Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего года жизни



 

В дошкольном детстве одним из главных приобретений является овладение родным языком. Именно дошкольное детство, особенно, сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В дошкольных учреждениях существует множество передовых опытов, которые уникальны по своей структуре. Мы изучили опыт работы педагогов дошкольных учреждений по использованию дидактических игр в развитии речи детей.

Рассматривая опыт работы воспитателя Куралёвой Натальи Алексеевны детского сада «Ромашка», из г. Горняк, было видно, что Наталья Алексеевна в своей работе на тему: «Развитие речи детей через дидактическую игру» ставит и решает следующие задачи: развитие понимания речи; закрепление умения детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы: по цвету, по форме, по величине; расширение и обогащение представлений детей об окружающем; развитие активной речи, обогащение и расширение словаря. Выбрав тему и поставив перед собой цель - развитие речи детей через дидактическую игру Куралёва Н. А. для успешного решения задач по развитию речи детей использовала следующие формы и методы работы: методическая деятельность, работа с родителями, дидактические игры и занятия, наблюдения, беседы и приёмы: словесный, игровой, наглядный. Второй год ведёт работу кружка по развитию речи детей через дидактические игры: «Учимся, играя». В своей работе с детьми она использовала различные виды дидактических игр, особое внимание уделяет словесным дидактическим играм. Создала картотеку дидактических игр по развитию речи детей, изготовила дидактические пособия. Она подобрала разные виды игр - игры путешествия («Кто живет в лесу»); игры поручения («Найди предметы красного цвета») и игры предположения («Зачем нужны игрушки?»); игры загадки («Овощи в загадках»); игры беседы; рассматривание книжек – малышек. Каждый день проводит разучивание потешек, проговаривание скороговорок, повторяя шутки - чистоговорки.

Таким образом, результат был достигнут, потому что проводимая работа Куралёвой Н. А по развитию речи была тесно связана со всеми видами детской деятельности и дети в процессе работы овладели различными знаниями, обогатился словарный запас, и произошло развитие речи.

А вот, изучив педагогический опыт работы Анны Малевой из МКДОУ «Солнышко», г. Брянск по развитию речи детей в 1 младшей группе было видно, что она поставила перед собой такие задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей и развивать активную речь;

- формировать потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи; - понимания речи окружающих без наглядного сопровождения; -формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; -приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Для реализации данных задач в своей работе Анна Малева использовала дидактические игры: «Расскажи об игрушке», «Собери картинку», «Кто где?», «Большой – маленький». Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение: жёлтое (солнце). Упражнения на умение употреблять существительные с предлогами: зайчик (под столом, над столом, на столе). Игровые ситуации: «Зайка заболел». Анна использовала в процессе своей работы подвижные игры, музыкальные игры, театрализованную деятельность. Применяла инсценировку русских народных сказок, художественную литературу, а также чтение и разучивание потешек. Большое внимание уделила развитию диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой). Использовала такой приём, как самостоятельно описывать игрушку. На прогулке использовала такие приемы для развития речи детей, как наблюдение и беседы. Итак, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов по данной теме, дети стали легко понимать речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Они активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры. В опыте работы воспитателя Эльмиры Фанисовны Стариковой, работающей в МАДОУ «Детский сад № 35«Соловушка», г. Татарстан на тему: развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности было видно, что свою работу начала с изучения методической литературы. Определила цель: развитие активной речи детей и выявила следующие задачи: обогатить словарный запас детей, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь. В её работе обогащение, уточнение словаря детей осуществлялось практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной и художественной. Эльмира Фанисовна для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей создала развивающую речевую среду (чтение худ.текстов, пение небольших песенок), использовала специально организованные диалоги разной степени сложности, которые составляют основу речевых занятий. В своей работе использует разные приёмы для обогащения и активизации словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова. В активизации словаря детей использует следующие приёмы: вопросы, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Во время проведения режимных моментов прибегает к приёму использования художественного слова (потешки, и прибаутки, и поговорки). Особое внимание в работе с детьми по развитию активной речи уделяет созданию развивающей речевой среды. Таким образом, результат был достигнут, благодаря использованию таких разнообразных приемов и методов. Проделанная работа позволила детям младшего дошкольного возраста по развитию активной речи дать не только глубокие и всесторонние знания, но и способствовала обогащению словарного запаса детей, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи.

Рассматривая педагогический опыт работы воспитателя Закурдаевой Натальи Николаевны, «МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Капелька», с. Красное, Красненский район, Белгородская область на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» стало ясно, что в процессе работы в группе раннего возраста она широко использует игры с предметами, потому что игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, описывать предметы, составлять и отгадывать загадки), применяет дидактические игры с куклой: «Уложим куклу спать», «Катя обедает». Также присутствовала цель: развитие активной речи, с помощью дидактических игр. Наталья Николаевна занятия, игры проводит эмоционально, динамично и использую такие приемы: сюрпризный момент, показ, сопровождаемый объяснением. Демонстрационный материал постоянно пополняет разнообразными предметами («Чудесный мешочек») и изменяет место проведения занятия (на прогулке).

Итак, цель и задачи в итоге были достигнуты. Результат работы был виден, так как с помощью дидактических игр с предметами и разнообразных игр с куклами, интересными приёмами и разнообразным демонстрационным материалом у детей совершенствовалась речь, обогатился словарный запас, произошло развитие активной речи.

В педагогическом опыте работы воспитателя Синаря Юлии Александровны, из МБДОУ «Детский сад» № 101, г. Новосибирска присутствовала цель: развитие активной речи детей раннего возраста, средствами дидактических игр и упражнений. Юлия Александровна поставила перед собой ряд задач: развивать потребность в речевом общении; формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действий. Пополнение запаса понимаемых слов, активный словарь; формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания. Отвечать на вопросы взрослого; формировать умение действовать с игрушками, подражать игровым действиям взрослого. Использовала следующие методы: -показ с называнием (совместно рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать); - многократное повторение нового слова (это помидор, что это?- помидор; у меня в правой руке помидор и в левой тоже помидор); - объяснение происхождения слова; - использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами. Использовала такие дидактические игры, как «Один - много», «Большие и маленькие». Вела активную работу с родителями, составила картотеку с дидактическими играми. Применяла такие приёмы: словесный, игровой.

Результат был достигнут. У детей развивается понимание речи, количество понимаемых слов значительно возросло, продолжает стремительно развиваться активная речь детей, ребята пытаются строить простые предложения, возросла способность к выполнению речевых инструкций.

Таким образом, изучив, все опыты работы воспитателей стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается.

Одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни является дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей раннего возраста. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Таким образом, важным моментом из опытов работы педагогов стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.007 с.)