Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар по теме № 7. Социальные институты и организации
Вопросы для обсуждения 1. Процесс институционализации. 2. Социальные институты: их виды и функции. 3. Социальные организации. Методические рекомендации В первом вопросе необходимо раскрыть содержание процесса институционализации. Выделить этапы становления социальных институтов, показать на конкретных примерах. Во втором вопросе следует охарактеризовать основные социальные институты, показать их явные и латентные функции. Далее следует остановиться на характеристике дисфункций социальных институтов, иллюстрируя на примере конкретных социальных институтов в современных российских реалиях (например тема государства и коррупции). В третьем вопросе следует раскрыть понятие «организации», ее признаки, показать взаимосвязь организации и коллектива. Раскрыть тему руководства, лидерства и бюрократии. Литература 1. Назаренко С. В. Социология: учебное пособие - СПб.: Питер, 2009. - 498 с. 2. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. - 2007. - № 8. - С. 28-48. 3. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества // Мир психологии. - 2008. - № 3. - С. 158-169. 4. Полтавская Е. И. О понятии "социальный институт" // СОЦИС. - 2009. - № 3. - С. 68-71. 5. Веремчук В. И. Социология религии: учебное пособие - М.: ЮНИТИ, 2004. - 254 с. 6. Черняк Е. М. Социология семьи: учебное пособие - М.: Дашков и К, 2006. - 240 с. 7. Голод С. И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. - 2006. - № 6. - С. 69-81. Понятия и термины Понятие и функции социального института. Институционализация. Дисфункция (Р. Мертон). Семья: типологии. Социальная организация; типологии. Руководство и лидерство. Номенклатура. Бюрократизм. Патернализм. Фратернализм. Партнерство. Организованная преступность. Власть и элиты. Семинар по теме № 8. Общности и социальные группы (для заочной формы обучения) Вопросы для обсуждения 1. Классификации социальных групп. 2. Этнические общности. 3. Толпа и публика. Методические рекомендации При подготовке к вопросу следует четко выделить основные классификации социальных групп и охарактеризовать каждый тип используя примеры: по величине группы (малые, организации, большие), по наличию взаимосвязей между членами группы (реальные, квази-группы, номинальные), по характеру взаимосвязей между членами группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные). В отдельном докладе следует более подробно раскрыть признаки и значение малых групп.
Во втором вопросе следует начать с определения общности (широкое и узкое) и далее охарактеризовать основные этно-территориальные общности: семья, клан, племя, народность, нация. В третьем вопросе необходимо раскрыть основные признаки толпы и публики. Литература 1. Штроо В. А., Меланьина А. А. Референтные отношения в группе как фактор организационных измерений // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 70-83. 2. Липкин А. И. К вопросу о понятии "национальной общности" и его применимости к России // ПОЛИС. - 2008. - № 6. - С. 113-129. 3. Добролюбов С. В. Теория социогенеза обществ // СОЦИС. - 2010. - № 3. - С. 3-14. 4. Общая социология: учебное пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 654 с. 5. Фененко Ю. В. Социология: учебник - М.: Проспект, 2007. - 232 с. 6. Смелзер Н. Социология - М.: Феникс, 1994. - 688 с. Понятия и термины Типология общностей. Территориальные и этнические общности. Типологии социальных групп. Реальные и номинальные группы. Группы-агрегаты. Большие и малые группы (признаки, диада, триада). Группы-организации. Формальные и неформальные группы. Первичные и вторичные группы. Референтная группа. Социальный круг. Коллектив. Лидеры и аутсайдеры. Семинар по теме № 9. Социальная стратификация И социальное неравенство. Социальная мобильность (для очной и заочной форм обучения) Вопросы для обсуждения 1. Социальное неравенство в современном мире и в России: критерии, причины, последствия, тенденции. 2. Средний класс в развитых странах и в России: критерии среднего класса в разных странах, портрет типичного представителя, значение. 3. Социальная мобильность в мире и в России: каналы вертикальной мобильности и «социальные лифты» для молодежи. Методические рекомендации Занятие проходит в форме проблемного семинара на основе обзора и обсуждения актуальных статей (не старше последних 5-7 лет) из газетной и журнальной периодики. При подготовке первого вопроса следует обращать внимание на материалы, показывающие различные аспекты социального неравенства, рассматриваемого как неравномерное распределение дефицитных ресурсов (от дохода, до доступа к образованию, медицине, информации и т.д.). Необходимо показать социальные причины неравенства (например, международное разделение труда, коррупция в стране) и его последствия (например, революции, отставание страны в развитии); вскрыть современные тенденции, показав на данных статистики, усиливается или уменьшается бедность в мире и в России.
