Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни



Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей 3-го года жизни проводилась на базе МКДОУ детский сад № 4, п.г.т Нагорск. В детском саду работает 4 группы: 1 группа раннего возраста, 1 группа младшего возраста, 1 группа среднего возраста, 1 группа старшего возраста. Цель опытно-экспериментальной работы: способствовать развитию активной речи у детей 3-го года жизни. В детском саду, на базе которого проводилась опытно - экспериментальная работа, созданы хорошие условия для развития активной речи детей. Создана благоприятная речевая среда: много развивающих игрушек, пособий, дидактических игр направленных на речевое развитие, книг. С детьми проводится регулярная работа по развитию речи: занятия, игры. Поведение детей организованное, дети активные, проявляют интерес к занятиям и дидактическим играм. Таким образом, условия для проведения опытно - экспериментальной работы созданы. Данная работа проводится в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития активной речи детей 3-го года жизни. Проведение диагностики важно для определения эффективности работы в данном направлении. В эксперименте участвовало 10 детей.

Для осуществления диагностики речевого развития подобраны соответствующие критерии оценки, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н.Галигузовой, С.Ю.Мещерековой:

1.Инициативность (активное привлечение ребенком взрослого к своим действиям).

2.Чувствительность к воздействию взрослого (реакция ребенка на инициативу взрослого).

3.Активная речь (использование вербальных средств).

4.Понимание речи (понимание ребенком слов взрослого).

5.Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (выполнение просьб и указаний взрослого). Данные критерии позволяют описать и выявить изучаемый параметр. Уровень сформированности речевого развития в исследовании выступает в качестве оценки (1-низкий, 2-средний, 3-высокий).

При низком уровне речевого развития ребенка все его показатели оцениваются не более чем в 1 баллом. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет только самые элементарные инструкции.

Средний уровень речевого развития заключается в неравномерном развитии активной и пассивной речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться детскими словами. При среднем уровне развития речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого, но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.

Высокий уровень речевого развития проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкции взрослого. При выявлении исходного уровня развития речи, прежде всего, интерес проявлялся к гармоничности развития основных параметров: развития активной речи, понимание речи и способности к выполнению речевых инструкций в процессе общения. Данная проведенная методика диагностирования включала в себя следующие диагностические ситуации: «Пассивный взрослый» и её цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения; определение уровня инициативности ребенка в общении. «Совместная игра со взрослым» и цели: выявление уровней ситуативно – делового общения ребенка со взрослым, активной и пассивной речи ребенка. «Совместное разглядывание картинок» и цели: выявление уровня развития внеситуативно – познавательного общения и речи ребенка.

Таблица 1 – Уровень развития активной речи детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребенка Параметры речи
Инициативность Чувствительность Активная речь Понимание речи Выполнение речевых инструкций Общее количество Уровни
  Алина                                           средний
  Семён                                           низкий
  Элина                                           высокий
  Егор                                           средний
  Катя                                           средний
  Соня                                           высокий
  Лера                                           средний
  Глеб                                           низкий
  Виолетта                                           средний
  Влад                                           низкий


Результаты обследования показали, что почти все дети в группе говорят, только у 1 мальчика (Семёна) возникли трудности - речь не развита вообще и определился низкий уровень. У 2 мальчиков плохо развита активная речь и понимание её, у них определился низкий уровень. Далее у 5 ребят – средний уровень, трудность заключается в развитии активной речи, понимании её и в выполнении речевых инструкций. Только у 2 девочек (Соня и Эллина) определился высокий уровень. Они хорошо разговаривают, понимают речь взрослого и быстро выполняют речевые инструкции взрослого, очень инициативны.

По результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие результаты:

низкий уровень-30%;

средний уровень-50%;

высокий уровень-20%.

Таким образом из подведения итога констатирующего эксперимента выявлено, что с детьми, у которых имеются затруднения в данных критериях оценки развития речи необходимо регулярно проводить дидактические игры по развитию активной речи детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.041 с.)