Семинар по теме № 2. История развития социологической мысли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар по теме № 2. История развития социологической мысли.



Социологические теории и школы

Вопросы для обсуждения

1.Классические социологические теории: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Лебон, Г. Тард, Г. Мид.

2. Развитие социологической мысли в России с сер. XIX в. до на наших дней.

3. Современные социологические теории и школы.

 

Методические рекомендации

 

Подготавливая первый вопрос, следует учитывать, что на семинаре будут рассмотрены лишь те персоналии, которые не удалось изучить в ходе лекционного занятия. При отборе материала следует избегать сведений биографического характера, а уделять внимание вкладу той или иной персоналии в становлении социологии как науки. Материал следует структурировать в соответствии с начатой на лекции таблицей: первая графа – имя, годы жизни, научное направление, вторая – вклад ученого в социологическую науку, третья – ключевые труды по социологии.

При подготовке ко второму вопросу рекомендуется выделить этапы развития социологии в России, внутри которых четко обозначить основные школы, направления и персоналии их представляющие. Особое внимание следует уделить Питириму Сорокину как выдающемуся представителю российской и американской социологии: вынести изучение его биографии и наследия в отдельный доклад.

Третий вопрос остается на самостоятельное изучение. Здесь следует обратить внимание, прежде всего, на таких выдающихся социологов какР. Шюц, П. Бурдье, Ю. Хабермас. П. Штомпка. Ж. Бодрийяр.

Литература

1. Воронцов А. В..История социологии. ХIХ - начало ХХ века: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2: Русская социология - М.: ВЛАДОС, 2005. - 477 с.

2. Воронцов А. В., Громов И. А.. История социологии. ХIХ - начало ХХ века: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1: Западная социология - М.: ВЛАДОС, 2005. - 423 с.

3. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов - М.: Книжный дом Университет, 2001. - 216 с.

4. Зборовский Г. Е. История социологии: учебник - М.: Гардарики, 2007. - 608 с.

5. Немировский В. Г. История социологии: учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 2005. - 318 с.

6. Социология в России: учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1988. - 696 с.

7. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 668 с.

8. Тексты по истории социологии ХIХ - ХХ веков: хрестоматия / сост. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. - М.: Наука, 1994. - 383 с.

 

Понятия и термины

 

Позитивизм. Экономический детерминизм. Общественно-экономические формации. Органическая школа (эволюционизм, социально-биологическая школа). Социально-психологическая школа. Социальный факт. Аномия. Солидарность. Понимающая социология. Идеальный тип. Чикагская школа.

Структурный функционализм. Неоэволюционизм. Теории социального конфликта. Бихевиоризм. Символический нтеракционизм. Феноменология Габитус. Социальное поле. Социальный капитал. Симулякр. Постмодернизм.

Субъективная социология (социальная психология). Географическое направление в социологии. Социально-правовое направление. Типологический метод. Историко-сравнительный метод. Синтетический подход. Марксизм. Исторический материализм. Советская социологическая ассоциация.

 

Семинар по теме № 4 (для заочной формы обучения).

Этапы, виды, программа социологического исследования

Вопросы для обсуждения

1. Виды социологического исследования.

2. Этапы социологического исследования.

3. Программа социологического исследования.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе следует раскрыть различные классификации социологических исследований: по содержанию, направленности, форме проведения, масштабу, в зависимости от изучаемого контингента респондентов, периодичности и т.д.

Во втором вопросе необходимо подробно описать три этапа социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий.

При раскрытии третьего вопроса следует дать понятие программы социологического исследования и охарактеризовать содержание трех ее разделов: методологического (теоретического), методического и организационного. Кроме того, раскрыть тему гипотезы социсследования.

Все вопросы следует иллюстрировать примерами конкретных социсследований.

Литература

1. Анурин В. Ф.Эмпирическая социология: Учебное пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.

4. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 368 с.

5. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. - 4-е изд. стер. - М.: КомКнига, 2006. - 480 с.

6. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие - М.: МарТ, 2005. - 144 с.

Понятия и термины

Фундаментальные, прикладные, теоретические и эмпирические исследования. Пилотажные, описательные и аналитические исследования. Трендовые, панельные и лонгитюдные исследования. Количественные и качественные исследования. Кросс-культурное исследование.

Этапы социсследования: подготовительный, полевой и аналитический.

Программа социсследования: методологическая, методическая и организационная части. Гипотеза. Операционализация понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.161.54 (0.006 с.)