Развитие активной речи детей третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие активной речи детей третьего года жизни



 

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития. (К. Л. Печора, стр 5).

Детям для развития речи необходимо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершествовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержание его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей (Е. И Тихеева, стр 14).

В разработке методики развития речи детей раннего возраста, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. (Сохин, стр 24)

По мнению российского психолога (ученица Л. С Выготского) Гита Львовна Розенгарт – Пупко установила, что развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи. Первый период длится с первого месяца жизни до оформления самостоятельной речи ребенка (1,5 – 2 лет). Подготовительный период делится на ряд этапов. Первый этап – эмоциональное общение, в этом периоде у ребенка возникает потребность в общении со взрослым. Второй этап – понимание движений, мимики, жестов, а затем и понимание речи быстро развивается на втором году жизни. Это важнейший этап подготовительного периода. Очень важными подготовительными элементами в формировании самостоятельной речи ребенка является лепет и подражание. (издание Розенгарт – Пупко Г. Л, стр 10- 11).

Сейчас рассмотрим данные периоды жизни детей по формированию активной речи более подробно.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Много нового приобретает ребенок в развитии понимания речи к 10 месяцам. Увеличивается количество понимаемых слов, которые обозначают названия игрушек, одежды, мебели. К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на всё развитие ребенка. Формируется активная речь, необходимо в первую очередь укреплять лепет.

На втором году жизни у ребенка наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка, функция обобщения, расширяется активный словарь. Появляются глаголы и другие части речи, он овладевает грамматическими формами и начинает пользоваться речью. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делается еще много ошибок. Необходимо заметить, что в становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные). Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия. Большое значение в развитии речи имеет знакомство с животными, с движущимся транспортом.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения. Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. На третьем году жизни детей происходят самые заметные изменения за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети третьего года жизни начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. В данном возрасте хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, но дети ещё не владеют достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом неправильно: «повзет» (ползёт). Не все дети выговаривают в этом возрасте звуки «р» и «л». Деятельность ребенка на третьем году становится сложной и разнообразной. Все виды деятельности важны для развития речи. (Печора,; Сохин, стр 30 – 39).

Согласно основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы в речевом развитии детей третьего года жизни перед педагогом выделяются следующие задачи. Формирование словаря:

- развивать понимание речи и активизировать словарь;

- учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы и имитировать действия людей и движения животных;

- обогащать словарь детей существительными, глаголами и т д;

- способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков и в правильном воспроизведении звукоподражаний;

- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Грамматический строй речи:

- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами;

- употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени и изменять их по лицам, использовать в речи предлоги;

- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.

Связная речь:

- помогать детям отвечать на простые и более сложные вопросы;

- учить детей повторять несложные фразы во время игр - инсценировок;

- учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

По мнению педагога Н. М Аксариной процесс развития речи на протяжении первых трех лет жизни, как показывают исследования является - сложнейшим периодом. Н. М. Аксарина совместно с Н. Ф. Ладыгиной изучили ход развития речи на протяжении первых трех лет и разработали основные ориентировочные показатели оптимального хода развития речи, которые приведены ниже(Хрестоматия, стр 374- 379)

Возраст Понимание Активная речь
Способность подражать звукам Объем словаря Грамматический строй Пользование речью
К 1 году Понимает без помощи жестов названия несколько заученных имен окружающих, названия предметов и действий (мама, киса, дай лялю). Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым простым звукосочетаниям Произносит несколько слов (около 10) осмысленно (ка – каша; ав – ав – собака) ---------------- Много эмоционально лепечет будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу.
К 2 годам Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях. Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы Запас употребляемых слов быстро растет – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными Начинает употреблять простые 4-5ти словные предложения. Появляются в словах грамматические изменения Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание передаются словами, много говорит
К 3 годам Может понимать смысл речи взрослого о событиях, но отдельные элементы ранее воспринимались ребенком. Речь становится и средством познания. Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, сказки и песни. В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. К 3м годам количество слов 1200 – 1500 и появляются вопросы: зачем? когда? Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматический строй ещё не всегда бывает правильным. Рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывисто. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки (по картинкам и без них).

 

Таким образом, из всего изученного видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается. В дальнейшем предстоит только совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.009 с.)