатели, затем из частных показателей отбираются те, которые представляют интерес с точки зрения поставленных задач.

▪ Оценка полученных данных проводится методом сравнения:

– с литературными данными;

– с нормами, нормативами, ГОСТами, стандартами;

– с данными в динамике;

– со средними данными по другим учреждениям и территориям.

▪ Сравнений должно быть несколько, тогда чётко определяется место и роль изучаемого явления среди других аналогичных. При описании и оценке данных целесообразно соблюдать последовательность использования статистических показателей: абсолютные данные – интенсивные показатели – экстенсивные показатели – другие показатели.

▪ Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Формулировка их должна быть конкретной, лаконичной, вытекающей из анализируемых материалов.

Знания по основам медицинской статистики достаточно сложны для усвоения, но они носят всеобщий, универсальный характер. Предлагаемые рекомендации призваны дать лишь общие представления о методике исследовательской работы. Более детальная информация представлена в специальной литературе по медицинской статистике.

В исследовательской (практической) части работы могут быть приведены и качественные исследования – письменные наблюдения за пациентами, когда объекты исследования – конкретные пациенты, выписки из истории болезни, а предмет исследования – состояние здоровья пациентов, интерпретация, сравнение и обобщение полученных результатов.

 

Техническое оформление текста дипломной работы

Требования к техническому оформлению выпускной квалификационной работы сформулированы в ряде ГОСТов, составляющих систему информационно-библиографической документации. ГОСТы периодически обновляются, один из последних – Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Дипломная работа выполняется на белых стандартных листах бумаги формата А 4 (210х297 мм). Текст работы должен быть аккуратно напечатан на компьютере на одной стороне листа в редакторе Microsoft Word, шрифт Тimes New Roman – 14 кегль, с полуторным межстрочным интервалом, выравнивание – по ширине. Допускается рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежи), которые выполняются чёрной пастой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.093 с.)