Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра как средство развития активной речи детей третьего года жизни



ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

 

Докучаева Екатерина

Владимировна

 

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-34

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

 

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

 

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр    
Введение ………………..………………………………………………………      
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….      
1.1 Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................      
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......      
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………      
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………      
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...      
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………      
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………      
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..      
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..      
Заключение……………………………………………………………………..      
Список литературы…………………………………………………………….      
Приложения…………………………………………………………………….      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как третий год жизни - начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваиваются правила общения с детьми и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей дошкольного возраста. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей раннего возраста.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. В. Гербова, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. К. Бондаренко, А. Н. Гвоздев, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей в раннем возрасте, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Задачи: изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; провести опытно- экспериментальную работу по развитию активной речи третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

 

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных.

Гипотеза: по мнению автора, присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей и апробировать их на практике.

База исследования: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается.

Одним из средств развития активной речи детей третьего года жизни является дидактическая игра. Она имеет колоссальное влияние на развитие речи детей раннего возраста. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, очень просты, доступны.

Таким образом, важным моментом из опытов работы педагогов стало ясно, что действительно использование дидактических игр являются эффективным средством в развитии речи детей третьего года жизни (связная речь, активизация и обогащение словаря, грамматического строя речи и звуковой культуры речи). Дидактические игры широко применяются в непосредственной образовательной деятельности ДОУ, они многогранны и служат незаменимым источником для работы воспитателей.

ВЫВОДЫ по ГЛАВЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

 

Докучаева Екатерина

Владимировна

 

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-34

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

 

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

 

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр    
Введение ………………..………………………………………………………      
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….      
1.1 Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................      
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......      
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………      
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………      
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...      
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………      
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………      
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..      
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..      
Заключение……………………………………………………………………..      
Список литературы…………………………………………………………….      
Приложения…………………………………………………………………….      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как третий год жизни - начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваиваются правила общения с детьми и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей дошкольного возраста. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей раннего возраста.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. В. Гербова, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. К. Бондаренко, А. Н. Гвоздев, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей в раннем возрасте, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Задачи: изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; провести опытно- экспериментальную работу по развитию активной речи третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

 

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных.

Гипотеза: по мнению автора, присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей и апробировать их на практике.

База исследования: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.026 с.)