Практическое занятие по теме № 4. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие по теме № 4.



Программа социологического исследования

Цель занятия: в процессе работы с социологическими базами научиться поиску необходимых данных, анализу эмпирического материала и составлению Программы социологического исследования.

 

Методические рекомендации

В процессе подготовки к практическому занятию необходимо повторить лекционный материал по темам «Методы социологического исследования», «Этапы, виды, программа социологического исследования». Проведение занятия предполагается в компьютерном классе. В зависимости от численности обучающихся группа заранее делится на 2-3 подгруппы. Предлагаются два-три сайта и тема конкретного социологического исследования для каждой подгруппы, которую предстоит найти на одном из сайтов (ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения: http://www.wciom.ru/, Левада-Центр: http://www.levada.ru/, Фонд "Общественное мнение":http://www.fom.ru/).

Необходимо осуществить следующую работу: 1. Индивидуально изучить социологическое исследование. 2. Ориентируясь на структуру программы социологического исследования, реконструировать ее (индивидуально).

Структура Программы социологического исследования:

1. Проблема исследования

2. Задачи исследования

3. Объект и предмет исследования

4. Основные понятия исследования

5. Гипотеза исследования

6. Определение обследуемой совокупности: конструирование выборки, ее критерии

7. Метод(ы) сбора информации, тип метода

8. Необходимый инструментарий

3. Обсудить полученные результаты в подгруппе, выработать единую позицию, выбрать представителя группы, который будет представлять Программу на обсуждение. 4. Представить программы. Дать аргументированную оценку качества и полноты выполненной работы другими подгруппами.

В процессе работы каждым обучающимся делаются записи в тетради, фиксируются выводы.

Понятия и термины

Программа социологического исследования, методы социологии, выборка, генеральная совокупность, операционализация понятий, гипотеза, предмет, объект, инструментарий исследования.

Сайты крупнейших социологических

Исследовательских центров России

 

1. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения:

http://www.wciom.ru/

2. Левада-Центр: http://www.levada.ru/

3. Фонд "Общественное мнение": http://www.fom.ru/

 

Литература

 

1. Анурин В. Ф.Эмпирическая социология: Учебное пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.

4. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 368 с.

5. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. - 4-е изд. стер. - М.: КомКнига, 2006. - 480 с.

6. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие - М.: МарТ, 2005. - 144 с.

 

Семинар по теме № 5. Социализация. Социальные статусы и роли

Вопросы для обсуждения

1. Статусный портрет человека.

2. Социальная роль.

3. Социализация

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо отразить существующую научную полемику вокруг понятия «статус», раскрыть содержание статусного набора (портрета) индивида, охарактеризовать различные виды статусов, статусное поведение и статусную несовместимость, показать динамику статусного портрета человека.

Второй вопрос следует начать с раскрытия содержания понятия «социальная роль». Далее остановиться на понятии «ролевой набор», показать динамику ролевого набора (на примере семьи). Кроме того, необходимо отразить в выступлении такие аспекты как ролевой конфликт и ролевые дисфункции, ролевое напряжение.

При подготовке к третьему вопросу следует начать с характеристики социализации как отличительного процесса, свойственного среди живых организмов только человеку; далее охарактеризовать содержание фаз (этапов) социализации, обратить внимание на кризисные точки социализации, ресоциализацию и десоциализацию и, в завершении, подробно рассмотреть тему агентов и институтов социализации. В качестве примера института социализации рекомендуется взять школу или ВУЗ.

Литература

1. Барболин М. П., Приятелев В. В., Смирнов А. А.; под ред. Ивченко Б. П.. Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития в новых социально-экономических условиях России на рубеже XX-XXI веков: пособие для курсов повышения квалификации - СПб.: Петрополис, 2005. - 148 с.

2. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие - М.: Академия, 2004. - 304 с.

3. Багреева Е. Г., под ред. Антоняна Ю. М. Социокультурные проблемы в криминологии [Электронный ресурс]: монография - М.: ВНИИ МВД России, 2001.

4. Слотина Т. В. Психология личности: учебное пособие - СПБ.: Питер, 2008. - 304 с.

5. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник - 5-е изд., доп. и прераб. - СПб.: Питер, 2008. - 656 с.

Понятия и термины

Понятие личности. Теории личности: зеркального Я, ролевая теория, необихевиоризм, теория референтной группы. Типы личности.

Социализация: стадии, уровни (первичная и вторичная). Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Интериоризация. Инициация. Инфантилизм. Конформность.

Социальный статус. Статусный набор. Главный статус. Личный статус. Приписываемые, достигаемые и смешанные статусы. Основные и неосновные статусы. Социально-групповой статус. Несовместимость статусов.

Социальная роль и ожидания. Ролевой набор. Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Межстатусная дистанция. Социальный стереотип.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.005 с.)