Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие по теме № 4.
Программа социологического исследования Цель занятия: в процессе работы с социологическими базами научиться поиску необходимых данных, анализу эмпирического материала и составлению Программы социологического исследования.
Методические рекомендации В процессе подготовки к практическому занятию необходимо повторить лекционный материал по темам «Методы социологического исследования», «Этапы, виды, программа социологического исследования». Проведение занятия предполагается в компьютерном классе. В зависимости от численности обучающихся группа заранее делится на 2-3 подгруппы. Предлагаются два-три сайта и тема конкретного социологического исследования для каждой подгруппы, которую предстоит найти на одном из сайтов (ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения: http://www.wciom.ru/, Левада-Центр: http://www.levada.ru/, Фонд "Общественное мнение":http://www.fom.ru/). Необходимо осуществить следующую работу: 1. Индивидуально изучить социологическое исследование. 2. Ориентируясь на структуру программы социологического исследования, реконструировать ее (индивидуально). Структура Программы социологического исследования: 1. Проблема исследования 2. Задачи исследования 3. Объект и предмет исследования 4. Основные понятия исследования 5. Гипотеза исследования 6. Определение обследуемой совокупности: конструирование выборки, ее критерии 7. Метод(ы) сбора информации, тип метода 8. Необходимый инструментарий 3. Обсудить полученные результаты в подгруппе, выработать единую позицию, выбрать представителя группы, который будет представлять Программу на обсуждение. 4. Представить программы. Дать аргументированную оценку качества и полноты выполненной работы другими подгруппами. В процессе работы каждым обучающимся делаются записи в тетради, фиксируются выводы. Понятия и термины Программа социологического исследования, методы социологии, выборка, генеральная совокупность, операционализация понятий, гипотеза, предмет, объект, инструментарий исследования. Сайты крупнейших социологических Исследовательских центров России
1. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения: http://www.wciom.ru/ 2. Левада-Центр: http://www.levada.ru/
3. Фонд "Общественное мнение": http://www.fom.ru/
Литература
1. Анурин В. Ф.Эмпирическая социология: Учебное пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с. 2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с. 3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с. 4. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 368 с. 5. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. - 4-е изд. стер. - М.: КомКнига, 2006. - 480 с. 6. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие - М.: МарТ, 2005. - 144 с.
Семинар по теме № 5. Социализация. Социальные статусы и роли Вопросы для обсуждения 1. Статусный портрет человека. 2. Социальная роль. 3. Социализация Методические рекомендации В первом вопросе необходимо отразить существующую научную полемику вокруг понятия «статус», раскрыть содержание статусного набора (портрета) индивида, охарактеризовать различные виды статусов, статусное поведение и статусную несовместимость, показать динамику статусного портрета человека. Второй вопрос следует начать с раскрытия содержания понятия «социальная роль». Далее остановиться на понятии «ролевой набор», показать динамику ролевого набора (на примере семьи). Кроме того, необходимо отразить в выступлении такие аспекты как ролевой конфликт и ролевые дисфункции, ролевое напряжение. При подготовке к третьему вопросу следует начать с характеристики социализации как отличительного процесса, свойственного среди живых организмов только человеку; далее охарактеризовать содержание фаз (этапов) социализации, обратить внимание на кризисные точки социализации, ресоциализацию и десоциализацию и, в завершении, подробно рассмотреть тему агентов и институтов социализации. В качестве примера института социализации рекомендуется взять школу или ВУЗ. Литература 1. Барболин М. П., Приятелев В. В., Смирнов А. А.; под ред. Ивченко Б. П.. Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития в новых социально-экономических условиях России на рубеже XX-XXI веков: пособие для курсов повышения квалификации - СПб.: Петрополис, 2005. - 148 с.
2. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие - М.: Академия, 2004. - 304 с. 3. Багреева Е. Г., под ред. Антоняна Ю. М. Социокультурные проблемы в криминологии [Электронный ресурс]: монография - М.: ВНИИ МВД России, 2001. 4. Слотина Т. В. Психология личности: учебное пособие - СПБ.: Питер, 2008. - 304 с. 5. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник - 5-е изд., доп. и прераб. - СПб.: Питер, 2008. - 656 с. Понятия и термины Понятие личности. Теории личности: зеркального Я, ролевая теория, необихевиоризм, теория референтной группы. Типы личности. Социализация: стадии, уровни (первичная и вторичная). Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Интериоризация. Инициация. Инфантилизм. Конформность. Социальный статус. Статусный набор. Главный статус. Личный статус. Приписываемые, достигаемые и смешанные статусы. Основные и неосновные статусы. Социально-групповой статус. Несовместимость статусов. Социальная роль и ожидания. Ролевой набор. Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Межстатусная дистанция. Социальный стереотип.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.005 с.) |