Тема 12. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Понятие и общая характеристика предметов ведения и полномочий местного самоуправления.



Семинарское занятие

Вопросы:

1. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления: понятие, виды.

2. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.

3. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, сфере коммунального, бытового, транспортного и торгового обслуживания.

4. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, недропользования и охраны окружающей среды.

5. Полномочия органов местного самоуправления в области предпринимательства.

6. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения, физической культуры и спорта, образования и культуры.

7. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной защиты населения.

8. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

 

Рекомендации:

При подготовке ответа на первый вопрос следует раскрыть понятия «компетенция местного самоуправления», «предметы ведения местного самоуправления» и «полномочия местного самоуправления», отмечая при этом чем отличаются данные категории друг от друга. Вторая часть вопроса должна быть посвящена характеристике структуры компетенции местного самоуправления, субъектам, которые реализуют полномочия местного самоуправления, при этом можно привести примеры полномочий главы муниципального образования, представительного и исполнительного органов муниципального образования. В завершении следует рассказать о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

При подготовке ответов на последующие вопросы необходимо перечислить основные полномочия соответствующей группы, указать органы и должностные лица местного самоуправления, реализующие на практике данные полномочия.

 

Основные понятия: полномочия местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, предметы ведения местного самоуправления, компетенция органа местного самоуправления, предметы ведения органа местного самоуправления,

 

Практические задания:

- Решите предложенные задачи:

1) В январе 2006 городское собрание депутатов утвердило Положение о сборе за право торговли. Этим положением установлена общая ставка сбора за право торговли товарами (продовольственными, хозяйственными, алкогольной продукцией).

Предприниматель Непулов Н.Н., посчитав, что собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий, подал заявление в суд с просьбой признать данное Положение не соответствующим закону. Предприниматель исходил из того, что возможность введения объединенного сбора за право торговли любой продукцией, включая алкогольную. Законодательством не предусмотрена.

Какое решение должен принять суд? Ответ обоснуйте.

2) В 1997 году администрация Кемеровской области предоставила АО «Разрез Талдинский» земельный участок площадью 462 га. В 2003 году часть земельного участка (24,75 га) была передана в виде горного отвода АО «Открытчик». Этот горный отвод был предоставлен АО «Открытчик» на основании распоряжения администрации Новокузнецкого района.

Вправе ли была районная администрация изъять у АО «Разрез Талдинский» часть земельного участка, предоставленного Администрацией Кемеровской области, и передать его другому лицу? В каком порядке и кем принимается решение об отводе земельного участка для целей недропользования?

3) Постановлением городского совета все предприятия города, которые принимали на работу иностранных граждан, обязывались уплачивать в городской внебюджетный фонд средства, направляемые на развитие городской инфраструктуры и улучшение социально-культурного обслуживания населения.

Законно ли постановление городского совета? Ответ обоснуйте.

4) Глава поселковой администрации своим распоряжением закрыл предприятие «Лана» из-за систематической неуплаты налогов в местный бюджет и направил свое распоряжение в районную администрацию для исключения предприятия из реестра юридических лиц.

Как должна поступить районная администрация, получив такое распоряжение главы сельской администрации?

5) На сходе граждан поселка Вожа было принято решение о том, чтобы участковый инспектор милиции привлекал жителей к проводимым им мероприятиям по охране общественного порядка в поселке. Он должен был заранее оповещать жителей о планируемых рейдах, проверках и иных мероприятиях, обсуждать с жителями вопрос о целесообразности применения тех или иных мер взыскания к нарушителям. Однако участковый не согласился с решением схода и обратился за поддержкой к главе сельской администрации.

Как должен поступить глава администрации? Какие формы взаимодействия жителей поселка с участковым возможны в данном случае?

6) Постановлением главы городской администрации были утверждены маршруты и графики движения автобусов, троллейбусов и маршрутных такси, а также установлены расценки по оплате за проезд. Руководитель ООО «Экипаж» посчитал это постановление главы администрации незаконным, поскольку, по его мнению, оно должно распространяться только на муниципальные транспортные предприятия. Его же фирма, осуществляющая перевозки пассажиров маршрутным такси, вправе сама устанавливать величину оплаты за проезд. За разъяснениями он обратился в прокуратуру.

От имени прокуратуры подготовьте ответ руководителю ООО «Экипаж».

7) Городской муниципальный совет принял Положение о порядке назначения на должность руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций, а также назначил на своем заседании директора муниципальной галантерейной фабрики, трех директоров муниципальных лицеев. Кроме того, большинством голосов депутаты объявили выговор директору городской муниципальной больницы за неудовлетворительное качество медицинского обслуживания населения, предоставили льготу по уплате местных налогов в размере 50% ООО «Строймастер» в целях развития производства.

Законны ли постановления городского муниципального совета?

 

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 21 июля 2007 г.)//СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

2. Закон Вологодской области от 30 июня 2002 г. № 804-ОЗ «Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области» (ред. 1 марта 2007 г.)//Красный Север. 2002. № 138-139.

3. Закон Вологодской области от 17 декабря 2007 г. № 1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» //Красный Север. 2007. № 149.

4. Решение Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 г. № 301 «О принятии Устава муниципального образования «Город Вологда» (вместе с «Уставом муниципального образования «Город Вологда»») (ред. от 28 июня 2007 г.)//Вологодские новости. 31.08.2005. №34.

5. Решение Вологодской городской Думы от 24 июня 2004 г. № 71 «Об утверждении порядка осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования «Город Вологда»// Вологодские новости. 2004. № 28.

6. Постановление Главы г. Вологды от 19 августа 2003 г. №2794 «Об утверждении положения об Административной комиссии города Вологды и форм процессуальных документов»//Вологодские новости. 2003. №36.

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Бялкина Т. М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 44-51.

2. Бялкина Т. М. Проблемы правового регулирования компетенции местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3. С. 37-40.

3. Гущин, В. З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления //Закон. 2006. № 3. С. 99-101.

4. Дитятковский М. Ю. Сроки наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1. С. 26-28.

5. Еремин А. Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 35-43.

6. Еркина Т. Н. Сфера муниципальной деятельности //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 6. С. 6-9.

7. Карташова Т. Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 8. С. 42-44.

8. Кваша Л. Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3. С. 35-37.

9. Кичигин Н.В. Конституционные основы участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2004. № 3. С.391-393.

10. Кобышева Е. И. Конституционно-правовое закрепление компетенции органов местного самоуправления в зарубежных странах СНГ // "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2007. № 1. С. 45-46.

11. Лапшина И. Е. Полномочия органов местного самоуправления в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. С. 39-48.

12. Мадьярова А. В. Об общих началах определения перечня государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. С. 27-32.

13. Миклина С. В. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8. С. 32-34.

14. Новиченко О. В. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7. С. 13-16.

15. Панфилов А. Н. Правовые проблемы реализации органами местного самоуправления полномочий по охране и сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения //Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 39-42.

16. Пешин Н. Л. Муниципальная хозяйственная деятельность //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8. С. 17-20; № 9. С. 16-21.

17. Помещикова С. А. Градостроительство и полномочия органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5. С. 39-43.

18. Рыжков Ю. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления // Законность. 2007. № 9. С. 2-4.

19. Холопов В. А. Пути оптимизации проблемы регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9. С. 6-8.

20. Щелачев В. А. Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12. С. 38-40.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.015 с.)