При раскрытии второго вопроса нужно учитывать многообразие точек зрения на то, кого следует относить к среднему классу, так как средний класс это нечто большее, чем определенный уровень дохода. Показать статистику величины и динамики среднего класса в развитых странах и в России. Найти материалы, иллюстрирующие как выглядит типичный представитель среднего класса. Раскрыть значение среднего класса для стабильности общественной жизни и формирования гражданского общества. В третьем вопросе следует раскрыть тему, какими способами и насколько легко/трудно осуществляет восходящую социальную мобильность молодежь в различных странах и в России. Литература 1. Ярошенко С. С. Четыре социологических объяснения бедности: (опыт анализ зарубежной литературы) // СОЦИС. - 2006. - № 7. - С. 34-42. 2. Балобанова Е. Г. Средний класс как объект исследований российских социологов // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 50-55. 3. Соловьев В. Н. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 4. - С. 89-97. 4. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация // СОЦИС. - 2008.- № 11. - С. 40-50. 5. Симонян Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // СОЦИС. - 2009.- № 1. - С. 55-61. 6. Огородова О. Б. Проблемы становления среднего класса как социально-политического субъекта в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 2008. - № 4. - С. 147-149. 7. Кузнецова Е. С. Средний класс: западные концепции / Е. С. Кузнецова; Е. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 2. - С. 19-28. 8. Тихонова Н. Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни // СОЦИС. - 2009. - № 10. - С. 29-40. 9. Севастьянов А. Н. Миф о среднем классе // СОЦИС. - 2010. - № 1. - С. 146-150. 10. Лежнина Ю. П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности // СОЦИС. - 2010. - № 3. - С. 36-45. 11. Кармадонов О. А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте // СОЦИС. - 2010.- № 6. - С. 3-13. 12. Иванов Н. П., Гоффе Н. В., Монусова Г. А. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 9. - С. 29-42. 13. Денисенко М. Б., Калмыкова Н. М. Демография: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2009. - 424 с. 14. Вишневецкий К. В. Урбанизация и ее влияние на процессы виктимизации населения // Юридический мир. - 2006. - № 3. - С. 65-70. 15. Гриценко Г. Д., Маслова. Т. Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // СОЦИС. - 2010. - № 5. - С. 82-86. 16. Клупт М. А. Демографическая повестка XXI века: теории и реалии // СОЦИС. - 2010.- № 8. - С. 60-71. 17. Брус В А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 12. - С. 66-70. 18. Шкаратан О. И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. - 2011. - № 1. - С. 5-24. 19. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. - 2011. - № 2. - С. 5-28. Понятия и термины Понятие и критерии социальной стратификации. Профиль стратификации. Исторические типы стратификации. Андеграунд. Апартхейд, апартеид. Геноцид. Дискриминация. Пауперизация. Маргинальность. Сегрегация. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Экономическое неравенство и средний класс. Проблема критерия среднего класса. Средний класс в мире и в России. Бедность: абсолютная, относительная, застойная. Андеркласс. Белые и синие воротнички. «Революция менеджеров».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.251.57 (0.013 с.) |